Консультация "Сложности в адаптации к школе"
консультация
из этой статьи вы узнаете, что влияет на процесс адаптации, как долго он длиться, какие признаки говорят об успешной адаптации, а какие о проявлениях дезадаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsul_slozhnosti_v_adaptatsii.docx | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВОЗНИКЛИ СЛОЖНОСТИ С АДАПТАЦИЕЙ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ?
Что влияет на процесс адаптации? На адаптацию ребенка к школе влияет множество факторов: личностные качества школьника, его врожденный темперамент и психологические особенности, эмоциональное состояние, умственная работоспособность и физическое здоровье. Имеет значение уровень готовности ребенка к школе, его интеллект, мотивация и социальные навыки. Также очень важно, какая обстановка в семье, отношения между родителями и ребенком
. Сколько по времени длится процесс адаптации? От 2-3 недель до полугода Какие признаки могут говорить об успешной адаптации? * ребенок идет в школу с положительными эмоциями; * он уверен в себе, не выглядит тревожным или запуганным; * ребенок справляется с учебной программой, без истерик делает домашние задания самостоятельно, а при возникновении трудностей может прибегать к помощи взрослых; *у ребенка есть друзья в классе или школе; * ребенок может обратиться за помощью к одноклассникам или учителю и это не вызывает у него никаких негативных эмоций.
Как проявляется дезадаптация? *негативное отношение к школе; *эмоциональная неустойчивость, плаксивость; *повышенный уровень тревожности, который присутствует практически постоянно, как бы фоном; *низкая работоспособность; *двигательная расторможенность; *трудности общения с учителем и сверстниками; *ребенок выглядит утомленным длительное время; *психосоматические проявления, связанные с тревожностью: боли в животе и голове, частые болезни.
Роль семьи в процессе адаптации к школе Школьное обучение- это процесс, требующий и от ребенка, и от родителей большой отдачи (эмоциональной, духовной, интеллектуальной и физической). В идеале в семье каждый человек ищет безопасность, принятие и стабильность. Дом и семья – это место, где ребенок хочет найти утешение, поддержку и спокойствие. Если он это получает в семье, если он закрывает там эти свои потребности, у него есть силы, ресурсы противостоять негативным факторам. С родительской поддержкой он учится способам реагирования на трудные жизненные обстоятельства, учится решать возникающие проблемы (только не путайте поддержку с гиперопекой!). А эти умения будут ему крайне необходимы на протяжении всей его жизни. Если же родители постоянно ссорятся, выясняют отношения, если между взрослыми постоянное недопонимание или в семье есть проблемы с алкоголизмом, то в этом случае семья и дом перестают быть для ребенка тем местом, где он чувствует себя в безопасности и может восстановить свой психо-эмоциональный ресурс.
Как помочь ребенку адаптироваться к школе?
к нагрузкам относимся осознанно, не перегружаем ни себя, ни ребенка Без сомнений, дополнительные занятия в кружках и секциях нужны и очень помогают всестороннему развитию ребенка, однако в первые месяцы школы нужно их добавлять постепенно и адекватно соотносить ресурсы и нагрузку ребенка и ваши.
обсудим с ребенком его ожидания и тревоги Необходимо заранее проговорить с ребенком все тревожащие его моменты, попытаться снизить его уровень катастрофизации. Только не обещайте того, что вы не можете контролировать (например, в первую же неделю завести новых друзей). Если первоначальный опыт вашего ребенка не соответствует его ожиданиям, школа уже может показаться пугающей.
следите за своим уровнем тревожности Часто бывает так, что родитель в некоторых ситуациях тревожится больше, чем ребенок. А ребенок, между прочим, очень хорошо понимает ваш невербальный язык и ваши эмоции. Поэтому может происходить процесс «эмоционального заражения» ребенка от мамы.
не высказывайте никаких негативных мнений о школе и об учителях Иначе только ускорите и усугубите дезадаптацию.
относитесь бережно и внимательно к эмоциям и чувствам ребенка. Если у ребенка возникают те или иные чувства, значит, на это есть причина. Замените фразы типа: «Ничего страшного, все пройдет», «что плакать из-за ерунды?» и т.п., например, на такие фразы: «Я вижу, что ты переживаешь. Поделись со мной, что случилось. Вместе мы обязательно что-нибудь придумаем».
Падалица Е.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям первоклассника "Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе".
Рекомендации...
Как помочь детям в адаптации к школе
Памятка для родителей...
Первый раз в первый класс или проблемы адаптации в школе
Малыш идет в 1 класс. К этому дню вся семья готовится, однако ощущение празника вскоре исчезает. Ведь в первые дни ребенок сталкивается трудностями, к которым он, оказывается, не готов. Необходи...
Программа коррекционно – развивающих занятий с первоклассниками в период адаптации к школе
Основной целью этой программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности, повыше...
Методическая разработка по теме: "Диагностика готовности к школе и адаптации к школе учащихся первых классов". 2013 год
В Методической разработке рассматриваются способы диагностики интеллектуальных процессов первоклассников, школьная мотивация, уровень комфортности в классе, уровень критичности в отношении своих...
Психологические особенности первоклассников. Адаптация к школе. Помощь родителей в адаптации.
Материал для родительского собрания по вопросам адаптациии в 1 классе....
"Адаптация к школе. Организация учебного пространства в первые дни ребенкка в школе"
Адаптация ребёнка к школе это сложный путь физического и психологического приспособления к незнакомой обстановке, привыкания к школьной жизни, освоения учебной деятельности.Ребёнок сталкивается с...