Образовательный проект «Учимся ценить дружбу».
план-конспект
Краткое содержание проекта: организация ряда событий, направленных на сплочение учащихся 2б класса, присвоение им таких ценностей, как взаимовыручка, помощь в трудной жизненной ситуации, знакомство с правилами бесконфликтного общения, особенностями типов и темпераментов личности, правилам этикета и др
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образовательный проект Учимся ценить дружбу | 42.19 КБ |
Аналитический отчет о реализации проекта | 2.67 МБ |
Конспект занятия Как научиться дружить | 18.96 КБ |
Конспект беседы Мои друзья | 24.88 КБ |
Классный час Учимся дружить | 21.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный проект «Учим ценить дружбу».
Разработчики:
Родители учащихся 2б класса МБОУ СОШ №4.
Краткое содержание проекта: организация ряда событий, направленных на сплочение учащихся 2б класса, присвоение им таких ценностей, как взаимовыручка, помощь в трудной жизненной ситуации, знакомство с правилами бесконфликтного общения, особенностями типов и темпераментов личности, правилам этикета и др.
Продолжительность проекта (время проведения проектной работы): 3 месяца
Участники проекта: Дети младшего школьного возраста (ученики 2 б класса МБОУ СОШ №4), родители, психолог, классный руководитель.
Образовательная область: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физическая.
Актуальность:
В рамках ФГОС прописано, что необходимо создать условия для позитивных, доброжелательных отношений между учениками начальной школы, развивать коммуникативные способности, позволяющие разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развивать умения работать в группе, в команде. Возникновение и развитие чувства искренней дружбы в детях стимулируют общее дело, общие интересы, целеустремленность. Значение игры в деле воспитания и развития у детей чувства товарищества и дружбы очень велико... а детство, как известно, не мыслимо без игры. Игры закаляют детей физически, развивают их смекалку, учат товариществу, прививают организаторские навыки.
В ходе наблюдения за игровой деятельностью детей в классе было выявлено, что ребята часто ссорятся, обижаются друг на друга, не могут найти общий язык. В общении со сверстниками можно услышать фразы: «Я с тобой больше не играю», «Я с тобой больше не дружу». От этого страдает учебный процесс, с трудом возникают дружеские связи. Некоторые дети вообще не принимаются в игру. Для того чтобы максимально исключить подобные случаи на данном этапе, сделать обучение в дальнейшем более успешным и была выбрана тема «Учимся дружить».
Цель проекта: сформировать у детей навыки коммуникативной деятельности, социального опыта, необходимого для эффективной социальной адаптации и создания дружного коллектив детей и родителей.
Задачи проекта:
- показать ученикам лучшие примеры взаимной дружбы, взаимной заботы, добропорядочного отношения к общему делу;
- развивать навыки и коммуникативные способности необходимые для успешного и всестороннего взаимодействия с окружающим миром;
- овладеть приёмами эффективного общения родителей и детей через внеклассные, внешкольные мероприятия, коллективные игры;
Предполагаемый результат:
1. Доброжелательная обстановка и соблюдение общих правил взаимодеятельности в коллективе.
2. Принятие учащимися общепринятых правил и норм культуры поведения при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
4. Проявление доброты и внимания к близким людям, учитывая интересы и желания окружающих.
5. Умение сопереживать другим людям, ориентироваться на положительный результат, сохранять хорошее настроение.
6. Сплочение родителей для достижения единой цели — всестороннего развития личности ребенка, воспитание умных, ответственных, добрых детей.
Продукты проектной деятельности:
1. Выставка детских рисунков «Мой лучший друг»
2. Альбом «Правила дружбы» (оформление совместно с родителями)
3. Альбом «Все о дружбе» (стихи, загадки, пословицы, поговорки)
4. Фотоколлаж «Наш дружный 2б класс»
5. Подарок для моего друга «С кем дружу, того люблю и подарок подарю»
6. Презентация результатов проекта: «В дружбе наша сила».
Рабочий план реализации проекта
Действие, мероприятие | Участники, ответственные | Результат | Сроки |
1 этап: подготовительный | |||
1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. | Родительский комитет. | Выявление проблемы | |
2. Подбор материалов, изучение методической литературы по данной теме. | Родители-участники проекта. | Методическое обеспечение проекта | |
3. Составление плана-графика проекта. | Родители-участники проекта. | План-график проекта Диагностико-дидактическое обеспечение проекта | |
4. Выявление степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия. | Психолог | Анализ результатов, пути решения. | |
5. Организация познавательной, развивающей, предметной среды. Подготовка к беседе с учениками «Мои друзья». | Родители -участники проекта. | Среда для осуществления проекта. Материал о достижениях ребенка. | |
6. Проведение родительского собрания, знакомство с проектом. Консультация «Родители-родителям» на тему: «Учим ребенка дружить». | Психолог, родители. | Помочь родителям научить ребенка общаться с другими детьми, преодолеть чувство страха общения | |
2 этап (основной, формирующий, практический) | |||
«День вежливых слов» 1.Беседа «Что такое дружба. Кого можно назвать другом» Чтение и обсуждение стихотворений о дружбе. (дом. задание) | Родители, ученики. | Интерес к своим сверстникам, умение анализировать, делать выводы на основе прочитанного. Альбом | |
2. Создание альбома «Правила дружбы» | Родители, ученики. | «Правила дружбы» | |
3. «Вместе веселее» Спортивные развлечения: «Эстафета дружбы» | Родители-участники проекта, ученики. | Умение действовать согласованно, командой | |
4.Создание альбома «Все о дружбе» (загадки, пословицы, стихи, потешки, поговорки) | Ученики, родители. | Альбом «Все о дружбе» | |
5. «День хороших поступков» Трудовая деятельность «Добрые дела» | Ученики, родители. | Умение определять, «Добрые дела» какие дети могут сделать добрые дела за день | |
6. Творческий урок-игра: «Закончи рисунки», игра «Пойми меня» | Родители-участники проекта, ученики. | Умение договариваться, творческая активность, воображение. Умение читать жесты, мимику, движения | |
7. «С песней дружить интересней» Разучивание песен о дружбе. Домашнее задание: составить рассказа о друге. | Родители-участники проекта, ученики. | Умение сотрудничать в коллективной музыкальной деятельности. | |
8. Творческое занятие: «Мой лучший друг». Коллективная аппликация. | Родители-участники проекта, ученики. | Творческая активность, воображение детей, коммуникативные умения. | |
9.Подарок для друга «С кем дружу, того люблю и подарок подарю» | Родители, ученики. | Творческая активность, воображение. Умение дарить подарки. | |
3 этап: контрольно-диагностический, заключительный | |||
1. Выявление степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия. | Психолог | Анализ полученных результатов | |
2. «День воздушных шаров» Открытое мероприятие- концерт «Путешествие в страну добра» | Родители, ученики. | Общение со сверстниками, родителями, положительные эмоции | |
3. Фотоколлаж «Наша дружный 2б класс» | Родители, ученики. | Фотоколлаж | |
4. Презентация «В дружбе наша сила» | Родительский комитет. | Презентация | |
5. Проведение родительского собрания. Анализ работы над проектом.Выводы. | Родители, родительский комитет, психолог. кл.руководитель. | Ознакомление родителей с результатами проекта |
Критерии оценки.
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (практические и творческие задания, устные выступления, самооценка и самоанализ, самореклама и др.).
Эффектами освоения программы станут знания, умения, приобретённые учащимися, пережитые им чувства и отношения, проявленные в самостоятельной и коллективной деятельности.
Основными критериями усвоения материала являются:
- анализ продуктов познавательной деятельности;
- целенаправленное наблюдение за работой учеников класса на уроках и дома;
- умение давать самооценку и оценку происходящим событиям с необходимыми комментариями и объяснениями.
Ожидаемые результаты.
В результате освоения программы учащиеся 2б класса
узнают:
- новые аспекты общения;
- конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций;
- о способностях грамотно строить свои взаимоотношения с окружающими;
получат опыт:
- успешного знакомства;
- освоения новых социальных ролей;
- самопрезентации и саморекламы;
- работы в команде;
смогут:
- расширить своё представление о процессе общения;
- развить умения знакомиться и презентовать себя;
- слышать и слушать, понимать других, собеседника;
- находить новых друзей;
- уважать и принимать мнения других;
- грамотно строить свои взаимоотношения со сверстниками;
- аргументировать и обосновывать свою точку зрения;
- анализировать ситуацию;
- сотрудничать, договариваться и конструктивно взаимодействовать с окружающими.
Возможные риски реализации проекта:
1. Нежелание некоторых родителей участвовать в совместных мероприятиях.
Для устранения данного риска предусмотрены консультации (беседы) родителей с целью осознания значимости данных мероприятий.
Дальнейшее развитие Проекта:
1. Разработка проекта «Дом дружбы»
2. Оформление портфеля общего проекта «Дом дружбы»
Используемая литература.
- Васильева Л.П. Азбука вежливости Москва 2004г Москва 2003г
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996.
- Насонкина С.А. Уроки этикета. Санкт-Петербург: Изд-во "Акцидент", 1997.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
- Романюта В.Н. Ты и твои друзья. Учим детей общаться: Методическое пособие для учителей начальной школы, психологов, воспитателей и родителей. – М.: АРКТИ, 2002.
- Стрелкова Л. Войди в Тридесятое царство. – М.: Новая школа, 1995.
- Петрусинский В.В. Игры — обучение, тренинг, досуг. — М.: Из¬дательство «Новая школа», 1994.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Как научиться дружить. Или … Секреты дружбы»
НОД: Познание. Социальное окружение. Я, ты, мы
Цель – формирование у дошкольников доброжелательного отношения друг к другу;
воспитание дружественных, толерантных отношений между детьми.
Задачи:
1. Обобщить знания детей по теме дружба. Продолжать учить детей умению договариваться, помогать друг другу, расширяя представления детей о дружбе.
2. Развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства.
3. Воспитывать в детях умение по-настоящему дружить, внимательно и с уважением относиться друг к другу, подводить к пониманию того, что дружба является одним из
важнейших качеств во взаимоотношениях между людьми.
Оборудование: Письмо, интерактивная доска, ноутбук, презентация на социально – значимую тему «Дружба», аудиозапись песен «Улыбка», «Когда мои друзья со мной», «Настоящий друг».
Словарная работа: честность, доброта, сопереживание, хмурый, ужиться вместе.
Ход занятия:
Организационный момент (сюрпризный момент).
- Ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей, давайте будем вежливы …. и покажем, как мы приветствуем друг друга.
Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх)
Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки на ковер)
Здравствуйте, все мои друзья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)
– Я вижу у вас хорошее, радостное настроение и это замечательно. Раздается стук в дверь (почтальон принес письмо)
– Здравствуйте, это ученики 2Б класса? Вам письмо. Получите, и распишитесь, пожалуйста.
Текст письма: Внимание, внимание. Тревога!!! К нашему детскому саду «Конек-Горбунок» приближается коварная, опасная ведьма Злючка. Она хочет перессорить всех детей, чтобы они выполняли любые ее желания. Срочно требуется помощь. Ребята, не допустите такой беды!!!
2.Основная часть.
- Да…, надо срочно что-то делать. Ребята, мы поможем? Справимся? А что нам для этого надо сделать?
– Правильно, мы должны показать, как мы умеем дружить. И как себя вести, если вдруг произошла ссора.
– А кто мне скажет, что это за слово такое дружба, что оно означает?
– Правильно. Дружба – это когда дети хотят быть вместе, когда вместе играют, и не ссорятся. Дружба – это улыбки друзей. Значит, друзья – это люди, с которыми нам легко, интересно и комфортно.
– Давайте посмотрим на экран, как вы думаете – эти дети друзья? А как вы догадались? (слайды № 2-5)
– Молодцы, ребята, вы все правильно поняли и правила дружбы вам знакомы (слайд №6), а сейчас мы с вами попробуем разгадать секреты настоящей дружбы – это те качества, которыми должны обладать друзья.
1. (слайд №7) Секреты дружбы.
Чтобы все секреты нам узнать
Предлагаю вам порассуждать.
На экран вы посмотрите,
Что увидите, скажите.
– Но сначала мы с вами сделаем гимнастику для глаз, и там спрятан первый секрет. Головками не крутим, работают только глазки. – Готовы. Вперед.
1. Первый секрет: Гимнастика для глаз «Улыбка». (слайды № 8-9)
- С чего начинается дружба?
– Правильно с улыбки. Приятнее общаться с тем человеком, который улыбается, а не с тем, который злой или хмурый. Я знаю пословицу, которая подойдет к нашему секрету – Нет друга, ищи, а нашел, так береги. И хочу поделиться с вами улыбкой. Я дарю вам свою улыбку, я люблю вас. У вас такие замечательные, солнечные, улыбки, что, глядя на них ярче становиться день и на душе теплеет.
2. Второй секрет (слайды № 10-13)
- Как вы думаете, те, кто изображен, на этих картинках являются друзьями? А почему вы так решили? Правильно, друзья должны помогать друг другу. Вот и еще один секрет дружбы разгадан. Как назовем этот секрет?
Помощь. Пословица – Друзья познаются в беде.
3. Третий секрет (слайды № 14-17)
- Мы с вами видим, как мирно уживаются друг с другом совсем разные животные, как им тепло и хорошо вместе. – Вот и еще один секрет дружбы вы разгадали. Как назовем этот секрет? Мир.
– А такая пословица подойдет? – Будете, друг за дружку держаться — можете ничего не бояться.
4. Четвертый секрет.
- Теперь присаживайтесь по удобней. Ротик на замок и молчок. Сейчас ребята нашей группы разыграют небольшие сценки, и мы узнаем следующий секрет дружбы.
Сценка № 1
На стульчике сидит Максим. Грустит, подперев голову руками. Появляется Семен. –Привет! Как у тебя дела? Максим: – Отстань! Не тронь! Иди своей дорогой!
Хотел Семен уйти, обидеться и отойти, но посмотрел на Максима, подумал и снова вернулся. И вдруг пожалел его и молча протянул ему руку. Максим: – Прости Семен меня за грубость! Семен – Я не сержусь на тебя!
- Запомните, дети, если у друга беда, с печалью и злостью поможет вам справиться только одна …(доброта).
– Молодцы. Так каким надо быть по отношению к другу? Добрым. Вот и еще один секрет дружбы вы разгадали. Как назовете этот секрет? Доброта. Пословица – Доброе слово лечит, а злое убивает.
– Скажите, ребята, а у друга может быть плохое настроение? Конечно, иногда и у друга бывает плохое настроение. Давайте вспомним нашу игру про настроение.
Физминутка «Настроение» (слайд №18)
Настроение упало, развести руки в сторону и вниз, пожать печально плечами
Дело валится из рук… бьем легонько по внешним сторонам ладоней
Но еще не все пропало, пальчиком влево-вправо
Если есть хороший друг. показать на друга
С делом справимся вдвоем, Положить руки на плечи друга
С облегчением вздохнем – Эх
Настроение поднимем Присели, собрали настроение в ладошки
И от пыли отряхнем! Отряхивают руки.
- Вы разгадали 4 секрета дружбы. Но есть еще один секрет.
– Коли сейчас мы говорим о дружбе, позвольте историю вам показать.
Сидите тихонько, и приготовьтесь вновь рассуждать!
Сценка № 2
В одном детском саду дружили две девочки Катя и Маша. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Маша нечаянно сломала Катину куклу.
– Кто сломал мою куклу? – расплакалась Катя.
– Не знаю, – сказала Маша. – Наверное, это Максим.
– Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Катя у Максима.
– Я не ломал. Это сделала Маша, я видел.
– Не может быть! – воскликнула Катя. – Маша моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.
Подошла Катя к Маше и спросила – Зачем ты обманула меня Маша?
– Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу.
– Не делай так больше Маша! – сказала Катя. – Друзья должны быть честными друг с другом!
- Запомните, ребята, обман может разрушить дружбу. Поэтому друзья по отношению друг к другу всегда должны быть честными.
– Вы разгадали еще один секрет дружбы? Как назовем этот секрет? Честность.
Вот вам и пословица – Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
– Предлагаю вам подобрать рифмы к стишкам, будьте внимательнее, готовы?
3. Заключительная часть: Дидактическая игра «Подбери рифму» (слайд №19)
– Заглянул щенок в окошко: — Чем там лакомится ……(кошка)
– Ходят всякие тут, ишь! – Смотрит зло на кошку….. (мышь)
– Может, хватит, мышка злиться? – Прочирикала….(синица)
– Капризуля наша Маша, у неё в тарелке …(каша).
– Очень громко плачет мальчик – Он поранил себе…(пальчик).
– Ничего не произнес под кроватью спящий…..(пес).
4. Подведение итогов. (слайды № 20-21)
- Как вы думаете, ребята, мы помогли справиться с коварной ведьмой Злючкой и не допустить ее к нам в класс?
– Ну, конечно же, вы разгадали все секреты дружбы, и тем самым прогнали злую ведьму далеко-далеко.
– Давайте, ещё раз их перечислим: Улыбка, помощь, мир, доброта, честность.
– Молодцы, и, у меня к вам просьба. Расскажите эти секреты родителям, друзьям, сестренкам и братишкам. А главное сами не забывайте их и соблюдайте!
Занятие кончается и в класс нам всем пора,
А дружба продолжается, ура, ура, ура!
Урок заканчивается под под музыку «Настоящий друг».
Список используемой литературы:
1. В.В.Гербова. Занятия по развитию речи;
2. «Подбери рифму» Е. Лаврентьева, с.64 д.и.
3. Социальная программа: Я, ты, мы.
Предварительный просмотр:
Конспект беседы «Мои друзья»
Программное содержание: Помочь детям увидеть, какие интересные сверстники их окружают. Вызвать положительно-эмоциональные переживания общения, организовать опыт
содержательного общения. Разнообразить мир духовных интересов детей.
Подготовка к беседе: За две недели детям предлагается узнать о предмете увлечений сверстников. Родители помогают наглядно представить увлечения детей: либо собирают собранные коллекции, либо представляют альбом достижений и т.д.
Ход беседы:
Предлагается для начала вспомнить, как ребята впервые встретились, что знали тогда друг о друге:
- Сегодня мы узнаем о том, чем увлекаются наши ребята.
(Предлагается подойти и посмотреть на материал, представленный родителями детей).
Рассказ о ребенке, о его характере, увлечениях, каких достижений он уже достиг. Затем дети могут задать свои вопросы по представленному материалу.
В плане бесед идет наблюдение, какие изменения произошли во взаимоотношениях детей, выявляет мотивы новых сближений, определяет, какие черты характера заметнее
проявляются. Отмечается, охотнее ли они сотрудничают друг с другом, доброжелательны ли, имеют ли место конфликты и каковы их причины, стали ли дети объективнее, справедливее в оценках.
Цель таких встреч – формировать нравственный опыт общения, вызвать желание быть похожим на успешного ребенка, родителя, определить перспективу нравственных устремлений, усилить дружеские, доброжелательные отношения детей в коллективе.
Художественно-эстетическое развитие «Закончи рисунки»
Дети садятся кругом. У каждого — набор фломастеров или карандашей и листок бумаги:
- Сейчас каждый из вас начнет рисовать свою картинку. По моему хлопку вы прервете рисование и тут же отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку прервется и отдаст ее своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начинали рисовать, не вернется к вам».
Дети начинают дружно рисовать, затем, по моему хлопку, передают ее соседу и одновременно получают от другого соседа его картинку. После того как рисунки обошли полный круг и вернулись к своим первоначальным авторам, мы обсудили, что в результате получилось, и кто из ребят что нарисовал на каждом общем рисунке.
Коллективная аппликация «Наш дружный класс»
Сделать из цветной бумаги многоэтажный домик с оконцами. В каждом оконце поместить фотографию ученика.
Ребята свое место в доме выбирают сами, также в процессе работы дети договариваются о соседстве друг с другом.
Предварительный просмотр:
Классный час на тему "Учимся дружить»
Тип проекта:
1.исследовательский
2.информационный
3.групповой
4.средней продолжительности
Цели проекта: (поставленные перед учащимися)
1.Познакомится с пословицами, поговорками, песнями о дружбе.
2.Научиться понимать других людей, сопереживать, приходить на помощь.
3.Составить правила дружбы.
Педагогические цели:
1.Формировать нравственные качества учащихся: умение дружить, беречь дружбу.
2.Учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, разделять радости и печали друзей.
3.Ознакомить с правилами дружбы.
4.Развивать умение учащихся вести рассуждения.
Оборудование:
1.Табличка с темой классного часа “Учимся дружить”.
2.Толковый словарь.
3.Карточки с вопросами.
4.Карточки с правилами дружбы.
5.Аудиозаписи песен о дружбе.
Ход занятия (работа группами):
Учащиеся разделены на пять групп.
Организационный момент.
-Здравствуйте ребята. В течение недели мы работали над проектом и сейчас представим его.
Опорное повторение.
-С чего мы начали работу над проектом? (выбрали тему)
-Как называется наш проект? (учимся дружить)
А нужно ли нам учиться дружить?
Тема занятия вывешивается на доску.
Вступительная часть.
Звучит песня “Дружба крепкая не сломается…” (1 куплет)
Сегодня мы поговорим о дружбе - одном из самых важных чувств, испытываемых человеком. Друзья, если они настоящие, -верные спутники нашей жизни. Они иногда бывают ближе, чем родственники. Друг никогда не оставит в беде. Вы ещё только учитесь дружить, выбирать себе друзей, которые, возможно, останутся ими на всю жизнь. Дружба проверяется годами.
-Послушайте стихотворение о дружбе: (читают подготовленные два ученика)
Что такое дружба? -
Спросил я у птицы.
-Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
Спросил я у зверя:
-Что такое дружба?
-Это когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.
А после спросил я у девочки:
-Дружба – что такое?
-Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют,
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
-А что для вас значит дружба?
Для того чтобы проект получился интересным вы разделились на группы.
Представление групп.
1 группа: Собиратели пословиц.
2 группа: Артисты.
3 группа: Певцы.
4 группа: Литераторы.
5 группа: Аниматоры.
Отчёт групп о проделанной работе.
-Сейчас мы поработаем в группах.
1 группа: “Собиратели пословиц” предлагают вам задание в группах :
Надо соединить начало пословицы с её концом. За три минуты вы составляете эти пословицы.
Старый друг, а трудно сохранить.
Легко друзей найти, лучше новых двух.
Друг познаётся а старых не теряй.
Новых друзей наживай, а нашёл береги.
Нет друга – ищи, в беде.
-Проверим, как вы составили пословицы.
-Как вы понимаете смысл этих пословиц?
(На доску вывешиваются вопросы для обсуждения)
Как вы понимаете слово дружба? Кто такой друг? Что значит – дружить?
-Ответьте на вопросы. (Выслушиваются мнения ребят)
-А давайте спросим совета у мудрой книги, у “Толкового словаря”. (Зачитывается толкование слов)
-Мы достаточно поговорили о том, кто такой друг и что такое дружба. А теперь вы получаете задание в группах:
За две минуты на листах записать основные правила дружбы.
Выявление места затруднения и постановка цели.
-Кто справился с заданием?
-Сколько правил записали?
-Почему было трудно? В чём испытали затруднение?
(Не все правила знаем, не хватило времени, трудно сформулировать и записать правила и т. д.)
-Какую цель мы поставим перед собой на классном часе?
(Составить правила дружбы, которым надо следовать)
Построение проекта выхода из затруднения.
-Что нам поможет составить правила дружбы? (пословицыи поговорки, разбор разных ситуаций, с которыми вы сталкивались в жизни)
-Прочитайте 3-ю пословицу, которую вы составили. О чём она? Какое правило о дружбе можно составить?
Помогай другу в беде.( карточки с правилами вывешиваются на доску)
-Разберём следующую ситуацию. Какое правило вытекает из неё?
2 группа: Выступление артистов (сценка):
-Кто кого обидел первым?
-Он меня!
-Нет, он меня!
-Кто кого ударил первым?
-Он меня!
-Нет, он меня!
-Вы же раньше так дружили!
-Я дружил!
-И я дружил!
-Что же вы не поделили?
-Я забыл!
-И я забыл!
-Что вы можете сказать об этой ситуации? Какое правило можно сформулировать?
Умей признать свои ошибки, помириться с другом.
Это правило очень хорошо отражено в стихотворение, которое прочитает группа артистов.
Если дружбой дорожить,
Можно спорить и дружить
И не вспыхнет ссора
Из любого спора.
-Какие примеры вы можете привести из своей жизни?
-Как надо дружить?
-Какие правила вытекают из приведённых вами примеров?
Карточки вывешиваются на доску:
Умей с другом не ссориться, признай свою ошибку, если неправ.
Умей просить прощение, если обидел друга.
Останови друга, если он делает что-то плохое.
Не смейся над недостатком друга.
Не обманывай друга.
Не предавай своего друга.
Не груби, не злись, не жадничай, а помогай другу.
Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
Первичное закрепление.
-Прокомментируйте эти правила. Понятие “дружба” невозможно без понятия “друг”.
Послушайте стихотворение С. Маршака, которое приготовил группа "Артистов”.
Есть у меня товарищ Федя,
Он очень жаден и упрям.
Мы стали с ним делить медведя,
И разделили пополам.
С тех пор никто на свете снова
Обоих мишек сшить не смог.
У Феди мишка безголовый,
А у меня медведь без ног.
-Можно ли этих ребят назвать настоящими друзьями? (нет)
-Почему? (...)
-Что бы вы посоветовали друзьям, как бы сами поступили, оказавшись в такой ситуации?
3 группа: Выступление литераторов
-Предлагаем вам ответить на вопросы викторины о дружбе. Выигрывает та команда, которая быстрее и дружнее ответит на наши вопросы:
1.Вспомните рассказ В.Катаева “Цветик- семицветик”. На что Женя потратила последний лепесток?
2.Впомните рассказ Толстого “Лев и собачка”. Почему лев загрыз новую собачку?
3.Как звали девочку из сказки Г.Х.Андерсена “Cнежная королева”, которая спасла своего брата Кая?
4.Назовите друзей Винни-Пуха.
5.Как звали друга Дениски из рассказа Д.Драгунского “Денискины рассказы”?
6.Назовите друзей Чебурашки.
4 группа: Выступление группы “Музыкантов”.
-Справиться со следующим заданием вы сможете, если будете работать дружно.
Каждой группе нужно дружно допеть песню:
1. Вместе весело шагать…
2. От улыбки станет всем светлей…
3. Всем, всем, всем и каждому скажу…
4. Жили у бабуси…
5. Дружба крепкая…
6. Антошка, Антошка…
7. Пусть бегут неуклюже…
8. В траве сидел кузнечик…
Выслушиваются все группы.
-Победила дружба!
5 группа: Выступление “Аниматоров”
-Сейчас мы поиграем в игру “Колечко красоты”.
Нужно всем ребятам встать в круг и вытянуть сложенные ладошки вперёд. Ведущий незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Затем дети хором кричат:
- Колечко, колечко, выйди на крылечко.
Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в подарок.
Вопросы для обсуждения:
-Вам понравилась игра?
-Приятно было слышать добрые слова в свой адрес?
-Как вы считаете, в каждом человеке можно найти что-то хорошее?
-Какие качества на карточке вы выберете, которыми должен обладать друг?
(скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь)
-Какие качества вы выбрали? Почему?
Рефлексия.
-О чём шёл разговор на нашем классном часе?
-Почему распадается дружба?
-Что нужно сделать, чтобы дружба не распалась?
(соблюдать правила, а может быть измениться самому).
-Сегодня вы работали в группах. Почему работа у вас получилась?
-Кто может сказать, что правила дружбы им усвоены и , что вы постараетесь их соблюдать?
-Сейчас выйдите на середину класса, как вы думаете, чтобы все поняли, что и класс у нас дружный, что надо сделать?
(взяться за руки, образовать круг)
Звучит песня “Как положено друзьям” (ребята водят хоровод)
-Конечно, вы ещё только учитесь выбирать друзей и быть друзьями. И на этом долгом пути бывает всякое: обиды, ссоры, драки, недомолвки…
-Нужно уметь прощать, быть терпимым и никогда не рубить с плеча:
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай.
Провинился друг и повинился –
Ты ему греха не поминай.
Р. Гамзатов
Литература:
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся – М 2005.
- Мищенкова Л.В. Классные часы для учащихся 1-4 классов/Л.В. Мищенкова. –Ярославль, Академия развития 2009.
- Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе 2 класс / Л.В. Управителева.– Ярославль, Академия развития 2009.
- Журнал – сборник сценариев для библиотек и школ №1 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Память ценою в жизнь"
Поисково-исследовательская работа, посвященная выпускникам МБУ лицея № 76: Челобитчикову Дмитрию, Бондаренко Дмитрию, Сысуеву Эдуарду, погибших при исполнении Воинского долга в локал...
Образовательный проект «Учимся ценить дружбу».
В этом учебном 2015-2016 году мы затеяли творить Чудо для наших детей под названием «Компетентные родители». Стали искать единомышленников и нашли их! И в нашем Царстве Детства появилась группа взросл...
Час общения "Учись ценить каждый час"
Для того,чтобы правильно и разумно использовать своё время,надо иметь режим дня,чётко его выполнять. Все делать вовремя,не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Делать сначала то,что на...
Тематический классный час с применением современных форм работы "Знай цену дружбе!"
Тематический классный час с применением современных форм работы "Знай цену дружбе"...
Классный час "Цените дружбу"
Классный час предоставляет возможность развить чувство дружбы и ценить друзей....
Внеурочные занятия. Образовательная программа «Учись учиться» .
Коррекция мыслительных и речевых навыков по авторскому учебно-методическому комплекту «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» (автор УМК Языканова Е.В.)...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Модель реверсивного наставничества «Учи↔Учись»
Проект направлен на переход от классической методической модели наставничества к реверсивному наставничеству.Реверсивное наставничество – н...