Совместное чтение как семейная традиция
учебно-методический материал
Систематическое общение «вокруг книги» способствует эмоциональному и духовному сплочению старших и младших, взаимопониманию и общению.Систематическое общение «вокруг книги» способствует эмоциональному и духовному сплочению старших и младших, взаимопониманию и общению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovmestnoe_chtenie_kak_semeynaya_traditsiya.doc | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
тема «Совместное чтение как семейная традиция»
Цель: создание условий для осмысления родителями важности семейного чтения и формирования педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребенка.
Задачи:
- Осмысление важности приобщения ребенка к систематическому осознанному чтению.
- Выявление проблем взаимодействия родителей и детей в развитии интереса к чтению.
- Освоение родителями приемов развития техники, осознанности чтения и интереса к нему.
Форма проведения: диалог с элементами тренинга.
Этапы подготовки
- «Параллельное» анкетирование учащихся и их родителей на тему «Любит ли ребенок читать?».
- Подготовка эвристической мотивирующей информации для родителей «О чтении языком статистики».
- Разработка памяток для родителей:
- «Как воспитать книголюба?»
- «Литература для родителей по семейному чтению»
4. Формирование текстов тренинговых упражнений по развитию техники чтения и
интереса к нему:
4.1. «Пословицы».
4.2. «Слова на тему»
5. Подготовка вопросов для обсуждения на родительском собрании:
5.1. Чтение – это важно.
5.2. Как воспитать книголюба?
5.3. Учимся читать рационально и осмысленно.
В преддверии собрания проводится опрос детей и анкетирование родителей.
Анкеты для родителей и ребенка
Анкета №1. «Любишь ли ты читать?»
- Любишь ли ты читать?
- Какую книгу ты читаешь сейчас?
- Читают ли тебе родители?
- Читаешь ли ты вместе с родителями?
- В твоей семье любят читать взрослые?
- Ты читаешь потому, что надо, или потому, что интересно?
- Есть ли у вас дома интересные детские книги?
- Ходишь ли ты в библиотеку?
- Какую книгу сейчас читает мама? Папа?
- Какие книги тебе больше всего нравится читать?
Анкета №2. «Любит ли читать ваш ребенок?»
- Любит ли читать ваш ребенок?
- Какую книгу читает ваш ребенок сейчас?
- Читаете ли вы детям?
- Читаете ли вы вместе с ребенком?
- Любят ли в вашей семье читать взрослые?
- Как вы думаете, ваш ребенок читает, потому что надо, или потому, что интересно?
- Есть ли в вашей домашней библиотеке книги для вашего ребенка?
- Посещает ли ваш ребенок библиотеку?
- Какую книгу читаете вы сейчас? Ваш супруг(а)?
- Книги какого содержания предпочитает читать ваш ребенок?
Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда.
В.А. Сухомлинский
Уважаемые родители! Заявленная тема нашей встречи весьма и весьма актуальна. Важность чтения в жизни человека настолько очевидна, что каждый из сидящих здесь наверняка хотел бы, чтобы его ребенок любил читать. Сухомлинский в период исследования причин умственной отсталости школьников заметил, что если в младших классах дети мало уделяли времени процессу чтения и обработки полученной информации, то у них складывалась структура малодеятельности мозга.
Интерес к семейному чтению в последнее время возрождается. Систематическое общение «вокруг книги» способствует эмоциональному и духовному сплочению старших и младших, взаимопониманию и общению. Однако многие полагают, что книги сегодня вытесняются телевидением, компьютерными играми. На это я хочу сказать, что у книг не может быть конкурентов. В них заключены знания человечества. Они учат добру, справедливости, открывают красоту окружающего мира, прививают любовь к жизни, радость познания. Книги, как настоящие друзья никогда не предадут.
О чтении языком статистики
- Утверждается, что наш современник, для того, чтобы быть в курсе научных новостей, в год должен прочитывать столько, сколько раньше он прочитывал за всю свою жизнь.
- 95% людей читают очень медленно – 180-220 слов в минуту ( 1 страницу за 1,5-2 минуты).
- Средняя скорость чтения старшеклассников – 90-100 слов в минуту,
- Потрясающе быстро читали Ж.Ж.Русо, А.С.Пушкин, Наполеон, О. де Бальзак, Н.Г.Чернышевский, Л.Н.Толстой, В.И.Ленин, М.Горький, А.Энштейн, А.В.Луначарский.
- Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту.
- Оноре де Бальзак прочитывал роман в двести страниц за полчаса.
- М.Горький читал со скоростью четыре тысячи слов в минуту.
- Просветитель Н.А.Рубакин в течение жизни прочитал более двухсот тысяч книг (по 2750 в год).
Первый вопрос, вынесенный сегодня на обсуждение, - «Чтение – это важно». Действительно, в истории русской культуры литература для детей занимала почетное место – родоначальниками детской литературы в России были буквари, азбуки, азбуковники (1574 год – Иван Федоров, «Азбука»; 1634 год – В.Ф.Бурцов, «Букварь»; XIX век – К.Д.Ушинский, «Детский мир»). С детства памятны нам сказки В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, П.П.Ершова, А.Н.Афанасьева, Д.Н.Мамина-Сибиряка. Это – наши воспитатели, хранители национальных традиций и «волнители чувств».
Наши дети любят и сказки, и рассказы, и длинные повести. А вот разовьется ли этот интерес, превратиться ли он в настоящую страсть к чтению, в источник мудрости зависит во многом от вас, дорогие папы и мамы.
Анализ анкет показывает, что любят читать лишь около половины наших детей, причем родители в своих оценках более строги, чем дети. Каждый третий родитель не знает, какую книгу читает их ребенок сейчас, из этого (увы!) следует, что далеко не все из родителей участвуют в домашнем чтении ребенка. Лишь меньше половины родителей читают своим детям, а ведь наши ребята так в этом нуждаются. Некоторые из них опускают головы и грустят, когда кто-то из ребят с гордостью рассказывает о семейном чтении. Поверьте, вы многое теряете, обедняете себя, упуская возможность войти в ребячий мир, лучше понять его, помочь ребенку.
Из ответов следует, что взрослые любят читать (около 40%) и дети это видят. Это самый лучший способ вовлечь ребят в это интересное занятие, так как сила примера отца и матери очень велика.
Увы, каждый второй родитель констатирует, что ребенок читает больше по необходимости. А дети немного «приукрашивают» себя и лукавят, говоря, что большинство из них читает, потому что интересно. Радует то, что почти у всех дома есть книги для детей, и каждый из них в любой момент может взять интересующую. Но библиотека, к сожалению, привлекательна не для всех детей, хотя, водили туда детей, завели формуляры, объяснили правила, показали, как много интересных книг можно выбрать.
На вопрос о том, что читают взрослые в семье, почти никто не может дать ответ. Зато большая часть родителей может назвать книгу, которую читает ребенок. Это радует. А вот ответы на последний вопрос о читательских предпочтениях детей полны противоречий. Некоторые родители полагают, что их дети любят читать сказки, а они, оказывается, предпочитают приключения. Другие считают, что дети увлекаются чтением энциклопедий, а на самом деле они любят комиксы. Это несоответствие – еще одно доказательство того, что наше внимание к чтению детей недостаточно, а тема, которую мы сегодня обсуждаем, действительно актуальна.
А теперь, уважаемые собеседники, давайте сообща ответим на вопрос «Почему чтение – это важно?». Каждый ваш аргумент – это ступенька на пути к вершине, которую ребенок достигает, если становится активным читателем. Я прошу вас объединиться парами и через две минуты предложить свой аргумент.
ЗНАНИЯ ДУХОВНОСТЬ | |||||
Побуждает к нравственным поступкам | |||||
Формирует самообразовательные навыки | |||||
Помогает в учебе | |||||
Повышает интеллект | |||||
Будит эмоции |
Цепочка мнений родителей, в результате на доске появляется словесная «лесенка».
КОММЕНТАРИИ К СХЕМЕ.
Книга будит эмоции
Еще И.П.Павлов утверждал, что эмоции являются для человека своеобразным и весьма сильным энергетическим источником. Читая книгу, ребенок радуется, преживает, удивляется, сострадает, и все это – эмоции, они нужны. Если нет положительных «зарядов», легко могут пойти в ход и отрицательные.
Чтение повышает интеллект
Заметьте: чтобы быть в курсе научных новостей человек должен сегодня прочитывать столько, сколько раньше человек прочитывал за всю свою жизнь. Итак, чтение сегодня – способ соответствовать времени, его скоростям и жестким требованиям. Причем скорость и уровень восприятия чтения нужно все время повышать. В подтверждение этой мысли приведу известные слова И.Гете: «Добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, что достиг цели».
Чтение помогает в учебе
Действительно, хорошо читающий ребенок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Тот, кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному и имеет большую орфографическую «зоркость». Наконец, высокая техника чтения способствует его эмоциональной выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания. И, безусловно, если ребенок читает больше, он обладает большим объемом информации, и ориентируется во всех предметах, имеет навыки ее поиска и обобщения.
Книги формируют самообразовательные навыки
Приобщившись к чтению, ребенок освобождается от зависимости и опеки взрослых. Он начинает понимать, что книжный мир – увлекательный и огромный, в нем можно путешествовать бесконечно, ребенок идет в библиотеку, учится разбираться в структуре книги, пользоваться справочниками, энциклопедиями, формулярами. Это очень помогает в учебной деятельности. Ребенок знает, какой бы вопрос не возник, ответ можно найти в волшебнице-книге, которая мудрее всех.
Чтение побуждает к нравственным поступкам
К сожалению, жизнь, окружающая действительность не всегда «изобилуют» уроками высокой нравственности. И вера в доброе, светлое, поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают.
Некоторые родители, сами того не желая, «отбивают» желание к чтению у своих детей. Я приведу вам 2 ситуации, где родители ведут себя неправильно. Давайте обсудим, в чём их ошибка.
Ситуация первая.
Ребенок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: «Сколько я тебя учила! Разве так читают? Смотри, как надо!» А ребенок? Один втягивает голову в плечи, другой обижается, вообще отказывается читать, третий становится равнодушным к чтению. Как вы оцениваете поведение матери?
Выслушав ответ родителей, делаем вывод: будем терпимы к тому, что на первых порах дети могут ошибаться, читать медленно, тихо. Это сейчас нам кажется все просто. Мы забыли, как в детстве нам нелегко давалось чтение. Когда мы показываем эту простоту ребенку, мы поступаем нечестно по отношению к нему. Наберемся терпения, чтобы не отбить у него желание читать. Пусть он радуется каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.
Ситуация вторая.
Немного почитав, Сережа устало говорит: «Не хочу больше читать». «Читай, кому говорю!» – требует мать. «Ну, мам», – умоляет Сережа. «Кому говорят, читай!» – почти кричит мать. «Не ори на меня!» – грубит сын. «Ты с кем разговариваешь? Да я тебя...» – угрожает мать. Как избежать конфликта?
Предлагаю объединиться «четверками» и попытаться через 2 минуты предложить присутст-вующим свой (возможно проверенный временем) способ приобщения ребенка к чтению.
Возможные варианты ответов родителей
- На ребенка очень влияет то, читают ли родители сами или нет. Если они вечером большую часть времени проводят на кухне или у телевизора, то вряд ли их «чада» будут книгочеем.
- Надо поддерживать интерес к чтению у ребенка: задавать вопросы, вникать в то, что он читает, удивляться каким-то моментам содержания, увлекаться им.
- Мы думаем, что могут помочь маленькие родительские «хитрости», например: «Почитай для меня, пожалуйста, а то мне так некогда! Я пока помою посуду».
- Надо дарить ребенку красивые книги, ориентируясь на его интересы. Можно чаще ходить с ним в книжный магазин и выбирать! Но при этом не «скатиться» только на
комиксы и иллюстрации к «мультикам».
5. Надо запастись терпением, не упрекать ребенка за то, что у него с чтением «туго»
ободрить его, хвалить за маленькие «шажки» вперед. Помните, что и у вас не сразу
получилось.
6. Иногда родителям стоит превратиться в «Незнайку» и искренне удивиться и
заинтересоваться тем, что читает ребенок. Ощущение того, что он знает больше хотя
бы в чем-то, очень ободряет ребенка и помогает ему закрепить читательский интерес.
Конечно, «копилку родительской мудрости» можно еще пополнять. И я думаю, вы продолжите это делать и после нашей встречи. А пока я предлагаю вам памятки, в которых немало полезных советов.
Следующий этап нашего разговора – «Учимся читать рационально и осмысленно». В начале нашего диалога мы подчеркнули мысль о том, что совершенствовать технику чтения, развивать способность быстро ориентироваться в тексте нужно на протяжении всей жизни, а особенно на таком трудном этапе, как начальная школа. Сегодня, уважаемые родители вы получите текст с большим количеством интересных упражнений, выполнение которых развивает интерес к чтению и способствует развитию его техники в условиях семейного воспитания. А чтобы поняли, в чем суть предлагаемых заданий, мы, объединившись парами, попробуем их выполнить сами.
В каждом варианте задания – два упражнения. В первом следует воссоединить пословицы из левой и правой колонок, во втором – из 14 предложенных слов необходимо составить 7 пар, подбирая противоположные по значению.
Упражнения по развитию осмысленности и техники чтения
Задание 1 группе. Упражнение «Пословицы»
Воссоедините части пословиц из левой и правой колонок (результат по каждой строке напишите в виде двух цифр рядом).
Фиксируйте время.
Первая половина пословицы | Вторая половина пословицы | ||
1 | Свая ноша | Дитя без глазу | 1 |
2 | Каждая курица | Не сразу строилась | 2 |
3 | Смелость | Просто открывался | 3 |
4 | Лбом стены | Свой насест хвалит | 4 |
5 | Москва | не тянет | 5 |
6 | У семи нянек | Не прошибешь | 6 |
7 | А ларчик | Города берет | 7 |
Упражнение «Антонимы»
1.Сгруппируйте слова в пары, подбирая противоположные по значению.
2. Запишите решение цифрами.
- Добрый 8) Грязный
- Веселый 9) Грустный
- Чистый 10) Маленький
- Талантливый 11) Узкий
- Большой 12) Бездарный
- Высокий 13) Злой
- Широкий 14) Низкий
Задание 2 группе . Упражнение «Пословицы»
1. Воссоедините части пословиц из левой и правой колонок ( результат по каждой строке напишите в виде двух цифр рядом).
- Фиксируйте время.
Первая половина пословицы | Вторая половина пословицы | ||
1 | Чует кошка | К обеду | 1 |
2 | Язык | Будет и пища | 2 |
3 | Дыма без огня | И умереть сладко | 3 |
4 | Будет день | Того и погоняют | 4 |
5 | Дорога ложка | До Киева доведет | 5 |
6 | За правду-матку | Не бывает | 6 |
7 | Кто везет | Чье мясо съела | 7 |
Упражнение «Антонимы»
- Сгруппируйте слова в пары, подбирая противоположные по значению.
- Запишите решение цифрами.
- Белый 8) Старый
- Сладкий 9) Мертвый
- Молодой 10) Черный
- Кристальный 11) Мягкий
- Живой 12) Горький
- Чужой 13) Свой
- Твердый 14) Сухой
Задание 3 группе. Упражнение «Пословицы»
- Воссоедините части пословиц из левой и правой колонок ( результат по каждой строке напишите в виде двух цифр рядом).
- Фиксируйте время.
Первая половина пословицы | Вторая половина пословицы | ||
1 | У страха | Комом | 1 |
2 | Поспешишь | Добра не ищут | 2 |
3 | Риск | Да дорог | 3 |
4 | Первый блин | Владыка | 4 |
5 | Своя рука | Глаза велики | 5 |
6 | от добра | Людей насмешишь | 6 |
7 | Мал золотник | Благородное дело | 7 |
Упражнение «Антонимы»
- Сгруппируйте слова в пары, подбирая противоположные по значению.
- Запишите решение цифрами.
- Добро 8) Абстрактный
- Любовь 9) Молчать
- Мокрый 10) Ненависть
- Конкретный 11) Здоровый
- Смеяться 12) Плакать
- Кричать 13) Зло
- Больной 14) Сухой
Задание 4. Упражнение «Пословицы»
- Воссоедините части пословиц из левой и правой колонок ( результат по каждой строке напишите в виде двух цифр рядом).
- Фиксируйте время.
Первая половина пословицы | Вторая половина пословицы | ||
1 | Без муки | Вышибают | 1 |
2 | Учи других | Век учись | 2 |
3 | Без терпенья | Хуже всякого незнания | 3 |
4 | Клин клином | И сам поймешь | 4 |
5 | Всякое полузнание | Нет ученья | 5 |
6 | На всякого Егорку | Нет и науки | 6 |
7 | Век живи | Есть поговорка | 7 |
Упражнение «Антонимы»
- Сгруппируйте слова в пары, подбирая противоположные по значению.
- Запишите решение цифрами.
1) Вход 8) Вправо
2)Влево 9) Холодный
3)Истина 10) Бедный
4)Горячий 11) Выход
5) Быстро 12) Отсутствовать
6) Присутствовать 13) Медленно
7) Богатый 14) Ложь
Задание 5 группе. Упражнение «Пословицы»
- Воссоедините части пословиц из левой и правой колонок ( результат по каждой строке напишите в виде двух цифр рядом).
- Фиксируйте время.
Первая половина пословицы | Вторая половина пословицы | ||
1 | Знание | Не пословица | 1 |
2 | На пословицу | Пословицей | 2 |
3 | Голая речь | Пословица – ягодка | 3 |
4 | Пень – не околица | Сила | 4 |
5 | Поговорка – цветочек | Лучше богатства | 5 |
6 | Пословица | Глупая речь – не пословица | 6 |
7 | Красная речь | Не даром молвится | 7 |
Упражнение «Вставка буквы»
Бри…да
Ку…ет
Об…ка
Кн…га
Пше…ца
Ста…ан
МА…на
Задание 6 группе. Упражнение «Пословицы»
- Воссоедините части пословиц из левой и правой колонок ( результат по каждой строке напишите в виде двух цифр рядом).
- Фиксируйте время.
Первая половина пословицы | Вторая половина пословицы | ||
1 | Была бы охота | Не говори, что не дюж | 1 |
2 | праздность | Только небо коптить | 2 |
3 | Труд человека кормит | Заладится всякая работа | 3 |
4 | Всякое уменье | Мать порока | 4 |
5 | Без дела жить | Не будет и обеда | 5 |
6 | Взялся за гуж | А лень портит | 6 |
7 | Не будет хлеба | Трудом дается | 7 |
Упражнение «Вставка буквы»
По ой
Та…нт
Ба…он
Со…мА
Пи…от
Пе…ал
Во…бей
А теперь выполним упражнение, которое развивает познавательную активность, творческое воображение. Заменяя в задании ключевое слово по собственному усмотрению, упражнение можно повторять дома с детьми много раз.
Упражнение «Слова на тему»
Вариант 1. В течение 10 минут запишите слова на тему «Зима».
Вариант 2. В течение 10 минут записывайте слова на тему «Космос».
Вариант 3. В течение 10 минут записывайте слова на тему «Библиотека».
Вариант 4. В течение 10 минут записывайте слова на тему «Магазин».
Вариант 5. В течение 10 минут записывайте слова на тему «Музыка».
Вариант 6. В течение 10 минут записывайте слова на тему «Спорт».
Мнение родителей о пользе собрания.
А в заключении, давайте с вами поиграем в игру: «Прилагательные».
Каждому из вас нужно подобрать прилагательное, которое характеризует наше родительское собрание.
Вот и закончилось наше собрание. Пусть наши совместные старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы. Читайте вместе с детьми и вы одухотворите свою жизнь прекрасными образами. Этот путь не легок, но он прекрасен, поскольку ведет к вершинам нравственности и понимания высокого предназначения Человека в этом мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс по проблеме: «Организация творческого досуга детей». « В семейном кругу» - турнир знатоков семейных традиций.
Огромное значение во внеурочной деятельности имеет привлечение родителей в эту работу. Часто замечаешь настроение детей на празднике, в походе, в поездке. Веселое радостное у тех с кем рядом мам...
Педагогическая мастерская «Семья и семейные традиции. Роль семейных ценностей в жизни человека» занятие для детей 1-3 классов
Актуальность данной темы обусловлена тем, что семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. В младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориен...
Семейное чтение. Как зародить традицию в вашей семье?
Крайне сложно формировать семейную традицию, если дети выросли и уже сформировали общее отношение к семье. Другое дело, молодые семьи, где родители вольны показать ребенку всю красоту мира, окутать ег...
« Семейные традиции и семейные праздники» в третьем классе.
Научить детей и взрослых правильному осознанному, нравственно-направленному, использованию свободного времени....
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»...
"Совместное чтение как семейная традиция"
quot;Совместное чтение как семейная традиция"...
«Совместное чтение как семейная традиция»
Цель: создание условий для осмысления родителями важности семейного чтения и формирования педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребенка....