Консультации для родителей младших школьников.
консультация (1, 2, 3, 4 класс) на тему

В данной работе родители найдут ответы на часто задаваемые вопросы. Статья носит консультационный характер и будет интересна родителям,чьи дети поступают в первый класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

             

                 ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ!!

                           

Какие права должна предоставлять ученикам школа? 

Все взаимоотношения учащегося и школы строятся на основе Закона Российской Федерации
«Об образовании» и Устава школы. В соответствии с этими нормативными актами, Конституцией Российской Федерации, другими законами, - нормами международного права каждый учащийся обладает правами на: - уважение своего человеческого достоинства; - получение бесплатного среднего образования; - участие в управлении школой; - выражение своего мнения; - получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг; - свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом; - выбор вместе с родителями формы получения образования; - перевод в другое образовательное учреждение.

Каковы права и обязанности классного руководителя по отношению к учащимся класса?

Классный руководитель - не опекун, не нянька, не затейник. Он - представитель школы в ее взаимоотношениях с твоими родителями. Классный руководитель сообщает им обо всех событиях, происходящих в школе и классе. Именно классный руководитель информирует родителей о твоих успехах в учебе, пропущенных уроках, поведении, взаимоотношениях с товарищами и еще о многом другом, что связано с твоей жизнью в школе. Классный руководитель организует учебную деятельность класса, отвечает за заполнение классного журнала, он имеет право проводить классные и родительские собрания, приглашать на беседу родителей, вести записи в твоем дневнике и даже приходить к тебе домой для бесед с тобой и твоими родителями.

Может ли учитель вмешиваться в личную жизнь ученика?

Нет. У каждого гражданина России, в том числе и ученика школы, есть право на неприкосновенность личной жизни. Это одно из самых основных прав человека, оно зафиксировано в статье 23 Конституции Российской Федерации. Но что считать личной жизнью ученика? Это вопрос посложнее. Некоторые думают, что это не только жизнь вне стен школы, но и отношение к учебе, выполнению домашних заданий, поведение на уроках и т. д., забывая при этом, что существуют конституционная обязанность учиться, требования Закона «Об образовании» и Устава школы, которые необходимо выполнять. Ни в одном законе нет указания на то, что считать личной жизнью человека. Закон лишь устанавливает пределы неприкосновенности личной жизни, называя недопустимым разглашение личной и семейной тайны, нарушение тайны переписки, телефонных переговоров. Принято относить к личной жизни человека его семейные отношения, дружеские связи, симпатии и антипатии, привязанности, увлечения. В эти сферы жизни ученика учитель вторгаться не должен. А вот поделиться своими наблюдениями и сомнениями с родителями - его право и обязанность, так как в школе именно учитель отвечает за жизнь, здоровье и воспитание ученика.

Имеет ли право учитель обсуждать личные проблемы ученика с коллегами?

Обсуждать личные проблемы ученика с другими учителями ради удовлетворения собственного любопытства учитель не должен. Однако существуют законы, например, Закон Российской Федерации «
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», которые требуют от школы вмешательства в жизнь детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении (проживающих в неблагополучных семьях, совершающих правонарушения и пр.). Тут уж обсуждение проблем ученика с коллегами просто необходимо, но делаться это должно исключительно в интересах ребенка, без ущемления его прав и в той мере, которая допускается законом.

Может ли учитель читать отобранные у детей записки?

Ребенок, как любой гражданин России, имеет право на личную тайну. Это право также зафиксировано в Конституции и является одним из основных прав человека. Поэтому не только учитель, но и другие люди, например, одноклассники, не имеют права читать чужие записки и, тем более, разглашать их содержание. Но, чтобы записка попала в руки тому, кому она адресована, вероятно, не следует злоупотреблять терпением учителя и пытаться передавать ее на уроке или бросать через весь класс. Ведь это - прямое нарушение дисциплины.

Может ли учитель распространять личную информацию об ученике, обсуждать его внешкольное поведение и личные проблемы в присутствии класса?

Учитель не имеет права распространять (в том числе и обсуждать) сведения об отношениях в семье ученика, о состоянии его здоровья и здоровья его родителей, его взглядах, привязанностях и увлечениях, его имуществе, заработке родителей и многом другом, что не связано непосредственно с учебой и поведением в школе.

Имеет ли право классный руководитель заставлять учеников ходить с классом в театр?

Классный руководитель не имеет права принуждать учеников к посещению театра, музея, зоопарка и других подобных учреждений. В Законе Российской Федерации «Об образовании» говорится, что учащиеся гражданских (не военных) образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом и расписанием занятий. Учебным планом в данном случае называется официальный документ, утвержденный администрацией школы, в котором содержатся перечень всех предметов, преподаваемых в школе, и количество отведенных на эти предметы часов учебного времени.


Обязан ли учащийся заниматься уборкой территории школы?

В Уставе школы в разделе Обязанности учащихся есть пункт об обязательности участия в самообслуживающем труде, к которому относятся и разовые «генеральные» уборки школы и её территории.

Если ученик испортил добрые отношения с учителем, могут ли его отчислить из класса (школы)?

Испорченные с учителем отношения - это не повод для отчисления ученика из класса и, тем более, школы. Перевод учащегося из одного класса параллели в другой производится только с согласия родителей или по их просьбе. Не следует забывать также и о твоем праве на выражение собственного мнения. Напомню тебе, что мнение ребенка, достигшего десятилетнего возраста, обязательно должно быть учтено при решении вопроса, затрагивающего его интересы. А исключить из школы можно только за совершение противоправных действий, грубых и неоднократных нарушений Устава школы и только того, кому уже исполнилось четырнадцать лет.

Имеет ли право ученик на перевод из класса в класс?

Да. Такой перевод осуществляется по письменному заявлению родителей ученика.

Кто может перевести ученика из класса в другой класс параллели или из группы в группу?

Вопрос о переводе из класса в класс или из группы в группу (по иностранному языку) решается только директором школы с согласия или по заявлению родителей учащегося.

Имеет ли право школа вводить платные образовательные услуги?

Право организовывать платные дополнительные образовательные услуги школе предоставлено Законом Российской Федерации «Об образовании». Это могут быть различные кружки, спортивные секции, студии, курсы, занятия в которых не предусмотрены школьной программой. Ты имеешь право воспользоваться этими услугами. Именно право, а не обязанность. Все, чему ты обязан научиться в школе в соответствии со школьной программой, преподается бесплатно. Организация платных образовательных услуг должна быть надлежащим образом оформлена. Наша школа может оказывать платные образовательные услуги, так как имеет на это разрешение (лицензию). С родителями подписывается договор на оказание этих услуг. Само собой разумеется, что в любое время такой договор по желанию родителей может быть расторгнут.

Имеет ли право школа проводить экзамены в невыпускных классах?

Право устанавливать порядок проведения промежуточной аттестации учащихся (например, вводить экзамены) принадлежит школе по её Уставу в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».

Обязаны ли учителя заниматься дополнительно с неуспевающими учащимися или теми, кто пропускал уроки по болезни?

 Заниматься дополнительно с неуспевающими или теми, кто пропустил уроки по болезни, - право, а не обязанность учителя. Эта работа учителю не оплачивается.

Обязан ли учащийся сидеть в спортивном зале на уроке физкультуры, если он освобожден от занятий по состоянию здоровья на несколько дней и имеет подтверждающую это медицинскую справку?

Учащийся освобождается от занятий физической культурой, а не от присутствия на уроке. Школа несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся в период пребывания их в школе, то есть в течение времени, отведенного на все уроки в данный день в соответствии с расписанием. Поэтому просто так разрешать ученику уходить с уроков неизвестно куда нельзя. Этот вопрос решается директором школы по заявлению родителей.

Может ли ученик посещать уроки другого учителя по предмету?

Теоретически может. Но вот как сделать это практически, не пропуская уроков по расписанию в своем классе, посещение которых обязательно? Кроме того, необходимо получить согласие на это у самого учителя и директора школы.

Имеет ли право учитель поставить ученику оценку «2» за то, что он не был на уроках?

Любая оценка - показатель уровня знаний ученика по предмету, поэтому поставить двойку за отсутствие на уроке учитель не имеет права. Но если ученик пропустил урок без уважительных причин, а на уроке была проверочная работа, то оценка «2» может быть выставлена за фактически невыполненную работу.

Должен ли учитель сообщать родителям о проступках ученика, допущенных им в школе?

Родители ученика на основании закона несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед другими людьми. Из этого, как ты догадался, следует, что сообщать о проступках детей родителям учителя обязаны.



Предварительный просмотр:

     

                                             

                                                       

                                                               

Памятка для родителей

«Создание благоприятной семейной атмосферы»

  • Помните: от того, как родители  разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день.
  • Время для ночного отдыха каждому ребёнку требуется  сугубо индивидуальное.  Показатель один – чтобы ребёнок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.
  • Если у вас есть возможность дойти до школы вместе с ребёнком, не упускайте  её. Совместная дорога – совместное общение, ненавязчивые советы.
  • Научитесь встречать детей после уроков, Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?».
  • Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
  • Ребёнок должен чувствовать, что он любим.
  • Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте  в семье атмосферу радости, любви и уважения.
  • Давайте совершать добрые, хорошие поступки,   дети учатся доброте у нас.
  • Ребёнок не имеет право солгать, выманить, вынудить, украсть.
  • Позвольте детям ошибаться, это даст им возможность исправлять свои ошибки – помогите им в этом стремлении.
  • Для того чтобы человек поступал по совести, он должен быть уверен, что им движет именно совесть, а не страх, и он отрицает воровство не потому, что боится, а потому, что внутренне не принимает этого – потому что совестно.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЮ ОТ РЕБЁНКА

  • Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне всё, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
  • Не бойтесь быть твёрдым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить своё место.
  • Не давайте обещаний, которых вы не сможете выполнить, это поколеблет веру в вас.
  • Не заставляйте меня чувствовать младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
  • Не делайте за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу использовать вас в качестве прислуги.
  • Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажите всё спокойно с глазу на глаз.
  • Не пытайтесь мне читать наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
  • Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так и не иначе.
  • Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
  • Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будите на них отвечать, вы увидите, что я перестану вопросы задавать вообще и буду искать информацию где-то на стороне.
  • Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.
  • И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне любовью же…
  • Не оставляйте без внимания хорошие поступки. Практически каждое позитивное действие ребёнка должно быть сопровождено вашим комментарием. Почистил зубы – умница! Принёс пятёрку – молодец! Помыл посуду – великолепно! Не бойтесь перехвалить – кашу маслом не испортишь. Напротив, если вы будете воспринимать хорошие поступки как нечто само собой разумеющееся, дети вскоре вообще перестанут их совершать.

Памятка для родителей

«Хотите, чтобы Ваш ребёнок  ходил в школу с удовольствием?»

  • Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
  • Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
  • Вспомните, сколько раз Вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда Вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и спокойно показали ему правильные?
  • В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком.
  • Следите, чтобы Ваш ребёнок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребёнок на уроке – грустное зрелище.
  • Пусть Ваш ребёнок видит, что Вы интересуетесь его заданиями, книгами,. Которые он приносит из школы.
  • Читайте сами, пусть Ваш ребёнок видит, что  свободное время Вы проводите за книгами, а не только у телевизора или компьютера.
  • Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказывает Вам о событии,  которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а  вечером прочитать всем членам семьи.
  • Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью Вашей жизни. В школе Ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите  ему не потерять веры в себя.

P.S. Ежедневно рекомендуется 5 объятий для выживания, 10 объятий для поддержки, 15 объятий для роста и развития ребёнка. Обнимайте   друг друга чаще! Это лучшее лекарство! И для него не надо рецепта!

Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников.

  1. Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если "вчера предупреждали".
  2. Не торопите. Умение рассчитать время - ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка.
  3. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака.
  4. Ни в коем случае не прощайтесь "предупреждая": "Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!" Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день.
  5. Забудьте фразу"Что ты сегодня получил?" Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребёнок чересчур возбужден, если жаждет поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.
  6. Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.
  7. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда не лишнее выслушать обе стороны и не торопиться с выводами.
  8. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два часа отдыха ( ещё лучше 1,5 часа поспать) для восстановления сил. Низкая работоспособность с 14-16 часов.
  9. Не заставляйте делать уроки за один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут перерыва, лучше, если он будет подвижным.
  10. Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребёнку сидеть самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка "Не волнуйся, у тебя всё получится! Давай разберёмся вместе! Я тебе помогу!", похвала (даже если не очень получается)- необходимы.
  11. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: "Если ты сделаешь, то."
  12. Найдите в течении дня хотя бы полчаса, когда вы полностью будете принадлежать ребёнку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи.
  13. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, прочитайте литературу для родителей.
  14. Помните, что в течении года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.

  1. Ваш ребёнок лучший в мире, т.е. такой же хороший, как и все остальные дети.
  2. Не мешайте ребёнку преодолевать трудности, и умело создавайте их. Не ругайте детей, при детях, во имя детей – никого, и тогда ваш ребёнок вырастет незлобным, добрым и обходительным.
  3. Не пугайте ребёнка необходимостью читать, и может быть, он полюбит книги.
  4. Самое лучшее воспитание – воспитание природой, добром и деятельностью, а не угрозами и упрёками.
  5. Разрешайте ребёнку голодать от завтрака до обеда, это его сделает здоровым и весёлым.
  6. Не нужно делать праздники для детей, нужно делать праздники вместе с детьми.
  7. Чаще веселитесь, пойте красивые песни, приголубливайте своих детей, делайте вместе с ними что – нибудь, не ленитесь отдавать им частицу своей души, и у вас всё получится.
  8. Не мучайся, если что не можешь сделать для своего ребёнка, но мучайся, если можешь, но не делаешь.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому ребёнку то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
  10. Люби своего ребёнка любым: и талантливым, и неудачным, и взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок – это праздник, который ещё пока с тобой! Если ребёнок много видел, много понял, во много поучаствовал, научился выбирать, взаимодействовать, вступать в разумные компромиссы, если он не боится внешней среды и готов к сотрудничеству – вот есть человек!

   

Как выходить из конфликтов?

Научите ребёнка в спорах пользоваться мирными приёмами.

  1. Сосчитать до десяти, чтобы "остыть".
  2. Сказать "перестань, пожалуйста".
  3. Постараться обсудить проблему.
  4. Извиниться.
  5. Продолжить разговор или игру как ни в чём небывало.
  6. Уйти, не вступая в споры.
  7. Поиграть в другую игру.
  8. Начать всё сначала.

Попробуйте придумать несколько ситуаций и предложить ребёнку сделать выбор: как поступить? Разыграйте несколько вариантов вместе с ним. Эта игра поможет ребёнку как бы "подняться над ситуацией" и воспринять её менее эмоционально



Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям 2-классников 

Как помочь ребенку

в подготовке домашнего задания?

         Важное правило - начинать работу немедленно. Чем дольше оттягивается начало работы, тем большее усилие потребуется, чтобы заставить себя приступить к ней. У человека, который систематически начинает работу без промедления, период «втягивания» в работу короткий, дело идет быстрее и эффективнее, а учеба становится источником не только напряженного труда, но и источником удовлетворения.

1.    Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка.

        Необходимо постоянное место для занятий, где все необходимые предметы находятся под рукой. Так вырабатывается привычка к внутренней мобилизации с момента начала занятий и до тех пор, пока не выработалось умение управлять своим поведением, рабочее место должно быть только местом для занятий (ни игр, ни картинок, ни игрушек, ни посторонних книг, ни цветных карандашей и фломастеров, если они не нужны для текущей работы).
         Если нет возможности выделить постоянное отдельное место, то в определенный час должно быть безусловно выделено, освобождено место для занятий.
 

- Рабочее место должно быть достаточно освещено.
- Источник света должен находиться спереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки.
- Во время приготовления уроков на столе не должно быть лишних предметов.

2. Приучите ребенка вовремя садиться за уроки.

       Особую важность имеет твердо установленное время начала занятий. Благодаря этому вырабатывается привычка, к назначенному часу появляется психологическая готовность и предрасположение к умственной работе, даже теряется интерес к игре, прогулке.
        При установке часа начала занятий необходимо определить разумное соотношение времени, отводимого на уроки, прогулки, домашние обязанности, чтобы одно не шло в ущерб другому. 
        Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1.5-2 часа после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбужден от домашних игр и развлечений.
        Если ребенок посещает кружок или спит после занятий в школе, за уроки можно садиться позже, но в любом случае нельзя откладывать их приготовление на вечер

3. Не разрешайте ребенку слишком долго сидеть за рабочим столом. Своевременно устраивайте небольшие перерывы.

      Необходимо наличие перерывов в работе. Нужны единство школьного и домашнего учебного режима, профилактика перегрузок. Работа должна идти в хорошем темпе - от 1 часа во втором классе до 4-5 часов у старшеклассников.
       Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это неверно. Для 7-летенего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 20 мин. 
       На перерыв достаточно 5 мин., если он будет заполнен интенсивными физическими нагрузками (приседания, прыжки, наклоны)

4. Не давайте ребенку дополнительных заданий кроме тех, которые ему задали в школе.

       Не забывайте, что у первоклассника ежедневно бывает определенное количество уроков, поэтому его работоспособность в течении дня снижается.

5. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу.

       Можно предложить проверить ее, исправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного задания может лишить веры в собственные силы.

6. Первое время следите за тем, все ли уроки сделаны.

      Может случиться так, что ребенок плохо усвоил учебный материал. Тогда придется дополнительно позаниматься с ним, объяснить то, что осталось непонятным.

7. Присутствуйте при подготовке ребенком домашних заданий, подбадривайте его, объясняйте, если он что-то не понял или забыл, но не подменяйте его деятельность своей.

       Нельзя, чтобы у школьника не было других обязанностей, кроме учебы: человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек.
       Приучение ребенка к правильному режиму должно сочетаться с вашей самодисциплиной, уважением к ребенку, доброжелательностью, заинтересованностью, разумной требовательностью.
       Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие с родителями младших школьников "Особенности взаимоотношений с ребенком младшего школьного возраста"

На занятии рассматриваются  особенности взаимодействия родителей с младшими школьниками, трудности, с которыми сталкиваются родители в повседневной жизни и  способы выхода из этих ситуаций. ...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...

Консультация для родителей младших школьников "Каждый ребенок имеет право на игру!"

Описание различных подвижных игр, в которые родители могут поиграть вместе со своими детьми....

Консультация для родителей младших школьников "Детские страхи"

Боязнь темноты – это самое распространенное явление среди взрослых и детей. Этот страх проявляется в дошкольном возрасте. Это нормальная реакция ребенка на неизвестность в темной комнате добавим...