Консультация для родителей младших школьников "Пропуски букв"
консультация (1 класс)
Предварительный просмотр:
Консультация учителя-логопеда для родителей учащихся, имеющих нарушение письменной речи.
«Пропуски букв - проблема для школьного обучения».
Уважаемые родители, многие из вас столкнулись со специфическими ошибками у своих детей, таких как пропуски, замены, искажения букв, слогов. Наиболее часто встречающаяся ошибка – пропуск букв, которая относится к специфическим ошибкам письма – Дисграфии. Но не забывайте, что ошибки делают все люди, но дети с дисграфией допускают много ошибок, эти ошибки носят стойкий характер.
Пропуски букв могут быть связаны с различными причинами:
- несформированность внимания.
Это может быть по причине гиперактивности ребенка, неумения контролировать своё поведение, несобранности, отвлекаемости. Они могут проявляться при увеличении умственных нагрузок.
Также, возможно у ребенка просто не развили должный уровень внимания еще в дошкольном возрасте.
- несформированность слогового, звукового анализа и синтеза.
Это умение определить последовательность, место и количество слогов и звуков в слове(анализ); умение составлять слова из слогов, звуков, букв (синтез). Чтобы написать слово, нужно представлять его звуковой состав в умственном плане. Например, слово рука из звуков [р],[у],[к],[а]. Это можно сравнить с мелодией. Для того, чтобы её написать, нужно знать, из каких нот она состоит.
-несформированность звукопроизношения и звукоразличения.(фонетико-фонематические нарушения)
В случае, если ребенок не произносит звук, пропускает его при произнесении слова, он может пропускать и букву, обозначающую данный звук при письме.
-несформированность слоговой структуры слова.
При затруднениях произносить слова со сложной слоговой структурой типа: баскетбол, аквалангист, регулировщик, шестнадцатиэтажный, трансформатор, экскурсовод и тому подобное. Школьнику трудно определить и запомнить последовательность звуков и слогов в слове. Это приводит к трудности проанализировать слово и , следовательно, неправильной его записи с вероятными перестановками, пропусками букв, слогов.
-несформированность графомоторного навыка.
Письмо на начальном этапе является, прежде всего, моторным (двигательным) актом. И для автоматизации навыка многим нужно больше времени, чем дает школьная программа. Такие дети часто не успевают писать в одном темпе со всем классом.
-различные физиологические проблемы
Например, если ребенок соматически ослаблен, он быстро утомляется, концентрация внимания падает; рассеянность может быть обусловлена каким-то заболеванием, нарушением мозговой деятельности или, например, воспалением носоглотки, аденоидитом ; может быть и такое, что не все зоны мозга достаточно созрели, ведь все мы развиваемся по- разному.
Поэтому, возможно кому-то следует обратиться за помощью к логопеду, психологу, а кому медицинская консультация необходима. Во многих случаях требуется комплексный подход со стороны всех специалистов.
Основные направления работы при коррекции пропуска букв.
-Развивать слоговой и звукобуквенный анализ
Если проанализировать пропускаемые буквы, то мы увидим, что чаще всего пропускаются гласные. Дети часто считают их частью согласных. Поэтому очень важно научить ребенка выделять в первую очередь гласные звуки.
Упражнения.
- «Подсчёт слогов и звуков в слове»
Попросите ребенка произнести слово по слогам; затем выделить гласный в каждом слоге. Затем назвать все гласные по порядку. Затем последовательно перечисляем все звуки слова, т.к. согласные тоже пропускаются (для такой работы лучше брать слова без мягких согласных, без йотированных гласных), чтобы не было путаницы при несовпадении количества звуков и букв, это всё мы делаем устно, лучше с помощью цифрового ряда. Двигаемся в порядке от более простого к сложному:
-односложные слова, типа мак, дом, куст;
- двусложные слова, типа луна,карта,парус, дракон;
-трехсложные слова, типа рукава, капуста, скалолаз;
-четырехсложные слова, типа сарафаны, барабаны и т.д.
Для школьников 2-х,3-х классов важно, чтобы при перечислении звуков не было пауз, при которых они мысленно могут возвращаться к началу слова, заново пытаясь вычленить каждый звук. Это означает, что этот навык у них еще недостаточно сформирован.
- «Назови порядковый номер звука».
Можно задавать два вида вопросов:
-Какой по счету звук «т» в слове каток ?
-Назови третий по счету звук в слове каток.
Для усложнения задания можно задавать такие вопросы:
-Какой звук идет после звука «а» в слове каток ?
-Какой звук идет перед звуком «о» в слове каток ?
-Какой звук идет между звуком «а» и звуком «о» в слове каток ?
3. «Схемы слов»
-выкладываем звуковые схемы слова с помощью красных, синих и зеленых квадратов;
- подбираем слова к заданной схеме.
4. «Пишем буквы разным цветом»
Можно использовать такие методы, как: запись только гласных слова; запись гласных красной ручкой; запись слов тремя ручками (гласные -красной, твердые согласные-синей, мягкие согласные-зеленой).
-Развивать внимание.
1. «Найди отличия» «Найди буквы (слова)».
Предлагается найти заданные буквы или слова среди лишних букв.
Например:
- подчеркни все буквы «а» и зачеркни все буквы «о»;
-найди слова и подчеркни слова, обозначающие предметы – одной чертой, слова, обозначающие действия предметов – двумя чертами.
Гчругыфчайникьсшппгщшыкипетьзаьиошгвзщлотсыдпетьшипыьщптицыщв;
-чтение и запись склеенных предложений (без использования лишних букв);
-чтение и запись склеенных предложений ( с использованием лишних букв).
2. «Спиши буквы»
Предлагается списать ряд хаотично стоящих букв.
НТЩАКТЖВХИ
;Чтение с использованием алфавита»
-отгадай слова, заменяя каждую букву другой, той, которая стоит после записанной буквы.
Например: ЛТФЯ-муха
Можно использовать предыдущую букву.
-Развивать навык самоконтроля
Не забывайте приучать школьника тщательно каждый раз проверять свою работу. Часто при проверке написанного дети видят только общий образ слова, заранее его зная, поэтому такие «мелкие детали» , как отсутствие одной буквы не замечают.
Можно использовать непрозрачную линейку, закрывать ею слово и открывать постепенно, читая по слогам.
Можно проверять написанное слово, отмечая карандашом каждый гласный.
Главное, чтобы проверка вошла в привычку.
Самое главное, понять, что каждый ребенок индивидуален в своем развитии и способностях и поэтому надо искать соответствующие ему подходы.
Алтайский край, город Рубцовск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей №7"
Консультация учителя-логопеда для родителей учащихся, имеющих нарушение письменной речи.
«Пропуски букв - проблема для школьного обучения».
Выполнила: Учитель-логопед
Высшей квалификационной категории
Соловкова О.С.
2024
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей младших школьников.
В данной работе родители найдут ответы на часто задаваемые вопросы. Статья носит консультационный характер и будет интересна родителям,чьи дети поступают в первый класс....
«Советы для родителей будущих первоклассников и младших школьников». Курс консультаций для родителей.
В данном материале даны рекомендации учителя-логопеда, педагога-психолога для родителей будущих первоклассников и младших школьников....
Консультация для родителей младших школьников "Каждый ребенок имеет право на игру!"
Описание различных подвижных игр, в которые родители могут поиграть вместе со своими детьми....
Консультация для родителей «Речевая азбука для родителей младших дошкольников»
Речевая азбука для родителей младших дошкольников....
Консультация для родителей "Причины и способы устранения пропуска букв при письме".
Выступление на родительском собрании. В настоящее время немало родителей и учителей наблюдают у детей проблему пропуска букв в словах. Ребенок пишет, старательно выводя каждую буковку, а ...
Консультация для родителей младших школьников "Детские страхи"
Боязнь темноты – это самое распространенное явление среди взрослых и детей. Этот страх проявляется в дошкольном возрасте. Это нормальная реакция ребенка на неизвестность в темной комнате добавим...
Консультация для родителей младших школьников с нарушениями речи
Рекомендации для родителей...