Методические рекомендации для родителей и учителей
методическая разработка (1, 2 класс)
Упражнения по коррекции нарушений письменной речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения по коррекции нарушений письменной речи
А.Н. Леонтьев рассматривал письмо как вид речевой деятельности и навык графомоторной деятельности. Навык письма связан с устной речью и ее закономерностями, он имеет и собственную психологическую, психолингвистическую и сенсомоторную базу.
Формирование письменной речи у младших школьников является сложным, осознанным и произвольным процессом
А.Н. Леонтьев выделил предпосылки для формирования письменной речи младших школьников, а именно навык символизации, развитое фонематическое восприятие, владение фонематическим анализом, синтезом и сформированность графо-моторных навыков.
Иногда по какой-либо причине процесс письменной речи не сформирован у младших школьников. Они допускают ошибки на письме, следовательно можно говорить о дисграфии у младших школьников.
Упражнения
1.Списывания текста с доски.
Материал: текст.
Процедура: списать, расставить знаки препинания, обозначить начало нового предложения.
Текст:
У реки рос лопух по дну реки плавали рыбки дети бросали им хлебные крошки
Текст для проверки.
У реки рос лопух. По дну реки плавали рыбки. Дети бросали им хлебные крошки.
2. Списывание печатного текста индивидуально.
Название: Бельчата.
Материал: текст.
Процедура: текст положить перед ребенком в печатном виде, он
должен списать.
Текст:
Наступила весна. Денис и Олег гуляли в лесу. На ели мальчики увидели дупло. Кто там живёт? Олег залез на дерево. В дупле сидели маленькие бельчата. Бельчата ждали мать. Олег слез с дерева. Мальчики не стали трогать малышей..
3. Слуховой диктант.
Название: Птицы.
Материал: текст.
Процедура: Учитель читает текст с интонацией, дети пишут текст, расставляют знаки препинания, обозначают начало нового предложения.
Текст:
Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зёрен. Летом посевам нужна защита. Птицы спасут урожай.
Количественная обработка результатов исследования включала подсчет количества ошибок в каждом виде письменных работ. Подсчет орфографических и специфических ошибок производился отдельно.
При недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная речь воспринимается искаженно.
На уроках можно использовать упражнения по со слоговыми таблицами. Например, учитель называет слоги таблицей и предлагает детям отыскать соответствующий слог и прочитать их. При выполнении этого задания учащимся ненужно раскладывать слоги на буквы, так как, произнесенные взрослым слоги дети запоминают целиком. Используя данные таблицы можно предложить детям следующие задания: 1. Прочитать слоги которые начинаются с гласной буквы, с согласной буквы; 2. Найти и прочитать слоги в которых есть мягкие согласные; 3. Прочитать слог, в котором есть заданная буква, например, буква А или Ш; 4. Прочитать 1, 7, 5 строчку или столбик; 5. Найти, прочитать заданный слог и придумать с ним слово и т.д.
Игра «ЛОТО», в которой ребята накрывают фишками слоги, произнесенные учителем или выбранные учеником. Слоги нужно произносить с определенным интервалом: 2-3 секунды. После окончания игры проверяют результаты, кто из детей нашел все слоги.
Чтение слов разной слоговой структуры или игра «ЛЕСЕНКА».
1. прочти спускаясь сверху вниз, входящие в неё слова.
2.если встретил непонятное слово, остановись, узнай значение этого слова
3.если встретил слово, которое тебе трудно прочитать целиком, остановись и подели его на слоги.
4. найди «ХИТРЫЕ» буквы и подчеркни их.
5. теперь прочитай «ЛЕСЕНКУ» снизу вверх.
6. прочитай слова соответствующие определенной слоговой структуре. Например: согласный + согласный + согласный + гласный.
7.прочтаить слова с ударением на первом слоге, втором, третьем.
Упражнение №4. Чтение однокоренных слов.
Дает возможность детям не только совершенствовать навык чтения, но и восполнять пробелы в развитии лексического запаса слов. Для разнообразия это задание можно выполнять с раздаточным материалом., состоящим из набора слов с похожим звучанием. Детям предлагают карточки со словами, их необходимо разложить на два столбика по смыслу.
ГОРА ГОРЕ
ГОРКА ГОРЬКО
ГОРНЫЙ ГОРЮШКО
ГОРУШКА ГОРЕВАТЬ
ГОРИСТЫЙ ГОРЕМЫЧНЫЙ
ПРИГОРОК ПРИГОРЮНИЛСЯ
Упражнение №5
Помоги ёжику и белочке собрать грибы и ягоды.
Обведи предметы, на которых написаны слоги типа ССГ синим цветом, а слоги типа ГСС – красным.
Коррекционная работа должна учитывать имеющийся уровень сформированности базовых основ для дальнейшего развития младшего школьника. Упражнения должны быть направлены на разностороннее развитие личности ребенка.
Список используемых источников
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: «МарТ», 2005. 93с.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998. 56 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.215 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/01/picture-229310-1364798754.jpg)
"Учимся писать диктанты" Рекомендации для родителей и учителей (образцы мини-диктантов с выделенными орфограммами для учащихся 1-2 классов)
Интересные рекомендации для родителей и учителей; образцы диктантов с выделенными орфограммами для учащихся 1-2 классов. Подходят для всех УМК....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-488347-1411889124.jpg)
Работа с родителями. Беседы с методическими рекомендациями Как родители могут помочь ребенку учиться
Работа с родителями. Беседы с методическими рекомендациямиКак родители могут помочь ребенку учиться...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/06/picture-297483-1446818659.jpg)
Рекомендации для родителей, помогут учителю провести родительское собрание в 1 классе.
Рекомендации для родителей первоклассников в период адаптации ребенка к школе...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/19/picture-892566-1487506592.jpg)
Ситуативные игры для родителей учащихся начальных классов. (Методические рекомендации для родителей)
Ситуативные игры для родителей учащихся начальных классов. (Методические рекомендации для родителей)...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/03/picture-1128836-1556850584.jpg)
Методические рекомендации для родителей "Памятка для родителей начальной школы"
Методические рекомендации для родителей "Памятка для родителей начальной школы"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/19/picture-84092-1589912512.jpg)
Методические рекомендации от ЯндексУчебник Я-Учитель курсы вебинары и другое ПОЛЕЗНО
Здесь можно найти много полезной информации для самообразования:https://education.yandex.ru/uchitel/ Я Учитель — это программа развития педагогов. Здесь помогают учителям освоить...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/25/picture-1180070-1572014686.jpg)
Консультация Методические рекомендации «Взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя школы-интерната для обучающихся с ОВЗ»
Для качественной коррекционно-развивающей работы крайне важно взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя школы-интерната для обучающихся с ОВЗ. В данной статье раскрыты основные на...