«Могут ли родители помочь ребенку стать грамотным?» Цель: - ознакомить родителей с особенностями формирования грамотности младших школьников; актуализировать для родителей проблему грамотной речи в воспитании детей; ознакомить родителей с упражнениями по совершенствованию техники чтения. Форма: - информационно-практическая беседа. Участники: родители учащихся, классный руководитель. Подготовительный этап; | - провести анализ особенностей речи и словарно-бытового запаса учащихся класса. Оборудование: выставка книг по теме; - наглядный материал для развития речи (таблицы, картинки, и т.д.) Анкета для родителей: Уважаемые родители, оцените, пожалуйста, уровень развития речи вашего ребенка Оценка ответов: 1 - ставьте 5 баллов, если так бывает всегда, если способность или качество не вызывает сомнения; — 4 балла, если иногда бывает иначе, если вы считаете» что это качество» .умение может быть развито лучше; — 3 балла, если есть проблемы: поведение, качества, /умения проявляются редко, не сформированы или для этого нужны определенные условия »* — 1 балл, или поведение, качества, умения выражены очень слабо, реализуются с большим трудом. Способен правильно произносить все звуки родного языка | | Способен к простейшему звуковому анализу слов (может выделить звук в начале, середине и конце слова) | | Обладает хорошим словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, ответить на вопрос, задать вопрос и т.п. | | Грамматически правильно строит предложение, правильно использует предлоги, приставки, союзы | | Умеет самостоятельно рассказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам | |
Ход собрания - Вступительное слово учителя. Развитие детской речи имеет три основных этапа. Первый г этап, доречевой, предшествующий овладение речью как таковой, -- период примерно от двух месяцев до одного года, второй —- это этап первичного освоения языка, продолжающийся примерно от одного года до двух лет. Третий, который можно назвать периодом овладения грамматической структурой языка, продолжается примерно от двух до трех лет. В дальнейшем речь ребенка не претерпевает принципиальной перестройки, происходит лишь увеличение словаря и увеличение количества (отчасти также характера) используемых грамматических форм. Одной из важнейших задач курса родного языка в школе является выработка у ребенка сознательного и произвольного отношения к своей речи и составляющим ее языковым элементам. Особенно существенна эта сторона вопроса для овладения грамматикой и письмом. Но невозможно грамотно писать, не умея или плохо читая. Чтение — очень сложный психофизиологический процесс, и, как один из видов письменной речи, является более поздним и более сложным образованием, чем устная речь. Письменная речь формируется на базе устной речи и представляет собой более высокий этап речевого развития. В процессе письменной речи устанавливаются новые связи между словом слышимым, произносимым и слогом видимым. Если устная речь в основном осуществляется деятельностью речедвигательного и речеслухового анализаторов, то письменная речь является зрительно-слухомоторным образованием. Таким образом, по своим психофизиологическим механизмам устная, письменная речь и чтение тесно взаимосвязаны и не могут рассматриваться вне связи, вне единства. Начальная школа ставит перед учеником сложную задачу— овладение письменной речью, которая формируется только в условиях целенаправленного обучения. В дальнейшем ребенок будет учиться посредством чтения и письма. Письмо и чтение служат «базовыми» навыками, т.е. навыками, на которых строится все дальнейшее обучение* а значит» ребенок, не освоивший эти навыки вовремя, качественно, непременно будет отставать в учебе и не только по предмету «русский язык», От того, насколько ребенок овладел чтением и письмом» зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения чтения и письма обычно становятся причинами неуспеваемости младших школьников. Успешное овладение чтением письмом невозможно без сравнительно высокого уровня устной развития слухоречевой памяти, сформированности предпосылок к овладению звуковым анализом, развития ряда неречевых функций (зрительного и пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики), наглядно-образного мышления, а также определенного уровня общего развития ребенка. - Информационное сообщение по теме и полученным результатам. - Психологический практикум. Рекомендации по развитию речи младших школьников в домашних условиях. Звуковая разминка Упражнения для развития речевого аппарата. I. Артикуляция: Гласные: а, о, у; ы, и т.д. Сочетания ,а-у а-о аоу аиуо Согласные: з-с-ж, ш-ж-с. Согласные и гласные: же-чё, жи-чи, ща-ча Вертикально-слаломное чтение Цель: тренировка в скорочтении. В течение 20 С, перемещая взгляд вертикально по тексту, пытаемся найти существенную информацию. «Стратегия грамотного письма» Цель: научиться грамотно писать, не опираясь на правила грамматики. Люди, обладающие «врожденной грамотностью» , безошибочно пишут, не обращаясь к существующим правилам грамматики. Они владеют особой стратегией, позволяющей не делать ошибок: запоминают слова в форме зрительных образов. Этот способ более эффективен, чем сохранение эталонов в форме слухового образа. В последнем случае возникает ситуация, когда человек как слышит, так й пишет. А если ребенок плохо выговаривает какие-то звуки, то при написании он будет постоянно делать ошибки. Повседневная неправильная речь, звучащая вокруг, также мешает формированию грамотности. В этом случае человек будет вынужден всю жизнь опираться на существующие правила грамматики, Данной стратегии можно обучить ребенка. Причем эффективность будет намного -выше, чем при заучивании, правил. Методика формирования грамотного письма включает несколько специфических моментов. Обучающемуся зрительно предъявляют на очень короткое время слова, написанные на карточках. Причем каждая карточка показывается так, чтобы при взгляде на нее глаза уходили вверх относительно средней линии взора. Желательно, чтобы «ошибко-опасное» место в слове было выделено цветом, величиной букв, их наклоном или другим шрифтом. Слова, трудные для произношения (произносятся по буквенно): Электрификация, иллюминация, портфель... 3. Скороговорки: На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора. Проворонила ворона воронёнка. Й швец и жнец и на дуде игрец. «Фотоглаз» Цель: развитие поля чтения, зрительного восприятия слов, совершенствование устойчивости внимания, оперативной памяти: 1) за короткое время ученик должен запомнить и воспроизвести слово, несколько слов, предложение 2) за отведенное время ребенок должен запомнить столбик слов и сказать > есть ли в нем данное слово. «Буксир» Цель; развитие скорости чтения. Взрослый читает текст, изменяя скорость чтения в пределах скорости чтения ребенка (от 80 до 160 слов в минуту). Дети следят за текстом; Затем взрослый, внезапно остановившись, просит ребенка показать или назвать последнее прочитанное слово. «Кто быстрее?>> Цель: расширение фиксационного поля. На паласе рассыпаны статьи, Их гораздо больше, чем играющих. По команде «Начали!» каждый пытается найти заданное предложение. Следующие упражнения помогают вести успешную работу по устранению основных причин, мешающих выработке оптимальной техники чтения: внутреннее и внешнее проговаривание, узкое фиксационное поле, необоснованные повторы текста и возврат к нему, неуверенность. Считаем слова Цель: чтение только глазами без вокализации. При чтении текста детям необходимо считать слова и искать ответы на поставленные вопросы. (В первом классе не более трех вопросов» во втором—не более четырех.) Считаем строчки Цепь: расширение зоны восприятия при чтении путем формирования навыка* одномоментного восприятия строчек текста. Это упражнение аналогично предыдущему, но на просматривание каждой строчки дается только одна секунда. «Спринт» г На максимальной скорости чтения про себя требуется найти ответы на вопросы. При этом в процессе всего чтения нужно плотно сжимать губы и зубы. «Кенгуру» Цель: расширение зоны восприятия на начальном этапе. Под счет 1, 2, 3 фиксируем взгляд на начале, середине и конце строки. Читаем таким образом абзац. Что запомнили? Солнце дуб Предъявление карточки на короткое время осуществляется для того, чтобы ребенок узнал слово, но не успел его проговорить. Предъявив вышеназванным способом несколько слов, можно попросить ученикаих написать. Данную стратегию можно выработать при регулярных занятиях в течение 30—40 дней по 20— 40 минут ежедневно. Принято считать, что чем больше человек читает, тем грамотнее он пишет. Грамотность формируется только в том случае, когда глаза во время чтения уходят вверх относительно средней линии взора. Если человек читает, опустив глаза вниз (например, лежа или расположив книгу на столе)» зрительные эталоны слов не формируются, доступ к зрительной памяти затруднен. Рекомендации для формирования грамотности ; • Научите ребенка внутренне представлять слова, начиная с маленьких и простых. • Мысленно закрасьте олово своим любимым цветом. • Мысленно расположите слово на знакомом | для вас фоне. Мысленно уменьшайте или увеличивайте размер букв. • Нарисуйте в воздухе рукой слово в зеркальном отражений. «Орфография без правил» | (по системе СП. Тоцкого) «Безграмотные слова выползают из-под наших перьев, потому что мы пишем, как говорим» (ДМ. Тихомиров» 1888 §|§ Выпишите слова, которые нельзя проверить правилами на карточки размером 6 х 30 см (высота букв 3 см). Выделите цветом «опасные» буквы. Показывайте ребенку слово и произносите его орфографически, т.е. так, как оно написано. Повторите 3—4 раза. Запишите. Берите 10—15 слов на одно занятие. Потренируйтесь с ребенком читать любые тексты орфографически, соблюдая не орфоэпию (правильное литературное произношение), а произнося слова по слогам. Заключительный этап - В качестве решения родительского собрания предлагаются следующие рекомендации родителям: — Помогите вашим детям стать грамотными людьми. Используя предложенные упражнения, постарайтесь систематически заниматься с ребенком до приобретения у него навыков орфографического чтения и легкой визуализации слов. — Следите за своей повседневной речью. Старайтесь говорить правильно. Учитель благодарит родителей за активное участие в собрании и желает успехов в развитии речи и грамотности детей. |