Родительское собрание в 1 классе "Эмоции положительные и отрицательные"
методическая разработка (1 класс)

Юркевич Ольга Николаевна

      Каждому из нас хочется, чтобы наши дети выросли здоровыми и счастливыми, чтобы они умели радоваться окружающему миру и успешно прожитому дню, чтобы они были уверены в своих силах и умели бороться с трудностями, стойко переносили удары судьбы, сохраняли душевное спокойствие в самых непредвиденных ситуациях.
       Наши дети не всегда умеют радоваться и огорчаться, проявлять волю и характер в достижении цели. Чем раньше мы об этом заговорим, тем быстрее сможем помочь детям справиться со своими эмоциями и развивать их в нужном направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsii_polozhitelnye_i_otritsatelnye.docx61.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема родительского собрания: Эмоции положительные и отрицательные.

Цель:  Выработать с родителями оптимальные требования и условия для формирования позитивных эмоций ребёнка.

Задачи:1. Познакомить родителей школьников с такими понятиями, как положительные и отрицательные эмоции.  2. Формировать у родителей понимания необходимости устранения у ребёнка негативных эмоциональных состояний для сохранения здоровья, успешной учебной деятельности, в общении  со сверстниками и окружающими.

Предварительная подготовка к собранию:

1), Родителям предлагается дома заполнить таблицу эмоциональных реакций в ситуациях взаимодействия с ребёнком.

МОИ   РЕАКЦИИ

ЧАСТОТА РЕАКЦИЙ

(редка, иногда, часто, очень часто, никогда)

СИТУАЦИИ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ТАКУЮ РЕАКЦИЮ

Яростный взрыв

Крик

Попытка перекричать

Прерывание ребёнка

Настаиваю на своём мнении

Доказываю свою правоту

Упрёки

Наставления

Ультиматумы

Сведение счётов

Едкие замечания

 2) Анкета для родителей.

• Эмоционален ли ваш ребенок?
• В каких случаях ваш ребенок проявляет радость, восторг?
• В каких случаях ваш ребенок проявляет негативные эмоции?
• Как вы помогаете своему ребенку преодолевать негативные эмоции?
• Говорит ли вам ребенок о своих неуспехах?

3). Предварительная подготовка  с детьми:

  • тесты для детей «Градусник»
  • «Остров невезения»
  • «Что у меня на сердце»
  • «Нарисуй семейную лесенку»
  • «Нарисуй отдыхающую семью».

     

 Введение в тему собрания.

    Собираясь на собрание,  в вашем сердце поселились мысли и чувства. Поделитесь, пожалуйста своими ощущениями. (ожидание, любопытство, тревога и др).

    Вы можете представить себе человека, который никогда не смеется, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится?.. И действительно, все мы в различные моменты своей жизни то радуемся, то огорчаемся, то восхищаемся. 

   Каждому из нас хочется, чтобы наши дети выросли здоровыми и счастливыми, чтобы они умели радоваться окружающему миру и успешно прожитому дню, чтобы они были уверены в своих силах и умели бороться с трудностями, стойко переносили удары судьбы, сохраняли душевное спокойствие в самых непредвиденных ситуациях.
     Проявление умения бороться с трудностями начинается с первых дней жизни ребенка. Но иногда, пытаясь максимально защитить свое дитя, мы лелеем и оберегаем его, предупреждая желания и потребности, стараемся максимально облегчить его жизнь. Этим мы, взрослые, наносим вред его психике, ломаем его эмоциональную сферу. Ребенок, поставленный в такую ситуацию, не развивается эмоционально, не умеет справиться со своими эмоциями, не учится бороться с трудностями жизни и решать возникающие проблемы. Это сказывается на учебных результатах, на общении со сверстниками и взрослыми. Неумение жить в гармонии с собой приводит к нарушениям физического здоровья, различным заболеваниям.
    Наши дети не всегда умеют радоваться и огорчаться, проявлять волю и характер в достижении цели. Чем раньше мы об этом заговорим, тем быстрее сможем помочь детям справиться со своими эмоциями и развивать их в нужном направлении.

     Сегодня наш разговор пойдёт о человеческих эмоциях. 

     Что же такое эмоции? (высказывания родителей)  

     Слово «эмоции» происходит от латинского слова и означает «потрясаю, волную». То есть само значение слова «эмоции» говорит о неравнодушном отношении к различным событиям и ситуациям в жизни человека. С помощью эмоций мы выражаем свое отношение к происходящему.  

Эмоции ребенка и что их вызывает.

Что такое эмоция? Эмоции – это внутренние переживания человека. Эмоции выражают отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям и носят ситуативный характер.

К эмоциональным состояниям человека относят:

  • настроение (общее стойкое актуальное эмоциональное состояние человека, определяющее его общий тонус и активность);
  • страсть (сильная, все себе подчиняющая увлеченность человека кем-либо или чем-либо);
  • аффект (яркое, кратковременное эмоциональное переживание, например, горе при потере близкого человека, гнев при измене, радость при успехе);
  • чувства (высшие человеческие эмоции, связанные с теми людьми, событиями, предметами, которые для данного человека являются значимыми);
  • стресс (состояние сильного общего напряжения, возбуждения в трудных, необычных, экстремальных условиях).

Эмоции могут быть положительными и отрицательными.

    Положительные эмоции большинство из нас устраивают, их хочется сохранить подольше. А вот отрицательные мешают, напрягают, делают нас уязвимыми (такие как гнев, ненависть, страх, отвращение и т.п.), поэтому от них хочется избавиться. Как же в этом помочь нашим деткам? Для начала необходимо знать, что может вызвать отрицательные эмоции у ребенка. Таких причин довольно много, выделим основные.

Что у ребенка вызывает отрицательные эмоции?

  1. Противоречие между сильным желанием и невозможностью удовлетворить его (очень ярко проявляется у маленьких детей).
  2. Конфликт, заключающийся в повышенных требованиях к ребенку, неуверенному в собственных силах (наблюдается в ситуации, когда родители предъявляют к ребенку завышенные требования в учении, которые ему явно не по силам).
  3. Противоречивость требований родителей, родителей и педагогов (например, тренер воспитывает дисциплину, требует соблюдение определенного режима спортсменом, родители же тренера в этом не поддерживают), в результате формируется злоба, недоверие, поэтому так важна согласованность действий родителей и педагогов.
  4. Частые негативные эмоциональные состояния взрослых и отсутствие навыков контроля и саморегуляции с их стороны. В психологии существует такое понятие как заражение, т.е. непроизвольная передача эмоционального состояния от одного человека другому. Поэтому важно научиться самому и научить ребенка справляться со своими эмоциями.
  5. Использование приказов, обвинений, угроз, оскорблений вместо доверительной беседы и совместного анализа возникшей ситуации.

Как справиться с эмоциями, которые бушуют вследствие какой-то ситуации? Будь это волнение перед важным событием или неудача, или, наоборот, когда в случае чрезвычайного успеха положительные эмоции столь сильны, что начинают мешать. Поддержите своего малыша!

Поддержка ребенка в ситуациях волнения или неудачи.

    Наша искренняя забота, внимание, любовь к детям помогает им справляться со многими трудностями, сохраняют психологический комфорт ребенка, и не важно, сколько ему лет!

    Ребенок постоянно задает вопрос: “Вы любите меня?”. Может быть, произносит его вслух, а может быть он остается во внутреннем диалоге. Если мы любим ребенка, безусловно, он чувствует, что ответ на этот вопрос положительный, если мы любим его условно (проявляем любовь лишь когда ребенок “вел себя хорошо”, был успешен), то он теряет уверенность в себе, становится тревожным и напряженным. От ответа, который получает ребенок на этот жизненно важный для него вопрос, в значительной степени зависит его основное отношение к жизни. Это принципиально значимо для его дальнейшего развития.

Важно, что в глубине души мы можем испытывать пламенную любовь к своему ребенку, но этого недостаточно. Именно через наше поведение ребенок ощущает нашу любовь к себе, он не только слышит, что мы говорим, но и чувствует, как мы говорим, а главное, что мы делаем. На ребенка наши поступки действуют гораздо сильнее, чем слова.

     Какие есть способы выражения родительской любви и поддержки в трудных для ребенка ситуациях? Давайте подумаем о них вместе, ведь многими из них вы пользуетесь. (Названные родителями способы выражения любви и поддержки записываются на доске и обсуждаются).

Контакт глаз

     Под контактом глаз понимается наш прямой взгляд в глаза другому человеку. Большинство людей не осознают, насколько это решающий фактор. Пробовали ли вы когда-нибудь поговорить с человеком, который упорно отворачивается, избегая смотреть вам в лицо? Это трудно, представьте себе, и очень резко влияет на наше отношение к нему. Нам скорее симпатичнее и больше нравятся люди с открытым и дружелюбным взором, искренней улыбкой, доброжелательным и дружелюбным отношением к собеседнику. Многочисленные исследования показали, что открытый, естественный, доброжелательный взгляд прямо в глаза ребенку существенно важен не только для установления хорошего коммуникационного взаимодействия с ним, но и для удовлетворения его эмоциональных потребностей.

     Контакт глаз (осознаем мы это или нет) является основным средством для передачи нашей любви к детям. Чем чаще родители с любовью смотрят на ребенка, тем больше он пропитан этой любовью. Однако через контакт глаз могут передаваться и другие сигналы. Особенно нежелательно использовать контакт глаз, когда родители делают ребенку внушение, наказывают, ругают, упрекают его и т.п. Когда родители используют это мощное средство контроля преимущественно в отрицательном ключе, то и ребенок видит своего родителя в основном в отрицательном плане. Пока ребенок маленький, страх делает его покорным и послушным, и внешне это нас вполне устраивает. Но ребенок растет, и страх сменяется гневом, обидой, депрессией.

       Внимательнее всего слушает нас ребенок, когда мы смотрим ему в глаза. Тревожные, неуверенные дети больше всего нуждаются в контакте глаз. Ласковый взгляд способен уменьшить уровень тревожности. Переданная взглядом информация может глубже отпечататься в сознании ребенка, чем сказанные слова.

Физический контакт

    Казалось бы, это вполне естественно, но исследования показали, что большинство родителей прикасаются к своим детям только по необходимости (помогая одеваться, переводя через дорогу и т.п.). Для физического контакта вовсе необязательно лезть к ребенку с объятиями и поцелуями, вполне достаточно прикоснуться к руке, погладить по голове, потрепать по волосам и т.п. Главное, чтобы все эти нежные прикосновения были естественны и искренни и не были демонстративны или чрезмерны.

     Бытует мнение, что ласка и нежность важны для девочек, мальчикам же "телячьи нежности" ни к чему. Это в какой-то мере справедливо по отношению к мальчикам старше 7-8 лет (но и в 8, и в 10, и в 12, и в 15 лет ребенок нуждается в физическом контакте, только его формы могут быть более сдержанными), но для полноценного развития мальчику с первых дней жизни необходимо не меньше любви и физической ласки, чем девочкам.

Пристальное внимание

   Следующий способ выражения любви и поддержки ребенку - пристальное внимание, под которым понимается наше полное сосредоточение на ребенке, без отвлечения на какие-либо мелочи, позволяющее ребенку почувствовать, что он в глазах родителей самый важный человек в мире. Как ни странно, чаще всего в минуты, когда ребенку больше всею необходимо наше пристальное внимание, мы в силу тех или иных обстоятельств к нему не расположены. Тут уж надо отказываться от каких-либо дел или развлечений, ибо это чрезвычайно важно для развития положительной самооценки ребенка. Если ребенок не получает достаточно пристального внимания, он чувствует, что все на свете важнее, чем он, и это служит причиной его беспокойства. В результате у такого ребенка отсутствует чувство безопасности и тем самым нарушается его эмоциональное развитие.

    Вспомните, пожалуйста, как часто вы общаетесь со своим ребенком, не занимаясь при этом какой-то другой деятельностью (кроме совместной деятельности с ребенком)?Это может быть совместная игра, поход, интимная беседа. Если мы проявляем пристальное внимание к маленькому ребенку, то он приобретает способность и потребность делится со взрослым своими переживаниями, делает это естественно, даже переживая кризисные периоды в своей жизни.

Саморегуляция

Мы уже говорили о том, что ребенок может “заразиться” отрицательными эмоциями взрослого, поэтому важно научиться управлять своим эмоциональным состоянием и научить этому ребенка. 

2.Беседа с родителями по результатам тестов, проведённых с учащимися.

1.) Мы с ребятами побывали на «Острове невезения». Ребятам была дана информация о том, что « получена радиограмма SOS с острова Невезения. Люди, живущие на этом острове, страшно невезучие. Детям не везёт в учении, взрослым - в работе. У нас есть возможность помочь детям. На листе бумаги, который лежит перед вами, необходимо написать, что  мешает  детям жить весело и счастливо.»

И что же у нас получилось?

А)     раздражает погода;

Б)     сам остров и его название (замкнутое пространство);

В)   «2», маленькая зарплата, еда;

Г)    что надо учить уроки, настроение плохое;

Д)    пьют родители, дома грязно, одежда старая, задают домашнее задание;

Е)    не дружба, ручка плохая.

Вывод: Таким образом, мы увидели, что для ребят является приоритетным. По их мнению, в создании благоприятной обстановки вокруг них.

2.) После «Острова Невезения» мы с ребятами решили поставить «градусники» учебным предметам. Ребятам дана информация: «(Показ градусника.) Вы знаете, что при высокой температуре человеку плохо, тревожно +38º (цифры записаны на доске). Нормальная температура человека -36,6º. У него нет тревоги, всё хорошо, у него все получается, он здоров. Температура у человека может быть и 35º. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интереса и желания что- либо делать. Сейчас мы поиграем в игру. Я буду называть учебные предметы, а вы пофантазируете и напишете ту температуру, которая у вас условно появляется при назывании этого предмета. Например:

* русский язык  39º;

* математика     36,6º.

Вывод: Это позволило определить степень тревожности учащихся, которая связана с учебной деятельностью.

  • лучше всех относятся к русскому языку, не боятся этого предмета;
  • математика на втором месте, только 3 раза «повысилась температура»;
  • ИЗО вышло на третье место ( 3 раза повысилась температура и 3 раза – упадок сил);
  • Литературное чтение на 4-ом месте (4 раза повысилась температура)
  •  Окружающий мир (температура повысилась 7 раз)
  • Музыка → Трудовое обучение → Физкультура ( 5 раз повысилась темп.)

Теперь и мы с вами можем решить, чем же ещё можно помочь ребятам, чтобы не было такой тревожности и слабости:

  • готовиться лучше к урокам;
  • не забывать тетради дома;
  • не бояться того, что дома будут ругать за провинность, а разберутся и помогут;
  • и другое .

Предложения родителей:…

3) Игра «Что у меня на сердце».  Эти вопросы и многие другие не давали мне покоя.

Что же мешает нашим детям?

А что их воодушевляет?

На что делать упор при подготовке к уроку?

На что обратить внимание дома?

  «Ребята, иногда взрослые говорят, что у них «легко на сердце» или «тяжело на сердце». Давайте определим с вами, когда может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это может быть связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко. При этом вы можете раскрасить ваше сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению.»

«+»  когда не мою посуду;  не делаю уроков;

        у мамы хорошее настроение;    хорошая погода;

        весело, легко;     помощь от родителей;

        подарки, цветы, добрые слова;         вся семья дома и дружная;

        играть, танцевать;     ничего не болит;     потому что живу;

« - »  сижу дома, когда наказан;   плохая погода;

         плохое мамино настроение;  грубые слова;

         ссора с другом;     болею, кашляю;

         не хожу в школу;  любимому животному плохо;

         утром не хочется вставать  ;

Вывод: Эта диагностика помогла мне и вам сейчас увидеть причины переживаний учащихся. А нужно это для того, чтобы найти пути их преодоления.

  • Если причина «погода» - одежда нужна удобная, тёплая.
  • Если причина «2» - учить надо вовремя, делать домашнее задание;
  • Если причина «вставать тяжело» - ложиться вовремя, включать по утрам музыку;

Какие пути преодоления можете предложить вы? (Ответы.)

4.) Ребятам было предложено нарисовать лесенку и расположить на ней членов семьи. Цель этого теста заключалась в том, чтобы выявить эмоциональное отношение ребёнка к себе в семье. (Родители рассматривают рисунки своих детей.) По этому тесту выяснилась «звёздность» членов семьи место ребёнка в семье, где он сам себя видит.

  • Хороший показатель, если ребёнок изобразил себя в середине или после родителей.
  • Если ребёнок стоит на первых ступеньках, это показывает эгоцентричность отношения ребёнка к себе: ребёнок ставит свои интересы выше всего.
  • Так же надо задуматься тем родителям, где ребёнок поставил себя на последнем месте. Значит он себя недооценивает. Помогите ему подняться по ступенькам вверх.

5.)  На одном из классных часов ребятам было предложено нарисовать членов семьи вечером за отдыхом. Подчёркивалось, что именно во время отдыха.

(Родители рассматривают рисунки своих детей.)

На что надо обратить внимание?

  • В идеале ребёнок должен был изобразить всю семью, сидящую за столом или перед телевизором. Тут надо смотреть, к какому взрослому он сидит ближе.
  • Если ребёнок посадил за стол или у телевизора папу, себя, братика или сестру, а мамы нет. Где мама? Мама работает. Ей отдыхать совсем некогда.
  • Если ребёнок указывает себя обособленно или одного у телевизора, то это показывает, что ему одиноко.
  • Если ребёнок рисует родителей отдыхающими, а себя рисует отчуждённым, выполняющим какую-либо работу. О чём это может говорить? (Размышления родителей.) Конечно, ребёнок чувствует, что не в состоянии отдохнуть не только физически, но и душевно.
  • Если ребёнок рисует всю семью, но не отдыхающей. Можно подумать, что здесь нет традиций семейного отдыха.
  • Если ребёнок рисует себя без лица. Он не видит себя как личность. Ребёнок разрывается между телевизором и креслом. Родителей не изображено. Как бы вы это расценили? (Размышления родителей.)
  • Если ребёнок изображает комнату, в которой чистота и порядок , а вокруг никого нет. Как можно объяснить такое на ваш взгляд? (Размышления родителей.)

6)  А как можно изобразить радость и грусть? Сделайте два рисунка, которые называются «Радость», и «Грусть».   Настроение – это душевное состояние человека. Подумайте, какое настроение у вас в цвете  в данный момент.

Объясните, какие цвета вы выбрали для своих рисунков и почему?  

     Для  родителей учитель уточняет, что теплые тона в рисунке означают, что у его автора настроение доброе, веселое, светлое, радостное, а холодные – мрачное, сердитое, угрюмое.

  7) Задание для родителей. Перед вами лежат листы бумаги. Одна группа подчеркивает  на них выражения, запрещённые в общении с ребёнком. Другая группа подчёркивает  рекомендуемые и желательные выражения в общении с ребёнком в семье.  

Я тысячу раз говорил тебе, что …          

Ты у меня самый умный (заботливый, внимательный и т.д

Сколько раз надо повторять …

Как хорошо, что у меня есть ты.· 

Ты у меня молодец.· 

О чём ты только думаешь …      

Неужели тебе трудно запомнить, что …

 Я тебя очень люблю.· 

Как ты хорошо это сделал, научи и меня этому.· 

Ты становишься …            

Ты такой же, как ……

Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.· 

Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился

Отстань, некогда мне …      

Почему Лена (Настя, Вася и т.д.) такая, а ты – нет

8) Анализ родителями ситуаций из жизни класса.

Обсудите ситуацию в группе, разрешите её таким образом, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно, и не вызывала у него негативных эмоций.

Ваш ребёнок опять получил плохую оценку по предмету. Накануне он долго учил, а результат плачевный.

Вы многократно повторяете своему ребёнку: «Делай уроки!». Ребёнок не реагирует.

Ваш ребёнок ничего вам не рассказывает, и лишь от посторонних людей вы узнаёте, что он ведёт себя в школе плохо.

Ваш ребёнок дерётся с другими детьми, и в школе на него постоянно жалуются.

9). Обсуждается вопрос: «С кем нам приятнее общаться – с бодрым, активным, веселым человеком или нытиком?». Родителям  предлагается ответить, какого человека они предпочли бы взять с собой на каток, в кино, в поход, пригласили на день рождения.

   Вывод: все хотят дружить и общаться с людьми активными, бодрыми и уравновешенными.

  Итог собрания. Подошла к концу наша очередная встреча. Хочется пожелать, чтобы вы были более внимательны к своим детям, к их эмоциям, любите их, помогайте справляться с отрицательными эмоциями, разрушающими здоровье ребёнка, мешающими общению с окружающими. Хочется, чтобы наша встреча оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желания построить взаимоотношения в семье по - новому. 

Литература: 

Барковская Е.. Тепло семьи // Школьный психолог. – Первое сентября. – 2008 — №10

Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде). М.: МГППУ, 2006 г.

Дереклеева Н. Родительские собрания в начальной школе //Школьный психолог. – 2004. - №46.

Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Изд-во: «ВАКО», 2005.

Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 классы + Новые собрания. М.: ВАКО, 2005.

Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы. –М.: ВАКО, 2008.

Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. СПб.: “Питер”, 1994 г.

Кэмпбл Р. Как на самом деле любить детей. М.: “Мирт”, 1997 г. Н.И.Дереклеева. Справочник классного руководителя. Изд-во: «ВАКО»,М.: 2005 

Персидская И.В, Фонова Г.А.,.Лободина Н.В и др. Классные часы в 1-4 классах. Изд-во: «Учитель». Волгоград, 2006.

Черкашина Ю. Ребёнок и эмоции.// Начальная школа. – Первое сентября. – 2009. — №11

 

Приложение 1.

Релаксационные техники для дошкольников и младших школьников

Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку. Регулярное выполнение этих упражнений делает ребёнка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребёнку лучше понять свои чувства. В результате ребёнок владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия. Релаксационные упражнения позволяют ребёнку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.

1. Снежная баба

Из этого упражнения можно сделать небольшую игру, катая при этом по полу воображаемые комья снега. Затем вместе с ребёнком вы лепите снежную бабу.

Итак, «слепили мы во дворе снежную бабу. Красивая снежная баба получилась (нужно попросить ребёнка изобразить снежную бабу). Есть у неё голова, туловище, две руки, которые чуть торчат в стороны, и стоит она на двух крепких ножках… Ночью подул ветер холодный-холодный, и стала наша баба замерзать. Сначала у неё замерзла голова (попросить ребёнка напрячь голову и шею), потом плечи (напрячь плечи), потом туловище (ребёнок напрягает туловище). А ветер дует всё сильнее, хочет разрушить снежную бабу. Уперлась снежная  баба своими ножками (сильно напрягает ноги), и не удалось ветру разрушить снежную  бабу.  Улетел ветер, наступило утро, выглянуло солнышко, увидело снежную бабу, решило её отогреть. Стало солнышко припекать, и начала наша баба таять. Сначала начала таять голова (ребёнок свободно опускает голову), потом плечи (расслабляет и опускает плечи), потом руки (мягко опускает руки), потом туловище (ребёнок, как бы оседая, наклоняется вперёд), а потом и ноги (ноги мягко сгибаются в коленях). Ребёнок сначала садится, потом ложится на пол. Солнышко греет, снежная баба тает и превращается в лужицу, растекается по земле».

2.Апельсин

Ребенок лежит на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите ребёнка представить, что к его правой руке подкатился апельсин, пусть он возьмет апельсин в руку и начнёт выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8 – 10 сек.).

«Разожмите кулачок, откатите апельсин, ручка тёплая…, мягкая…, отдыхает…» Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура повторяется с левой рукой. Желательно делать упражнение 2 раза (при этом поменять фрукты).

3.Сдвинь камень

Ребёнок лежит на спине. Попросите его представить, что возле правой ноги лежит огромный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступнёй) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8 – 12 сек.)Затем нога возвращается в исходное положение; «нога тёплая…, мягкая…, отдыхает…». Затем тоже самое проделывается с левой ногой.

4.Черепаха

Упражнение делается лёжа, лучше на боку или животе. Попросите ребёнка представить, что он маленькая черепашка, которая лежит на жёлтом песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка  (реки, озера или моря – по желанию ребёнка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены, шейка мягкая… Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь (дети сильно напрягают спину, слегка выгибая её и изображая тем самым панцирь; а также напрягают шею, руки, ноги, как бы втягивая их под панцирь, 5 – 10 сек.). Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и её шея, ручки, ножки стали тёплыми и опять появились из-под панциря (спина расслабляется 5 – 10 сек.).

5.Расслабление в позе морской звезды

Попросите ребёнка закрыть глаза и представить место, где он любит отдыхать, где он всегда хорошо и безопасно себя чувствует. Затем пусть он представит, что находится в этом месте и делает там то, что хочет, от чего он испытывает удовольствие. Продолжительность упражнения 1 – 2 мин. В конце упражнения попросите ребёнка открыть глаза, потянуться несколько раз, сесть, глубоко вздохнуть и встать.

6.Муха

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Пусть ребенок сядет удобно: руки свободно лежат на коленях, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представит, что на его лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Задача ребенка, не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

7.Лимон

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали »весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. За тем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

8.Сосулька («Мороженое »)

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1 —2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять, расслабляя постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального эмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять, лежа на полу.

9.Воздушный шар

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы — большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1 —2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального эмоционального состояния.

И, наконец, при сильном нервно психическом напряжении вы можете выполнить 20 —30 приседаний либо 15 —20 прыжков на месте. Это позволит избавиться от возникшего напряжения. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.


Необходимо знать каждому!   Первая помощь при стрессе.

Потратьте на отдых и расслабление 10 минут своего времени. За это время ничего страшного не произойдет. В этот короткий отрезок времени важно постараться забыть о своих обязанностях по дому. Такой отдых в конце дня необходим. После него домашние проблемы решаются на свежую голову, и затрачивается гораздо меньше нервной и физической энергии.

И Вы опять полны сил и энергии!

1. Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте через нос выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

2. Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы (язык пусть свободно лежит во рту). Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли, внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить 'язык лица и тела' путем расслабления мышц и глубокого дыхания (с особенно продолжительным выдохом).

3. Инвентаризация. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Медленно, не торопясь, мысленно найдите в помещении, в котором Вы находитесь 7 красных предметов, 'переберите' все предметы один за другим. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой 'инвентаризации'. Говорите мысленно самому себе: 'Красная обложка тетради, красные занавески, красная ваза для цветов' и т. д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения, направляя свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки. Можно находить и рассматривать предметы по любому признаку.

4. Смена обстановки. Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями.

5. Расслабление. Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание свободное. Фиксируйте это положение 1-2 минуты, после чего медленно - внимание: очень медленно! - поднимайте голову (так, чтобы она не закружилась).

6. Отвлечение. Займитесь какой-нибудь деятельностью --- все равно, какой: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку. Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации исполняет роль громоотвода, - помогает отвлечься от внутреннего напряжения, 'спустить пар'.

7. Музыка. Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней и только на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствуем полной релаксации, вызывает положительные эмоции.

8. Общение. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется 'здесь и сейчас' и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.

9. Наполнить ванну  не очень горячей водой и полежать в ней. В ванне проделать успокаивающие дыхательные упражнения. Сделать глубокий вдох через сомкнутые губы опустить нижнюю часть лица и нос в воду и сделать очень медленный выдох. Постараться выдыхать как можно дольше (выдох с сопротивлением). Представить себе, что с каждым выдохом общее напряжение, накопившееся за день, постепенно спадает.

Мобилизующее дыхание – удлиненный глубокий вдох (4 сек.), пауза длительностью в половину вдоха (2 сек.), короткий, громкий, энергичный выдох (2 сек.). Длительность вдоха превышает выдох приблизительно в два раза.

Успокаивающее дыхание – медленный глубокий вдох через нос, пауза в полвдоха, выдох длительностью 2 вдоха.

Мобилизовать и успокаивать себя с помощью дыхания нужно научиться в любой ситуации и обстановке. Обычно эффект дают уже 4 такта дыхания. Количество таких тактов определяется индивидуально с учетом тренированности и состояния в конкретной ситуации.

 Родителям желательно выполнять следующие

простые правила при общении с детьми

- Безусловно принимайте своего ребёнка.

- Активно слушайте его, сочувствуйте, сопереживайте.

- Как можно чаще бывайте с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите друг другу записки и письма.

- Не вмешивайтесь в его занятия, которые он может выполнить сам.

- Помогайте ему, когда он просит.

- Поддерживайте и отмечайте его успехи.

- Рассказывайте о своих проблемах, делитесь чувствами.

- Разрешайте конфликты мирно.

- Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой.

- Станьте для своего ребёнка примером для подражания, в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям.

- Обнимайте и целуйте своего ребёнка в любом возрасте.

- Научитесь слушать своего ребёнка в радости и в горести.

- Заводите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребёнка теплее и радостнее.

Рекомендации по развитию положительных эмоций   ребенка

Папы и мамы! Дедушки и бабушки! Помните!

  • От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «я — хороший». От сигналов осуждения, недовольства, критики появляется ощущение: «со мной что-то не так», «я — плохой».
  • Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Ее ценность зависит от того, что мы туда бросаем.
  • Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой Научитесь слушать своего ребенка в радости и в горести.
  • Наказывая своего ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.
  • Станьте для своего ребенка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям.
  • Обнимайте и целуйте своего ребенка в любом возрасте.
  • Не разговаривайте со своим ребенком с равнодушным и безразличным лицом.
  • Заводите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребенка теплее и радостнее.

Ритуалы, которые нравятся детям

  • Пред уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест.
  • По возвращении из школы рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая.
  • В выходной день обсудить прожитую неделю и значение ее для детей и родителей.
  • Посидеть в сумерках при свечах рядом с мамой и папой.
  • На ночь послушать сказку и быть заботливо укрытым.
  • В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи.
  • Вместе с мамой готовиться к празднику и печь вкусный торт.
  • Посидеть с мамой и папой, взявшись за руки, во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.

 

 

 

 

 

 


 
  

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в первом классе "Эмоции положительные и отрицательные"

Родительское собрание в первом классе по теме: "Эмоции положительные и отрицательные" Форма проведения: семейный совет....

Родительское собрание "Телевизор в жизни семьи и ученика", "Эмоции положительные и отрицательные"

Родительское собрание "Телевизор в жизни семьи и ученика", "Эмоции положительные и отрицательные"...

Родительское собрание по теме: «Эмоции положительные и отрицательные»

Уважаемые мамы и папы! У нас сегодня родительское собрание, которое мы проводим в форме семейного совета. Семейный совет собирается тогда, когда дело не терпит отлагательств и требует всестороннего ан...

Родительское собрание :"положительные и отрицательные эмоции"

Задачи собрания:1.     Ознакомиться с самооценкой учеников класса.2.     Определить причины преобладания негативных или позитивных эмоций у учащихся.Ход собрани...

Родительское собрание в 1 КЛАССЕ. Эмоции положительные и отрицательные. Форма проведения: семейный совет.

Четвертое собрание. Тема: Эмоции положительные и отрицательные. Форма проведения: семейный совет....

Родительское собрание "Эмоции положительные и отрицательные"

Один из вариантов проведения родительского собрания, которое поможет ознакомиться с самооценкой детей и определить причины преобладания негативных или позитивных эмоций у учащихся. ...

Родительское собрание. Тема: " Эмоции положительные и отрицательные".

Родительское собрание. Тема: " Эмоции положительные и отрицательные"....