Составление ответов на вопросы
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему
Формирование речевой компетентности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlenie_otvetov_na_voprosy.docx | 30.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Составление ответов на вопросы
Данный блок упражнений учит детей строить развёрнутый и точный ответ на поставленный вопрос. Известно, что это умение высоко ценится при общении людей друг с другом, и особенно в ситуации обучения. Чёткие и исчерпывающие ответы на вопрос учителя – это всегда путь к хорошей оценке знаний ученика.
Методика этой работы базируется на теории актуального членения предложения, которая определяет, что слова, несущие на себе главную смысловую нагрузку, должны быть помещены в конец предложения. В этом случае они произносятся или читаются (если предложение написано) с выраженным смысловым ударением: Вечером ребята собрались на поляне. На поляне ребята собрались вечером. Вечером на поляне собрались ребята. Каждое из предложений отвечает на разные вопросы, соответственно: Где собрались ребята? Когда собрались ребята? Кто собрался на поляне? – следовательно, сообщает разную информацию.
Выполнение упражнений начинается с чтения и анализа плана действий, например:
План действий
Читаю: Что росло под самым окном? (Развесистая берёза.)
Думаю: Что росло под самым окном?
Отвечаю: Под самым окном росла развесистая берёза.
Прочитав план, ученик должен рассказать кому-нибудь или самому себе всю последовательность предстоящих действий, например (приведён дословный ответ ученика 2 класса): «Сначала я прочитаю это и это. (Следует поправка учителя.) Да, вопрос и ответ. Потом я найду главное вопросительное слово, вот оно здесь: из чего? А ответ на него в скобках – развесистая берёза. Потом я начну отвечать с конца вопроса, чтобы вот этот ответ в скобках стоял в конце: Под самым окном росла… не росло, а надо: росла… росла развесистая берёза. Сначала я проговорю предложение, а потом его напишу».
Вторая часть упражнения 3 отличается повышенной трудностью, поэтому её следует выполнять устно с помощью взрослого, при этом необходимо активно помогать детям, либо, если учащийся не справляется, вообще отказаться от неё и повторить попытку значительно позже. Это и называется работой в «зоне ближайшего развития» (по Л. С. Выготскому).
В упражнении 4 отсутствует план действий. Это значит, что ученик должен составить их самостоятельно, проговорить последовательность действий и только потом строить ответы, которые могут остаться устными или быть записанными по желанию ученика или указанию взрослого.
Упражнение 1.
Ответь на вопросы при помощи слов из скобок.
Помни! Начинать ответ надо с конца вопросительного предложения так, чтобы слова, отвечающие на главное вопросительное слово, стояли в конце предложения-ответа. Эти слова произносятся с большей выразительностью.
План действий
Читаю: Что росло под самым окном? (Развесистая берёза.)
Думаю: Что росло под самым окном?
Отвечаю: Под самым окном росла развесистая берёза.
Вариант I
Что росло под самым окном? (Развесистая берёза.)
Где весело свистели птицы? (В кустах тальника.)
Куда отправился Владик поутру? (В магазин.)
На чём были разложены яркие игрушки? (На прилавке.)
На что влезла Тамарочка? (На табуретку.)
Кто спал в соседней комнате? (Котёнок.)
Куда выходили пассажиры? (На привокзальную площадь.)
Что стало получаться из резинового сока? (Пузырь.)
К чему придвинулись заросли сирени? (К самому берегу.)
Где хранила фея детские сны? (В цветных конвертиках.)
Куда Мишка запихнул чемодан? (На верхнюю полку.)
Что нёс Винни-Пух в глиняном горшочке? (Сладкий мёд.)
Во что сильнее завернулся Зверков? (В свой плащ.)
Чем завесили открытые окна? (Сеткой от комаров.)
Откуда слышались раскаты грома? (Из-за дальнего леса.)
Что сшила Васятке бабушка? (Сумку из своего старого передника.)
Откуда появилась группа всадников? (Из-за холмов.)
Кого можно было разглядеть в тумане? (Бегущих по полю ребятишек.)
Вариант II
Что сделала продавщица? (Посмотрела на друзей и дала Коле сдачу.)
Что сделала бабушка около двери? (Остановилась и прислушалась.)
Что сделал Митя при этих словах? (Покраснел и вышел из класса.)
Что сделал вратарь? (Высоко прыгнул и отбил мяч.)
Что делали люди в палатке? (Спали крепким сном.)
Что делали весёлые клоуны? (Прыгали и кувыркались.)
Что сделала рыжая девчонка? (Вдруг улыбнулась и помахала рукой.)
Что сделалось с большим снеговиком? (Подтаял и покосился набок.)
Что сделал Юрий Петрович в эту минуту? (Поднялся и удивлённо посмотрел на меня.)
Что сделали девочки после уроков? (Собрались в актовом зале.)
Что сделал Мишка от испуга? (Спрятался в шкаф.)
Что быстро делал Павлик? (Прятал конфеты в карман.)
Что беспокойно делал Виктор на каждом шагу? (Оглядывался.)
Что ты делаешь каждое утро? (Завтракаю и иду в школу.)
Что ты сделаешь после прогулки? (Займусь уроками.)
Что будет делать папа в выходные дни? (Починит сломанную вешалку.)
Что ты будешь делать завтра? (Пойду с мамой в театр.)
Что ты будешь делать во время каникул? (Поеду в дом отдыха «Лесное».)
Что Саня будет делать сегодня вечером? (Играть с Павликом в шахматы.)
Что обязательно научится делать Митя летом? (Плавать.)
Что не следует делать в автобусе? (Громко разговаривать.)
Что старается сделать Тёма? (Вытащить Жучку из колодца.)
Вариант III
Что стояло на полках в ряд? (Консервные банки.)
Что виднелось в дальнем углу? (Два сейфа.)
Что глухо плескалось около берега? (Мутные зеленоватые волны.)
Что заверещало в кармане Владика? (Мобильный телефон.)
Что происходило с морем всю ночь? (Билось о каменную пристань.)
Что играло за открытыми окнами домика? (Весёлая музыка.)
Что мелькало в воздухе? (Какие-то непонятные искры.)
Что виднелось сквозь редкие ветки кустов? (Цветущая поляна.)
Что белело за вазой на столе? (Новое письмо от бабушки.)
Что происходило на тёмном вечернем небе? (Зажигались первые звёзды.)
Что мелькало на экране монитора? (Фигурки людей и какие-то кустики.)
Что происходило в соседнем классе? (Слышались громкие голоса.)
Что блеснуло перед усталыми путниками за деревьями? (Ровная гладь реки.)
Что слышалось над рекой в густом тумане? (Низкий гудок теплохода.)
Что упало на Славика с верхней полки шкафа? (Старый шерстяной шарф.)
Что мягко шлёпнулось на пол позади Илюши? (Бумажный свёрток.)
Что закрутилось над головой испугавшихся мальчиков? (Рой сердитых пчёл.)
Что тихо звенело в жарком воздухе? (Комариное войско.)
Что показалось из-за глухого высокого забора? (Резное крыльцо.)
Что выглянуло из открытого настежь окна? (Весёлая физиономия Егорки.)
Упражнение 2.
Устно ответь на вопросы при помощи слов, данных в скобках.
Помни! Сначала надо ответить на первую половину вопроса, потом на вторую так, чтобы слова, которые отвечают на главный вопрос, стояли в конце ответа.
План действий
Читаю: Откуда дул ветер и что с собой нёс? (С юга, низкие серые тучи.)
Думаю: здесь два вопроса и два ответа –
Отвечаю: Ветер дул с юга и нёс с собой низкие серые тучи.
Что хотела сделать бабушка, и что она взяла? (Посмотреть Митины отметки, его дневник.)
К чему подошли Элли и Тотошка, и кого они там увидели? (К огороду, соломенное пугало.)
Что мальчик сделал сначала, а что потом? (Пожалел птенцов и прогнал змею, очень испугался.)
Что увидел охотник за деревьями и что он сделал, подумав? (Свет костра, повернул на огонёк.)
Во что вошла Герда и о чём попросила реку? (В лодку, отнести её к Каю.)
Что оторвала Женя и что приказала? (Последний лепесток, чтобы Витя был здоров.)
Что сделал Андрей и как сразу стало вокруг? (плеснул водой на костёр, очень темно.)
Что постепенно подсыхало и что получалось на лице? (Грязь, мокрые полосы с прилипшей к ним пылью.)
Что появилось у автомобиля, и что он сделал, поднимаясь всё выше и выше? (маленькие крылья, полетел над землёй.)
Что сделал старичок и на кого внимательно посмотрел? (медленно подошёл, на Павлика.)
Что послышалось через минуту, и кого увидели наши путешественники? (Стрёкот, коротышку на смешном мотоцикле.)
Что вдруг сверкнуло над лесом и что послышалось вслед за этим? (Яркая вспышка, раскаты грома.)
Кого увидел Петрик вдали, и куда он быстро спрятал голубую бусинку? (вчерашнюю старуху, в карман.)
Какова была дорога впереди, и чего не замечалось по сторонам. (Пустынна, ни движения, ни огней.)
Что послышалось за калиткой, и что появилось перед нами? (Неясный шум, непрошеные гости.)
Что отец положил под куст, и что он потом взял в руки? (Завтрак, большую лопату.)
Откуда спустился водитель жёлтой машины и где остановился? (С горы, перед грузовиком.)
Что медленно поднял кот и на кого сонно посмотрел? (тяжёлую голову, на мышку.)
Что внезапно поднялось, чем завесилась округа? (вьюга, белой пеленой.)
Упражнение 3.
Из каждого предложения составь ответы на вопросы.
Помни! Слова, которые отвечают на главное вопросительное слово, должны стоять в конце ответа. Эти слова произносятся с большей выразительностью.
Вариант I
План действий
Читаю предложение и первый вопрос: Моисеич каждый день приносил разную рыбу.
Когда Моисеич приносил разную рыбу?
Отвечаю: Разную рыбу Моисеич приносил каждый день.
Читаю второй вопрос: Кто приносил каждый день разную рыбу?
Отвечаю: Каждый день разную рыбу приносил Моисеич.
Сова хотела спрятаться в своём гнезде.
Кто хотел спрятаться в своём гнезде?
Что хотела сделать сова в своём гнезде?
Из дупла на птичку повеяло сыростью.
На кого из дупла повеяло сыростью?
Откуда на птичку повеяло сыростью?
В трещинках прятались жуки-короеды.
Где прятались жуки-короеды?
Что делали в трещинках жуки-короеды?
Ночью неясыть покинула родной лес.
Кто покинул родной лес ночью?
Когда покинула родной лес неясыть?
Тёмная шёрстка мышонка выделялась на белом снегу.
Что выделялось на белом снегу?
На чём выделялась тёмная шёрстка мышонка?
Мышонок выбрал для норки укромное местечко.
Что выбрал для норки мышонок?
Кто выбрал для норки укромное местечко?
Алик быстро собрал тетради и книги в портфель.
Что собрал в портфель Алик?
Куда Алик собрал тетради и книги?
Однажды чёрной курице приснился удивительный сон.
Кому однажды приснился удивительный сон?
Как часто снился чёрной курице удивительный сон?
Везде искал купец хитрого солдата.
Кто искал везде хитрого солдата?
Где искал купец хитрого солдата?
Девчонка тащила корзину с кочанами капусты.
Кто тащил корзину с кочанами капусты?
Что делала девчонка с корзиной?
Вариант II
План действий
Читаю предложение и первый вопрос:
Гости были похожи на окружённых прозрачным паром гномов.
Кто был похож на гномов, окружённых прозрачным паром?
Думаю: какое слово отвечает на главный вопрос кто? – гости.
Отвечаю: На окружённых прозрачным паром гномов были похожи гости.
Читаю второй вопрос: На каких гномов были похожи гости?
Думаю: какая часть отвечает на главный вопрос каких? – окружённых прозрачным паром.
Отвечаю: Гости были похожи на гномов, окружённых прозрачным паром.
Гости были похожи на окружённых прозрачным паром гномов.
Кто был похож на гномов, окружённых прозрачным паром?
На каких гномов были похожи гости?
Петька, придерживая рукой тяжёлый карман, мчался по улице.
Кто мчался по улице, придерживая рукой тяжёлый карман?
Как мчался по улице Петька?
Васька с разбегу налетел на продававшую семечки тётку.
Кто с разбегу налетел на продававшую семечки тётку?
На какую тётку налетел с разбегу Васька?
Другой цыган, ворча про себя, поднялся на ноги.
Кто поднялся на ноги, ворча про себя?
Как поднялся на ноги другой цыган?
Зевая и потягиваясь, из окошка выглянул Черевик.
Откуда выглянул, зевая и потягиваясь, Черевик?
Каким образом из окошка выглянул Черевик?
Квакин шёл с закинутым на плечо пиджаком.
Кто шёл с закинутым на плечо пиджаком?
С каким пиджаком шёл Квакин?
Придворные лежали на полу, боясь поднять голову.
Что делали придворные, боясь поднять голову?
Как придворные лежали на полу?
Сёстры, выстроившись в линеечку, встали перед Единицей.
Кто встал перед Единицей, выстроившись в ряд?
Каким образом встали перед Единицей сёстры?
Через какое-то время злодеи, пыхтя и сопя, вылезли из оврага.
Кто через какое-то время, пыхтя и сопя, вылез из оврага?
Как злодеи вылезли из оврага через какое-то время?
Весна, окутав лес зелёной дымкой, улетела в поля.
Кто улетел в поля, окутав лес зелёной дымкой?
Когда улетела в поля Весна?
Тень от тополей, посаженных за оградой, покрывала почти весь двор.
Что покрывало почти весь двор?
Тень от каких тополей покрывала весь двор?
Упражнение 4.
Устно ответь на вопросы.
Помни! Слова, отвечающие на главное вопросительное слово, должны стоять в конце ответа.
Вариант I
Куда кинулись ребята на большой перемене?
Когда ребята кинулись в столовую?
Откуда вышел хромой старичок?
Кто вышел из-за шалаша?
Как рассказывали об экскурсии ученики?
Кто горячо и взволнованно рассказывал об экскурсии?
Что мы увидели на высоком фундаменте?
Где мы увидели статую странной птицы?
Что развевалось на корме парохода?
Где развевался какой-то незнакомый флаг?
Во что лился мутный лунный свет?
Что лилось в большое продолговатое окно?
Кто бежал к лесу по узкой тропе?
Куда бежал по узкой тропе мальчишка в белой рубашонке?
Откуда медленно наплывало серое утро?
Как из-за гор наплывало серое утро?
Когда мы приехали на станцию?
Куда мы приехали задолго до захода солнца?
Что неподвижно висело над протóкой?
Где неподвижно висели ветви ольхи и тальника?
Что разлилось по небу после захода солнца?
Когда разлилось по небу малиновое зарево?
Вариант II
Кто проживал в нашем городе некоторое время назад?
Где проживал некоторое время назад известный художник?
Когда проживал в нашем городе известный художник?
Что расписывает изморозь на стёклах окон?
На чём расписывает изморозь причудливые узоры?
Что расписывает на стёклах окон причудливые узоры?
Что делал Гоша всё воскресенье?
Что рисовал Гоша всё воскресенье?
Кто сидел дома и рисовал самолёты всё воскресенье?
Что делал на берегу реки Гвоздик?
Кто сидел на берегу реки и стирал свою одежду?
Где сидел и стирал свою одежду Гвоздик?
Кого заинтересовало устройство фонтанов и водопровода?
Что заинтересовало гостей?
Что сделало устройство фонтанов и водопровода?
Кто играл на улице неподалёку от своего дома?
Где играла Алёнка?
Что делала Алёнка на улице неподалёку от своего дома?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ответы на вопросы викторины о Рождестве
Что такое Рождество, откуда оно к нам пришло, традиции празднования Рождества......
Ответы на вопросы к аттестации. Теория
Данные ответы помогут учителю при аттестации, для проведения семинара, анализа урока и т.д....
Окружающий мир, 2 класс" Ищем ответы на вопросы в учебнике"
Урок окружающего мира, 2 класс по УМК" Перспективная начальная школа"...
Ответы на вопросы по истории психологии
Экзамен уже завтра, а нет сил, времени.... Может быть полезным данная шпоргалка!!!...
Блок упражнений "СОСТАВЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ"
Данный блок упражнений учит детей строить развёрнутый и точный ответ на поставленный вопрос. Известно, что это умение высоко ценится при общении людей друг с другом, и особенно в ситуации обучения. Чё...
Урок развития речи во 2 классе"Составление ответов по вопросам".
Урок развития речи. Данная презентация поможет детям правильно составлять ответы на поставленные вопросы. Этот урок готовит обучающихся к написанию изложений....
Урок русского языка во 2 классе по программе «Школа России». Тема: Формирование представлений о профессиях и людях труда. Составление письменных ответов на вопросы.
Урок для проведения во вторых классах. Целью данного урока является обогатить знания учащихся о профессиях людей, работающих на производстве, в области культуры, науки, образования, медицины. Уч...