Методические рекомендации по формированию орфографической грамотности на уроках русского языка в начальной школе.
методическая разработка
Занимательные задания по русскому языку в начальной школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по формированию орфографической грамотности на уроках русского языка в начальной школе
Формирование и развитие орфографической грамотности может происходить тогда, когда и учитель, и ученик действует совместно, идут навстречу друг другу, когда в учебный процесс включены элементы коллективной деятельности.
Усвоение знаний происходит в постоянной учебной деятельности, на каждом этапе урока, когда ученик наблюдает, сравнивает, выделяет главное, делает выводы, обобщение.
Большинство уроков из курса русского языка в начальной школе сосредоточены на формирование орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами, развитие орфографической грамотности посредством использования системы занимательных заданий.
На разных этапах урока были включены занимательные упражнения, загадки, пословицы, поговорки, дидактические игры.
Занимательные задания по русскому языку
Упражнения на обогащение словарного запаса
Упражнение 1. Замените одним словом из четырёх букв:
Приятель - …(друг),
Солдат - …(боец),
Противник - …(враг),
Работа - …(труд),
Шагать - …(идти).
Упражнение 2. Замените словосочетание одним словом:
Храбрый человек - …(храбрец),
Богатый человек - …(богач),
Сильный человек - …(силач),
Весёлый человек - …(весельчак).
Упражнение 3. Найдите спрятавшееся слово.
Хлев (лев), столб (стол), удочка (дочка), цель (ель), коса (оса).
Упражнение 4. Назови одним словом.
Как называется крупный населённый пункт? (Город).
Как одним словом можно назвать жителей одной страны? (Народ).
Как называется главный город в стране? (Столица).
Упражнение 4. Замените одним словом:
Промежуток времени в 60 минут. (Час).
Военнослужащий, стоящий на посту. (Часовой).
Аппарат для полёта в космос. (Ракета).
Человек, который летал в космос. (Космонавт).
Предприятие, где делают машины. (завод).
Небесное светило. (Солнце).
Ступеньки, ведущие вверх. (Лестница).
Растение, растущее на болоте. (Тростник).
Упражнения со словарными словами.
Упражнение 1. Задания для работы со словарём.
Выписать слова на тему «Школа» (учитель, ученик, тетрадь, пенал, карандаш); названия птиц или животных (сорока, ворона, воробей, собака, заяц, медведь);
Выписать 4-5 слов, начинающихся с буквы п, например: пенал, петух, пальто или с буквы в: воробей, валенки.
Выписать 3-5 слов с безударной гласной о или а (город, лопата, молоко; платок, работа, сахар, стакан);
Выписать слова с ь в середине слова (пальто, коньки).
Упражнение 2. Ответы на вопросы (вопросы пишутся на доске).
Кто учит детей? (Учитель) Кто готовит уроки? (Ученик) Кто живёт в лесу? (Медведь) Кто верный друг человека? (Собака)
Учащиеся записывают ответы одним словом или развёрнутыми предложениями.
Упражнение 3. Составление маленьких рассказов на темы:
«Учебные вещи». (Я беру свои учебные вещи. Карандаш и ручку кладу в пенал. Тетради лежат в папке.)
«Наш класс». (Наш класс просторный и светлый. В классе всегда чисто. Дежурный следит за порядком. Мы любим свой класс.)
«Наши друзья». (Мы любим птиц. Делаем для них кормушки. Витя посыпал зерна. Вот сел воробей. Прилетела ворона. Ребята помогают птицам пережить зиму.)
Упражнение 4. Загадки на темы: «Учебные вещи», «Одежда», «Растения», «Посуда», «Животные» и др.
Грамоты не знаю, а весь век пишу. (Карандаш) Непоседа птица эта – одного с берёзой цвета. (Сорока) Где живёт он? – В самой чаще, самой-самой настоящей. Там гуляет, там и спит, там детей своих растит. (Медведь) Это что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной. И стоит среди травы – уши больше головы? (Заяц) Два братца не могут расстаться: утром в дорогу, ночью к порогу. (Сапоги).
Упражнение 5. Выборочный диктант. Дети записывают только словарные слова.
( Мальчик чистит пальто. Москва – всем городам мать.)
Упражнение 6. Ответы на вопросы:
Чем рубят дрова? (Топором) Что растёт на грядке? (Морковь, огурец) Чем копают грядки? (Лопатой) Куда едут ребята летом? (В лагерь) Какой день недели первый? (Понедельник) Какой день недели последний? (Воскресенье) Что ученик кладёт в портфель? (Пенал, тетрадь) Кто живёт в лесу? (Заяц, лисица) Каких домашних животных вы знаете? (Корова, собака).
Упражнение 7. Комментированное письмо (или выборочный диктант). Нет в мире краше Родины нашей. Человек без родины, что соловей без песни. Москва – всем городам мать. Два медведя в одной берлоге не уживутся. Корми корову сытнее, молоко будет жирнее.
Упражнение 8. Задание на классификацию предметов:
Записать слова, обозначающие названия деревьев, названия птиц, овощей, машин, посуды, одежды и т. др.;
Записать дни недели в нужном порядке;
Записать названия зимних, весенних, летних, осенних месяцев (или всех месяцев года).
Упражнение 9. Задание для работы со словарём.
Выписать слова, отвечающие на вопросы кто? Или что?
Выписать 5-6 слов, обозначающих предметы;
Выписать слова, обозначающих признаки предметов;
Выписать слова, обозначающие орудия труда (топор, молоток), названия овощей (морковь, помидор, картофель), названия ягод (земляника, малина).
Упражнение 10. Игры из занимательной грамматики:
«Первый слог потерялся»:
…радь (тетрадь)
…нал (пенал)
…бака (собака)
…хар (сахар)
«Собери слоги»:
бе, за, рё (берёза)
де, ный, жур (дежурный)
воч, ка, де (девочка)
ки, ва, лен (валенки)
«Угадай слово» (для этой игры используют слоговые карточки). Игра проводится так: показываю карточку с первым слогом нужного для усвоения слова: мо…(учащиеся пишут слово мороз или молоко), пе… (пенал или петух), са… (сапоги или сахар) и т. д.
«Из каких слов выпали гласные?»:
м…ш…н… (машина)
з…в…д (завод)
л…с…ц… (лисица)
м…л…к… (молоко)
с…б…к… (собака)
г…р…д (город)
д…р…г… (дорога)
Упражнение 11. Дописывание пропущенных слов:
Главный город нашей Родины - …(Москва).
Береги нос в большой … (мороз).
Декабрь год кончает, …(январь) начинает.
Упражнение 12. Написать 5-6 слов, начинающихся с буквы п (с, т и т.д.), которые являются именами существительными (пальто, посуда, пшеница, пассажир, победа).
Упражнение 13. Выписать из словаря 5 имён существительных 1-го склонения (победа, погода, берёза, библиотека, ягода).
Упражнение 14. Написать 5 слов (имён существительных) с ь на конце и указать склонение (мебель – 3-е склонение, медведь – 2-е склонение, морковь, картофель, учитель).
Упражнение 15. Подобрать однокоренные слова к словам вокзал, автомобиль, трактор, комбайн, поезд (привокзальная, автомобильная, трактор, комбайнер, поездный).
Отгадай загадки
Подбирай такие ответы к загадкам, в которых есть омонимы:
Каким ключом нельзя отвернуть гайку? (Отвернуть гайку нельзя ключом, который бьёт из земли, такой ключ ещё называют родником.)
Какую соль не кладут в суп? (Не кладут в суп ноту соль.)
Из каких ноготков нельзя собрать букет? (Букет нельзя собрать из ноготков (ногтей), которые обозначают роговой покров на конце пальцев.)
В каких лесах нельзя заблудиться? (Нельзя заблудиться в лесах, представляющих временное сооружение из досок или металлических стержней у стен здания для строительных и ремонтных работ.)
Из какого крана не льётся вода? ( Вода не льётся из подъёмного крана.)
Какой лук не кладут в суп? (В суп не кладут лук, представляющий собой оружие для метания стрел в виде гибкой дуги, стянутой тетивой.)
По какому мостику нельзя перейти речку? (По капитанскому мостику нельзя перейти речку (он представляет собой вышку на корабле.)
Какой губкой нельзя мыться? (Нельзя мыться губкой (губой), представляющий собой край рта.)
Какая гусеница не годится для танка? (Для передвижения танка не годится гусеница – насекомое.)
Какой кистью не выкрасишь стену? (Не выкрасить стену виноградной кистью.)
Сложи слово
На доске записаны части сложных слов. Учащиеся должны записать получившиеся слова.
Лёд колоть (ледокол)
дрова рубить (дроворуб)
мясо рубить (мясорубка)
книга любить (книголюб)
вода возить (водовоз)
сено косить (сенокос)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование орфографических умений на уроках русского языка в начальной школе"
В этой работе показана важность осознанного овладения навыками грамотного письма. Опыт показывает, что только при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится част...
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС...
Эффективные способы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальное школе.
Повышение грамотности учащихся, способы решения данной проблемы....
Формы работы по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе
Методы и приемы для формирования орфографической зоркости на уроках руского языка в начальной школе...
«ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»
Успех всей работы зависит, если чётко планировать всю работу, подбирать тренировочные упражнения, систематически и разносторонне работать со слабоуспевающими учениками, постоянно контролировать ...
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе
Статья с рекомендациями по заявленной теме...
Формирование орфографической грамотности на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС
Формирование орфографической грамотности - одна из трудных задач, решаемых в школе. Связано это и со сложностью самой орфографической системы русского языка, и с тем, что дети, знакомясь с орфографиче...