Могут ли родители помочь ребенку стать грамотным?»
статья (2 класс) на тему
Статья содержит рекомендации по формированию правильной грамотной речи у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mogut_li_roditeli_pomoch_rebenku_stat_gramotnym.docx | 13.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Могут ли родители помочь ребенку стать грамотным?»
Развитие детской речи имеет три основных этапа. Первый этап, доречевой, предшествующий овладению речью как таковой, — период примерно от двух месяцев до одного года, второй — это этап первичного освоения языка, продолжающийся примерно от одного года до двух лет. Третий, который можно назвать периодом овладения грамматической структурой языка, продолжается примерно от двух до трех лет. В дальнейшем речь ребенка не претерпевает принципиальной перестройки, происходит лишь увеличение словаря и увеличение количества (отчасти также характера) используемых грамматических форм.
Одной из важнейших задач курса родного языка в школе является выработка у ребенка сознательного и произвольного отношения к своей речи и составляющим ее языковым элементам. Особенно существенна эта сторона вопроса для овладения грамматикой и письмом. Но невозможно грамотно писать, не умея или плохо читая.
Чтение — очень сложный психофизиологический процесс, и, как один из видов письменной речи, является более поздним и более сложным образованием, чем устная речь. Письменная речь формируется на базе устной речи и представляет собой более высокий этап речевого развития. В процессе письменной речи устанавливаются новые связи между словом слышимым, произносимым и словом видимым. Если устная речь в основном осуществляется деятельностью речедвига-тельного и речеслухового анализаторов, то письменная речь является зрительно-слухомоторным образованием.
Таким образом, по своим психофизиологическим механизмам устная, письменная речь и чтение тесно взаимосвязаны и не могут рассматриваться вне связи, вне единства.
Начальная школа ставит перед учеником сложную задачу — овладение письменной речью, которая формируется только в условиях целенаправленного обучения. В дальнейшем ребенок будет учиться посредством чтения и письма. Письмо и чтение служат «базовыми» навыками, т.е. навыками, на которых строится все дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший эти навыки вовремя и качественно, непременно будет отставать в учебе и не только по предмету «русский язык». От того, насколько ребенок овладел чтением и письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения чтения и письма обычно становятся причинами неуспеваемости младших школьников.
Успешное овладение чтением и письмом невозможно без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухоречевой памяти, сформированности предпосылок к овладению звуковым анализом, развития ряда неречевых функций (зрительного и пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики), наглядно-образного мышления, а также определенного уровня общего развития ребенка.
Рекомендации для формирования грамотности
• Научите ребенка внутренне представлять слова, начиная с маленьких и простых.
• Мысленно закрасьте слово своим любимым цветом.
• Мысленно расположите слово на знакомом для вас фоне.
• Мысленно уменьшайте или увеличивайте размер букв.
• Нарисуйте в воздухе рукой слово в зеркальном отражении.
Заключительный этап
- рекомендации родителям: — Помогите вашим детям стать грамотными людьми.
, постарайтесь систематически заниматься с ребенком до приобретения у него навыков орфографического чтения и легкой «визуализации» слов.
— Следите за своей повседневной речью. Старайтесь говорить правильно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Как помочь ребенку стать внимательным"
Подробный конспект родительского собрания по теме: "Как помочь ребенку стать внимательным". В конспекте отражены этапы подготовки, проведения собрания, анкеты для родителей, игры для развития внимания...
Памятка для родителей "Как помочь ребенку стать внимательным"
В памятке даны практические советы для родителей, как ребенку стать внимательным....
Памятка для родителей "Как помочь ребенку стать дисциплинированным"
Памятка ознакомит родителей с правилами приучения детей начальной школы к дисциплине....
статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"
Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....
Статья " Функциональная грамотность или как помочь ребенку стать информационно грамотным».
Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционирова...
Родительский всеобуч «Могут ли родители помочь ребенку стать грамотным?»
Ознакомить родителей с особенностями формирования грамотности младших школьников; актуализировать для родителей проблему грамотной речи в воспитании детей; ознакомить родител...