СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности
консультация
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
2 слайд
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это нарушение неврологически-поведенческого развития у детей, течение этого заболевания хроническое. Как правило, первые симптомы этого заболевания появляются в позднем дошкольном и школьном возрасте.
3 слайд
Этиология и патогенез синдрома нарушения внимания с гиперактивностью
Природа СДВГ гетерогенна, в его этиологии и патогенезе играют роль раннее органическое поражение головного мозга в перинатальном периоде, а также генетические и социально-психологические факторы, прежде всего внутрисемейные.
4 слайд
1. Перинатальные патологические факторы.
Считается, что в основе развития СДВГ лежат повреждения развивающегося мозга в периоды беременности и родов, приводящие к нарушениям нервной системы (асфиксия новорождённых, употребление матерью во время беременности алкоголя, некоторых лекарственных препаратов, курение) в 84% случаев. Особенно значимыми считаются нейропсихиатрические нарушения, алкоголизация.
2. Генетические факторы
Важной причиной этого заболевания является наследственная предрасположенность – 57% случаев.
В семьях детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности нередко имеются близкие родственники, имевшие в школьном возрасте аналогичные нарушения
Для выявления наследственной отягощенности необходим длительный и подробный расспрос, так как трудности обучения в школе взрослыми людьми сознательно или бессознательно «амнезируются».
5 слайд
3. Влияние неблагоприятных факторов внешней среды.
Антропогенное загрязнение окружающей человека природной среды, во многом связано с микроэлементами из группы тяжелых металлов, может иметь негативные последствия в первую очередь для здоровья детей. Выхлопные газы автотранспорта служат одним из основных источников загрязнения окружающей среды свинцом.
Целенаправленные исследования показали, что увеличение уровня свинца в крови до 5-10 мкг/дл взаимосвязано у детей с возникновением проблем со стороны нервно-психического развития и поведения, нарушения внимания двигательной расторможенности, а также к снижению коэффициента интеллекта.
4. Роль пищевых факторов.
Существуют теории, согласно которым факторами риска для формирования гиперактивности являются воздействия пищевых токсинов или аллергенов. Наиболее широкую известность получила концепция, согласно которой гиперактивность обусловливается церебральным раздражением, вызванный искусственными красителями и естественными пищевыми салицилатами.
5. Социально-психологические факторы
В формировании синдрома гиперактивности с дефицитом внимания также играю определённую роль психогенные факторы. По данным исследования анамнеза, у 55,6% детей с СДВГ выявлены психогении детского возраста, включающие драматические ситуации (потеря близких, телесные наказания), злоупотребление алкоголем и постоянные конфликты в семье, нарушение эмоционального контакта с родителями, окружающими детьми и преподавателями в школе.
6 слайд
Классификация форм СДВГ
Синдром дефицита внимания может быть как первичным, так и возникать в результате других заболеваний, то есть иметь вторичный или симптоматический характер.
Согласно международной классификации (DSM-IV) выделяют три формы СДВГ в зависимости от преобладающих клинических симптомов:
- В первой форме гиперактивность сочетается с нарушениями внимания. По распространенности это самая частая форма СДВГ.
- Во второй форме преобладают нарушения внимания (однако нарушения внимания, как правило, имеют место и у детей с неврозами и невротическими состояниями; в этом состоит трудность диагностики).
- В третьей форме преобладает гиперактивность. Последняя форма встречается наиболее редко. В большинстве случаев, если у ребенка есть только гиперактивность, это, скорее всего, связано с его индивидуальными особенностями, в частности с темпераментом, и здесь не всегда можно говорить о патологии.
7 слайд
Клиническая картина СДВГ
Симптоматика СДВГ почти всегда проявляется до 7 лет, обычно в 4 года. При этом средний возраст при обращении к специалистам составляет 7-8 лет, когда школьная неуспешность вследствие указанных причин становится очевидной.
Клинические проявления СДВГ могут быть разделены на группы, включающие основные симптомы (гиперактивность, импульсивность, нарушение внимания) и сопутствующие синдромы в виде нарушения моторики, эмоционального контроля и обучения.
Гиперактивность, или чрезмерная двигательная расторможенность, является проявлением утомления. Утомление у ребенка идет не так, как у взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнет, а в перевозбуждении (хаотическом подкорковом возбуждении), слабом его контроле.
Дефицит активного внимания представляет собой неспособность удерживать внимание на чем-либо в течение определенного отрезка времени. Это произвольное внимание организуется лобными долями. Для него нужна мотивация, понимание необходимости сосредоточиться, то есть, достаточная зрелость личности.
К нарушениям внимания относятся, в частности, трудности его удерживания (ребенок несобран, не может самостоятельно довести выполнение задания до конца), снижение избирательности внимания, выраженная отвлекаемость с неусидчивостью, частыми переключениями с одного занятия на другое, постоянным забыванием того, что нужно сделать, потерей своих вещей, необходимых в школе и дома. Дефицит внимания бывает особенно очевидным в новых для ребенка ситуациях, когда ему необходимо действовать без посторонней помощи.
8 слайд
Импульсивность рассматривается как неспособность оттормозить свои непосредственные побуждения. Такие дети часто действуют, не подумав, не умеют подчиняться правилам, в классе во время уроков выкрикивают ответ, не дослушав вопроса, без разрешения встают со своего места; перебивают других, вмешиваются в разговор или работу находящихся рядом детей или взрослых; бывают не в состоянии ждать своей очереди в играх и во время занятий; без специального умысла может совершать необдуманные поступки (например, ввязываться в драки, выбегать на проезжую часть дороги).
Также при гиперактивности у детей отмечается слабая моторная координация, характеризующаяся неловкими беспорядочными движениями. Для них характерна постоянная внешняя болтовня, которая бывает при несформированности внутренней речи, контролирующей социальное поведение.
Клинические проявления СДВГ наблюдается преимущественно в раннем детском возрасте. Иногда родители отмечают повышенную возбудимость, нарушение сна, беспокойство у ребенка уже на первом году жизни.
В дальнейшем проявляются такие симптомы, как неспособность сосредоточиться, высокая отвлекаемость и двигательная импульсивность. Дети с СДВГ обычно не реагируют на требования родных, не выполняют их просьбы; создается впечатление, что они не послушались.
Эмоциональное развитие в таких лиц, как правило, отстает от возрастной нормы, они эмоционально неуравновешенные, склонные к аффективным вспышкам, не могут устанавливать и поддерживать отношения с другими детьми, пытаются ими управлять. На замечание взрослых не реагируют, ведут себя беспокойно не только на уроках, но и в перерывах, и вне школы, игнорируют запреты, социальные нормы, часто спорят, конфликтуют со старшими и со сверстниками, проявляют агрессию. Агрессивные поступки таких детей, как правило, непреднамеренные. Таким образом, у детей с СДВГ возникают значительные трудности с адаптацией в коллективе и обществе.
9 слайд
Окончательно ситуация становится понятной, когда ребенок идет в школу, то есть когда от него начинают требовать обычные в этом возрасте вещи: соблюдение дисциплины на уроках, выполнения школьных заданий, внимательное отношение к объяснений учителя.
Дети с СДВГ плохо усваивают чтение, письмо и счет, при выполнении задач много ошибаются или вовсе не могут с ними справиться, не слушают объяснений, перебивают учителя, отвлекают одноклассников, мешают им, нарушают дисциплину, устраивают драки.
Несмотря на достаточный интеллектуальный уровень, школьная успеваемость у таких детей плохая, они неуклюжи, неопрятные, в них нарушена тонкая моторика. Часто наблюдают такие невротические расстройства, как энурез, заикание.
10 слайд
Частота встречаемости
Частота синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, по данным разных авторов, варьирует от 2,2 до 18% у детей школьного возраста. Подобные различия объясняются несоблюдением четких критериев диагноза.
Статистика говорит о том, что в России таких детей 4 - 18 %, в США – 4 - 20 %, Великобритании – 1 - 3 %, Италии – 3 - 10 %, В Китае – 1 - 13 %, в Австралии – 7 - 10 %. При этом СДВГ преобладает среди мальчиков.
Согласно данным Американской ассоциации психиатров, синдромом дефицита внимания и гиперактивности страдают около 5% детей школьного возраста. Практически в каждом школьном классе есть, по крайней мере, один ребенок с данным заболеванием. В исследовании Н.Н. Заводенко частота синдрома дефицита внимания у школьников составила 7,6%. Мальчики страдают в 2 раза чаще девочек.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является самой частой причиной нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте.
11 слайд
Психолого-педагогическая работа с гиперактивным ребенком должна быть направлена на решение следующих задач:
1. Нормализация обстановки в семье ребенка, его взаимоотношений с родителями и другими родственниками. Важно научить членов семьи избегать новых конфликтных ситуаций.
2. Достижение послушания ребенка, привития ему аккуратности, навыков самоорганизации, способности планировать и доводить до конца начатые дела. Развить у него чувство ответственности за собственные поступки.
3. Научить ребенка уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков, навыкам эффективного социального взаимодействия с окружающими людьми.
4. Установить контакт со школьными педагогами, ознакомить их с информацией о сущности и основных проявлениях СДВГ, эффективных методах работы с гиперактивными учениками.
5. Добиться повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни. Необходимо определить сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.
12 слайд
Медикаментозное лечение
Медикаментозная терапия:
- Ноотропы и нейрометаболические препараты (Ноотропил, Нооклерин, Фенотропил, Фенибут, Пантогам, Глиатилин, Акатинола мемантин);
- Препараты влияющие на метаболизм нейромедиаторов в ГМ (Кортексин, Церебролизин, Семакс);
- Препараты влияющие на мозговое кровообращение - Кавинтон, Инстенон.
Медикаментозная терапия используемая для коррекции специфических психиатрических проблем (аффективные нарушения, агресивность, тики... и др. психические нарушения иногда сопутствующие СДВГ):
- Сонапакс (тиоридазин);
- Рисполепт (рисперидон);
- Тиаприд.
Не стимулирующие медикаменты и другие препараты, используемые для лечения СДВГ
- Страттера – это единственный не стимулирующий препарат, одобренный Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов для лечения симптомов СДВГ. Его используют для взрослых, детей и подростков.
Весь этот комплекс методов психокоррекции и медикаментозного лечения при своевременной диагностике поможет гиперактивным детям вовремя скомпенсировать нарушения и полноценно реализоваться в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: Синдром дефицита внимания и гиперактивности: клиника, диагностика, патогенез, современные подходы к терапии и коррекции.
Актуальность данной проблемы выбрана не случайно, так как в последнее время прослеживается тенденция к увеличению детей имеющих подобный диагноз. В данной презентации доступно для родителей и ...
СДВГ ( синдром дефицита внимания и гиперактивности) (книжка-помощница)
Книжка-помощница для учащихся с СДВГ. Психологическая информационная поддержка в трудные минуты....
Презентация для семинара с педагогами школы "Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Синдром Туретта".
Презентация подготовлена для семинара с элементами тренинга с педагогическим коллективом на тему "Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Синдром Туретта". Цель семинара: обобщить и структурирова...
«СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»
В статье раскрывается термин "Синдром дефицита внимания с гиперактивностью" - СДВГ. Даны рекомендации учителю и родителям по организации помощи таким детям в процессе обучения....
Презентация "Синдром дефицита внимания и гиперактивность у младших школьников"
В презентации рассматриваются причины возникновения СДВГ, способы её диагностики и методы коррекции....
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
Из этой статьи вы узнаете как корректировать поведение детей с СДВГ....
СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Практические рекомендации для родителей по организации домашних занятий с ребенком, имеющим диагноз - СДВГ...