СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности.
консультация по логопедии

Рогозина Маргарита Владимировна

Практические рекомендации для родителей по организации домашних занятий с ребенком, имеющим диагноз - СДВГ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperaktivnye_deti.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Данный диагноз означает наличие отклонений психики, выражающихся в повышенной возбудимости, эмоциональности, гиперактивности, сопровождающейся вспышками агрессии, а также сниженной способности к восприятию информации, усидчивости, проблемами с вниманием. Дети, имеющие проявления СДВГ, хуже учатся, плохо налаживают контакты и осваиваются в коллективе. Но происходит это отнюдь не по причине отставания в психическом развитии. Интеллект у этих детей полностью сохранен. Страдает эмоционально-волевая сфера, способность к самоконтролю и концентрации внимания.

О наличии устойчивых нарушений можно говорить только после достижения ребенком 4-5-летнего возраста. Все отклонения, которые возникают раньше, принято считать поведенческими реакциями, которые поддаются коррекции и не требуют специфического лечения.

Без помощи специалиста определить, действительно ли ребенку нужна медицинская помощь или у него просто яркий темперамент, не получится. Заподозрив у своего ребенка синдром гиперактивности, первое, что нужно сделать – обратиться к своему участковому педиатру, который подскажет дальнейший путь обследования ребенка.

Следует подозревать СДВГ, если родители замечают определенные симптомы, при этом у ребенка должно быть несколько из указанных ниже признаков, и они должны отмечаться длительное время (минимум полгода).

Основные проявления СДВГ по МКБ-10

Группы симптомов

Характерные симптомы СДВГ

Нарушение внимания

  • Не удерживает внимание на деталях, допускает много ошибок.
  • С трудом сохраняет внимание при выполнении школьных и других заданий.
  • Не слушает обращенную к нему речь.
  • Не может придерживаться инструкций и довести дело до конца.
  • Не способен самостоятельно спланировать, организовать выполнение заданий.
  • Избегает дел, требующих длительного умственного напряжения.
  • Часто теряет свои вещи.
  • Легко отвлекается.
  • Проявляет забывчивость.

Гиперактивность

  • Часто совершает беспокойные движения руками и ногами, ерзает на месте.
  • Не может усидеть на месте, когда это необходимо.
  • Часто бегает или куда-то забирается, когда это неуместно.
  • Не может тихо, спокойно играть.
  • Чрезмерная бесцельная двигательная активность имеет стойкий характер, на нее не влияют правила и условия ситуации.

Импульсивность

  • Отвечает на вопросы, не выслушав до конца и не задумываясь.
  • Не может дожидаться своей очереди.
  • Мешает другим людям, перебивает их.
  • Болтлив, несдержан в речи.

Если ребенку уже поставлен диагноз – СДВГ, следует помнить, что это патология, требующая комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Нужно четко выполнять рекомендации специалистов. Массаж и лекарственные средства могут принести огромную пользу, но назначаются они только индивидуально и только врачом. Как можно раньше нужно начать коррекционную работу: занятия с психологом и логопедом.

Нужно запастись терпением. Проявления синдрома у ребенка — это не капризы или результат дурного настроения. Дети хотят быть такими же, как сверстники, но не способны к этому. Им требуется помощь, поддержка и время. Невозможно добиться исчезновения проблем за несколько месяцев. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.

Практические рекомендации родителям.

  1. Режим дня! При этом нужно учитывать рекомендации врача и психолога и особенное внимание уделить основным действиям, характерным для образа жизни каждого человека:
  • время отхода ко сну и пробуждения;
  • часы основных приемов пищи;
  • периоды для умственной и/или физической деятельности.
  1. Постоянное расписание занятий. По возможности расписание не менять. Должно быть чёткое ощущение повторяющихся, стабильных действий.
  2. Организовать постоянное рабочее место, поддерживать порядок, не допускать присутствие отвлекающих предметов и факторов.
  3. Ребенок должен заранее знать о предстоящих событиях (заданиях) и об их последствиях  (сделал – не сделал). При этом важно четко ставить цель, объяснять, для чего то или другое задание: научиться читать, красиво писать и т.д.
  4. Правила (требования), которым учат ребенка, должны быть короткими и неизменными. Желательно даже озвучивать их одними и теми же словами и  спокойным голосом.  
  5. Запреты «нет» и «нельзя» не работают. Заменить формулировки. Вместо: «Не вертись» говорить: «Сиди спокойно».
  6. Ограничить количество задач. Ребёнок с СДВГ слышит только часть просьбы или не слышит вовсе. Просьбы тоже должны быть короткими, лучше при этом «поймать взгляд».
  7. Начинать и заканчивать занятие нужно лёгким заданием, более сложные задания выполнять в середине занятия.
  8. Учить ощущению времени. Если занятие проводится дома – использовать будильник или таймер, чётко определяя начало и окончание занятия. Можно четко ограничивать по времени каждый этап занятия. Вводить перерывы.
  9. Во время занятия (урока) не давать перескакивать на посторонние темы. Реагировать спокойно: «Хорошо, молодец….» – и продолжать дальше.
  10. Во время занятия (урока) использовать визуальные образы, рисовать схемы и рисунки.
  11. Разрешить определённые действия (например: менять карандаши), которые снизят напряжение, но не помешают занятиям. Менять виды деятельности.
  12. Хвалить! Причем не в конце занятия, а после каждого его этапа.
  13. Можно игнорировать мелкие проступки, делая замечания реже и по более серьёзным поводам. Границы устанавливать мягко. Не забывать про пункты № 4 и 5.
  14. Гиперактивные дети часто бывают агрессивными. Не отвечать на агрессию, удержать спокойную и доброжелательную обстановку. Обсуждать поступки, учить ребёнка чувствовать себя и выражать эмоции. Сказки действуют лучше, чем нотации и обвинения. В сказках можно прорабатывать сложные психологические ситуации.

Помогают:

  • спокойная, расслабляющая музыка;
  • легкие физические нагрузки;
  • корректировка питания — исключение или сокращение продуктов, содержащих химические добавки, разнообразие питания, режим;
  • прогулки и приятные впечатления.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Синдром дефицита внимания и гиперактивности: клиника, диагностика, патогенез, современные подходы к терапии и коррекции.

Актуальность данной проблемы выбрана не случайно, так как в последнее время прослеживается тенденция к увеличению детей имеющих подобный диагноз. В данной презентации доступно для родителей и ...

СДВГ ( синдром дефицита внимания и гиперактивности) (книжка-помощница)

Книжка-помощница для учащихся с  СДВГ. Психологическая информационная поддержка в трудные минуты....

Презентация для семинара с педагогами школы "Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Синдром Туретта".

Презентация подготовлена для семинара с элементами тренинга с педагогическим коллективом на тему "Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Синдром Туретта". Цель семинара: обобщить и структурирова...

«СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

В статье раскрывается термин "Синдром дефицита внимания с гиперактивностью" - СДВГ.  Даны рекомендации учителю и родителям по организации помощи таким  детям в процессе обучения....

Презентация "Синдром дефицита внимания и гиперактивность у младших школьников"

В презентации рассматриваются причины возникновения СДВГ, способы её диагностики и  методы коррекции....

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

Из этой статьи вы узнаете как корректировать поведение детей с СДВГ....

СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности

В материалах представлено раскрытия понятия "СДВГ", этиология и патогенез, классификация форм, клиническая картина....