СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности.
консультация по логопедии
Практические рекомендации для родителей по организации домашних занятий с ребенком, имеющим диагноз - СДВГ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
giperaktivnye_deti.docx | 25.63 КБ |
Предварительный просмотр:
СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Данный диагноз означает наличие отклонений психики, выражающихся в повышенной возбудимости, эмоциональности, гиперактивности, сопровождающейся вспышками агрессии, а также сниженной способности к восприятию информации, усидчивости, проблемами с вниманием. Дети, имеющие проявления СДВГ, хуже учатся, плохо налаживают контакты и осваиваются в коллективе. Но происходит это отнюдь не по причине отставания в психическом развитии. Интеллект у этих детей полностью сохранен. Страдает эмоционально-волевая сфера, способность к самоконтролю и концентрации внимания.
О наличии устойчивых нарушений можно говорить только после достижения ребенком 4-5-летнего возраста. Все отклонения, которые возникают раньше, принято считать поведенческими реакциями, которые поддаются коррекции и не требуют специфического лечения.
Без помощи специалиста определить, действительно ли ребенку нужна медицинская помощь или у него просто яркий темперамент, не получится. Заподозрив у своего ребенка синдром гиперактивности, первое, что нужно сделать – обратиться к своему участковому педиатру, который подскажет дальнейший путь обследования ребенка.
Следует подозревать СДВГ, если родители замечают определенные симптомы, при этом у ребенка должно быть несколько из указанных ниже признаков, и они должны отмечаться длительное время (минимум полгода).
Основные проявления СДВГ по МКБ-10
Группы симптомов | Характерные симптомы СДВГ |
Нарушение внимания |
|
Гиперактивность |
|
Импульсивность |
|
Если ребенку уже поставлен диагноз – СДВГ, следует помнить, что это патология, требующая комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Нужно четко выполнять рекомендации специалистов. Массаж и лекарственные средства могут принести огромную пользу, но назначаются они только индивидуально и только врачом. Как можно раньше нужно начать коррекционную работу: занятия с психологом и логопедом.
Нужно запастись терпением. Проявления синдрома у ребенка — это не капризы или результат дурного настроения. Дети хотят быть такими же, как сверстники, но не способны к этому. Им требуется помощь, поддержка и время. Невозможно добиться исчезновения проблем за несколько месяцев. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.
Практические рекомендации родителям.
- Режим дня! При этом нужно учитывать рекомендации врача и психолога и особенное внимание уделить основным действиям, характерным для образа жизни каждого человека:
- время отхода ко сну и пробуждения;
- часы основных приемов пищи;
- периоды для умственной и/или физической деятельности.
- Постоянное расписание занятий. По возможности расписание не менять. Должно быть чёткое ощущение повторяющихся, стабильных действий.
- Организовать постоянное рабочее место, поддерживать порядок, не допускать присутствие отвлекающих предметов и факторов.
- Ребенок должен заранее знать о предстоящих событиях (заданиях) и об их последствиях (сделал – не сделал). При этом важно четко ставить цель, объяснять, для чего то или другое задание: научиться читать, красиво писать и т.д.
- Правила (требования), которым учат ребенка, должны быть короткими и неизменными. Желательно даже озвучивать их одними и теми же словами и спокойным голосом.
- Запреты «нет» и «нельзя» не работают. Заменить формулировки. Вместо: «Не вертись» говорить: «Сиди спокойно».
- Ограничить количество задач. Ребёнок с СДВГ слышит только часть просьбы или не слышит вовсе. Просьбы тоже должны быть короткими, лучше при этом «поймать взгляд».
- Начинать и заканчивать занятие нужно лёгким заданием, более сложные задания выполнять в середине занятия.
- Учить ощущению времени. Если занятие проводится дома – использовать будильник или таймер, чётко определяя начало и окончание занятия. Можно четко ограничивать по времени каждый этап занятия. Вводить перерывы.
- Во время занятия (урока) не давать перескакивать на посторонние темы. Реагировать спокойно: «Хорошо, молодец….» – и продолжать дальше.
- Во время занятия (урока) использовать визуальные образы, рисовать схемы и рисунки.
- Разрешить определённые действия (например: менять карандаши), которые снизят напряжение, но не помешают занятиям. Менять виды деятельности.
- Хвалить! Причем не в конце занятия, а после каждого его этапа.
- Можно игнорировать мелкие проступки, делая замечания реже и по более серьёзным поводам. Границы устанавливать мягко. Не забывать про пункты № 4 и 5.
- Гиперактивные дети часто бывают агрессивными. Не отвечать на агрессию, удержать спокойную и доброжелательную обстановку. Обсуждать поступки, учить ребёнка чувствовать себя и выражать эмоции. Сказки действуют лучше, чем нотации и обвинения. В сказках можно прорабатывать сложные психологические ситуации.
Помогают:
- спокойная, расслабляющая музыка;
- легкие физические нагрузки;
- корректировка питания — исключение или сокращение продуктов, содержащих химические добавки, разнообразие питания, режим;
- прогулки и приятные впечатления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: Синдром дефицита внимания и гиперактивности: клиника, диагностика, патогенез, современные подходы к терапии и коррекции.
Актуальность данной проблемы выбрана не случайно, так как в последнее время прослеживается тенденция к увеличению детей имеющих подобный диагноз. В данной презентации доступно для родителей и ...
СДВГ ( синдром дефицита внимания и гиперактивности) (книжка-помощница)
Книжка-помощница для учащихся с СДВГ. Психологическая информационная поддержка в трудные минуты....
Презентация для семинара с педагогами школы "Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Синдром Туретта".
Презентация подготовлена для семинара с элементами тренинга с педагогическим коллективом на тему "Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Синдром Туретта". Цель семинара: обобщить и структурирова...
«СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»
В статье раскрывается термин "Синдром дефицита внимания с гиперактивностью" - СДВГ. Даны рекомендации учителю и родителям по организации помощи таким детям в процессе обучения....
Презентация "Синдром дефицита внимания и гиперактивность у младших школьников"
В презентации рассматриваются причины возникновения СДВГ, способы её диагностики и методы коррекции....
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
Из этой статьи вы узнаете как корректировать поведение детей с СДВГ....
СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности
В материалах представлено раскрытия понятия "СДВГ", этиология и патогенез, классификация форм, клиническая картина....