Речевая готовность ребенка к школе
консультация (1 класс)
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Что такое речевая готовность ребёнка к школе?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_gotovnost_reb_k_shkole.docx | 31.48 КБ |
Предварительный просмотр:
смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вяземская начальная школа - детский сад «Сказка» для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Консультация для родителей
«Речевая готовность ребенка к школе»
Подготовил:
Малюк Вероника Михайловна
учитель-логопед
Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты и их родители. Взрослые держат своеобразный экзамен — именно сейчас, за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательных усилий. Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.
Что такое речевая готовность ребёнка к школе?
Существуют критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.
- сформированность звуковой стороны речи (ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп);
- полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка;
- готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи (уметь выделять звуки в словах, делить слова на звуки и слоги, делить предложения на слова);
- умение пользоваться разными способами словообразования (кошка-котенок, собака-щенок);
- умение правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами (стол-столик, стул-стульчик);
- образовывать прилагательные от существительных (из дерева-деревянный).
- сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.
Чем могут помочь родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка?
Очень важно заниматься с детьми в кругу семьи, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т.д. Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх, не забывая об основных принципах успешных занятий:
- создать в семье благоприятные условия;
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Используйте для занятий то, что ваш ребенок видит вокруг, — дома, на улице, в школе.
Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?» Можно просто спросить: «Какой он?» Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.
Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх. Спросите у ребенка: «Что бывает высоким?» — «Дом, дерево, человек…» — «А что выше — дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?» Или: «Что бывает широким?» — «Река, улица, лента…» — «А что шире — ручеек или река?» Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др.
Трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов.
Дети 6-7 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им творческие задания, например «Вспомни случай».
Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения… По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей — до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!
Почему так важно устранить речевые нарушения до начала школьного обучения?
Существуют нарушения, когда школьнику трудно овладеть чтением и письмом – дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письменной речи).
Дети с ДИСЛЕКСИЕЙ допускают ошибки при чтении: пропускают буквы, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов и т.д. Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.
При ДИСГРАФИИ дети младших классов школы с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них плохой почерк.
У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” (мягкий знак).
Для полноценного обучения письму и чтению ребенок должен иметь удовлетворительное речевое развитие, речевой слух и зрительно-моторное восприятие и внимание.
Заканчивая разговор о необходимости речевой готовности первоклассников, хочется подчеркнуть, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми.
И наоборот, неясная, плохо развитая речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения со сверстниками, нередко откладывает отпечаток на характер ребенка, препятствует успешному обучению в школе.
Уважаемые родители, Ваша любовь, терпение и эти учебные рекомендации будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего ребенка!
ваш учитель-логопед
Малюк Вероника Михайловна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая готовность ребенка к школе
Данный материал познакомит родителей и педагогов о речевой готовности ребенка к школьлному обучению. Рассматривается необходимость формирования устной речи будущих первоклассников. Предлагаются некото...
Как проверить речевую готовность ребенка к школе
Рекомендации родителям на тему: "Как проверить речевую готовность ребенка к школе"...
Презентация " Речевая готовность ребенка к школе" (консультация для родителей).
В данной презентации рассмотрены проблемы,возникающие при переходе дошкольников в новый социальный статус школьники.Критерии готовности ребенка к школьному обучению.Перечень проблем,возникающих при пе...
Речевая готовность ребенка к школе.
Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе...
Речевая готовность ребенка к школе.
Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в кол...
Презентация: "Речевая готовность ребенка к школе"
Важное место при подготовке ребенка к школе принадлежит развитию речи. Сделать речь ребенка правильной и красивой – задача важная и непростая. Речь выступает как средство регуляции психич...
Речевая готовность ребенка к школе
Советы логопеда...