Адаптация первоклассников к первому году обучения.
статья (1 класс) по теме
Статья об успешной адаптации первоклассников первого года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Adaptaciya_k_1_godu_obucheniya..doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
(слайд 2) Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам. Значение этого периода проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
(слайд 3) Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
• сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
• установление контакта с учащимися, с учителем;
• формирование адекватного поведения;
• овладение навыками учебной деятельности.
Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.
При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела. Заболеваемость первоклассников в этот период может в 2 раза превышать величину этого показателя у более старших школьников.
Деятельность педагогов младшего звена по организации благоприятной адаптационной среды направлена на создание следующих психолого-педагогических условий:
(слайд 4) 1. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Установлено, что работоспособность школьников достигает максимума на 15-й день, после чего около 2-х недель она удерживается на высоком уровне, а начиная с 5-й недели резко снижается. Именно поэтому в нашей школе
учебный год разбит на 6 периодов обучения (слайд 5) Первое полугодие разделено на 3 периода по 5 недель каждый. Между периодами недельные каникулы. Второе полугодие также разбито на 3 периода обучения, но уже продолжительностью по б учебных недель. (слайд 6) Для 1-х классов введена неделя дополнительных каникул.
(слайд 7) Обучение весь год в 1-ю смену с 9.00 часов.
(слайд 8) Пятидневный режим обучения.
(слайд 9) «Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса: в сентябре-октябре проводится ежедневно только по три урока по 35 минут каждый, далее - 4 урока по 35 минут.
(слайд 10) Облегченный день в середине учебной недели.
(слайд 11) Ежедневный спортивный час в ГПД.
2 условие (слайд 12) ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
( слайд 13) Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников:
• медицинский осмотр детей, поступающих в школу, врачами-специалистами
• мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников с целью
выявления наиболее часто болеющих детей;
(слайд 14) Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:
• проведение плановых и внеплановых прививок медработником школы
• витаминизация;
• профилактика простудных заболеваний (применение чеснока, оксалиновой мази и т.д.);
• создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков: мытья рук, переодевания сменной обуви и т.д.;
(слайд 15) Максимальное обеспечение двигательной активности детей:
• ежедневная физзарядка до занятий;
• физкультминутки проводятся на каждом уроке продолжительностью по 1,5-2 минуты (рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока). В комплекс физминуток включаются различные упражнения с целью профилактики нарушения зрения, простудных заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата;
• подвижные игры на переменах;
• ежедневная прогулка в группе продленного дня;
- внеклассные спортивные мероприятия;
(слайд 16) Организация логопедической и психологической помощи первоклассникам.
Среди первоклассников есть дети, испытывающие разного рода трудности общения в коллективе: гиперобщительные дети; дети, боящиеся классно-урочной обстановки; стесняющиеся отвечать и поэтому производящие впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя. Не допускается авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками.
III условие (слайд 17) ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
- (слайд 18) Вводный курс «Первые дни в школе» автор Прокопенко (10 часов)
предусматривает освоение детьми организационных навыков и умений для учебы в школе.
Содержание строится на доступном практически всем первоклассникам дошкольном материале игры, рисования, конструирования, элементарного экспериментирования.
Данный курс охватывают следующие темы:
1. Знакомство детей с учителем и между собой.
2. Формы устного ответа.
3. Умение выражать свои эмоции.
4. Парная форма работы.
5.Школьные правила вежливости.
6. Экскурсия по школе и т.д.
- (слайд 19) Особенности организации урока в 1-м классе.
Учитывая особенности первоклассников, урок строится иначе, чем в следующих классах начальной школы. В уроке представляем два структурных элемента: оргмомент и основную часть.
Оргмомент используем для обучения детей умениям организовывать рабочее место (достать учебник, расположить на парте правильно и удобно тетрадь и т.п.). Здесь требуется пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать.
Основная часть урока - «дробная» т.е. состоит из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Особое внимание уделяется использованию игр не только с правилами, но и ролевым играм, способствующим развитию творческих способностей, основа которых - воображение.
На занятиях используются различные формы работы с учащимися: упражнения психологического характера, творческие задания, обсуждение с детьми выполненных заданий, обобщение результатов некоторых заданий в виде общих выставок и композиций, помогающих осваивать пространство класса.
На уроках в первый период два раза в неделю использую шестнадцать сказок, включающие основной материал по школьной адаптации. Эти сказки содержат позитивные модели поведения для детей и взрослых. После прослушивания повышается учебная мотивация, понижается уровень тревожности, дети хотят учиться в школе, справляться со своими трудностями. Вот некоторые названия сказок: Смешные страхи. Игры в школе. Школьные правила. Собирание портфеля. Госпожа Аккуратность.
- (слайд 20) Индивидуальная работа с первоклассниками. В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе:
• задания разной степени трудности;
• специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие мышления, речи, воображения, внимания, памяти. При этом по возможности дети объединяются в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу;
IV условие (слайд 21) ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Внеучебная деятельность первоклассников организуется в соответствии с интересами и желаниями детей и их родителей.
(слайд 22) Организация групп продленного дня.
Общешкольные и классные мероприятия во внеурочное время с целью приобщения первоклассников к школьным традициям. Детские праздники. Экскурсии. Выставки детского творчества. Концерты для родителей.
(слайд 23) Признаки успешной адаптации ребенка к школе:
•Во-первых, (слайд 24) это удовлетворенность ребенка процессом обучения.
•Второй признак (слайд 25) - насколько легко первоклассник справляется с программой.
•Следующий признак (слайд 26) - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.
•Но самым важным признаком является (слайд 27) его удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к статье "Адаптация первоклассников к первому году обучения""
Презентация к статье....
Организация внеурочной деятельности у первоклассников - опыт первого года работы по стандарту.
Московские областные чтения им. И.И. Брагинского. г. Черноголовка....
Специфика организации подвижных игр обучающихся с ОВЗ (с нарушениями зрения) первого года обучения во внеурочной деятельности: планирование, методические приемы обучения
Особенности обучения незрячих и слабовидящих детей подвижным играм во внеурочное время. Планирование адаптированных подвижных игр и игровых упражнений с обучающимися с ОВЗ (с нарушениями зрения) перво...
Внеурочное занятие по английскому языку для 1-2 класса (первого года обучения) "Времена года"
Задачи: повторение и закрепление лексики по темам «Цвета»; изучение новой лексики по теме: «Времена года»; формирование умение понимать на слух речь учителя и одноклассников;развит...
Родительское собрание "Адаптация первоклассников. Итоги первой четверти"
В разработке содержится подробный материал хода родительского собрания...
Статья на тему «Адаптация школьников на первом году обучения».
Данная статья представляет собой пример классных часов с подробными планами занятий, направленных на адаптацию учащихся возраста при поступлении в первый класс. Предложенная информация может быть поле...
Адаптация первоклассников в первой четверти.
Согласно новым образовательным стандартам в ходе организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе необходимо делать акценты на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и здоровь...
Комментарии
Адаптация первоклассников