родительское собрание «Адаптация первоклассника в школе»
методическая разработка (1 класс)

Форма: Аукцион

Цель: Определить особенности адаптации первоклассника

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sobraniya.docx67.14 КБ
Файл chek_list.docx618.61 КБ
Файл sobranie.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Ситуация 1. Ребёнок отправляется в школу. На прощание вы говорите ему:

а) Смотри, веди себя как следует.

б) После занятий я буду ждать тебя дома.

в) Не вздумай болтаться на улице, сразу иди домой.

Ситуация 2. В утренней спешке ребёнок забыл положить в портфель учебник, дневник или пластилин. Вы скажете:

а) Неужели я доживу до того дня, когда ты сам вспомнишь, что надо брать в школу.

б) Вот разиня! Ты бы и голову дома забыл, не сиди она у тебя на плечах!

в) Вот твой учебник (дневник, пластилин)

Ситуация 3. Ребёнок пришёл из школы. Вы спросите:

а) Что сегодня получил?

б) Что сегодня было интересного в школе?

в) Чему сегодня научился?

Ситуация 4. Вашего ребёнка трудно уложить спать. Вы:

а) Объясняете ему важность сна для его здоровья.

б) Позволяете делать ему что хочет (когда ляжет, тогда и ладно)

в) Всегда в одно время, даже если со слезами.

1 - Знаете, моя Ариша до школы ходила в детский сад, была весёлой, активной, знала буквы, считала. В школе ей очень нравилось, было много друзей. Мы занимались дома 3-4 часа. Недавно учительница отметила, что Ариша изменилась, стала вялой, неактивной, рассеянной, появились ошибки в примерах, пропуски букв. Что делать, ума не приложу?

2 - Не волнуйтесь, просто ваша Арина стала лениться. Лучше позанимайтесь с ней дополнительно.

3 - Но когда? Домой прихожу поздно, да и дочка устаёт после музыкальной школы.

4 - Ничего, отдохнёте после работы, а потом позанимаетесь.

https://st2.depositphotos.com/3687485/8441/v/950/depositphotos_84412292-stock-illustration-sun-burst-star-or-snowflakes.jpg

https://st2.depositphotos.com/3687485/8441/v/950/depositphotos_84412292-stock-illustration-sun-burst-star-or-snowflakes.jpg



Предварительный просмотр:

                           Чек-лист для родителей_____________      

                           



Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Ф.И.О. Павленко Полина Александровна

Вид: организационное

Тема: «Адаптация первоклассника в школе»

Класс: 1

Форма: Аукцион

Цель: Определить особенности адаптации первоклассника

Этапы родительского собрания

Деятельность учителя

Деятельность родителей

Использованное оборудование

Ⅰ. Мотивационно-целевой

-Здравствуйте, уважаемые родители, меня зовут Полина Александровна и я проведу у вас родительское собрание! Собрание пройдет в необычной форме «АУКЦИОН». В течении всего собрания вы можете давать советы, которые соответствуют сегодняшней теме, правильно выполнять задания и активно участвовать, за это все вы будете получать жетоны. Кто соберет больше всех жетонов получит приз, за 1 место- консультация со школьным психологом; за 2 место- видео-советы от известного психолога; за 3 место- чеклист. Каждый совет нужно прописывать на листке, что разработать памятку.

-Ваши дети не так давно пришли в первый класс. Им предстоит привыкать к новым условиям своего существования, к перемене режимных моментов, к необходимости выполнения тех требований, которые им предъявляют взрослые, к сотрудничеству со новым коллективом взрослых и сверстников.

-Сегодня мы с вами поговорим об «Адаптации первоклассников в школе».

Адаптация к школе – это переход ребёнка к систематическому школьному обучению и привыкание его к школьным условиям. Этот период каждый первоклассник переживает по-своему. 

60 % детей адаптируется в течении 2 – 3 месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, но им трудно выполнять все требования правил поведения, но за пару месяцев они полностью осваиваются.

Около 26 % детей требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем и детьми – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищами, слезами и обидами реагируют на замечания. Они также испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.

Примерно 14 % детей- это такие дети, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной адаптации, примерно до 1 года. Кроме того, они не усваивают учебную программу, на таких детей чаще всего жалуются учителя, дети, родители: “мешают работать в классе”, “третируют детей”.

-Как вы думаете почему происходят трудности в адаптации? (предположения)

-Как вы думаете, смогут ли дети справиться с трудностями адаптации самостоятельно?

-Должны ли взрослые им оказывать помощь в этот период?

-Так давайте сегодня выясним, как же, помочь детям.

-Давайте вместе сформулируем цель нашего собрания?

- Определить особенности адаптации первоклассника.

Дубровина И.В. определяет адаптацию как процесс привыкания ребенка к школьным требованиям и порядкам, к новому для него окружению, новым условиям жизни.

Приветствуют учителя.

Слушают учителя.

Изучают презентацию, слушают учителя.

Думают и отвечают на вопросы учителя.

Вместе с учителем формулируют цель.

Смарт-доска, ноутбук.

Презентация.

Речь учителя.

Жетоны.

Презентация

ⅠⅠ. Проектировочный

Как вы думаете с чего мы начнем?

Давайте составим план:

  1. Узнать виды адаптации;
  2. Познакомиться с практическими советами по адаптации ребёнка в школе;
  3. Научиться разрабатывать для себя памятку с полезными советами по адаптации.

Планируют совместную деятельность на собрании.

Магнитно-маркерная доска

ⅠⅠⅠ. Процессуальный

Начнем с того, что обсудим психологическую адаптацию.

-Психологическая готовность первоклассника проявляется в том, что ребёнок с удовольствием ходит в школу и занимается выполнением домашнего задания, с радостью делится с домашними о школьных событиях. Противоположное отношение к школе свидетельствует о том, что ребёнок ещё не привык к школе. Это сигнал к тому, чтобы родители помогли первокласснику быстрее освоиться.

Нередко проблема бывает в психологическом давлении дома. И родители не всегда принимают свою вину, потому что не понимают, что, как им кажется, самые обычные фразы могут сильно задеть ребёнка.

-У вас на столах лежат карточки, на которых написаны ситуации. Обсудите, пожалуйста, их в парах и из предлагаемых ответов выберите наиболее верное решение. На данное задание у вас 1 минута.

-Сейчас я озвучу вам правильные ответы, та, пара, которая ответила правильно, получит жетон.

-Я вижу, все хорошо справились с этим заданием.

-Теперь поговорим о физиологической адаптации.

-В период адаптации к школе организм ребёнка подвергается стрессу. Медицинская статистика свидетельствует, что среди первоклассников всегда есть дети, которые худеют, едва проучившись 1 четверть, у части детей замечается низкое артериальное давление, а у части – высокое. Головные боли, капризы, невротические состояния – не полный перечень проблем физиологического характера, которые могут произойти с вашим ребёнком.

-Давайте с вами познакомимся диалогом двух мам. Можно попросить двух человек мне помочь? Прочитайте нам, пожалуйста, данный диалог.

Беседуют две мамы (роли исполняют родители):

- Знаете, моя Ариша до школы ходила в детский сад, была весёлой, активной, знала буквы, считала. В школе ей очень нравилось, было много друзей. Мы занимались дома 3-4 часа. Недавно учительница отметила, что Ариша изменилась, стала вялой, неактивной, рассеянной, появились ошибки в примерах, пропуски букв. Что делать, ума не приложу?

- Не волнуйтесь, просто ваша Арина стала лениться. Лучше позанимайтесь с ней дополнительно.

- Но когда? Домой прихожу поздно, да и дочка устаёт после музыкальной школы.

- Ничего, отдохнёте после работы, а потом позанимаетесь.

-Правильно ли поступают взрослые? Что посоветовать маме?

(Скорректировать режим и вместе с учителем снизить учебную нагрузку, дать “восстановиться”, успокоить девочку.)

Обобщение: Очевидно, что для хорошо развитой, способной девочки учебная нагрузка и школьный режим оказались тяжелы для её нервной системы. Стало нарастать утомление. Дополнительные занятия, работа “через силу”, жёсткий “прессинг” мамы, огорчения тревоги вызвали ухудшение физического и нервно-психического здоровья.

-Обсудим теперь еще один вид адаптации- это социальная.

-Дети, не посещавшие детский сад, часто сталкиваются с проблемой общения с одноклассниками. В детском саду ребёнок проходит процесс социализации, где он приобретает коммуникативные навыки и способы построения отношения в коллективе. И опять здесь нужна помощь родителей.

-Известный педагог и психолог Симон Соловейчик в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода.

-Вам нужно найти правила данного педагога (можно использовать и правила других педагогов и психологов) и выписать их. За каждое правило вы получаете один жетончик. Желательно не повторяться.

-Молодцы, вы хорошо постарались.

-На слайде вы можете увидеть правила, которые выделила я.

-Вы можете объяснить своему ребенку правила. Очень хорошо, если вы поместите свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие – нет и почему.

-А сейчас я дам вам время, чтобы вы оформили свою памятку.

Внимательно слушают учителя.

 

Работают над ситуацией. Совещаются и выполняют задания в парах.

    Получают жетоны.

Слушают и рассуждают.

Знакомятся с диалогом.

Помогают учителю в прочтении беседы.

Обсуждают ситуацию.

Отвечают на вопросы. Дают полезные поветы и получают жетоны.

Записывают памятку.

Слушают учителя.

Выписывают правила и получают жетоны.

Смарт-доска. Презентация

Ноутбук. Речь учителя.

Карточки. Речь учителя.

Презентация. Смарт-доска. Речь учителя.

Карточки

Ⅳ. Рефлексивно-оценочный

-Дорогие родители, наше собрание подходит к концу.

В ходе всего собрания вы создавали для себя памятку, я надеюсь, что она вам пригодится в жизни.

-Сейчас вы подсчитаете свои жетоны и скажете у кого больше, потом я вручу вам призы.

-Какую цель мы ставили?

-Достигли ли мы её?

-Скажите, пожалуйста, остались ли у вас ещё какие-то вопросы, что вам не понятно?

-Большое спасибо, что проявили интерес, пришли и поделились своим опытом. До свидания!

Подводят итоги.

Посчитывают жетоны и получают призы.

Речь учителя. Смарт-доска, презентация. Жетоны, призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Адаптация первоклассников к школе"

Вашему вниманию предлагается подробный конспект собрания и презентация....

Родительское собрание-Адаптация первоклассника в школе.

Много нового и познавательного в этом материале....

Выступление на родительском собрании "Адаптация первоклассников к школе"

В выступлении раскрывается физиологический аспект адаптации первоклассников в школе....

Родительское собрание "Адаптация первоклассников к школе"

Родительское собрание "Адаптация первоклассников к школе" направлено на повышение психологической компетенции родителей.  Материал содержит вопросы которые помогут родителям избежать дезадаптации...

Родительское собрание "Адаптация первоклассников в школе."

Период  адаптации первоклассников в  школе. Советы родителям....

Родительское собрание :"Адаптация первоклассников к школе"

Родительское собрание :"Адаптация первоклассников  к школе"...

Родительское собрание "Адаптация первоклассника к школе"

Ваш ребенок стал школьником. Для него все новое, необычное, неизведанное. В первые дни школьной жизни ребята с удовольствием бегут на занятия, и главная задача работников школы и вас, уважаемые родите...