Адаптация детей к школе: трудности и пути их преодоления
статья (1 класс)

Васильева Юлия Игоревна

Статья на тему: Адаптация детей к школе: трудности и пути их преодоления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа призвана сыграть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны. В основе Стандарта лежит  системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Школе предстоит сформировать у учащихся  систему умений – учиться и способность к организации своей деятельности, а также умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

С этой точки зрения особенно важен адаптационный период, организация которого должна помочь каждому первокласснику с учётом его готовности к школьному обучению безболезненно перейти от дошкольного детства к школьному этапу жизни.

Школа – очень важный период в жизни каждого человека. Ведь школа – это не только учеба, а мир общения, радостей, переживаний, взлетов, мир красоты, игры, сказки, музыки, мир фантазий, творчества.

Сделать школьные годы золотой порой в жизни каждого ребенка – долг каждого учителя.

Приходя к нам учиться, дети должны почувствовать себя счастливыми. Счастливого ребенка легче учить и воспитывать. Ребенку важно успешно учиться, почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным.

Ведь успех – это источник радости, вдохновляющий на новый успех.

Залогом успешного ученика должен стать учитель, который несет в себе жизнеутверждающее начало, уверенность, радость и счастье. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего.

«Поступление в школу» сложный этап в жизни каждого ребенка, поскольку происходит перестройка всего его образа жизни и деятельности. Правильно организованный образовательный процесс облегчает и сокращает период адаптации детей к требованиям школьного обучения.

Что же такое «школьная адаптация»?

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по - разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителями. При всем многообразии различных проявлений поведении детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассники в этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых.

Что же является наиболее сложным для первоклассников?

- прежде всего, им очень непросто сориентироваться в пространстве школы, оно незнакомо для них;

- первоклассникам неизвестны правила поведения в школе, на уроках;

- кроме того, им предстоит познакомиться друг с другом и построить свои отношения с одноклассниками.

Конечно, и учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта.

Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.

Цель адаптационного периода - смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников к школе. Для этого имеет смысл предоставить детям необходимую для знакомства со школьной ситуацией информацию в систематизированном виде, чтобы процесс вхождения в школьную жизнь имел плавный и последовательный характер.

Задачи адаптационного периода: 

1. Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.

2. Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.

3. Помощь детям в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.

4. Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.

5. Организация взаимодействия между детьми как предпосылок формирования навыков учебного сотрудничества.

6. Создание предпосылок для групповой сплоченности класса.

7. Создание условий для освоения будущими первоклассниками пространства своего класса как предпосылки для освоения пространства школы.

Основная идея педагогической деятельности – помощь детям в адаптации к школе, как один из элементов успешной социализации.

.Планируемый результат:

создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса, способствующих успешной и скоротечной адаптации первоклассников.

Деятельность педагогического коллектива нашей школы по организации благоприятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному образованию направлена на создание следующих психолого-педагогических условий:

I. Организация режима школьной жизни первоклассников.

II. Создание предметно-пространственной среды.

III. Организация оздоровительно - профилактической

работы.

IV. Организация учебно-познавательной деятельности

первоклассников в адаптационный период.

V. Организация вне - учебной жизни первоклассников.

VI. Взаимодействие с участниками образовательного

сообщества.

VII. Изучение социально-психологической адаптации

детей к школе.

Готовность к обучению в начальной школе рассматривается как комплексное понятие, включающее в себя как психологическую, так и физическую готовность к школе, а также готовность к овладению математикой, чтением и письмом.

  Физическая готовность определяется общим физическим развитием ребёнка, которое должно соответствовать возрастным нормам. Основой физической готовности детей к школе является состояние здоровья ребенка, его психофизический статус. Физически здоровых детей пришло 100% или 18 обучающихся.

 Психологическая готовность детей к обучению также  рассматривается как комплексная характеристика ребёнка, в которой раскрываются уровни и зоны развития качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормальной адаптации ребёнка в школе и для формирования учебной деятельности. Адаптационный период проходит безболезненно, формируются:

 Личностная  готовность, проявляется  в наличии учебной мотивации, умении общаться со сверстниками и взрослыми, умении принять новую социальную позицию – школьника,

 Интеллектуальная  готовность, основными параметрами которой являются: произвольность психической деятельности и сформированность предпосылок учебной деятельности, развитие  наглядно-образного и логического мышления, памяти, мелкой моторики руки и зрительно-моторных координаций.

Готовность к овладению математикой, чтением и письмом не заключается в наличии у будущего первоклассника некоторой суммы предметных знаний и умений, а определяется сформированностью предпосылок к овладению математикой, чтением и письмом, определенным уровнем развития тех процессов, которые обеспечивают успешное усвоение данных предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности первоклассника. Развивающее занятие, направленное на повышение адаптации детей к школе.

Начало школьной жизни - это важный этап в процессе школьного обучения. Многие дети испытывают трудности в учёбе и общении в классном коллективе. Школьная дезадаптация требует  дополнительных усил...

Программа по адаптации детей к школе "Путь в школу"

Сохранение психологического здоровья воспитанников на современном этапе развития российского общества является целью и критерием успешности модернизации народного образования. Начало обучения в ...

Основные трудности изучения морфологии в поликультурной начальной школе и возможные пути их преодоления.

Основные трудности изучения морфологии в поликультурной начальной школе и возможные пути их преодоления....

Адаптация первоклассников в школе: трудности и пути их решения

Проблемы адаптации первоклассников к школе являются актуальными для всей системы образования. Каждый ребенок, попадая первый раз в школу, волнуется, переживает и ждет поддержки от взрослых — род...

Обучение чтению младших школьников: трудности и пути их преодоления.

Статья адресована учителям английского языка, начинающим обучать чтению на английском языке младших школьников. Рассматриваются трудности, с которыми могут столкнуться педагоги на уроке, даны рекоменд...