Работа с одаренными детьми
презентация к уроку (4 класс) по теме
Материал в наглядной форме показывает основные аспекты работы с одаренными детьми. Презентация может быть использована на педагогических советах и МО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_odarennymi_detmi.rar | 65.15 КБ |
Подписи к слайдам:
Особенности и организация работы со способными детьми
Где нет простора для проявления способностей,
там нет и способностей.
Л.Фейербах
Образовательное пространство школы:
Предметы общеобразовательного цикла
Занятия по интересам
Кружки, клубы
Система воспитательной работы
Детские общественные организации
Основные направления работы со способными детьми:
Развитие системы личностно-ориентированного образования детей
Создание развивающей среды, отвечающей познавательным потребностям и возможностям способных
детей
Признание ценности творчества ребёнка учителями и родителями
Традиции
-предметные олимпиады
-концертная деятельность
-выставки и конкурсы детских работ и рисунков
- предметные недели
Одарённые дети обладают определёнными способностями:
Гибкость и быстрота мышления.
Лёгкость генерирования идей.
Неудовлетворённость малыми результатами.
Постоянная неудовлетворённость собой.
Готовность отстаивать свою точку зрения.
Познавательный эгоцентризм.
Меньше развит моральный эгоцентризм (чувство превосходства над сверстниками).
Организаторские способности.
Самодостаточность.
Одарённые дети обладают определёнными способностями:
Повышенная уязвимость, сверхчувствительность.
Склонность к соревновательству, конкуренции.
Глубокое понимание окружающих явлений и событий.
Высокая концентрация внимания.
Способность к самооценке.
Самокритичность.
Склонность к прогнозированию.
Лёгкость ассоциирования, умение находить аналогии там, где традиционно они не усматривались.
Возможность использовать любую информацию
Отличная память.
Ярко выраженный интерес или склонность.
Любознательность.
Если влечение к творчеству не получает реального выхода, возникает тяготение к разрушению. Психологическое напряжение таково, что если человек не может соединить себя с миром в акте творчества, то рождается побуждение к устранению и разрушению мира … Альтернатива вполне чёткая – творить или уничтожать.
Э. Фром
ПРОГРАММА «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
Одаренные дети - наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной задачей ОУ. Различают общую и специфическую одаренность.
Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.
Цели программы:
определение специфической одаренности и ее возрастное проявление;
выявление специфических способностей детей и их диагностика психолого-педагогической службой;
разработка программ для работы с одаренными детьми в процессе учебы.
Разделы программы:
1. Концепция работы с одаренными детьми.
2. Выявление одаренных детей и работа с ними. (Работа психолого-педагогической службы.)
I этап - анамнестический - на первой ступени обучения, где при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности.
II этап - диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих способностей и способностей ребенка.
III этап - этап формирования, углубления и развития неординарных способностей ребенка.
3. Методики диагностики одаренности.
Концепция работы с одаренными детьми
Такие особенности учащихся, как развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей и активная познавательная потребность, позволяют утверждать, что есть дети, которых можно назвать одаренными..
К группе одаренных детей могут быть отнесены обучающиеся, которые:
1. имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
2. имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;
3. испытывают радость от умственного труда.
Для одаренных детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой, сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определенном этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одаренности.
Три категории одаренных детей:
1. дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);
2. дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте);
3. учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы ОУ.
Принципы работы с одаренными:
принцип индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации этого принципа выступает разработка индивидуальной системы оптимальных условий развития одаренного учащегося);
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
принцип максимального разнообразия представляемых возможностей;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности при снижении в определенном смысле и в определенной мере учебных требований;
принцип особого внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
Цели и задачи работы с одаренными детьми
Цель:
выявление одаренных детей.
Задачи:
1. Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными
2. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности
3. Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности
Цель:
создание условий, способствующих оптимальному развитию одаренных детей.
Задачи:
1. Отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, и применение этих методов, форм и приемов
2. Разработка гибких индивидуальных программ обучения учащихся, чья одаренность в определенных областях уже выявлена
3. Проявление уважения к индивидуальности ученика
Содержание, методы и формы работы с одаренными учащимися
Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин.
Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. А главное, нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеями и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
Для оптимального развития одаренных учащихся разрабатываются специальные развивающие программы по отдельным предметам в рамках индивидуальной программы обучения одаренного учащегося. В обучении одаренного учащегося реализовывается стратегия ускорения (имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения), в работе с такими учащимися используется быстрое продвижение к высшим познавательным уровням и области избранного предмета.
Методы и формы работы с одаренными учащимися, органически сочетаются с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаются определенным своеобразием.
Используются: тематические и проблемные мини-курсы, «мозговые штурмы» во всех вариантах, ролевые тренинги, способствующие развитию исследовательских умений в процессе научно-практической работы или творческих заданий и т. п.
Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение получают групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.
Каждый учебный предмет определяет специфику применяемых форм, методов и приемов работы. Наряду с урочной деятельностью способствуют выявлению и развитию одаренных учащихся занятия по интересам, кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, участие в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы учащихся.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в ОУ. Основой формирования такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучающая, развивающая и воспитывающая, а организующим началом системы является игра.
Методы и формы работы разделены
на урочные и внеурочные
Воспитание - процесс «питания души и сердца» - невозможно отделить от обучения, так как воспитывается, формируется человек в повседневной своей деятельности, в результате проживания каждого своего дня, а он у школьников наполнен познанием и учением. Более того, школа является местом, где ребенок проводит практически все свое время, значит, она должна сделать все от нее зависящее для создания условий, обеспечивающих возможность самореализации и самовыражения личности ребенка.
Школа - не закрытое, изолированное от мира учреждение, а открытая система, подверженная влиянию извне. Ребенка воспитывает все, что его окружает. Поэтому главное значение имеет уклад школьной жизни, атмосфера, школьная культура, что определяется совокупностью многих ценностей, доминирующую роль среди которых играет стиль взаимоотношений взрослых и детей. Лучшее воспитание - это воспитание добрыми отношениями друг к другу, к окружающему миру, к самим себе, нравственность постигается и принимается не из чьих-то речей, а из реальных отношений между людьми, которые ребенок видит, испытывает и осуществляет сам.
Одна из позиций заключается в том, что начальная школа - это особый, неповторимый этап в развитии личности ребенка. Отсюда усилия нашей школы сосредоточены на создании для младшего школьника особых условий развития.
Мы формируем четкую позицию:
«Не ученик должен быть удобен для школы, а начальная школа для него!»
Начальная школа должна стать не «школой навыка», а первым опытом ребенка в образовании – местом пробы своих сил, пространством раскрытия личностного потенциала и школой взросления.
Мы стараемся обеспечить полноценное взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности в учебном процессе; сохранить у детей желание учиться дальше и сформировать у них умение учиться (самостоятельно определять свои достижения и ограничения, расширять границы своих возможностей с помощью других людей - взрослых и сверстников); создавать предпосылки для творчества ребенка во всех видах деятельности.
Одним из основных этапов является - организационно-исполнительный. Здесь работа идет по следующим основным направлениям:
Комплекс мер по реализации программ
и планов включает:
создание нормативно-правовой базы , обеспечение организационно- содержательных условий для удовлетворения образовательных и творческих запросов школьников.;
научно-методическое, психолого-педагогическое и кадровое обеспечение работы;
повышение научно-методического и профессионального уровня педагогов;
организация инновационной деятельности;
внедрение современных образовательных технологий;
проектирование учебных планов;
разработка авторских программ;
своевременное обеспечение информированности учащихся и их родителей
осуществление поддержки и социальной защиты талантливых детей
Повышение научно-методического и профессионального уровня педагогов осуществляется через:
-методические объединения,
-творческие группы,
-семинары –практикумы,
научно-практические конференции,
курсы повышения квалификации,
конкурсы педагогического мастерства
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит его путь к знаниям.
Спасибо
за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми
Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...
Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...
Одаренность. Формы и методы работы с одаренными детьми
Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому ОУ сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потре...
Работа с одаренными детьми. Конспект занятия по авторской программе "Развитие одаренности средствами арт-терапии".
Конспект занятия по работе с одаренными детьми для развития творческого воображения и абстрактного мышления....
«Одаренный ребенок. Формы и методы работы с одаренными детьми. Презентация опыта»
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Б...
Одаренный ребенок. Кто он? Формы и методы работы с одаренными детьми.
Одаренный ребенок. Кто он?Формы и методы работы с одаренными детьми....
Комментарии
Презентация "Работа с одаренными детьми"