Причины возникновения конфликтов
методическая разработка
О причинах и повадах конфликтов, возникающих при общении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_konfliktov.docx | 16.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Общение с людьми – неотъемлемая часть, необходимое условие полноценной жизни каждого человека. В процессе общения неизбежно возникают противоречия и различия во взглядах, действиях. Так же, как и общение, конфликты являются частью нашей повседневной жизни. Под конфликтом, как правило, понимают столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух сторон.
Конфликт - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
Конфликты могут возникать по любому поводу. Можно выделить несколько основных причин конфликтов между участниками взаимодействия:
1. Различия в ценностях. Участники деятельности всегда наделяют ее для себя определенным ценностным смыслом (зачем, ради чего, что главное). Возникающие противоречия часто касаются именно ценностей деятельности.
2. Различие в целях. Группы внутри одной организации или отдельные личности как известно могут преследовать собственные цели, не совпадающие с целями других участников деятельности.
3. Различия в способах достижения цели. Участники совместной деятельности могут иметь различные взгляды на пути и способы достижения цели.
4. Неудовлетворительные коммуникации. Конфликты в педагогической среде часто связанны с неудовлетворительными коммуникациями («почему мне не сообщили вовремя?», «я не знал об изменениях в расписании» и т.д.). Плохая коммуникация препятствует управлению конфликтами.
5. Распределение ресурсов. Даже в самых крупных и богатых организациях ресурсы всегда ограниченны. Время, деньги, помещение, оборудование – все это ресурсы, необходимые для выполнения работы. Необходимость что-то распределять практически неизбежно ведет к конфликтам, потому что люди всегда хотят получить больше и собственные желания всегда кажутся более обоснованными.
6. Взаимозависимость. Возможность возникновения конфликта существует везде, где один человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в решении какой-либо задачи.
7. Различия в психологических особенностях. Не следует считать ее главной причиной, но и игнорировать роль психологических особенностей тоже нельзя. Каждый человек обладает определенным темпераментом, характером, потребностями, установками, привычками. Порой эти различия участников деятельности могут осложнять взаимодействие.
Каковы структурные и динамические характеристики конфликтов? Это: содержание и причины конфликтов; конфликтное пространство (зоны); конфликтное время; участники конфликтов; стили поведения в конфликтах.
Единой классификации конфликтов нет, однако, чаще всего выделяют следующие виды:
• Внутриличностные – конфликты, которые происходят внутри нас. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира человека. При этом развитие личности невозможно без преодоления внутренних противоречий.
• Межличностные - самый распространенный тип конфликта. В образовательных учреждениях он может возникать между участниками педагогического процесса одного или разных статусов: учитель (воспитатель) – ребенок, педагог-педагог (начальник), педагог-родитель.
• Конфликт между личностью и группой (внутригрупповой) – столкновение различий в интересах большинства и одного из членов группы. В педагогической практике конфликт между классом и преподавателем, учителем (воспитателем) и администрацией, между участниками неформальной молодежной группы и 1 ее участником.
• Межгрупповой конфликт - образовательное учреждение состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями (администрация – педагоги), между группами студентов и преподавателей.
Педагогические конфликты имеют ряд особенностей:
- профессиональная ответственность преподавателя за педагогически правильное разрешение ситуации (образовательное учреждение — модель общества, где усваиваются социальные нормы отношений между людьми);
- участники конфликтов имеют различный социальный статус, чем и определяется разное поведение в конфликте;
- разница в возрасте и жизненном опыте участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при его решении;
- различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами преподавателя» и «глазами студента» видится по-разному);
- присутствие других при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них;
- профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении;
- всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты;
- конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.
В какой бы форме не происходил конфликт, он всегда проходит несколько стадий развития:
1) возникновение конфликта (появление противоречия);
2) осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон;
3) непосредственно само конфликтное поведение;
4) исход конфликта (конструктивный, деструктивный).
В педагогической деятельности выделяются две основные группы конфликтов: деловые и личностные. Деловые возникают на почве несовпадения мнений и поступков при решении проблем делового характера (режим работы, нагрузка, методы обучения и т.д.). Они больше характерны для системы отношений педагог-педагог. Могут возникать между учителями (воспитателями), администрацией и педагогом. Исход зависит от того, какую стратегию поведения выберут участники конфликта.
Личностные конфликты протекают на основе противоречий в личностных интересах (оценка людьми друг друга, реальной или кажущейся несправедливости в оценке их действий, результатов работы). Они более характерны для отношений «педагог-родитель». Исход так же зависит от выбора способа решения и стиля поведения в конфликте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причины возникновения орфоэпических ошибок и их типы
В данной работе анализируются трудности, с которыми встречаются младшие школьники при овладении литературным произношением; рассматриваются причины, препятствующие выработке норм литературного п...
Классный час «Причины возникновения пожара".
Аннотация:классный час «Причины возникновения пожара.Что нужно делать при пожаре»(Смотр знаний) С давних пор огонь стал другом и помощником человека во всех делах, но он может стать врагом. Поэтому ва...
Причины возникновения конфликтов и способы их решения
В последние годы наблюдается тенденция к увеличению агрессивности в обществе. Данная тенденция не обошла и школу....
Доклад "Причины возникновения конфликтов среди участников образовательного процесса и способы их решения"
Из личного опыта....
Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы их решения.
В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, ученик...
Статья "Причины возникновения конфликтов и способы выхода из них"
Работа с людьми предполагает столкновением с таким неприятным явлением как конфликт и умение выходить из конфликтных ситуаций. Но мы редко задумываемся о том, как конфликты возникают, каковы при...
Возникновение конфликтов в классе и пути их решения
Пед.совет на тему :"Возникновение конфликтов в классе и пути их решения"...