Ответ на вопрос родителей "Почему дети воруют"
консультация

Дубинцова Галина Валерьевна

В рамках проведения Недели психологии в  Психологическую службу МАОУ СОШ №2 г. Сосновоборска  поступил вопрос от родителя: «Почему ребенок ворует? Какой стратегии поведения придерживаться в общении с ним? Как себя с ним вести?»

Педагог-психолог отвечает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_deti_voruyut.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Почему дети воруют

В Психологическую службу школы поступил вопрос от родителей: «Почему ребенок ворует? Какой стратегии поведения придерживаться в общении с ним? Как себя с ним вести?»

Отвечает куратор Психологической службы, педагог-психолог Дубинцова Г.В.

Ребенок взял чужое – деньги, вещь, еду. Данное поведение относится к «постыдным» поступкам, при чем родители, зачастую испытывают более сильное чувство стыда, чем сам ребенок.

Прежде всего давайте разберемся, почему наши дети совершают «кражи».

Условно можно выделить три причины детского воровства:

1. Недостаток развития воли и нравственных представлений.

2. Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка.

3. Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки «голосу» совести.

Маленькие дети, еще не способные, контролировать свое импульсивное поведение, оценивают правильное или неправильно действие он совершил по реакции родителей: мимике, интонации, словам. Наказание целесообразно применять, только в том случае, если он понимает, за что его наказывают.

Воспитательные меры стоит начать с формирования у ребенка понятия свое-чужое. Для этого очень важно, что бы у ребенка были его личные вещи, за которые он сможет нести ответственность и которые никто в семье не может взять  без разрешения. Научите ребенка просить дать ему, что он хочет или каждый раз узнавать может ли он сейчас взять игрушку, телефон, конфетку.

Параллельно с этим учите его принимать обоснованный отказ. Не превращайте объяснение в долгую лекцию, отразите его чувства, установите понятные временные отрезки ожидания. «Я понимаю, что ты расстроен, что не можешь поиграть сейчас, но мне телефон нужен самой, я могу тебе его дать через 20 минут». Затем обязательно выполните свое обещание, так ребенок будет уверен, что вы понимаете его желания и вам важны его чувства.

В младшем школьном возрасте формируются волевые и нравственные нормы.  Иногда ребенок испытывает сильное желание заполучить ту или иную вещь, при этом не задумывается о последствиях своего действия. Такое поведение называется «ситуативным», когда желание обладать предметом оказывается сильнее всех остальных желаний и мыслей.

Обсуждая такой поступок, расскажите ребенку о чувствах и переживаниях другого человека, чью вещь он забрал. Помогите ребенку продумать варианты исправления положения. Чужую игрушку можно вернуть с извинениями, если украденная шоколадка уже съедена, придумайте вместе, как ваш ребенок может компенсировать «жертве» утрату, предложить, что-то свое взамен. И тут важно, чтобы не родители полностью взяли на себя обязанность заплатить из своих средств, а чтобы ребенок был активным участником действий по «заглаживанию вины».

Не стоит пугать ребенка последующим наказанием от папы, полицией, тюрьмой или лишением его телефона. Это сформирует страх быть наказанным. Лучше обратите внимание ребенка на возможность исправить содеянное, на необходимость нести ответственность за свои поступки, на муки совести и на облегчение, испытываемое в результате разрешения ситуации.

Психологическое неблагополучие ребенка в семье может стать причиной кражи денег у родителей, вещей своих братьев или сестер. Взрослые бывают слишком заняты решением своих проблем, зарабатыванием денег и ребенок не чувствует себя любимым дома, не получает эмоциональной  поддержки и понимания от родителей, тогда он может компенсировать нехватку внимания такими поступками. Да, конечно, в случае воровства он получит негативное внимание, но оно будет.

Я уверена, сделать счастливыми таких детей может любовь к ним родителей, хорошее отношение в классе, наличие друзей и материальный достаток. Например, маленький ребенок, укравший дома деньги и накупивший на них конфет, раздает их другим детям, чтобы таким образом купить их дружбу, хоть ненадолго быть в центре внимания.

Профилактические беседы, которые проводят родители с виновником кражи, не приносят должного результата, на достаточно продолжительный период. В каждом конкретном случае необходимо выяснять мотив данного поступка, обсудить чувства «жертвы», продумать пути исправления содеянного, помочь в принятии личной ответственности ребенком и подарить уверенность, что вы вместе с ним и готовы поддержать на пути исправления.

Для получения более конкретных рекомендаций, вы можете обратиться за помощью к специалистам школы, записаться на консультацию педагога-психолога. В спокойной, доброжелательной обстановке вам помогут выстроить диалог с ребёнком, услышать его, подарить поддержку и стать эмоционально ближе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ответы на вопросы викторины о Рождестве

Что такое Рождество, откуда оно к нам пришло, традиции празднования Рождества......

Ответы на вопросы к аттестации. Теория

Данные ответы помогут учителю при аттестации, для проведения семинара, анализа урока и т.д....

Окружающий мир, 2 класс" Ищем ответы на вопросы в учебнике"

Урок окружающего мира, 2 класс по УМК" Перспективная начальная школа"...

Ответы на вопросы по истории психологии

Экзамен уже завтра, а нет сил, времени.... Может быть полезным данная шпоргалка!!!...

Воспитание детей. Рекомендации и ответы на вопросы.

Воспитание детей закладывает основы восприятия ребенком окружающего мира, его отношение к другим людям, видение себя и своих ближних. Именно родители играют первостепенную роль в становлении человека ...

Составление ответов на вопросы

Формирование речевой компетентности...

ПОЧЕМУ ДЕТИ ВОРУЮТ?

Детское воровство относится к так называемым «стыдным» проблемам. Родителям чаще всего неловко говорить на эту тему, им нелегко признаться психологу, что их ребенок совершил «ужасный» проступок — укра...