Формы и методы
картотека
Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_metody.docx | 18.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМЫ И МЕТОДЫ
ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
1. Методы тьюторского сопровождения.
Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.
Методы тьюторского сопровождения:
- методы практикоориентированной деятельности
- методы проблемного обучения (разрешение проблемных ситуаций, метод обучающего кейса),
- проектные методы (разработка и защита ИОП, проекта, портфолио),
- психодиагностические (анкетирование, психологическая диагностика, индивидуальное и групповое консультирование, профконсультирование),
- методы активного обучения,
- методы анализа самоанализа (рефлексия, рефлексивный отчет образовательных целей, деятельности по их достижению, анализ и самоанализ способностей, склонностей)
- методы самостоятельной работы обучающегося (индивидуально и в группах).
2. Вопрос как основной инструмент тьюторской работы.
Основной инструмент тьюторской работы - вопрос
Уместно и вовремя поставленные вопросы, умение предельно сузить или наоборот расширить тему, применение техники активного слушания характеризуют профессионально организованное тьюторское занятие.
Т. к. вопрос – это главный тьюторский инструмент, то за время работы накопилось несколько типовых вариантов вопросов:
Прямые
– Что тебе нравиться? Чем бы ты хотел заниматься? О чём будем собирать материал в первую очередь? И т. д.
Это самые «удобные» вопросы, однако они редко дают желаемый результат. Часто человеку легче сказать, чего он не хочет, чем определиться с собственными желаниями.
Снять проблему выбора помогают другие виды вопросов.
Вопрос-ситуация
Вариантов вопросов – ситуаций может быть множество. Здесь вполне можно дать простор воображению. Вот пример.
Представь себе, что к тебе в руки попала волшебная палочка, которая может открыть тебе только одну тайну, о чём ты её спросишь?
Вопрос-провокация.
Есть интерес – люблю путешествовать. Провокация –давай отправимся прямо сейчас! Дальше следует диалог:
– Сейчас нельзя – уроки!
– Отменим.
– Мама не пустит!
– Договоримся.
– Мы не подготовились, надо ведь собраться.
В итоге обнаруживается интерес: как собираться в путешествие (дальнее, ближнее, научное, развлекательное и т. д.)
Вопрос-визуализация.
Вот тебе волшебная подзорная труба (подойдёт любая имитация), с её помощью ты можешь заглянуть в страну исполнения желаний. Что ты там видишь?
Копилка вариантов вопросов может пополняться бесконечно. Это ведь инструмент, а инструмент должен совершенствоваться.
3. Формы работы тьютора.
- консультации,
- индивидуальные и групповые тьюториалы (семинары),
- образовательные события,
- тренинги
Все эти формы должны применяться с учетом возраста и возможностей тьюторантов-подростков. Тьюторское сопровождение (при реализации его в любой организационной форме) всегда носит индивидуальный адресный характер, поэтому при его осуществлении и выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию с конкретным тьюторантом, должны обязательно соблюдаться гибкость и вариативность.
На практике хорошо себя показали следующие формы тьюторского сопровождения.
• Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) –индивидуальная организационная форма тьюторского сопровождения, представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого учащегося.
• Групповая тьюторская консультация.
На этих занятиях, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальныхобразовательных программ школьников с похожими познавательными интересами. Педагог-тьютор одновременно осуществляет несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную. Тематику предстоящей тьюторской консультации желательно обсуждать вместе со всеми тьюторантами в группе. С одной стороны, это создает атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества во время проведения самой консультации, а с другой, обеспечивает продуктивность консультации.
• Тьюториал (учебный тьюторский семинар).
Тьюториал это активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей школьников. Это открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения. Тьюториал также имеет своей целью оживить и разнообразить процесс
обучения, активизировать познавательную деятельность школьников, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике. В роли ведущих тьюториала выступают тьюторы или преподаватели, осуществляющие тьюторское сопровождение школьников. Иногда ведущими тьюториала могут быть старшие школьники, имеющие опыт в данной области знаний
Такая работа способствует овладению учащимися технологий индивидуальной и групповой рефлексии; выработке критериев оценки результатов эффективности индивидуальной и групповой работы.
• Тренинг.
В последнее время тренинги всё активнее применяются и преподавателями, и тьюторами как одна из эффективных форм организации тьюторского сопровождения. Освоение необходимых умений и навыков во время тренинга
предполагает не только их запоминание, но и непосредственное использование на практике сразу же, в ходе тренинговой работы. В тренингах, так же как и в тьюториалах, но только в гораздо более интенсивной форме широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, работа с электронными определителями и определителями на печатной основе, моделирование, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии. Необходимо помнить, что для проведения тренингов с детьми и подростками необходимы специальные знания и навыки.
• Образовательное событие.
В отличие от воспитательного мероприятия, данная форма тьюторского
сопровождения учащихся имеет целью развитие образовательной мотивации, построение и реализацию индивидуальных образовательных программ, проектов и исследований. Это могут быть: экскурсии в природу, экспедиции, полевые исследования, эксперименты, лабораторные практикумы и др.
Образовательное событие включает различные виды деятельности и различных участников: кроме самих учеников, в нём принимают участие другие интересные, привлекательные, успешные люди («лидеры», «авторы», «эксперты» и т. п.). События дают возможность преодолеть опасность фиксации тьюторантов на тьюторе и перехода тьютора в позицию «учителя» («консультанта», «руководителя»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ.
Доклад + презентация....
Изучение форм и методов взаимодействия ОУ с семьей
Не секрет, что при рождении детей и на протяжении всего периода взаимодействия с ними родителям требуется поддержка и помощь. При этом важно, чтобы и родители, и психолог были готовы решать сложные пр...
Формы и методы работы с родителями.
Взаимодействие классного руководителя и родителей учащихся начальной школы....
Доклад на МО учителей начальных классов «Подготовка учащихся к олимпиадам и марафонам. Формы и методы работы с одаренными и мотивированными детьми»
В образовательных учреждениях района успешно реализуется программа "Одаренные дети". Наряду с урочной деятельностью , способствуют развитию и выявлению одаренных учащихся различные формы работы с учащ...
Формы и методы передачи православных ценностей
В работе представлены формы и методы передачи православных ценностей на уроках и во внеурочное время в начальной школе....
«Разнообразие форм и методов формирования экологической ответственности младших школьников».
Экология стала проблемой нашего общества. Многие виды деятельности людей коренным образом меняют лик земли, а тем самым и условия жизни для зверей, птиц, расте...
Доклад "Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно – познавательной деятельности."
Нужно помнить, что первичные причины, приводящие, в конечном счёте, к хронической неуспешности, могут быть различными...