Могут ли родители помочь ребенку стать грамотным?»
статья (2 класс) на тему

Статья содержит рекомендации по формированию правильной грамотной речи у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mogut_li_roditeli_pomoch_rebenku_stat_gramotnym.docx13.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Могут ли родители помочь ребенку стать грамотным?»

 

         Развитие детской речи имеет три основных этапа. Первый этап, доречевой, предшествующий овладению речью как таковой, — период примерно от двух месяцев до одного года, второй — это этап первичного освоения языка, продолжающийся примерно от одного года до двух лет. Третий, который можно назвать периодом овладения грамматической структурой языка, продолжается примерно от двух до трех лет. В дальнейшем речь ребенка не претерпевает принципиальной перестройки, происходит лишь увеличение словаря и увеличение количества (отчасти также характера) используемых грамматических форм.

Одной из важнейших задач курса родного языка в школе является выработка у ребенка сознательного и произвольного отношения к своей речи и составляющим ее языковым элементам. Особенно существенна эта сторона вопроса для овладения грамматикой и письмом. Но невозможно грамотно писать, не умея или плохо читая.

Чтение — очень сложный психофизиологический процесс, и, как один из видов письменной речи, является более поздним и более сложным образованием, чем устная речь. Письменная речь формируется на базе устной речи и представляет собой более высокий этап речевого развития. В процессе письменной речи устанавливаются новые связи между словом слышимым, произносимым и словом видимым. Если устная речь в основном осуществляется деятельностью речедвига-тельного и речеслухового анализаторов, то письменная речь является зрительно-слухомоторным образованием.

          Таким образом, по своим психофизиологическим механизмам устная, письменная речь и чтение тесно взаимосвязаны и не могут рассматриваться вне связи, вне единства.

             Начальная школа ставит перед учеником сложную задачу — овладение письменной речью, которая формируется только в условиях целенаправленного обучения. В дальнейшем ребенок будет учиться посредством чтения и письма. Письмо и чтение служат «базовыми» навыками, т.е. навыками, на которых строится все дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший эти навыки вовремя и качественно, непременно будет отставать в учебе и не только по предмету «русский язык». От того, насколько ребенок овладел чтением и письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения чтения и письма обычно становятся причинами неуспеваемости младших школьников.

Успешное овладение чтением и письмом невозможно без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухоречевой памяти, сформированности  предпосылок к овладению звуковым анализом, развития ряда неречевых функций (зрительного и пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики), наглядно-образного мышления, а также определенного уровня общего развития ребенка.

Рекомендации для формирования грамотности

• Научите ребенка внутренне представлять слова, начиная с маленьких и простых.

• Мысленно закрасьте слово своим любимым цветом.

• Мысленно расположите слово на знакомом для вас фоне.

• Мысленно уменьшайте или увеличивайте размер букв.

• Нарисуйте в воздухе рукой слово в зеркальном отражении.

Заключительный этап

-   рекомендации родителям: — Помогите вашим детям стать грамотными людьми.

, постарайтесь систематически заниматься с ребенком до приобретения у него навыков орфографического чтения и легкой «визуализации» слов.

— Следите за своей повседневной речью. Старайтесь говорить правильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Как помочь ребенку стать внимательным"

Подробный конспект родительского собрания по теме: "Как помочь ребенку стать внимательным". В конспекте отражены этапы подготовки, проведения собрания, анкеты для родителей, игры для развития внимания...

Памятка для родителей "Как помочь ребенку стать внимательным"

В памятке даны практические советы для родителей, как ребенку стать внимательным....

Памятка для родителей "Как помочь ребенку стать дисциплинированным"

Памятка ознакомит родителей с правилами приучения детей начальной школы к дисциплине....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Статья " Функциональная грамотность или как помочь ребенку стать информационно грамотным».

Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционирова...

Родительский всеобуч «Могут ли родители помочь ребенку стать грамотным?»

Ознакомить родителей с особенностями форми­рования грамотности младших школьников;  актуализировать для родителей проблему гра­мотной речи в воспитании детей; ознакомить родител...