Психологический тренинг для родителей и детей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей "Путешествие в страну Я"
план-конспект урока
Цель: Психологическое просвещение родителей, имеющих детей с проблемами в развитии.
Задачи:
- Способствовать эмоциональному сближению детей и родителей.
- Вызвать у родителей познавательный интерес к психологическим знаниям,
- Уточнить и расширить имеющиеся у родителей представления об основных психологических понятиях, используемых в педагогике,
- Дать родителям возможность почувствовать на себе воздействие некоторых специальных приемов изучения особенностей индивидуального развития человека,
- Обсудить необходимые и достаточные условия, влияющие на формирование личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический тренинг для родителей и детей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей
"Путешествие в страну Я"
Цель: Психологическое просвещение родителей, имеющих детей с проблемами в развитии.
Задачи:
- Способствовать эмоциональному сближению детей и родителей.
- Вызвать у родителей познавательный интерес к психологическим знаниям,
- Уточнить и расширить имеющиеся у родителей представления об основных психологических понятиях, используемых в педагогике,
- Дать родителям возможность почувствовать на себе воздействие некоторых специальных приемов изучения особенностей индивидуального развития человека,
- Обсудить необходимые и достаточные условия, влияющие на формирование личности.
Ход занятия
1. Вводная часть.
Упражнение “Родители и дети глазами друг друга”
Цель: закрепление позитивного отношения друг к другу.
Участники: родители и их дети.
Процедура проведения:
Участники по очереди рассказывают о своих близких:
— Расскажи о своей маме (расскажите о своем ребенке). Какая она (какой он)?
— Что любит делать?
Что ей (ему) нравится? Что не нравится?
— За что ты (вы) ее (его) любишь (те)?
Время: 5 минут.
Упражнение «Броуновское движение».
Цель: вступление в контакт каждого с каждым для облегчения дальнейшего группового взаимодействия, сплочение, снятие психологического напряжения.
Описание: Группе, стоящей в кругу дается инструкция: «Сейчас мы все будем перемещаться в кругу – хаотично. Задача каждого – поприветствовать каким-нибудь образом каждого.
Обсуждение не требуется. Психолог тоже участвует в процессе.
Время: 3 минуты.
Ознакомление с темой занятия и его целью.
Принятие правил поведения во время занятия.
Текст с правилами заранее вывешивается на экране. Проводится обсуждение предлагаемых правил поведения во время занятия и выбираются те правила, с которыми участники занятия соглашаются. (Каждое правило следует написать крупными буквами на отдельных листах, тогда их будет удобнее компоновать по требованию).
2. Основная часть.
Закройте глаза и представьте себя путешественником, которому увлекательно путешествовать, узнавать мир. Вот сегодня мы и отправимся в путешествие по планете Психология для того, чтобы хоть немного познакомится с самой интересной и непознанной страной, которая называется «Я» или что называется личностью.
И какое же путешествие без карты. Наш маршрут мы будем отмечать вот на этой карте. (Демонстрация карты).
Обратите внимание на то, что территория Страны Я или Личности делится на две большие зоны: внешнюю и внутреннюю. Внешняя зона называется социальное, а внутренняя - биологическое.
Под словом «социальное» ученые понимают то, что воздействует на человека в течение его жизни среди себе подобных. Так называемые социальные факторы влияют на личность и формируют ее характер, силу воли, под их влиянием человек учится контролировать себя, свои эмоции, чувства, настроение, соизмерять свои потребности с возможностями, ставить перед собой правильные цели и искать пути их достижения. С их помощью человек учится общаться с другими людьми. В конце концов, он становится личностью.
Только что родившийся ребенок — это представитель вида Homo Sapiens, или Человек Разумный, это индивид, это еще не личность. Личностью не рождаются, ею становятся. Если по каким-либо причинам нарушается процесс взаимодействия индивида с социальной средой, он может, подобно Маугли, никогда не стать личностью и навсегда останется с багажом чисто биологического.
-Что же заложено биологического в человеке? (Высказывания)
- Посмотрите на карту внимательнее. Это: темперамент, тип телосложения человека, его пол, задатки и, в какой-то мере, способности, таланты и то, что позволяет ему получать знания об окружающем мире – память, мышление, ощущения, восприятие, воображение.
Определенные особенности уже заложены в человеке от природы, переданы от родителей. А вот то, разовьются ли все эти ростки или нет, зависит от социального. /На стене рядом с картой помещаются карточки с называемыми психологическими терминами/.
- Куда же мы отправимся сначала? Сейчас мы отправляемся в святая святых человеческого существа, в обширную область психических процессов, в Долину Познания. Здесь обитают Психические познавательные процессы – внимание, память, мышление, ощущения, восприятие, воображение.
Познакомимся с каждым поближе.
Ответьте на вопрос: Что Вы понимаем под словом - сознание и что значит - иметь сознание?
- Давайте откроем наш справочник. (Чтение текста «Справочника»)
- Начнем мы наше знакомство вот с этой любопытной равнины - показывая на карте.
А) Внимание.
Представьте, что вы идете по своеобразным болотным кочкам, идти вам очень неудобно. Кроме того, эти кочки жутко скользкие, иногда они могут предательски разойтись, и Ваши ноги глубоко проваливаются в холодную грязную воду.
- Что необходимо для успешного окончания пути?
Мы в Долине Внимания. Будем знакомиться со своим вниманием. Сделаем это, используя прием, который психологи называют корректурной пробой. Это очень просто. Кстати, и для тренировки внимания очень полезно
(Знакомство с материалами справочника, Выполнение простейшей корректурной пробы).
После выполнения пробы проверить друг у друга, насколько внимательно каждый выполнил задание.
- Некоторые люди обладают удивительным вниманием - шахматисты, любители преферанса; эти игры способствуют его развитию. А для представителей некоторых профессий внимание — на вес золота. Это авиадиспетчеры, операторы атомных электростанций, летчики-истребители, разведчики, бухгалтеры, водители транспортных средств.
Б) Ощущения.
Простейший эксперимент. Обсуждение его результатов. Знакомство с материалами справочника.
Ощущения у каждого человека сугубо индивидуальны.
В) Память. Что люди знают о памяти?
(Знакомство с материалами справочника. Практическая работа: «Проверим свою память!»
- Я предлагаю Вам два кубка. В одном из кубков Напиток Забвения. Выпив его, вы навсегда избавитесь от тяжелых воспоминаний, и ваша жизнь превратится в сплошной праздник. В другом кубке - Напиток Абсолютной памяти. Вы будете помнить абсолютно все. Ваше право сделать свой выбор. /Высказывания/
Вы правы, ни один из напитков не сделает нас счастливыми, более того - человек, потерявший память, превращается в полного идиота. Впрочем, как и тот, кто будет обладать абсолютной памятью. Дело в том, что мозг человека устроен так, чтобы постепенно забывать неприятности, которые с ним произошли. Если их помнить всегда, жизнь превратиться в сплошную муку.
Память можно и нужно тренировать. Этому способствуют логические игры - их придумано много.
Г) Восприятие.
Продолжаем наше путешествие. Мы на территории восприятия. Закройте глаза, представьте себе, что тропинка, по которой мы идем, вдруг выныривает на полянку с метровыми мухоморами. Стоит мертвая тишина. Птиц не слышно, ветер не играет листвой.
Какое состояние вы испытываете? – ответы.
Вспомните сказку о спящей царевне. Она спала в хрустальном ящике, с помощью которого она была изолирована от внешнего мира полностью, и ничто не тревожило ее сон. Стоило царевичу разбить его, дотронуться до нее и она проснулась.
Что же такое восприятие, что оно дает человеку? Что о нем говорится в справочнике...
Восприятие окружающего нас мира дает нам необходимую информацию для того, чтобы правильно ориентироваться и поступать в разных ситуациях. Но, прежде всего, передача информации в мозг поддерживает его работу на должном уровне. Когда человек не видит, не слышит, не чувствует, ученые говорят, что такой человек находится в состоянии сенсорной изоляции.
Жить, не видя, не слыша, не чувствуя очень трудно. Некоторые люди от рождения лишены зрения и слуха. Остается лишь чувствительность кожи. Но если остается даже всего один канал связи человека с окружающим миром, мозг все равно работает. И специальное обучение и воспитание такого человека позволяет ему стать вполне нормальным, способным трудиться, любить, чувствовать, общаться.
Ученые проводили эксперимент. Человека, с его согласия, конечно, помещали в бассейн с водой, температура которой была равна температуре тела, надевали шлем, закрывающий доступ света и звука. В результате человек ничего не чувствовал. Через некоторое время испытуемый терял счет времени, а отсутствие информации, поступающей в мозг, заставляло его «спасать положение» - мозг начинал «сочинять» ощущения. Человеку чудились звуки, перед глазами всплывали картины жизни, одним словом - возникали галлюцинации, похожие на сны наяву. Этот эксперимент долго не продолжался из-за опасения за психическое здоровье человека. Но, что удивительно, после его окончания он отметил, что чувствует себя хорошо отдохнувшим.
Д) Мышление - хранитель знаний. Перевернем следующую страницу Справочника».
Небольшая тренировка мышления никогда не повредит. /Тестовые задания/.
Знание никуда не исчезает. Вся информация хранится в мозге человека. Ее нужно только оттуда извлечь.
Е) Воображение.
Представьте. Голая белесая плоскость под таким же белесым небом. Это Луг воображения. Закройте глаза, сосредоточьтесь, и через мгновение Вы можете наблюдать, как вокруг Вас из ничего возникает что-то более интересное, чем скучная белая поверхность.
В результате получилось вот что… (Высказывания).
У женщин воображение, как правило, развито лучше.
Как вы уже убедились, страна Я большая и полная тайн. - Куда же мы отправимся в следующий раз? Давайте продолжим наше путешествие с владений Его Величества Темперамента. В ваших папках есть 2 варианта теста для определения темперамента: взрослый и детский. Вы можете дома ответить на них и узнать тип темперамента ваш и вашего ребенка… но о них мы поговорим с вами на следующей нашей встрече.
3. Заключительная часть.
Упражнение «Решим кроссворд». (Коллективная работа).
Цель: Подведение итогов занятия, закрепление представлений о психологических понятиях теоретического материала занятия.
Упражнение «Здорово, что мы вместе…»
Цель:
- способствовать эмоциональному сближению детей и родителей.
Участники: родители и их дети .
Процедура проведения:
Каждый из участников тренинга составляет 5 предложений, адресованных своему родителю или ребенку, которые начинаются словами: «Здорово, что мы вместе…». Далее каждый озвучивает на группу то, что он написал. По завершении упражнения следует уточнить, насколько легко было выполнить задание; чувства, возникающие во время выполнения упражнения.
Если у участников группы есть желание, можно обсудить то, что покажется им важным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с семьями, имеющими детей с ограниченным возможностями здоровья.
Рекомендации учителю....

Методические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей–инвалидов в образовательной организации.
Методические рекомендации составлены с учетом следующих документов, регламентирующих отношения в сфере образования:1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»...

Программа коррекционной и обучающей работы с родителями, воспитывающими детей раннего возраста, с ограниченными возможностями здоровья.
Программа предназначена для коррекции родительско-детского отношения в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья; а также обучения родителей взаимодействию с ...

Рекомендации для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья по развитию межличностных отношений как основы формирования толерантности у учащихся 1классов
Рекомендации для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья по развитию межличностных отношений как основы формирования толерантности у учащихся 1классов...

Рекомендации родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье предоставляются рекомендации родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья...
Консультация родителей «Развитие внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста.»
Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств прив...

Памятка для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
В данной памятке Вы сможете найти ответы, на волнующие Вас вопросы....