«Обобщение опыта использования диагностических методик детско – родительских отношений обучающихся с ТНР с целью прак-тического применения»
консультация (3 класс)

Лукичёва Марина Анатольевна

Материал для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_shmo_-_30_avgusta_2018_g.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Школа – интернат для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи

городского округа Подольск Московской области»

                               

Доклад

на  школьном методическом объединении

по теме:

«Обобщение опыта использования диагностических методик

детско – родительских отношений обучающихся с ТНР с целью практического применения»

                                               Учитель-логопед: Лукичёва Марина Анатольевна

                                                                                                                   

2018 год

 I.Вступление.

     Сейчас особо остро стоит проблема влияния семьи на развитие детей. Безнадзорность, агрессия, жестокость. У детей мы наблюдаем малообщительность, неуверенность в себе, депрессии. Всё это результат нарушения семейных взаимоотношений. Детям не хватает ласки, любви, внимания и просто общения  с  родителями.

     Интернет, различные компьютерные игры, как  считают родители, не могут  помочь  в  развитии детей. Взрослые занимаются своими делами, сил и времени на общение с детьми не остаётся. Ребёнок не понимает, не чувствует, что его любят, не понимает, что он нужен, что с ним хотят общаться, что его ценят, уважают. Как же ему строить свою жизнь реальную, как жить?

     Дети испытывают напряжение, дискомфорт. Им необходима помощь.

     Надо стараться донести до родителей мысли, что отношения в семье наносят ребёнку  вред, если складываются неблагополучно. Необходима совместная  коррекционная  работа   педагогов,  психолога.

     От отношения к ребёнку родителей и других членов семьи, от удовлетворения его психических потребностей зависит развитие ребёнка, его отношение к себе, к своей семье и  к  окружающим  людям.

II.Диагностические  методики  детско  – родительских  отношений.

     Все имеющиеся диагностические методики детско - родительских отношений  А.Г.Лидерс  предложил  разделить  на:

  1. предназначенные для детей («Рисунок семьи»; методика «Незавершённое предложение», «Семья на отдыхе»);
  2. предназначенные для родителей (анамнестический вопросник, т. е. сбор информации для обследования детей и родителей; опросник   А.Я. Варги  и  В.В.Столина «Определение типа родительского отношения к ребёнку»);
  3. для обследования детей и родителей ( опросник И.Марковской );
  4. на выявление особенностей родительско - детских отношений в прошлом глазами родителя и ребёнка (сочинение «Я и мой ребёнок»);
  5. предназначенные на выявление выраженности отношений «родитель – ребёнок».

III.Использование  диагностик  в  работе.

      Я  в  своей  работе  использовала  2  группы  диагностических  методик (для  детей  и  родителей). Мной  используются  различные  методы  диагностики: беседа, наблюдение, опросник, анкеты, рисуночные тесты.

     Беседа – важный  способ  в  изучении  интеллектуальных  личностных  сфер ребёнка, его индивидуальных особенностей, существующих проблем.

     Наблюдение даёт возможность изучить участие ребёнка в различных видах деятельности, сформировать объективное мнение о поведении учащихся, о его отношениях, совершаемых поступках.

     Опросник даёт возможность изучить мотивацию действий учащихся, их интересов.

     В начале обучении я  изучаю документы из личных  дел учащихся, делаю для себя определённые выводы (состав семьи, образование родителей, работа, жилищные условия и т.д.), потом родители отвечают на вопросы анкеты, в которой содержатся общие сведения о семье; сведения о здоровье ребёнка; о готовности к школе; интересы и способности ребёнка (любимые занятия, качества личности, индивидуальные способности). Заполняется  психолого – педагогическая  характеристика семьи  учащихся  после изучения документов  и  анкет. Мною делаются выводы, составляется  план  индивидуальной  психологической   и  социальной   помощи.

     Опросник,  разработанный  Е.И.Захаровой, позволяет  выявить выраженность  характеристик  эмоциональной  стороны  взаимодействия. Способны ли  родители  воспринимать  причины  различных  состояний  своих  детей, способны  ли  сопереживать. Родители  редко  выражают  солидарность детским проблемам,  не  видят  их, не  могут  помочь.

     Изучение эмоционального  благополучия  в  семье происходит  с  помощью  методики  Р.Бернса,  С.Кауфмана  «Рисунок семьи»,  «На отдыхе».

Вопросы беседы:

- Скажи, кто тут нарисован?

- Где они находятся?

- Что они делают?

- Им весело или скучно?

- Кто самый счастливый?

     Для того, чтобы определить  детско – родительские отношения я использую диагностики для изучения личности воспитанников, их потребностей, желаний,  ценностные  ориентации:

- «Если бы я был волшебником?» (исполнения  желаний  для  близких, отношения, которые складываются в семьях);

- «Загадай желание»;

- «Золотая рыбка»;

-  «Радости и огорчения» (эмоциональные состояния, связанные  с  жизнью близких людей);

- «Счастье» (выяснение, умеют ли дети принимать состояние близких);

- «Подарок» ( раскрываются  взаимоотношения  в  семье).

     Методики «Плохой – хороший», «Счастливый – несчастный» помогают составить картину семейных отношений,  эмоционального  состояния  детей (выявление  самооценки  учеников).

IV.Вывод.

      После проведения  диагностики  родителей, учащихся составляется  план работы  с  детьми  и  родителями (помощь педагогов,  психологов,  социального  педагога). Выявление  проблем  во  взаимоотношениях  ребёнка  и  родителей  помогает  при  подготовке  к  беседам,  родительским  собраниям.

     Большое  значение  имеет  использование  программы  «Азбука нравственности», «Все цвета, кроме чёрного»  для  проведения  занятий. Непринуждённая атмосфера, душевность, доброжелательность, желание  поделиться эмоциями,  проблемами  с  одноклассниками  позволяют  решать трудные вопросы, поддержать друг  друга,  помочь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта. Использование ИКТ в начальных классах на уроках математики

Сегодня наиболее очевиден тот факт, что новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами.  Требуются другие стратегии школы, инновационные...

Обобщение опыта. Использование современных образовательных технологий.Участие в конкурсах. Повышение квалификации.

Обобщение опыта. Использование современных образовательных технологий.Участие в конкурсах. Повышение квалификации....

Обобщение опыта: "Использование бланковых методик в процессе преодоления трудностей чтения у младших школьников"

       В процессе использования данной методики не нужно будет специально заботиться о позитивном настрое ребенка на учение. В результате всей работы как бы само собой произ...

Обобщение опыта "Использование первороботов Лего для формирования метапредметных и личностных результатов"

Уникальность ПервоРоботов LEGO состоит в том, что они возвращают детей к эмпирическому познанию мира, но в то же время приучают к систематической обработке и анализу полученных данных с помощью компью...

Из опыта работы по урегулированию межличностных отношений обучающихся

Из опыта работы по урегулированию межличностных отношений обучающихся....

Статья "Обобщение опыта использования ИКТ в условиях реализации ФГОС второго поколения".

Статья "Обобщение опыта использования ИКТ в условиях реализации ФГОС второго поколения"....