Консультация для родителей "Использование инновационных технологий в обучении грамоте детей 5-7 лет"
консультация
Консультация предназначена для родителей и ориентирована на работу с обучающимися 5-7 лет, с использованием новых систем и технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult._dlya_rod.ispolzov._novyh_tehnologiy_po_obuch._gramm.docx | 440.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр развития творчества детей и юношества
Консультация для родителей
«Использование инновационных технологий в обучении грамоте детей 5-7 лет»
Педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Коняева Ольга Владимировна
г. Оренбург
Пояснительная записка
Известный психолог Выготский Л.С. считал, что, обучение грамоте нужно начинать в период становления психических функций ребёнка. Наиболее эффективным для использования богатых возможностей в освоении грамоты является возраст 5-7 лет, так называемый период «языковой одарённости», особой восприимчивости ребёнка к речи.
Консультация предназначена для родителей и ориентирована на работу с обучающимися 5-7 лет, с использованием новых систем и технологий.
Цель: приблизить родителей к процессу обучения детей 5-7 лет и закреплять полученные знания на занятиях.
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрали вас для того, чтобы поговорить о подготовке детей к обучению грамоте. Проведение данной консультации считаем необходимым, для того, чтобы Вы смогли максимально приблизиться к процессу обучения и помочь усвоить и закрепить полученные знания детей на занятиях.
Обучение грамоте - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
Я считаю, что обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:
- требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;
- появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
- не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
- физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.
Важно, чтобы ребёнок:
- не пропускал буквы, не смешивал их при написании;
- умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;
- под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.
Работа по обучению грамоте проводится в несколько этапов.
I этап - Подготовительный этап.
Начинаем работу со знакомства с неречевыми звуками. Этим мы формируем тональное звукоразличение, или другими словами шумовое восприятие. На этом этапе даётся понятие "звук".
Сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан); затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен); узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек).
Предлагаемые игры: "Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?", "Покажи картинку", "Громко - тихо", "Кто сказал?".
На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание. И в соответствии с этим применяю следующие дидактические пособия: паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов; гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин и т.д.
II этап - Знакомство с гласными звуками.
На этом этапе важно научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их, что поможет избежать нарушений слоговой структуры и верно ставить ударения. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется дикция.
Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, что кричит ослик? Выясняем, что воздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный (используем карточку красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.
Предлагаемые игры: "Припоминание слов на заданный звук" (гласный звук должен быть под ударением - окна, но не окно, ослик, но не осёл); "Разложи картинки": подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ирине - на звук [и].
Предлагается следующий порядок работы над гласными звуками, используя символ или букву:
- Выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а, а, о.
- Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас).
- Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис).
- Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли, в саду астры собирали).
После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных.
На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове. Во-первых, научить детей определять первый звук в слове. Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова, а затем в середине слова.
На этом этапе вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (ау, уа,), выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим слово АУ. Детям предлагается сюжетная картинка с изображением девочки, которая потерялась в лесу. Задаются наводящие вопросы: "Что случилось с девочкой?", " Что она кричит?". Подробно проводится звуковой анализ слова АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей буквой, после этого слово прочитывается.
III этап - Знакомство с согласными звуками.
Начинаем со звуков [м], [н], потому что артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие.
Именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения.
При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика. Для того, чтобы детям было легче рассказывать о звуке, мы используем следующую схему:
Дается понятие согласный звук. Можно сказать, что звук согласен с тем, что воздух встречает препятствие и подкрепляем это понятие символом синего цвета.
Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "гудит", значит, звук звонкий, если нет - глухой. В данном случае звук звонкий. Используем символ колокольчика.
Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается. Для характеристики согласных звуков используются символы.
При знакомстве с согласными ведётся работа по звуковому анализу слов:
- назвать количество звуков в слове;
- назвать звуки по порядку;
- сколько в слове гласных звуков в слове;
- назвать их по порядку;
- сколько согласных;
- назвать первый звук, последний, третий.
IV этап - Знакомство с буквами.
На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву произносим как звук. Говорим, что буква читается. Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. Прошу детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я – яблоко)
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов. Важен эмоциональный настрой!
Написать букву в воздухе, на столе; выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек, пуговиц, бусинок.
На следующем этапе ребенок составляет предложения, затем сокращает, распространяет и заменяет слова в предложении.
Задание для родителей: «Мальчик лепит». - распространите предложение. Мальчик лепит снеговика. Мальчик лепит снеговика из снега.
А теперь сократите его. Мальчик лепит.
- Изменился смысл? Что еще может лепить мальчик, или кто еще может лепить.
Далее составляется схема предложения, определяется сколько слов в предложении, какое первое слово, второе и т.д.
На своих занятиях я стараюсь использовать интересные методы и формы, современные инновационные технологии: презентации (показ отрывков из нескольких презентаций), специальные таблицы по звуковому анализу слов.Их особенность — в самостоятельной зарисовке детьми графических символов звуков, слогов, места звука в слове, твердости-мягкости согласных звуков, слов в предложениях в специально отведённых ячейках таблицы.
-Я предлагаю вам задания, которые дети выполняют на занятиях по
подготовке к обучению грамоте.
Давайте вместе с вами заполним одну, две таблицы.
С родителями проводится звуковой анализ слов лиса, луна, мак.
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть ребёнок от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя.
По окончании родителям раздать памятки «О том, как работать со звуковыми таблицами в домашних условиях» и схему «Характеристика звука».
Список литературы
- Агранович З.Е. В помощь педагогам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления трудностей фонематической стороны речи у детей 5-7 лет.
- Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/ под общей редакцией д.п.н., профессора Г.В. Чиркиной.
- Соловьева Н.В. Таблицы для анализа звукового состава слова: новые варианты традиционной методики Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные технологии в обучении грамоте
В работе рассказывается об инновациях в обучении детей грамоте...
Преемственность в использовании инновационных технологий в обучении и воспитании между начальной и средней ступнями обучения
Все дети – разные, требуют учитывать их интересы, возможности, степень восприятия, психологические особенности, здоровьесберегающие моменты, согласовывать действия взрослых, учителей. Это возмож...
Презентация к статье "Преемственность в использовании инновационных технологий в обучении и воспитании между начальной и средней ступенями обучения"
Презентация к статье "Преемственность в использовании инновационных технологий в обучении и воспитании между начальной и средней ступенями обучения"...
Доклад по теме :"Обучение грамоте детей с ОВЗ.Инновационные технологии и методы.".
Доклад по теме :"Обучение грамоте детей с ОВЗ. Инновационные технологии и методы."(из опыта работы)...
Консультация для родителей. Готовность ребёнка к обучению грамоте
Консультация для родителей. Готовность ребёнка к обучению грамоте...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ТЕМЕ: «Внедрение инновационных технологий в обучение и воспитание детей с ОВЗ»
Развитие интеллектуального потенциала учащихся, поиск и отбор детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им поддержки, в общем и профессиональном развитии - являются важнейшими задачами, с...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ТЕМЕ: «Внедрение инновационных технологий в обучение и воспитание детей с ОВЗ»
Развитие интеллектуального потенциала учащихся, поиск и отбор детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им поддержки, в общем и профессиональном развитии - являются важнейшими задачами, с...
- Мне нравится (1)