Формирование функциональной грамотности младших школьников
статья
В статье даются основные понятия функциональной грамотности, класификации разделов и область применения знаний, полученных при изучении материалов курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_funktsionalnoy_gramotnosti.docx | 21.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование функциональной грамотности
младших школьников в начальной школе
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Немного ранее грамотными людьми считали тех, кто умеет писать и читать. А в нашем современном мире к понятию «грамотность» относятся более широко и глубоко.
Грамотность- это базовая учебная компетенция, позволяющая человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам мировой и национальной культуре и тем самым расширять свой внутренний мир.
-Что же такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность- это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Из чего состоит функциональная грамотность?
Понятие функциональная грамотность объединяет читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую и компьютерную грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
Речь идет о применении полученных знаний и умений в разносторонней практической жизни.
Читательская грамотность .
Федеральный государственный образовательный стандарт включает задачу по формированию функциональной грамотности младших школьников и школьников среднего звена. Например, читательская грамотность — важнейший метапредметный результат обучения. На уроке обязательно должны быть задания, где нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Это помогает пополнять накопленные знания и достигать определенных целей в жизни, применяя их на практике.
Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе.
Математическая грамотность
Работа должна вестись системно и поэтапно:
1 уровень. Задачи на воспроизведение фактов и методов, выполнение вычислений.
2 уровень. Задачи, требующие умения интегрировать материал из разных областей.
3 уровень. Задачи, где нужно выделить математическую проблему в жизненной ситуации и решить ее средствами математики, построить модель решения.
Сформировать математическую грамотность поможет правильно заданный вопрос, связанный с практической жизнью.
Уже в 1 классе закладывается основа функциональной математической грамотности. Дети учатся ориентироваться в клетке при письме цифр или, например, моделировать, заменяя число фишкой.
Не все задачи имеют только один метод решения. Выслушивайте разные предложения детей и обсуждайте их, выбирая целесообразный способ.
Очень важны практические действия – чаще предлагайте ученикам измерять, взвешивать, сравнивать, а потом объяснять свои манипуляции.
Естественно-научная грамотность
Естественнонаучная грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
В предметном содержании выделяются три основных составляющих, являющихся опорами для формирования естественнонаучной грамотности младших школьников:
Я - природа (знакомство с многообразием живой и неживой природы). Ребенок получает знания о мире и методах научного познания.
Я - общество (взаимосвязь между людьми: прошлое, настоящее, будущее). Которая включает в себя осведомленность ребенка в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества.
Я – природа ( формирование ответственного отношения к ресурсам и окружающей среде). Проявление активной гражданской позиции при рассмотрении проблем связанных с естествознанием.
В начальной школе естественно-научная грамотность формируется не только на уроках окружающего мира, а в большей степени с помощью межпредметных связей, а также, в процессе проектной деятельности, как на уроках, так и во внеурочной деятельности, которая очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу. Младшие школьники активно защищают свои проекты, участвуют в акциях «Помоги птицам», «Спасем елочку», «Сохраним родник», озеленение класса, проводятся экскурсии, наблюдения, опыты, способствующие развитию научного мышления, несущие предпосылки формирования метапредметных и личностных результатов обучения.
Финансовая грамотность
В ситуации, когда подростки являются активными потребителями и их внимание всё больше привлекает различие торговых сетей , производителей рекламы и банковских услуг, недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления ,сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам ,за которые придётся расплачиваться в течение многих лет жизни.
Основы финансовой грамотности в начальной школе входят в курс математики, окружающего мира. По мере освоения математических знаний и умений вводятся задачи и задания про деньги и их функционирование в жизни человека. С развитием представлений о возможностях математики развиваются финансовые навыки учеников.
Рекомендуемые формы учебной деятельности:
- игровая деятельность,
-самостоятельная практическая работа,
-групповая поисковая деятельность,
-решение практических задач,
- мини-исследования, проекты, решение кроссвордов и анаграмм,
- творческая работа, графическая работа, решение кейсов и др.
Для активизации познавательной деятельности целесообразно использовать приемы: опора на жизненный опыт детей, решение финансовых задач, чтение бизнес – новостей, работа с пословицами и полезными высказываниями о деньгах, онлайн – уроки по финансовой грамотности и др.
Компьютерная грамотность
Необходимость формирования компьютерной грамотности учащихся начальной школы обусловлена, прежде всего, тем, что современное общество предъявляет новые требования к человеку, существующему в информационной среде. Речь идёт о знаниях, умениях и навыках взаимодействия с компьютерной техникой, формирование которых необходимо начинать в младшем школьном возрасте с целью дальнейшей социализации ребёнка.
Учащиеся самостоятельно находят информацию для сообщений и докладов в интернете, обрабатывают ее, создают презентации к выступлениям, самостоятельно составляют задания на предложенные темы.
Глобальные компетенции
– это интегрированный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков.
Глобальная компетентность — это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения. Как именно мы можем формировать глобальные компетенции? В первую очередь наша задача- это коммуникация. Чтобы сплотить коллектив, настроить их на совместную работу, перед началом урока, предлагают задавать детям такие вопросы, чтобы заинтересовать детей, вопросы, которые выходят за рамки предмета:
- Чему ты учишься и почему это важно?
- Можешь ли ты назвать двух взрослых из твоего окружения, которые всегда в тебя верят?
Т.е. неконкретно для чего тебе математика или английский язык, а детям дается обширный вопрос.
- Как у тебя дела с учебой?
Это уже самооценка учащегося. Кто-то критически отнесется, кто-то реально будет завышать свои способности.
Учитель перестает быть оратором и источником информации, как это было раньше. Он затевает обсуждение, проясняет отдельные вопросы, помогает собрать информацию и разработать критерии для оценки. А ученик, в свою очередь становится соратником, коллегой. Он ищет информацию, оценивает результат. Наша задача, как педагогов подготовить учащихся к быстроменяющемуся миру.
Дидактические единицы для оценивания ГК:
-Человек и природа (аспекты: охрана природы, ответственное отношение к живой природе)
- Здоровье как ценность
-Традиции и обычаи (аспекты: многообразие культур и идентификация с определенной культурой)
- Права человека как ценность
- Семья (аспект: роль семьи в воспитании и образовании ребенка).
Формирование ГК не заканчивается на уровне ООО, это такое состояние человека, которая подвергает его к обучению в течении всей жизни и формирование глобальной компетенции, как и социализация, никогда не заканчивается.
Креативное мышление
- компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. Креативное мышление - это также способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
Креативное мышление характеризуют четыре основных качества:
-быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени),
-гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей),
-оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи),
-точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям).
Факторы, влияющие на креативность: уверенность в своих силах, знание предмета, любознательность, склонность к риску, отсутствие боязни показаться странным, развитое чувство юмора, любовь к фантазированию и построению планов на будущее, нацеленность на достижение результата.
Как научить креативному мышлению?
1.Читать. 2.Разговаривать. 3.Придумывать. 4.Решать головоломки и ребусы
5.Использовать задачи ТРИЗ (ТРИЗ расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Это комплекс приемов мышления, которые помогают человеку находить самое эффективное и нестандартное решение для проблемы, с которой он не имел дела раньше.)
Креативное мышление напрямую связано с умением генерировать новые идеи на основе существующей информации — например, текста или изображения. Дети могут практиковаться в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любого текста. Такие обсуждения стимулируют развитие воображения и фантазии, творческую активность детей.
Игра – самый эффективный способ развития креативного мышления у детей.
Ребята по очереди придумывают и рассказывают истории на основе картинки, которая им выпадает. Хорошо, если они будут напрямую связаны с наблюдением, анализом и драматизацией.
Что дает креативное мышление школьнику?
-Приобретение разнообразных навыков.
-Преодоление трудностей, что позволит проявить свои творческие способности и раскрыть свою индивидуальность, повысить самооценку.
-Возможность научиться использовать непривычные подходы, разрушить оковы стереотипов мышления. т.е. мыслить креативно.
-Преодоление боязни и инертности, «сделайте что-нибудь пусть маленькое, но новое и ни на что не похожее».
-Лучший способ преодолеть страх неудачи — попробовать и добиться успеха.
- Быть востребованным в современном мире.
В итоге, модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки для дальнейшего использования в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Формирование функциональной грамотности младшего школьника через коммуникативную деятельность". Педагогический фестиваль 2013 г.
Обобщение опыта...
Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ, как планируемый результат обучения младших школьников...
Отработка навыков правописания словарных слов,как основа формирования функциональной грамотности младших школьников.
Формирование функциональной грамотности младших школьников....
"Формирование функциональной грамотности младших школьников"
Презентация раскрывает понятие "Функциональной грамотности младших школьников"...
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности с целью формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка
В статье предлагаются дидактически и игровые методы и приёмы по формированию у учащихся начальной школы функциональной грамотности на уроках русского языка...
Мастер – класс «Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»
Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения у младших школьников.Задачи:раскрыть содержание ма...
Формирование функциональной грамотности младшего школьника
Презентация по теме "ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА"...