Портфолио как "история успеха" обучающегося
статья (1 класс)
Главная цель учителя начальных классов заключается в том, чтобы ученики получили качественные базовые знания, которые станут фундаментом для их дальнейшего обучения. Важным моментом в достижении данной цели является развитие у детей способности к самопознанию, понимание своей индивидуальности, сформированность потребности в учении и саморазвитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Портфолио обучающего | 24.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на региональном учебно-методическом семинаре «Использование технологии «Портфолио обучающегося» для достижения предметных и метапредметных результатов образования» 17 ноября 2022 года
Тема выступления «Портфолио как «история успеха» обучающегося»
Здравствуйте, дорогие коллеги! Меня зовут Елена Викторовна Каспина | Слайд 1. Портфолио как «история успеха» обучающегося Каспина Елена Викторовна, учитель начальных классов МОУ «Урусовский ЦО» |
Я работаю в МОУ «Урусовский центр образования» Венёвского района Тульской области с 1991 года. Многое изменилось за это время и в школе, и в образовании в целом. | Слайд 2. Фото школы |
В текущем учебном году я являюсь учителем и классным руководителем 1 класса. Как первому учителю, необходимо подобрать ключик к сердцу каждого ребёнка, чтобы ученики каждый день входили в класс с горящими глазами, с желанием учиться и познавать новое. И вновь время поиска, раздумий, открытий. Как и вы, я понимаю, что предстоит ещё многое сделать на пути реализации нового образовательного стандарта. | Слайд 3. Фото с 1 классом |
Главная цель учителя начальных классов заключается в том, чтобы ученики получили качественные базовые знания, которые станут фундаментом для их дальнейшего обучения. Важным моментом в достижении данной цели является развитие у детей способности к самопознанию, понимание своей индивидуальности, сформированность потребности в учении и саморазвитии. | Слайд 4. Главная цель учителя начальных классов заключается в том, чтобы ученики получили качественные базовые знания, которые станут фундаментом для их дальнейшего обучения. |
Девиз моей работы: «Учить детей учиться». Соответственно необходимо постоянно учиться самой, стремиться использовать новые технологии, формы и методы работы с учащимися. | Слайд 5. Девиз: «Учить детей учиться» |
ФГОС выдвигает новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, метапредметные, но и универсальные учебные действия; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного роста обучающихся. | Слайд 6. Требования к результатам… 1 строка появляется сразу остальные появляются после нажима нажать ещё 8 раз |
Учебные результаты я фиксирую в рабочем журнале учителя, используя листы индивидуальных достижений учащихся, предметные и метапредметные таблицы. Затем такие листы дети заполняют совместно с учителем, а впоследствии и самостоятельно. | Слайд 7. Рабочий журнал учителя Заполненные листы для 1-4 классов |
Главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика также является портфель достижений (портфолио). | Слайд 8. Портфель достижений (портфолио) |
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего его творческого роста. | Слайд 9. Ценность портфолио |
Важно, чтобы ребёнок уяснил, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а потом уже его результат. Хотя высокий результат, безусловно, радует! | Слайд 10. Портфолио = процесс нажать ещё 1 раз |
Структура… Жестких требований к оформлению портфолио нет. Так как работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя; подойти творчески к этой задаче, придумать что-то своё, оригинальное. В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности. | Слайд 11. Структура портфолио: нажать 7 раз
|
Раздел «Мой портрет» (в 1 классе заполняется с родителями). Важно помнить. В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет, эту помощь надо сводить к минимуму. С самого начала нужно стремиться выстроить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. | Слайд 12. «Мой портрет» нажать 3 раза |
В разделе «Моя семья» можно рассказать о маме, папе и всех тех родственниках, с которыми живёшь. Кто они, где работают, чем занимаются, как проводят время. Какие существуют семейные традиции. Возможны даже пожелания на будущее, собственные мечты, касающиеся семьи. | Слайд 13. «Моя семья» Картинки появляются сами без нажатия |
В разделах «Я ученик», «Мой класс» дети составляют рассказы вместе с родителями дома и с учителем в школе. Если друзей нет – и такое бывает, ребенку предлагается придумать рассказ, какого друга он хотел бы иметь. | Слайд 14. «Я ученик», «Мой класс» Фото появляются сами без нажатия |
У каждого ребёнка есть какие-то интересы, а у некоторых детей их множество В данном разделе можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учреждениях дополнительного образования. (Оформлять этот раздел 1 классе можно в виде картинок, рисунков, фотографий, в дальнейшем это описания, мини-сочинения, вырезки из журналов, фотографии…) | Слайд 15. «Мои увлечения». Слайд наполняется без дополнительного нажатия |
В разделе «Моё творчество» ребёнок помещает свои творческие работы: поделки, рисунки, стихи собственного сочинения, сказки и другое… Если работа объёмная, то можно поместить фотографию с кратким описанием поделки. Важно предоставить ребёнку свободу при наполнении данного раздела. | Слайд 16. «Моё творчество» нажать 2 раза |
В разделе «Моя учёба» заголовки листов посвящены конкретным школьным предметам. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, графиками роста скорости чтения, творческими работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах. Работы датируется, чтобы можно было отследить динамику. Соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней. | Слайд 17. «Моя учёба» Слайд наполняется без дополнительного нажатия |
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести в раздел «Мои достижения». В сельской школе все дети вовлекаются в ту или иную деятельность: -роль в школьном спектакле, -чтение стихотворения на торжественной линейке, -оформление стенгазеты к празднику, -или выступление на утреннике. (Оформлять этот раздел можно с использованием фотографий, благодарностей, грамот, сертификатов, а также с помощью мини-сочинений или кратких сообщений на тему). | Слайд 18. Раздел «Мои достижения». Слайд наполняется без дополнительного нажатия |
Раздел «Отзывы и пожелания» нечасто включают в портфолио, но он очень важен для повышения самооценки у ученика. Педагоги, родители, которые уделяют достаточно внимания стараниям ребенка, смогут положительно оценить их. Если использовать не просто слова «молодец», «умница», а похвалить ребенка за что-то конкретное, то его мотивация в учёбе будет только расти. Дети, которых хвалят за конкретные достижения, намного лучше учатся. Портфолио может содержать дополнительные разделы, которые добавит учитель. | Слайд 19. Раздел «Отзывы и пожелания» дополнительно нажать 3 раза |
Формы оценки портфолио каждый ученик определяет для себя сам. Это может быть:
В конце учебного года я выделяю время на то, чтобы похвалить учащихся за их успехи, которые они достигли за учебный год, обращаю внимание только на положительные стороны портфолио. Никто из детей не остаётся без внимания и становится победителем в своей номинации: «Самый оригинальный портфолио», «За самое лучшее оформление работ», «За многогранность и талант», «За трудолюбие» и др. Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками происходит только с ведома и согласия ученика, которому принадлежит портфолио. Важно портфолио не использовать для сравнения детей между собой! | Слайд 20. Раздел «Оценка портфолио» дополнительно нажать 2 раза |
Критерии оценки портфолио также определяются индивидуально:
Рекомендуется объяснять детям принципы достоверности оценки и самооценки (чтобы она не была завышена или занижена). Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, т.к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития. Девиз успеха: «Умей замечать свои даже маленькие успехи, радуйся им!» | Слайд 21. Раздел «Критерии оценки портфолио» дополнительно нажать 5 раз |
Работа по технологии портфолио позволяет учителю: • оценить уровень самостоятельности детей; • выявить проблемы в формировании у них самооценки; • определить преобладающую мотивацию ребенка; • оценить уровень владения умениями и навыками. Работа по технологии портфолио позволяет ученику:
| Слайд 22. Результаты. дополнительно нажать 6 раз |
Основные усилия в образовательном процессе направляются на развитие у учеников способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. Главное - это то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои способности и таланты. | Слайд 23. Подведём итог. Слайд наполняется без дополнительного нажатия |
Таким образом портфолио становится "историей успеха", помогающей проследить индивидуальный рост учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет. Различные усвоенные знания, сформированные разнообразные умения и навыки в первые школьные годы востребованы на протяжении всей жизни. | Слайд 24. Портфолио = «история успеха» Слайд наполняется без дополнительного нажатия |
Спасибо за внимание! | Слайд 25. Спасибо за внимание! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мое портфолио
мое портфолио...
портфолио учителя
краткое содержание учебно-воспитательной работы учителя...
Портфолио Шишановой Анны, лауреата районного и городского конкурсов портфолио
Создание портфолио - это увлекательная кропотливая совместная работа детей и их родителей. Это лицо ребенка, дневник его достижений.Предлагаю вашему вниманию портфолио лауреата районного и городского ...
доклад и презентация по теме "Портфолио. Цели задачи портфолио. Его структура. Потртфолио ученика и педагога."
Педсовет на тему: "Портфолио. Цели. задачи портфолио. Его структура. Портфолио ученика и педагога"+презентация к докладу...
Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения нового ФГОС. Положение о «портфолио» обучающегося.
1. Общие положения. 2. Цель и задачи «портфолио». 3. Оформление «портфолио». 4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося. 5. Учёт резуль...
Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС
Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС...
РАБОТА С ПОРТФОЛИО МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ОРГАНИЗАЦИЯ НАКОПИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ПОРТФОЛИО.
Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста. Ведь основной целью его является обучение школьников самоо...