Памятка по обследованию и развитию всех компонентов речи.
картотека

Зотова Евгения Владиславовна

Развитие речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка по обследованию

 и развитию всех компонентов речи.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. 

 

Рекомендации

  • Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.  
  • Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.  
  • Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).  
  • При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.  
  • Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.  
  • Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.  
  • Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.  
  • Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ. 

Упражнения для постановки свистящих звуков.

  • «Улыбка» - губы плотно сжаты и растянуты в широкую улыбку. Удерживаем положение 8-10 секунд.    
  •  «Заборчик» -  зубы плотно сжаты,   губы в широкой улыбке.  Удерживаем положение 8-10 секунд. 
  • «Чистим зубки» - рот открыт, гладим  кончиком языка вправо- влево, вверх- вниз нижние резцы(с внутренней стороны). Выполняем упражнения 15-20 раз.

                                Упражнения для постановки шипящих звуков.

  • «Бублик» - зубы сомкнуты, губы вытянутые вперёд  образуют круг. Удерживаем положение 8-10 секунд.
  • «Вкусное варенье»- рот широко открыт,  кончиком языка облизываем верхнюю  губу, движениями сверху - вниз 10-15раз.
  • «Чашечка» - рот широко открыт, вытягиваем язык вперед и поднимаем боковые края, образуя чашечку. Удерживаем положение 8-10 секунд.  

                                       

Упражнения для постановки звука Л.

                     

  • «Грибок» - рот широко открыт, присосать язык вдоль неба.     Удерживаем положение 8-10 секунд.
  •  «Маляр»  - рот широко открыт, кончиком языка гладим небо движениями вперед-назад.
  • «Качели» - высунуть язык, выполнять поочередно движения к носу, подбородку. Выполнять движения 10-15 раз

Упражнения для постановки звука Р.

  • «Гармошка» - язык плотно присосатьк небу, открываем и закрываем рот,      растягивая подъязычную уздечку.     Выполняем упражнения 10-15 раз.
  •    «Лошадка» - рот широко открыт, щелкаем кончиком языка.  Выполняем упражнения 10-15 раз.
  • «Барабан» -  рот широко открыт, стучим кончиком языка по альвеолам(бугорки за верхними зубами), произнося звук похожий на Д. Выполняем упражнения 15-20 раз.

Дыхательная гимнастика

  • «Гуси летят» (укреплять физиологическое дыхание у детей.)

Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

  • «Подуй на одуванчик» (тренировать силу вдоха и выдоха). Ребёнок стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.
  • «Ветряная мельница» (развитие плавного, длительного выдоха). Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора

Фонематический слух

 

  • «Хлопни как  Я» Х-Х, ХХ-Х, Х-ХХ, ХХ-ХХ, ХХ-ХХХ…
  • «Эхо» А-О, У-И, А-О-Э, А-О-А…

БА-ПА, ПА-БА, СА-ША, ША-СА, ША-ЖА-ША, ЖА-ША-ЖА, ЦА-СА-ЦА,

СА-ЦА-СА, РА-ЛА-РА, ЛА-РА-ЛА.

  • Назови  первый звук, назови  второй Э-О, Ы-И, А-У…
  • Покажи картинки на заданный звук.
  • Покажи где:

Крыса- крыша, коза- коса, бочка-почка, дрова- трава, ложки- рожки…

Лексика

  • Части предметов (пр. чайник: крышка, носик, ручка)
  • Обобщающие понятия:
  • рука, нога, живот, голова, спина - части тела
  • лук, морковь, картофель, огурец, свекла, помидор – овощи
  • яблоко, апельсин, банан, виноград, лимон- фрукты
  • медведь, заяц, волк, лиса- дикие животные
  • корова, собака, кошка, коза, лошадь- домашние животные
  • учитель, повар, строитель, врач, продавец-  профессии
  • Глагольный словарь (лошадь что делает? – скачет, самолет- летит, дятел – стучит…)
  • Назвать близкие по значению действия: шить, вязать, вышивать, печь, жарить, варить.
  • Антонимы (черный- белый, короткий- длинный, высокий- низкий, яркий- бледный, большой- маленький…)
  • Синонимы (грязный, чумазый, нечистый, испачканный…)

Грамматический строй речи

  • Правильное употребление предлогов.
  • Употребление слов в единственном и множественном числе (стул- стулья, окно- окна…)
  • Изменение существительных по падежам.
  • Согласование существительных с числительными(1 ухо, 2 уха, 5 ушей)
  • «Большой- маленький» (стол-столик, гнездо- гнездышко, ложка- ложечка)

Связная речь

  • Пересказ

Лев спал. По его спине пробежала мышь. Лев проснулся и поймал мышь. Она стала просить, чтобы он ее отпустил. Лев рассмеялся и отпустил. На следующий день охотник поймал льва и привязал его веревкой к дереву. Мышь прибежала, перегрызла веревку и освободила льва.

  • Составление рассказа по серии картин.
  • Составление рассказа по сюжетной картине.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для работы по развитию речи обучающихся в начальной школе

Методический материал может быть использован как на уроках литературного чтения, так и изобразительного искусства. Представляет собой сборник памяток и опор для работы  обучающихся...

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Особенности фонетико-фонематических компонентов речи младших школьников  с ТНР и рекомендации по их развитию на уроках русского языка....

Обследование и коррекция произносительной стороны речи

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ- процесс производства звуков речи, осуществляемый согласованной работой трех отделов периферического речевого аппарата (дыхательного, голосообразовательного и артикуляционного) при р...

Здоровьесбережение является системообразующим фактором всех компонентов развивающей среды.

Здоровьесбережение является системообразующим фактором всех компонентов развивающей среды, а именно:·        Непосредственно процесса обучения;·...

РЕЧЕВАЯ КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

РЕЧЕВАЯ КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ...

Памятка "Проведение обследования на ПМПК"

Памятка содержит практический материал по процедуре обследования обучающихся на ПМПК и будет полезна родителям (законным представителям)....

Инновационные технологии в развитие лексико-грамматических компонентов речи для учащихся 1-2 классов

Грамматика, по словам К.Д. Ушинского, – логика языка. Каждая форма в грамматике выражает какое-то общее значение. У детей, усваивающих грамматику, одновременно идет процесс развития мыслительных...