Концепция дополнительного образования в школе
методическая разработка

Королева Юлия Викторовна

Основная концепция дополнительного образования в школе, основные направления, преимущества и недостатки...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_dopolnitelnogo_obrazovaniya_v_shkole.docx15.38 КБ

Предварительный просмотр:

Концепция

дополнительного образования

в школе

          В настоящее время дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Кроме обязательного образования, можно посещать дополнительно кружки и секции.

Одной из главных задач дополнительного образования является создание таких условий, при которых дети с раннего возраста активно развивались бы в той сфере, которая близка их интересам и желаниями, изучали окружающий мир, пробовали свои силы в различных областях.

          Вместе с такими достоинствами, как бесплатность и право заниматься по выбору в том коллективе, который понравился, в дополнительном образовании существует масса нюансов. С одной стороны, организации дополнительного образования не должны повторять то, что проходят ученики в школе. С другой стороны, посмотрите внимательней! Вокальные группы в дополнительном образовании — это не что иное, как урок пения; спортивные секции — урок физкультуры и те же секции в школе; компьютерные кружки — урок информатики; кружки технического творчества — урок технологии. Грань между тем, кто и что дополняет, стирается. Наверное, для закрепления знаний по тем предметам, которые являются в школе обязательными, и проводиться они будут в форме внешкольных, дополнительных, элективных факультативов.

          Существует ряд объективных проблем, которые влияют на функционирование и развитие системы дополнительного образования. Можно выделить следующие проблемы в деятельности учреждений дополнительного образования: кадровая проблема: недостаток квалифицированных преподавателей по многим направлениям, отсутствие должной подготовки будущих педагогов в учреждениях высшего образования к работе в этой сфере; слабая изученность социальных запросов на дополнительное образование детей и подростков, невозможность полностью обеспечить известный социальный заказ из-за недостатка кадров и проблем с финансированием; малое разнообразие предлагаемых программ, введение дополнительных программ на платной основе затрудняется из-за низкого материального положения семей.

           Наряду с названными, можно выделить ещё ряд проблемных моментов. Например, принятые формы дополнительного образования не выдерживают конкуренции с активно развивающимися «компьютерными» формами досуга. В настоящее время детям доступны широкие возможности игровых интернет-развлечений, их увлекает общение в социальных сетях, то есть все то, что не требует особых интеллектуальных затрат. Сама система постоянных обязательных занятий (как уроки в школе) зачастую не привлекает ребят. Усложнение школьной программы, возрастающие социальные проблемы, финансовый кризис тоже накладывают свой негативный отпечаток. Иногда складывается мнение, что дополнительное образование – излишняя роскошь. Все это, естественно, приводит к недостаточной наполняемости групп.

Из сказанного следует, что программы дополнительного образования могут быть стабильными и востребованными только тогда, когда они являются социально-значимыми. Сегодня именно негосударственные учреждения дополнительного образования более оперативно реагируют на изменения на рынке данных услуг. Предлагаемые ими программы являются наиболее гибкими по сравнению с традиционными программами муниципальных упреждений. Такие программы помогают решить за короткой срок общие проблемы, возникающие в образовании детей. Это, например, подготовка к поступлению в школу или ВУЗ, обучение работе с компьютером и основными компьютерным программам; развитие коммуникативных навыков и т.п. Такие программы часто являются решением проблем, которые актуальны для родителей, — проблемы, что необходимо решать за короткое время, и потому родители согласны платить за это.

И это лишь часть проблем, которые нужно решать. Тем не менее, тема дополнительного образования всегда остается актуальной, которая находится в постоянном движении.

         Таким образом, дополнительное образование детей в общеобразовательном учреждении является той сферой, которая, в первую очередь, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира; на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта нового поколения и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности. Поэтому важно поддерживать данную сферу и стремиться развивать ее дальше, решая все возникающие вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования начальной школы

Школа – это место интенсивного и целенаправленного умственного и нравственного развития каждого человека на протяжении 10 лет. Можно сказать, что абсолютным критерием качества образовательной си...

Экологическое воспитание как часть дополнительного образования в школе.

Дополнительное образование всегда было частью школьной жизни. Дополнительное образование школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в...

Работа дополнительного образования в школе - одна из ключевых компетенций воспитательного процесса

Творчество есть необходимое условие существования,                  и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключенахоть йота нового, обязано своим п...

Модульный подход к организации взаимодействия учреждения дополнительного образования со школой

Автор статьи предлагает описание одной из вариативных моделей организации внеурочной деятельности, построенной на основе программы по декоративно-прикладному искусству и ручному труду, как средству ху...

Приоритетные направления концепции дополнительного образования

Из презентации можно увидеть основные направления дополнительного образования, их преимущества перед какими-либо другими направлениями....

«Дополнительное образование в школе- составная часть общего образования (на примере ГБОУ С(К)ОШИ V вида)»

Мы все знаем, что младший школьный возраст - важнейший период формирования и обогащения мировосприятия и развития личностных качеств ребенка. В силу специфики нашего учреждения, мы, педагоги школы-инт...