Речевая готовность ребенка к школе.
консультация по логопедии на тему

Кордюкова Любовь Владимировна

  Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_gotovnost_rebenka_k_shkole.docx33.17 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая готовность ребенка к школе.

 Общешкольное родительское собрание для родителей, будущих первоклассников.

Слайд 1, 2

« Речь – это орудие, с помощью

которого человек мыслит и выражает свои мысли.»

С.Л. Рубинштейн

   Сегодня мы поговорим о «речевой готовности» вашего ребёнка к школе.

   Важное место при подготовке ребенка к школе принадлежит развитию речи. Сделать речь ребенка правильной и красивой – задача важная и непростая. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека – это визитная карточка. Речь ребенка отражает социальную среду, в которой он растет.

Ведь правильная речь – показатель интеллектуального развития ребенка.

   Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от вашей наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие – либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки зависит, будут ли у вашего ребенка трудности с речью и усвоением программного материала.

Дети в дошкольном возрасте обычно не вызывают особой тревоги у родителей. Однако, каждый родитель ребёнка, стоящего на пороге школы, испытывает тревогу и сомнения: сможет ли мой ребёнок успешно учиться, будет ли он впитывать ту информацию, которая преподаётся в школе, сможет ли качественно усвоить её и применять в дальнейшей жизни? И, конечно же, особенно это тревожит тех родителей, чьи дети занимаются с логопедом.

Слайд 3

Для нормального становления речевой деятельности необходимы определенные условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребенка:

  • Достигли определенной зрелости различные структуры головного мозга;
  • Правильно и координировано работали голосовые и дыхательные системы, органы артикуляции;
  • Были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;
  • Формировать потребность в общении.

Слайд 4

К концу дошкольного возраста, по данным исследователя Гвоздева, в норме у детей речь формируется как полноценное средство общения. Период с 7 до 17 лет, в норме, время совершенствования связной речи и становление речи письменной. К сожалению, до 60% детей, поступающих в школу, имеют разной степени выраженности речевые нарушения. Нарушения устной речи проецируются на процессы усвоения письменной речи и успешности обучения в целом.  

 С началом школьного обучения дети с речевыми нарушениями зачастую с трудом овладевают грамотой, пишут со стойкими, специфическими ошибками, не успевают за темпом класса и очень скоро попадают в разряд неуспевающих.

       Таким образом, данная категория учащихся попадает к логопедам, которые занимаются проблемами нарушения письма и чтения. Они ставят логопедическое заключение «дислексия» или « дисграфия».

Родители должны знать, что процесс письма и чтения – это сложные психо-физиологические процессы, в осуществлении которых участвуют различные отделы коры головного мозга. Для овладения письмом и чтением необходима достаточная сформированность целого ряда психических процессов, таких как память, внимание, мышление. Письменная речь с самого начала усваивается сознательно и только в процессе специального обучения, что сопряжено с большими трудностями.

Слайд 5

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Речевая готовность - один из критериев оценки общего развития ребенка, его утверждения как личности, умения себя позиционировать в обществе.

Существуют основные  критерии готовности к школьному обучению, которые  предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

Слайд6

1.Сформированность звуковой стороны речи .

В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. Приходя в школу, ребенок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

Если у ребенка наблюдается неправильное, искаженное, неточное, нечеткое произношение многих или отдельных звуков, то необходимо обратиться к логопеду, так как дефектное произношение может сказаться на успеваемости ребенка, как в начальной школе, так и в старших классах.

Слайд7

2.Полнаясформированность фонематических процессов и навыки анализа и синтеза звукослогового состава слова.

      Это умение дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость-глухость, твердость – мягкость, свистящие - шипящие и т.д. Различать слова, отличающиеся одним звуком (слова – паронимы: точка-дочка).  Определять количество, последовательность и место слов в предложении. Определять количество слогов в слове, отбирать картинки с заданным  количеством слогов.  Уметь выделять звук из слова (есть или нет), выделять первый и последний звук в словах, определять место звука, а также их количество и последовательность. Слитно произнести слово, произнесенное с паузами после каждого звука

Слайд8

3. Соответствие словарного запаса возрастным нормам.

Развитие словарного запаса у детей находится в тесной связи от ближайшего речевого окружения, так как речь усваивается по подражанию. Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10 тысяч слов

В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия).Подбирать синонимы, антонимы, омонимы. Понимать переносное значение слов(пословицы, фразеологические обороты).Подбирать обобщающие понятия для группы предметов. Знать детёнышей животных. Владеть навыками словообразования образовывать прилагательные от существительных.

Слайд9

4.Сформированность грамматического строя речи:

      В период овладения грамматическими системами языка в речи ребёнка обычно имеются «возрастные» аграмматизмы (ошибки), например: окны, стулы, лобы, а не окна, стулья, лбы. До определённого возраста такие ошибки являются вполне оправданными (до 4 лет), так ребёнок познает эти формы. Однако сохранение их в речи ребёнка в 7 лет должно вызывать тревогу.

К школе ребенок должен:

  • умение пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;
  • умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе;
  • согласовывать имена существительные с именами прилагательными;
  • правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные;
  • умение употреблять простые и сложные предлоги;
  • работать с деформированным предложением;
  • самостоятельно находить ошибки и устранять их;
  • составлять предложения по опорным словам и картинками т.д.

слайд10

5.Сформированность связной речи.

      Весь процесс школьного обучения построен так, что он совершенно немыслим без свободного владения связной речью. Это и устные ответы на уроках, письменные изложения, сочинения и многое другое.

К 7 годам ребёнок должен уметь:

пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки; составлять рассказ по картинке; составлять рассказ по серии картин; отвечать на вопросы по тексту.

При пересказе (рассказе) обращается внимание:

  • на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ); на лексику (полнота и точность использования слов);
  • на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения);
  • на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль).

      Если попросить ребенка рассказать о том, что он видит на картинке, то результаты могут оказаться для родителей самыми неожиданными. Одни дети составят большой и достаточно связный рассказ, используя в нём даже такие события, которые на иллюстрации не изображены. Другие с трудом составят несколько правильных или с ошибками построенных предложений, могут ограничиться только одним предложением. Но, а третьи дети смогут только просто перечислить изображённые на картинке предметы и явления, не связывая их между собой.

слайд11

   Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку. В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.

Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения. ( предлагается буклет для родителей )    Наличие у ребенка даже слабых отклонений в фонематическом и лексико – грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Слайд 12

Практически в самом начале обучения оказывается, к сожалению, что многие дети приходят в школу недостаточно подготовленными.

Приведу данные логопедического обследования учащихся нашей школы за 2014-2015 уч. год, поступившие в первые классы.

- с нарушением звукопроизношения - 37%;

- со сниженным фонематическим (речевым) слухом - 79%;

- с нарушением лексико – грамматическим строем речи  – 55%;

- недостаточно сформирована связная речь- 65%

Каждый третий ученик в начальной школе страдает дисграфией (нарушением письменной речи), это примерно 30%. По результатом обследования в нашей школе из вторых классов 32% имеют дисграфические ошибки.

Слайд13

ФАКТОРЫ

Ни для кого не секрет, что владение речью, обслуживающей практически все виды человеческой деятельности, является залогом успеха во многих областях и сферах жизни. Однако почему-то принято считать, что речевые умения и навыки не требуют специального внимания, а формируются как бы сами собой. Это глубочайшее заблуждение.

Факторы риска неуспеваемости в школе:

  • неспособность понять инструкцию;
  • не умение организовать свою работу;
  • низкий уровень развития памяти;
  • бедный запас слов;
  • неумение грамотно строить предложение;
  • нарушение звукопроизношения;
  • низкий уровень координации движений пальцев;
  • не умение различать фигуры.

слайд13

  Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

1.Создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

2. Проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

3. Не ругать ребенка за неправильную речь;

4. Ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

5. Не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

6. Осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

слайд14

 Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка.

Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми.

И наоборот, неясная, плохо развитая речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения со сверстниками, нередко откладывает отпечаток на характер ребенка, препятствует успешному обучению в школе.

Устранив все недочеты в дошкольном возрасте, в школе ждет вас успех!

слайд15

  Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Литература:

1.Н.В.Нижегородцева,В.Д.Шадриков «Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе».М.: «Владос», 2002г.

2.Л.Л.Сушинскас, Н.А.Шевердина Тесты для детей «Готовимся к школе», Ростов – на – Дону: «Феникс», 2010г.

3.Гризик Т. И, Тимощук Л. Е «Развитие речи детей 6-7 лет». М. : «Просвещение», 2007г.

4.Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева «Преодоление общего недоразвития речи у детей».Екатеринбург : ООО«Книга мир», 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая готовность ребенка к школе

Данный материал познакомит родителей и педагогов о речевой готовности ребенка к школьлному обучению. Рассматривается необходимость формирования устной речи будущих первоклассников. Предлагаются некото...

Как проверить речевую готовность ребенка к школе

Рекомендации родителям на тему: "Как проверить речевую готовность ребенка к школе"...

Презентация " Речевая готовность ребенка к школе" (консультация для родителей).

В данной презентации рассмотрены проблемы,возникающие при переходе дошкольников в новый социальный статус школьники.Критерии готовности ребенка к школьному обучению.Перечень проблем,возникающих при пе...

Речевая готовность ребенка к школе.

Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе...

Презентация: "Речевая готовность ребенка к школе"

Важное место при подготовке ребенка к школе принадлежит развитию речи. Сделать речь ребенка правильной и красивой – задача важная и непростая. Речь выступает как средство регуляции психич...

Консультация для родителей "Речевая готовность ребенка к школе"

Цель – познакомить родителей будущих первоклассников с особенностями подготовки к обучению в школе.Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее з...