Классный час Тема «Открывая путь к себе»
консультация

Игумнова Наталья Евгеньевна

Методические рекомендации для проведения классного часа

Классный час

Тема «Открывая путь к себе»

Актуальность выбранной темы: Познание самого себя необходимо человеку для осознания меры ответственности за самого себя. С позиций ответственного человека жизнь представляется отражением того, что человек готов получать от нее, на что внутренне настроен. Ценность этого подхода состоит в том, что человек не воспринимает окружающий мир как препятствие, а как средство для творения своей жизни. Поэтому данная тема актуальна в  5-6 классах.  Материал подбирается с учётом возрастных и индивидуальных особенностей класса.

 

Цели и задачи:

1.          Расширение знаний детей о самопознании;

2.          Обучение детей взаимодействию с другими людьми, научить понимать самого себя и управлять своим поведением.

3.          Развитие рефлексии, самоконтроля и самооценки.

4.          Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

 

Оптимальное количество участников в классе 25 человек, максимальное количество 50 человек.

           Форма проведения: тематический классный час.

           Время проведения: 45 минут.

Необходимые материалы: разные предметы для распознания при помощи осязания, коробка с отверстиями для рук, доска, интерактивная доска, видеоролик «Песочник», картинки на тему «Жизнь как наслаждение», «Жизнь как общение с другими людьми», «Жизнь как поиск смысла жизни».

Ход классного часа:

1.          Организационный момент. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Давайте возьмёмся за руки, передадим друг другу хорошее настроение! А сейчас приготовьтесь посмотреть мультфильм. Если будете внимательны, узнаете, о чём будем говорить на классом часе. ( Просмотр мультфильма «Песочник»).

2.          Вступительное слово учителя: Слова «Познай самого себя» принадлежат величайшему философу древности Сократу, который жил много веков назад. Уже тогда человек задумывался: кто он, какой у него характер, что он любит, чего не любит, каковы его цели в жизни, как к нему относятся другие люди? Этот процесс называется самопознанием. Мыслители говорили, что человек - это самое простое и самое сложное.

3.          Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»

•             Как вы считаете, в наше время человек должен стремиться познать себя?

•             Что лучше: переоценить или недооценить себя?

•             Как вы понимаете слова «самонаблюдение»,  «самоанализ».

•             Как вы думаете, знаете ли вы себя?

•             Как научиться понимать самого себя?

•             Как получить представление о других?

•             Как сделать правильный выбор?

 

Если спросить об этом каждого из вас, то мы получим разные ответы, и все вы по-своему будете правы, потому что каждый из вас особенен, индивидуален и неповторим.

А какой он ПУТЬ К СЕБЕ? Сегодня попробуем вместе фиксировать этапы нашего пути. Мы не раз обращались к подобным темам и сегодня мы сделаем еще 3 шага, в этом направлении.

4. Игра «Угадай предмет»

Перед вами коробка с отверстиями с разных сторон. Внутри неё - предмет, посмотрите в отверстие и попробуйте описать только то, что вы видите, не называя самого предмета. Я приглашаю трёх желающих к столу. (Обучающиеся описываю предметы).

Совпадают ли ваши мнения?

Поменяйтесь местами и посмотрите снова...(Описания обучающихся)

Почему ваши мнения не совпадают? Ведь предмет-то один? (Рассуждения обучающихся).

Задание классу – Предмет в коробке один, попробуйте его назвать. Почему это не так легко сделать? (Демонстрация кубика с разными гранями)

Давайте проведем аналогию с человеком. Можно ли только по одному мнению, по взгляду только с одной стороны, судить о человеке? (Высказывания обучающихся.)

Вывод: чтобы иметь целостное представление о человеке, нужно увидеть его с разных сторон, услышать о нём разные точки зрения.

Итак, первый этап движения на пути к себе (пишется на доске) - получить представление других о себе.

5.          Картинная галерея

       А сейчас я приглашаю вас в картинную галерею. Перед вами три зала: учитель демонстрирует картины, изображающие жизнь как наслаждение, жизнь как общение и жизнь как поиск её смысла, но никак это не комментирует и названия залов не называет. Пусть каждый из вас выберет тот зал, в который ему хотелось бы войти. Те, кто выбрал первый зал, пересядьте за первый ряд, второй и третий соответственно. Выразите общее мнение: почему вам хотелось войти именно сюда? (Идёт обсуждение.)

А теперь давайте узнаем, в какой зал вам захотелось войти. Идеи зала:

1.          Жизнь как наслаждение.

2.          Жизнь как общение с другими людьми.

3.          Жизнь как поиск смысла жизни.

В такие ли вы залы хотели попасть? Теперь, узнав идею зала, вы уверены в вашем выборе. Если нет, у вас есть возможность изменить своё решение (повторный выбор).

Что побудило вас к новому выбору?

Давайте попробуем провести аналогию с человеком.

А. Экзюпери говорил: «...Не всегда первое впечатление бывает верным». Чтобы понять человека, нужно поближе познакомиться с ним, лучше узнать его, увидеть его в разных жизненных ситуациях». Вы согласны с этим? (Обсуждение.)

Да, и я продолжу ваши мысли.

6.          История

Позвольте рассказать одну небольшую историю:

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязная и порванная. Она подбирала какие-то предметы и складывала их в сумку.

Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от этой старушки. Когда она проходила мимо, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.

Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

Я думаю, вы согласитесь, что не всегда внешний вид человека или видимое его поведение отражают его истинную сущность.

Итак, мы пришли к выводу, что второй этап на пути к себе (на доске)- научиться делать выбор.

Совершая выбор, мы, так или иначе, оцениваем предмет, ситуацию, человека. И делая выбор, мы ориентируемся на значимость и ценность этого для себя.

7. Ролевая игра

О героизме наших защитников мы с вами говорили, и не раз.

Раунд 1 - Торги за медаль проводит учитель – изображение ветерана необходимо убрать.

Классный руководитель: Лиза! В нашей школе, ты знаешь, работает музей. Мне бы очень хотелось приобрести эту награду для выставки. Назови цену, пожалуйста, по какой ее можно купить.

Лиза: (смущаясь) Я не могу эту медаль … Дедушки уже год как нет, это бабушка должна решать…

Классный руководитель: Лиза! Я предлагаю тебе 1000 рублей! Продай мне медаль! На деньги можешь два диска купить или еще что-нибудь!

Лиза:..?..

Классный руководитель: Решайся, может мало?

Лиза: Ее нельзя продавать – это память!!! (плачет, класс в оцепенении молчит)

Классный руководитель: Как вы считаете правильно ли поступила Лиза? Как поступили бы вы в такой ситуации? В жизни, к сожалению, такие предложения могут звучать вполне серьезно. Помните, какими бы ни были условия – память не продается!!! Это аморально и недостойно Человека!

Вы, наверняка, поняли, что это была игра с модным сегодня названием «Торги», это было испытание для тебя, Лиза, и ты его успешно прошла. Жестокая игра, но, к сожалению, реальная. Известно ли вам о подобных случаях. Как вы относитесь к таким людям, продающим и покупающим медали? Разве об этом, ребята, мечтали воины, погибшие за высоту «Мамаев курган»?

Раунд 2 - В паре принимают участие 2 ученика: один участник - покупатель, другой - продавец, владелец питомца, живущего в доме четыре года.

Покупатель: продай мне пожалуйста собаку, я дам тебе за нее сколько ты захочешь, ведь она очень понравилась моей дочери и я не могу ей отказать.

Женя: «Даже и не начинай! Слышать не хочу! Это не просто животное собака для нас, она как член семьи!»(возможен розыгрыш ситуации с разными вариантами разворачивания событий).

Раунд 3 – продается коробка шоколада. Идея игры: покупателю необходима вещь, владельцем который являетесь вы (работа в парах, разыгрывается ситуация торгов).

Вывод: есть вещи, которые имеют цену, а есть вещи, которые имеют только ценность, но не имеют цены.

Бывают ситуации, когда вы никого не должны слушать, кроме своего сердца.

Иногда нужно уметь сказать «нет» сразу и категорично. И всегда в любых жизненных ситуациях оставаться самим собой.

Если надо за правду - бей!
Если влюбишься - не робей!
Если заперта дверь - стучи!
Если трусы молчат - кричи!
Если ветер в лицо - не гнись!
Если радость на сердце - пой!
Но всегда будь самим собой.
Роберт Рождественский

Третий этап на пути к себе (записывается на доске)- ценностное самоопределение

8. Каковы ценности ребят нашего класса?

результаты анкетирования «наши ценности».

результаты анкетирования «волшебная палочка».

 

Как вы думаете, важно ли познание человеком самого себя? Рассуждения детей

Почему необходимо познавать себя?

·             потому что вы - Человек,

·             потому что вы можете выбирать,

·             потому что вы можете помочь кому-то,

·             потому что вы - это вы со всеми вашими достоинствами, недостатками, надеждами и безграничными возможностями.

9. Заключительная игра - «ПАУТИНКА»

Передавайте поочередно своему соседу клубок ниток.

Посмотрите, как мы все друг другу нужны, поднимите эту нить, посмотрите, она ещё хрупка и непрочна. И только от нас зависит, сделаем ли мы основу для прочного ковра взаимопонимания. Запомните этот момент!

Я думаю, что сегодня между нами протянулась нить взаимопонимания. Дорога к самому себе - это дорога в целую жизнь. И помните, что каждый из вас единственен и неповторим. Поставим здесь многоточие.

На доске: Этапы нашего пути к себе:

1.          получить представление других о себе

2.          научиться делать выбор

3.          ценностное самоопределение

 

Литература:

Савченко Е.В. Классные часы - М.: «ВАКО»,2010г

Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. - М.: «Генезис», 2007

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для проведения классного часа

Классный час

Тема «Открывая путь к себе»

Актуальность выбранной темы: Познание самого себя необходимо человеку для осознания меры ответственности за самого себя. С позиций ответственного человека жизнь представляется отражением того, что человек готов получать от нее, на что внутренне настроен. Ценность этого подхода состоит в том, что человек не воспринимает окружающий мир как препятствие, а как средство для творения своей жизни. Поэтому данная тема актуальна в  5-6 классах.  Материал подбирается с учётом возрастных и индивидуальных особенностей класса.

Цели и задачи:

  1. Расширение знаний детей о самопознании;
  2. Обучение детей взаимодействию с другими людьми, научить понимать самого себя и управлять своим поведением.
  3. Развитие рефлексии, самоконтроля и самооценки.
  4. Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

Оптимальное количество участников в классе 25 человек, максимальное количество 50 человек.

           Форма проведения: тематический классный час.

           Время проведения: 45 минут.

Необходимые материалы: разные предметы для распознания при помощи осязания, коробка с отверстиями для рук, доска, интерактивная доска, видеоролик «Песочник», картинки на тему «Жизнь как наслаждение», «Жизнь как общение с другими людьми», «Жизнь как поиск смысла жизни».

Ход классного часа:

  1. Организационный момент. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Давайте возьмёмся за руки, передадим друг другу хорошее настроение! А сейчас приготовьтесь посмотреть мультфильм. Если будете внимательны, узнаете, о чём будем говорить на классом часе. ( Просмотр мультфильма «Песочник»).
  2. Вступительное слово учителя: Слова «Познай самого себя» принадлежат величайшему философу древности Сократу, который жил много веков назад. Уже тогда человек задумывался: кто он, какой у него характер, что он любит, чего не любит, каковы его цели в жизни, как к нему относятся другие люди? Этот процесс называется самопознанием. Мыслители говорили, что человек - это самое простое и самое сложное.
  3. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»
  • Как вы считаете, в наше время человек должен стремиться познать себя?
  • Что лучше: переоценить или недооценить себя?
  • Как вы понимаете слова «самонаблюдение»,  «самоанализ».
  • Как вы думаете, знаете ли вы себя?
  • Как научиться понимать самого себя?
  • Как получить представление о других?
  • Как сделать правильный выбор?

Если спросить об этом каждого из вас, то мы получим разные ответы, и все вы по-своему будете правы, потому что каждый из вас особенен, индивидуален и неповторим.

А какой он ПУТЬ К СЕБЕ? Сегодня попробуем вместе фиксировать этапы нашего пути. Мы не раз обращались к подобным темам и сегодня мы сделаем еще 3 шага, в этом направлении.

4. Игра «Угадай предмет»

Перед вами коробка с отверстиями с разных сторон. Внутри неё - предмет, посмотрите в отверстие и попробуйте описать только то, что вы видите, не называя самого предмета. Я приглашаю трёх желающих к столу. (Обучающиеся описываю предметы).

Совпадают ли ваши мнения?

Поменяйтесь местами и посмотрите снова...(Описания обучающихся)

Почему ваши мнения не совпадают? Ведь предмет-то один? (Рассуждения обучающихся).

Задание классу – Предмет в коробке один, попробуйте его назвать. Почему это не так легко сделать? (Демонстрация кубика с разными гранями)

Давайте проведем аналогию с человеком. Можно ли только по одному мнению, по взгляду только с одной стороны, судить о человеке? (Высказывания обучающихся.)

Вывод: чтобы иметь целостное представление о человеке, нужно увидеть его с разных сторон, услышать о нём разные точки зрения.

Итак, первый этап движения на пути к себе (пишется на доске) - получить представление других о себе.

  1. Картинная галерея

       А сейчас я приглашаю вас в картинную галерею. Перед вами три зала: учитель демонстрирует картины, изображающие жизнь как наслаждение, жизнь как общение и жизнь как поиск её смысла, но никак это не комментирует и названия залов не называет. Пусть каждый из вас выберет тот зал, в который ему хотелось бы войти. Те, кто выбрал первый зал, пересядьте за первый ряд, второй и третий соответственно. Выразите общее мнение: почему вам хотелось войти именно сюда? (Идёт обсуждение.)

А теперь давайте узнаем, в какой зал вам захотелось войти. Идеи зала:

  1. Жизнь как наслаждение.
  2. Жизнь как общение с другими людьми.
  3. Жизнь как поиск смысла жизни.

В такие ли вы залы хотели попасть? Теперь, узнав идею зала, вы уверены в вашем выборе. Если нет, у вас есть возможность изменить своё решение (повторный выбор).

Что побудило вас к новому выбору?

Давайте попробуем провести аналогию с человеком.

А. Экзюпери говорил: «...Не всегда первое впечатление бывает верным». Чтобы понять человека, нужно поближе познакомиться с ним, лучше узнать его, увидеть его в разных жизненных ситуациях». Вы согласны с этим? (Обсуждение.)

Да, и я продолжу ваши мысли.

  1. История

Позвольте рассказать одну небольшую историю:

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязная и порванная. Она подбирала какие-то предметы и складывала их в сумку.

Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от этой старушки. Когда она проходила мимо, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.

Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

Я думаю, вы согласитесь, что не всегда внешний вид человека или видимое его поведение отражают его истинную сущность.

Итак, мы пришли к выводу, что второй этап на пути к себе (на доске)- научиться делать выбор.

Совершая выбор, мы, так или иначе, оцениваем предмет, ситуацию, человека. И делая выбор, мы ориентируемся на значимость и ценность этого для себя.

7. Ролевая игра

О героизме наших защитников мы с вами говорили, и не раз.

Раунд 1 - Торги за медаль проводит учитель – изображение ветерана необходимо убрать.

Классный руководитель: Лиза! В нашей школе, ты знаешь, работает музей. Мне бы очень хотелось приобрести эту награду для выставки. Назови цену, пожалуйста, по какой ее можно купить.

Лиза: (смущаясь) Я не могу эту медаль … Дедушки уже год как нет, это бабушка должна решать…

Классный руководитель: Лиза! Я предлагаю тебе 1000 рублей! Продай мне медаль! На деньги можешь два диска купить или еще что-нибудь!

Лиза:..?..

Классный руководитель: Решайся, может мало?

Лиза: Ее нельзя продавать – это память!!! (плачет, класс в оцепенении молчит)

Классный руководитель: Как вы считаете правильно ли поступила Лиза? Как поступили бы вы в такой ситуации? В жизни, к сожалению, такие предложения могут звучать вполне серьезно. Помните, какими бы ни были условия – память не продается!!! Это аморально и недостойно Человека!

Вы, наверняка, поняли, что это была игра с модным сегодня названием «Торги», это было испытание для тебя, Лиза, и ты его успешно прошла. Жестокая игра, но, к сожалению, реальная. Известно ли вам о подобных случаях. Как вы относитесь к таким людям, продающим и покупающим медали? Разве об этом, ребята, мечтали воины, погибшие за высоту «Мамаев курган»?

Раунд 2 - В паре принимают участие 2 ученика: один участник - покупатель, другой - продавец, владелец питомца, живущего в доме четыре года.

Покупатель: продай мне пожалуйста собаку, я дам тебе за нее сколько ты захочешь, ведь она очень понравилась моей дочери и я не могу ей отказать.

Женя: «Даже и не начинай! Слышать не хочу! Это не просто животное собака для нас, она как член семьи!»(возможен розыгрыш ситуации с разными вариантами разворачивания событий).

Раунд 3 – продается коробка шоколада. Идея игры: покупателю необходима вещь, владельцем который являетесь вы (работа в парах, разыгрывается ситуация торгов).

Вывод: есть вещи, которые имеют цену, а есть вещи, которые имеют только ценность, но не имеют цены.

Бывают ситуации, когда вы никого не должны слушать, кроме своего сердца.

Иногда нужно уметь сказать «нет» сразу и категорично. И всегда в любых жизненных ситуациях оставаться самим собой.

Если надо за правду - бей!
Если влюбишься - не робей!
Если заперта дверь - стучи!
Если трусы молчат - кричи!
Если ветер в лицо - не гнись!
Если радость на сердце - пой!
Но всегда будь самим собой.
Роберт Рождественский

Третий этап на пути к себе (записывается на доске)- ценностное самоопределение

8. Каковы ценности ребят нашего класса?

результаты анкетирования «наши ценности».

результаты анкетирования «волшебная палочка».

Как вы думаете, важно ли познание человеком самого себя? Рассуждения детей

Почему необходимо познавать себя?

  • потому что вы - Человек,
  • потому что вы можете выбирать,
  • потому что вы можете помочь кому-то,
  • потому что вы - это вы со всеми вашими достоинствами, недостатками, надеждами и безграничными возможностями.

9. Заключительная игра - «ПАУТИНКА»

Передавайте поочередно своему соседу клубок ниток.

Посмотрите, как мы все друг другу нужны, поднимите эту нить, посмотрите, она ещё хрупка и непрочна. И только от нас зависит, сделаем ли мы основу для прочного ковра взаимопонимания. Запомните этот момент!

Я думаю, что сегодня между нами протянулась нить взаимопонимания. Дорога к самому себе - это дорога в целую жизнь. И помните, что каждый из вас единственен и неповторим. Поставим здесь многоточие.

На доске: Этапы нашего пути к себе:

  1. получить представление других о себе
  2. научиться делать выбор
  3. ценностное самоопределение

Литература:

Савченко Е.В. Классные часы - М.: «ВАКО»,2010г

Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. - М.: «Генезис», 2007г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час. Тема: «Толерантность – путь к миру»

Классный час. Тема: «Толерантность – путь к миру» Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного каче...

Рабочая программа внеурочной деятельности " Путь к себе" 6 класс

Подростковый период - важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Несмотря на разницу социально-культурного окружения, почти все подростки с особой о...

Классный час. Тема «Толерантность – путь к миру»

Классный час. Тема «Толерантность – путь к миру»...

Конспект классного часа на тему: «Остановочный путь. Тормозной путь»

Дата проведения мероприятия 15.01.19        ФИО учителя: Малышева Ольга Васильевна.         Класс: 3Б...

Классный час в 3 классе на тему "Открываем волшебные двери добра"

Классный час "Открываем волшебные двери добра" - это занятие - сказка. В ходе классного часа ученики размышляют о добре, зле, доброте, задумываются о том, что для них значат семья и родной д...

Классный час. Тема: "Игры в самих себя".

С помощью различных игр дать ребенку возможность посмотреть на себя глазами одноклассников, повышать самооценку детей;учить оценивать собственные поступки и поведение окружающих....

Исследовательская работа "Чипсы: вред или польза"в Конференции «Открываем мир для себя».

В данной исследовательской работе "Чипсы: вред или польза", ученик исследовал влияние чипсов на детей школьного возраста. Данная проблема актуальна в настоящее время и требует внимания. В да...