Консультация "Сложности в адаптации к школе"
консультация

Падалица Елена Сергеевна

из этой статьи вы узнаете, что влияет на процесс адаптации, как долго он длиться, какие признаки говорят об успешной адаптации, а какие о проявлениях дезадаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsul_slozhnosti_v_adaptatsii.docx58.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВОЗНИКЛИ СЛОЖНОСТИ С АДАПТАЦИЕЙ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ?

🧑‍🏫Что влияет на процесс адаптации? На адаптацию ребенка к школе влияет множество факторов: личностные качества школьника, его врожденный темперамент и психологические особенности, эмоциональное состояние, умственная работоспособность и физическое здоровье. Имеет значение уровень готовности ребенка к школе, его интеллект, мотивация и социальные навыки. Также очень важно, какая обстановка в семье, отношения между родителями и ребенком

. ⏱️Сколько по времени длится процесс адаптации? От 2-3 недель до полугода 🙂Какие признаки могут говорить об успешной адаптации? * ребенок идет в школу с положительными эмоциями; * он уверен в себе, не выглядит тревожным или запуганным; * ребенок справляется с учебной программой, без истерик делает домашние задания самостоятельно, а при возникновении трудностей может прибегать к помощи взрослых; *у ребенка есть друзья в классе или школе; * ребенок может обратиться за помощью к одноклассникам или учителю и это не вызывает у него никаких негативных эмоций.

😞Как проявляется дезадаптация? *негативное отношение к школе; *эмоциональная неустойчивость, плаксивость; *повышенный уровень тревожности, который присутствует практически постоянно, как бы фоном; *низкая работоспособность; *двигательная расторможенность; *трудности общения с учителем и сверстниками; *ребенок выглядит утомленным длительное время; *психосоматические проявления, связанные с тревожностью: боли в животе и голове, частые болезни.

 ❤️Роль семьи в процессе адаптации к школе Школьное обучение- это процесс, требующий и от ребенка, и от родителей большой отдачи (эмоциональной, духовной, интеллектуальной и физической). В идеале в семье каждый человек ищет безопасность, принятие и стабильность. Дом и семья – это место, где ребенок хочет найти утешение, поддержку и спокойствие. Если он это получает в семье, если он закрывает там эти свои потребности, у него есть силы, ресурсы противостоять негативным факторам. С родительской поддержкой он учится способам реагирования на трудные жизненные обстоятельства, учится решать возникающие проблемы (только не путайте поддержку с гиперопекой!). А эти умения будут ему крайне необходимы на протяжении всей его жизни. Если же родители постоянно ссорятся, выясняют отношения, если между взрослыми постоянное недопонимание или в семье есть проблемы с алкоголизмом, то в этом случае семья и дом перестают быть для ребенка тем местом, где он чувствует себя в безопасности и может восстановить свой психо-эмоциональный ресурс.

☝️Как помочь ребенку адаптироваться к школе?

 📌к нагрузкам относимся осознанно, не перегружаем ни себя, ни ребенка Без сомнений, дополнительные занятия в кружках и секциях нужны и очень помогают всестороннему развитию ребенка, однако в первые месяцы школы нужно их добавлять постепенно и адекватно соотносить ресурсы и нагрузку ребенка и ваши.

 📌обсудим с ребенком его ожидания и тревоги Необходимо заранее проговорить с ребенком все тревожащие его моменты, попытаться снизить его уровень катастрофизации. Только не обещайте того, что вы не можете контролировать (например, в первую же неделю завести новых друзей). Если первоначальный опыт вашего ребенка не соответствует его ожиданиям, школа уже может показаться пугающей.

 📌следите за своим уровнем тревожности Часто бывает так, что родитель в некоторых ситуациях тревожится больше, чем ребенок. А ребенок, между прочим, очень хорошо понимает ваш невербальный язык и ваши эмоции. Поэтому может происходить процесс «эмоционального заражения» ребенка от мамы.

📌не высказывайте никаких негативных мнений о школе и об учителях Иначе только ускорите и усугубите дезадаптацию.

📌относитесь бережно и внимательно к эмоциям и чувствам ребенка. Если у ребенка возникают те или иные чувства, значит, на это есть причина. Замените фразы типа: «Ничего страшного, все пройдет», «что плакать из-за ерунды?» и т.п., например, на такие фразы: «Я вижу, что ты переживаешь. Поделись со мной, что случилось. Вместе мы обязательно что-нибудь придумаем».

Падалица Е.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первый раз в первый класс или проблемы адаптации в школе

Малыш идет в 1 класс. К этому дню вся семья готовится, однако ощущение празника вскоре исчезает. Ведь в первые дни ребенок сталкивается  трудностями, к которым он, оказывается, не готов. Необходи...

Программа коррекционно – развивающих занятий с первоклассниками в период адаптации к школе

Основной целью этой программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности, повыше...

Методическая разработка по теме: "Диагностика готовности к школе и адаптации к школе учащихся первых классов". 2013 год

В Методической разработке рассматриваются способы диагностики интеллектуальных процессов первоклассников, школьная мотивация, уровень комфортности в классе, уровень критичности в отношении своих...

Психологические особенности первоклассников. Адаптация к школе. Помощь родителей в адаптации.

Материал для родительского собрания по вопросам адаптациии в 1 классе....

"Адаптация к школе. Организация учебного пространства в первые дни ребенкка в школе"

Адаптация ребёнка к школе это сложный путь физического и психологического приспособления к незнакомой обстановке, привыкания к школьной жизни, освоения учебной деятельности.Ребёнок сталкивается с...