Чтобы учение было в радость
статья (1 класс)
Материал адресован родителям. В статье говорится о речевой готовности ребенка к обучению в школе, о трудностях первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму. Даны рекомендации родителям, как развивать речь ребенка в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtoby_uchenie_bylo_v_radost.docx | 24.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы учение было в радость
Каждый родитель с нетерпением ждет долгожданного и ответственного момента, когда его малыш пойдет в первый класс. Поступление в школу важный момент в жизни каждого ребёнка. С приходом в школу меняется привычный образ жизни. Дошкольник становится школьником. Но все ли сделано для того, чтобы ребенок был готов к школьному обучению? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого будут зависеть его успехи в усвоении всех предметов школьной программы!
В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательного процесса является мышление и речь. Наша речь – процесс общения, поэтому готовность к обучению в школе определяется уровнем речевого развития. При помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.
Для успешного овладения чтением и письмом должны быть сформированы следующие компоненты речи:
1. Дети должны уметь слушать и слышать других.
При несформированности данных умений, могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.
2. Звуковая сторона речи.
- Правильно произносить все звуки речи (правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков на слух, является необходимым условием для освоения письма).
- Четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр).
- Говорить громко, тихо, шепотом (в зависимости от ситуации).
- Изменять темп речи с учетом содержания высказывания.
Незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).
3. Функции языкового анализа.
Дети должны уметь:
- делить предложения на слова;
- делить слова на слоги;
-уметь выделять все звуки в словах;
- устанавливать последовательность звуков в слове.
Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки:
- слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);
- пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»);
- пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»);
- перестановки букв (комната – «конмата»).
4. Лексическая сторона речи (словарный запас).
Дети должны уметь:
- точно подбирать слова;
- ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;
- дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, «обувь зимняя и летняя»и т.д.);
- употреблять сложные слова (например: чёрноволосый);
- пользоваться эпитетами (например: чистое поле);
- подбирать метафоры (например: туча комаров);
- использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову);
- подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный);
-подбирать антонимы (высокий-низкий, широкий-узкий и т.д.).
Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного. Дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения. В старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.
5. Грамматическая сторона речи.
У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования:
1. Навыки словоизменения:
Дети должны уметь:
- изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);
- употреблять предлоги;
- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (белое платье);
- согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);
- правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.).
При недоразвитие грамматического строя речи появляются аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:
- ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (много деревьев – «много деревов»);
- пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);
- ошибки согласования (белый дом – «белая дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).
2. Навыки словообразования:
Дети должны уметь:
- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);
- образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);
- образовывать название детенышей животных (щенок, котёнок, ягнёнок )
- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).
Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при письме могут наблюдаться:
- замены суффиксов (козлята – «козленки»);
- замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).
Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении.
6. Связная речь.
Под связной речью принято понимать развернутые (состоящие из нескольких предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.
Дети должны уметь:
- свободно общаться со сверстниками и взрослыми;
- поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;
- пересказывать сказки, рассказы;
- описывать окружающие предметы.
Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений. Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам. Для того чтобы исправить речевой дефект, необходима упорная каждодневная работа, которая должна вестись как на логопедических занятиях, так и в домашних условиях. На логопедических занятиях у ребенка формируется кратковременный навык правильной речи, который должен контролироваться со стороны окружающих ребенка взрослых и закрепляться в различных видах деятельности.
Родители должны помнить о том, что речь взрослых является образцом для подражания ребенка, поэтому важно общаться с ребенком на правильном русском языке!
Советы логопеда
- Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание на то, как он понимает ваши словесные инструкции и требования. Старайтесь выражать их чётко, немногословно, доброжелательно и спокойно. Ваши требования должны быть посильны для ребёнка.
- Привлекайте внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов, особенно сложных предлогов из-за, из-под (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спинку и т.д.).
- Совершенствуйте грамматический строй речи, используя речевые игры («Посчитай предметы», «Назови ласково», «Запомни, повтори» и т.д.).
- Читайте детям сказки, обсуждайте прочитанное.
- При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте объясните.
- Не оставляйте без ответа вопросы ребенка.
- Своевременно устраняйте недостаток речи ребенка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над малышом, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово, если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, четко, не спеша».
Успехов в обучении!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чтобы учение было в радость
Презентация к родительскому собранию...
Родительское собрание "Чтобы учение было в радость"
Каждому из нас хочется, чтобы наши дети были самостоятельны и успешны в их основной деятельности – учебе. Из аксиомы: «Любое педагогическое воздействие ...
Родительское собрание "Чтобы учение было в радость"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6234998","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"320"}}]]...
Родительское собрание "Чтобы учение было в радость"
На собрании родители получают практические советы о том, как стимулировать мотивацию ребенка к повышению успеваемости....
Родительское собрание "Чтобы учение было в радость"
Советы родителям младших школьников.Любящие, заботливые и мудрые родители — залог того, что ребенок будет не только хорошо учиться, но и вырастет думающим, образованным человеком, настоящей Личн...
Чтобы учение было в радость
Родительское собрание по теме: Чтобы учение было в радость...
Чтобы учение было в радость
Рекомендации родителям первоклассников....