Технология развития критического (смыслового) мышления.
методическая разработка
Обучение в современной ШКОЛЕ - это процесс, формирования человека, способного к самоопределению и самореализации. Уходит в прошлое практика, когда учитель работая фронтально, выдает нужную информацию! Информацию мы добываем!!! Идет усиление мотивации, мы стараемся показать, что школьные занятия – это не отвлеченная от жизни информация, а наоборот – необходимая подготовка к жизни.
Ученик становится живым участником образовательного процесса.
Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта, а более тесное общение одноклассников помогает им раскрепоститься в общении.
Взаимодействуя в социуме, приобретает умение вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей.
Стандарты начального образования предусматривают необходимость перехода к компетентностно - деятельностному подходу в обучении, который обеспечивает "...достижение планируемых результатов начального общего образования и создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, компетенций, видов и способов деятельности".
Компетентностный подход основывается на современных образовательных технологиях.
Одна из них - это технология развития критического (смыслового) мышления.
Смысловое мышление начинается с вопросов и проблем,
а не с ответов на вопросы преподавателя.
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.
Дети любознательны от природы. Как правило, в начальной школе им всё ново, а потому и интересно. Появился новый предмет — здорово! Изучаем новый тип задач — отлично, хочу поскорее попробовать! Их не нужно приучать учиться, они и так это делают с удовольствием.
Главное, организовать процесс обучения интересно и творчески!
Однажды я спросила учащихся, что легче задавать вопросы или на них отвечать?
Ответили, что им легче отвечать!
Я задумалась: и в правду ведь ответ на вопрос лежит либо в тексте, либо зависит от знания фактического материала.
Вот тут то и пришла на помощь Ромашка Блума.
Цель данного приема научить ребенка не только отвечать на вопросы, но и самому грамотно их задавать.
Искусство задавать вопросы является очень важным. Оно поощряет самостоятельный поиск ответов, учит задавать свои собственные вопросы, которые помогают увидеть взаимосвязь между изучаемым школьным предметом и реальным миром.
Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный вопрос. Таким образом, 6 лепестков - 6 типов вопросов.
В центре записана тема, над которой работали или ФИО автора и название его художественного произведения.
Ребята с удовольствием изготавливают ромашку и на каждом из шести лепестков записывают вопросы разных типов. С помощью шести вопросов необходимо выйти на понимание и осмысление информации, содержащейся в тексте.
Одним из основных приёмов осмысления является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. К сожалению, многие учащиеся испытывают затруднения при формулировке вопроса. Перефразируя высказывание Кинга, можно утверждать, что «умеющие задавать вопросы, умеют мыслить». Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования.
«Ромашка Блума» помогает научить детей задавать вопросы.
Таким образом, мы убедились что классификация вопросов по Блуму помогает учащимся:
1) Сравнивать предметы, явления, характеры героев, сюжеты и много другое...
2) Находить причинно - следственную связь (окр.мир, лит.чтение, математика, русский язык...).
3) Взаимосвязь между изучаемым материалом и собственным опытом.
Вопросы должны быть простые, ясные и понятные - они способствуют не уклоняться от темы, а развивать критический подход к изучаемому материалу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
romashka_bluma.pptx | 2.15 МБ |
romashka_s_voprosami_-_demonstratsionnaya.docx | 18.29 КБ |
romashka-razdatka.docx | 47.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Требования современного образования, обозначенные в ФГОС, нацеливают на принцип «учить не науке, а учить учиться».
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
А как развивать в ребенке навыки критического мышления ? Какие приемы и технологии использовать?
Приём основан на работе с текстом. Приём является универсальным. Главным в работе с текстом является осмысление информации.
Корней Чуковский «Телефон»
ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ Это вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию из текста . Вопросы начинаются со слов: ЧТО? ГДЕ? КАК? КТО?
Корней Чуковский «Телефон» Кто позвонил первым? Для кого Слон просил прислать шоколада? Что попросил Крокодил?
Целью этих вопросов - предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал . Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся . Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики УТОЧНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ « То есть ты говоришь, что…?» «Если я правильно понял, то …?» «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?» «Ты действительно думаешь, что …?»
Корней Чуковский «Телефон» Кто позвонил первым? Для кого Слон просил прислать шоколада? Что попросил Крокодил? -То есть ты говоришь, что Крокодил просил прислать калоши ?
В некоторых ситуациях они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей . ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ (ОБЪЯСНЯЮЩИЕ) ВОПРОСЫ Обычно начинаются со слова «Почему?»
Корней Чуковский «Телефон» Кто позвонил первым? Для кого Слон просил прислать шоколада? Что попросил Крокодил? -То есть ты говоришь, что Крокодил просил прислать калоши ? -Почему автор не спал три ночи?
В творческом вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза … ТВОРЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ «Что изменилось бы в …, если бы …?» «Как вы думаете, как будет развиваться ... после ( если ) …?»
Корней Чуковский «Телефон» Кто позвонил первым? Для кого Слон просил прислать шоколада? Что попросил Крокодил? -То есть ты говоришь, что Крокодил просил прислать калоши ? -Почему автор не спал три ночи? -Что изменилось бы в жизни героя, если бы у него не было телефона ?
Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов . ОЦЕНОЧНЫЕ ВОПРОСЫ Почему … хорошо, а … плохо?» «Чем … отличается от …?»
Корней Чуковский «Телефон» Кто позвонил первым? Для кого Слон просил прислать шоколада? Что попросил Крокодил? -То есть ты говоришь, что Крокодил просил прислать калоши ? -Почему автор не спал три ночи? -Что изменилось бы в жизни героя, если бы у него не было телефона ? -Почему помогать хорошо, а не помогать плохо?»
Вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой . ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?» «Где вы в обычной жизни можете наблюдать………?»
Корней Чуковский «Телефон» Кто позвонил первым? Для кого Слон просил прислать шоколада? Что попросил Крокодил? - То есть ты говоришь, что Крокодил просил прислать калоши ? - Почему автор не спал три ночи? - Что изменилось бы в жизни героя, если бы у него не было телефона ? - Почему помогать хорошо, а не помогать плохо?» - Как бы вы поступили на месте героя произведения?
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА:
Интерпретационные
вопросы
Почему?
(установление
причинно-следственных
связей)
Уточняющие
вопросы
Если я правильно
тебя понял, то…
Простые
вопросы
Почему?
Что?
Когда?
Где?
Как?
Оценочные
вопросы
Как вы относитесь
к поступку..?
Было ли хорошо
(или плохо)..?
Практические
вопросы
Как можно
применить..?
Что можно
сделать из..?
Творческие
вопросы
Что изменилось бы..?
Как будет
развиваться
сюжет после..?
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления
Компетентностный подход в обучении основывается на компетентностно-ориентированных заданиях и современных образовательных технологиях. Современные образовательные технологии (СОТ) обеспечивают включен...
Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).
Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...
Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...
Конспект урока окружающего мира с применением технологии развития критического творческого мышления
Конспект урока окружающего мира с применением технологии развития критического творческого мышления 3 класс...
Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления "Размножение и развитие животных" 3 класс Тема урока: «Размножение и развитие животных»
Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие животных" 3 класс с использованием технологии развития критического мышления. УМК "Школа России"...
Технология развития критического (смыслового) мышления.
Обучение в современной ШКОЛЕ - это процесс, формирования человека, способного к самоопределению и самореализации. Уходит в прошлое практика, когда учитель работая фронтально, выдает нужную информацию!...