Чтобы учение было в радость
статья (1 класс)

Молочева Надежда Александровна

Материал адресован родителям. В статье говорится о речевой готовности ребенка к обучению в школе, о трудностях первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму. Даны рекомендации родителям, как развивать речь ребенка в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtoby_uchenie_bylo_v_radost.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы учение было в радость

        Каждый родитель с нетерпением ждет долгожданного и ответственного момента, когда его малыш пойдет в первый класс. Поступление в школу важный момент в жизни каждого ребёнка. С приходом в школу меняется привычный образ жизни. Дошкольник становится школьником.                                                                           Но все ли сделано для того, чтобы ребенок был готов к школьному обучению? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого будут зависеть его успехи в усвоении всех предметов школьной программы!

        В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательного процесса является мышление и речь. Наша речь – процесс общения, поэтому готовность к обучению в школе определяется уровнем речевого развития.  При помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

        Для успешного овладения чтением и письмом должны быть сформированы следующие компоненты речи:

1. Дети должны уметь слушать и слышать других.

При несформированности данных умений, могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.

2. Звуковая сторона речи.

- Правильно произносить все звуки речи (правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков на слух, является необходимым условием для освоения письма).

- Четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр).

- Говорить громко, тихо, шепотом (в зависимости от ситуации).

- Изменять темп речи с учетом содержания высказывания.

Незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).

3. Функции языкового анализа.

Дети должны уметь:

- делить предложения на слова;

- делить слова на слоги;

-уметь выделять все звуки в словах;

- устанавливать последовательность звуков в слове.

Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки:

- слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);

- пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»);

- пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»);

- перестановки букв (комната – «конмата»).

4. Лексическая сторона речи (словарный запас).

Дети должны уметь:

- точно подбирать слова;

- ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;

- дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, «обувь зимняя и летняя»и т.д.);

- употреблять сложные слова (например: чёрноволосый);

- пользоваться эпитетами (например: чистое поле);

- подбирать метафоры (например: туча комаров);

- использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову);

- подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный);

-подбирать антонимы (высокий-низкий, широкий-узкий и т.д.).

Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного. Дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения. В старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.

5. Грамматическая сторона речи.

У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования:

1. Навыки словоизменения:

Дети должны уметь:

- изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);                                                                                                                                                
- употреблять предлоги;

- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (белое                платье);                                

- согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);
- правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.).

При  недоразвитие грамматического строя речи появляются аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:

- ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (много деревьев – «много деревов»);

- пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);

- ошибки согласования (белый дом – «белая дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).

2. Навыки словообразования:

Дети должны уметь:

- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);

- образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);

- образовывать название детенышей животных (щенок, котёнок, ягнёнок )

- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).

Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при письме могут наблюдаться:

- замены суффиксов (козлята – «козленки»);

- замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).

Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении.

6. Связная речь.

Под связной речью принято понимать развернутые (состоящие из нескольких предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.

Дети должны уметь:

- свободно общаться со сверстниками и взрослыми;

- поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;

- пересказывать сказки, рассказы;

- описывать окружающие предметы.

Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.                                                                                                                 Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам.    Для того чтобы исправить речевой дефект, необходима упорная каждодневная работа, которая должна вестись как на логопедических занятиях, так и в домашних условиях. На логопедических занятиях у ребенка формируется кратковременный навык правильной речи, который должен контролироваться со стороны окружающих ребенка взрослых и закрепляться в различных видах  деятельности.

        Родители должны помнить о том, что речь взрослых является образцом для подражания ребенка, поэтому важно общаться с ребенком на правильном русском языке!

Советы логопеда

  1. Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание на то, как он понимает ваши словесные инструкции и требования. Старайтесь выражать их чётко, немногословно, доброжелательно и спокойно. Ваши требования должны быть посильны для ребёнка.
  2. Привлекайте внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов, особенно сложных предлогов из-за, из-под (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спинку и т.д.).
  3. Совершенствуйте грамматический строй речи, используя речевые игры («Посчитай предметы», «Назови ласково», «Запомни, повтори» и т.д.).
  4. Читайте детям сказки, обсуждайте прочитанное.
  5. При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте объясните.
  6. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка.
  7. Своевременно устраняйте недостаток речи ребенка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над малышом, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово, если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, четко, не спеша».

Успехов в обучении!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтобы учение было в радость

Презентация к родительскому собранию...

Родительское собрание "Чтобы учение было в радость"

Каждому из нас хочется, чтобы наши дети были самостоятельны и успешны в их основной деятельности – учебе.         Из аксиомы: «Любое педагогическое воздействие ...

Родительское собрание "Чтобы учение было в радость"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6234998","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"320"}}]]...

Родительское собрание "Чтобы учение было в радость"

На собрании родители получают практические советы о том, как стимулировать мотивацию ребенка к повышению успеваемости....

Родительское собрание "Чтобы учение было в радость"

Советы родителям младших школьников.Любящие, заботливые и мудрые родители — залог того, что ребенок будет не только хорошо учиться, но и вырастет думающим, образованным человеком, настоящей Личн...

Чтобы учение было в радость

Родительское собрание по теме: Чтобы учение было в радость...

Чтобы учение было в радость

Рекомендации родителям первоклассников....