Памятка по обследованию и развитию всех компонентов речи.
картотека
Развитие речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 56.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка по обследованию
и развитию всех компонентов речи.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
- Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
- Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
- При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
- Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
- Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
- Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
- Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Упражнения для постановки свистящих звуков.
- «Улыбка» - губы плотно сжаты и растянуты в широкую улыбку. Удерживаем положение 8-10 секунд.
- «Заборчик» - зубы плотно сжаты, губы в широкой улыбке. Удерживаем положение 8-10 секунд.
- «Чистим зубки» - рот открыт, гладим кончиком языка вправо- влево, вверх- вниз нижние резцы(с внутренней стороны). Выполняем упражнения 15-20 раз.
Упражнения для постановки шипящих звуков.
- «Бублик» - зубы сомкнуты, губы вытянутые вперёд образуют круг. Удерживаем положение 8-10 секунд.
- «Вкусное варенье»- рот широко открыт, кончиком языка облизываем верхнюю губу, движениями сверху - вниз 10-15раз.
- «Чашечка» - рот широко открыт, вытягиваем язык вперед и поднимаем боковые края, образуя чашечку. Удерживаем положение 8-10 секунд.
Упражнения для постановки звука Л.
- «Грибок» - рот широко открыт, присосать язык вдоль неба. Удерживаем положение 8-10 секунд.
- «Маляр» - рот широко открыт, кончиком языка гладим небо движениями вперед-назад.
- «Качели» - высунуть язык, выполнять поочередно движения к носу, подбородку. Выполнять движения 10-15 раз
Упражнения для постановки звука Р.
- «Гармошка» - язык плотно присосатьк небу, открываем и закрываем рот, растягивая подъязычную уздечку. Выполняем упражнения 10-15 раз.
- «Лошадка» - рот широко открыт, щелкаем кончиком языка. Выполняем упражнения 10-15 раз.
- «Барабан» - рот широко открыт, стучим кончиком языка по альвеолам(бугорки за верхними зубами), произнося звук похожий на Д. Выполняем упражнения 15-20 раз.
Дыхательная гимнастика
- «Гуси летят» (укреплять физиологическое дыхание у детей.)
Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».
- «Подуй на одуванчик» (тренировать силу вдоха и выдоха). Ребёнок стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.
- «Ветряная мельница» (развитие плавного, длительного выдоха). Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора
Фонематический слух
- «Хлопни как Я» Х-Х, ХХ-Х, Х-ХХ, ХХ-ХХ, ХХ-ХХХ…
- «Эхо» А-О, У-И, А-О-Э, А-О-А…
БА-ПА, ПА-БА, СА-ША, ША-СА, ША-ЖА-ША, ЖА-ША-ЖА, ЦА-СА-ЦА,
СА-ЦА-СА, РА-ЛА-РА, ЛА-РА-ЛА.
- Назови первый звук, назови второй Э-О, Ы-И, А-У…
- Покажи картинки на заданный звук.
- Покажи где:
Крыса- крыша, коза- коса, бочка-почка, дрова- трава, ложки- рожки…
Лексика
- Части предметов (пр. чайник: крышка, носик, ручка)
- Обобщающие понятия:
- рука, нога, живот, голова, спина - части тела
- лук, морковь, картофель, огурец, свекла, помидор – овощи
- яблоко, апельсин, банан, виноград, лимон- фрукты
- медведь, заяц, волк, лиса- дикие животные
- корова, собака, кошка, коза, лошадь- домашние животные
- учитель, повар, строитель, врач, продавец- профессии
- Глагольный словарь (лошадь что делает? – скачет, самолет- летит, дятел – стучит…)
- Назвать близкие по значению действия: шить, вязать, вышивать, печь, жарить, варить.
- Антонимы (черный- белый, короткий- длинный, высокий- низкий, яркий- бледный, большой- маленький…)
- Синонимы (грязный, чумазый, нечистый, испачканный…)
Грамматический строй речи
- Правильное употребление предлогов.
- Употребление слов в единственном и множественном числе (стул- стулья, окно- окна…)
- Изменение существительных по падежам.
- Согласование существительных с числительными(1 ухо, 2 уха, 5 ушей)
- «Большой- маленький» (стол-столик, гнездо- гнездышко, ложка- ложечка)
Связная речь
- Пересказ
Лев спал. По его спине пробежала мышь. Лев проснулся и поймал мышь. Она стала просить, чтобы он ее отпустил. Лев рассмеялся и отпустил. На следующий день охотник поймал льва и привязал его веревкой к дереву. Мышь прибежала, перегрызла веревку и освободила льва.
- Составление рассказа по серии картин.
- Составление рассказа по сюжетной картине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки для работы по развитию речи обучающихся в начальной школе
Методический материал может быть использован как на уроках литературного чтения, так и изобразительного искусства. Представляет собой сборник памяток и опор для работы обучающихся...

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Особенности фонетико-фонематических компонентов речи младших школьников с ТНР и рекомендации по их развитию на уроках русского языка....

Обследование и коррекция произносительной стороны речи
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ- процесс производства звуков речи, осуществляемый согласованной работой трех отделов периферического речевого аппарата (дыхательного, голосообразовательного и артикуляционного) при р...

Здоровьесбережение является системообразующим фактором всех компонентов развивающей среды.
Здоровьесбережение является системообразующим фактором всех компонентов развивающей среды, а именно:· Непосредственно процесса обучения;·...

РЕЧЕВАЯ КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
РЕЧЕВАЯ КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ...

Памятка "Проведение обследования на ПМПК"
Памятка содержит практический материал по процедуре обследования обучающихся на ПМПК и будет полезна родителям (законным представителям)....

Инновационные технологии в развитие лексико-грамматических компонентов речи для учащихся 1-2 классов
Грамматика, по словам К.Д. Ушинского, – логика языка. Каждая форма в грамматике выражает какое-то общее значение. У детей, усваивающих грамматику, одновременно идет процесс развития мыслительных...