Изучение родословия, как способ создания бесценной копилки знаний о своей семье
методическая разработка

Юрьева Майя Николаевна

Изучение родословия, как способ  создания бесценной копилки знаний о своей семье, ориентированный на духовно-нравственное развитие школьников

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_rodosloviya.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение родословия, как способ  создания бесценной копилки знаний о своей семье, ориентированный на духовно-нравственное развитие школьников

Для городского ребёнка утром дверь – щёлк, уходят родители на работу. Лишь поздно вечером в разговорах за ужином донесутся до него слова радости за выполненную работу или переживания за очередную неудачу, мечты и воспоминания близких ему людей. Важно, чтобы этот ребёнок осознал, что «… мир не квартира, даже самая комфортабельная, мир – не только семья, даже самая большая и дружная, мир - это цепь поколений, которые, трудясь, творили красоту земли, которые своими делами, как по ступеням, вознесли нас на наши этажи: не как на вершину – а для нашего следующего шага в будущее».  Поэтому мне хочется сегодня затронуть вопрос о родословии.

- Знаете ли вы своих родственников по линии отца, по линии матери нескольких поколений, сможете ли назвать имена своих прапрадедушек и прапрабабушек, рассказать, чем они занимались, как воспитывали своих детей? Задумались?.. И я задумалась, когда на уроке, изучая тему «Семья», мои ученики не смогли рассказать о своих родных и близких, когда давая детям задание составить генеалогическое дерево, попыталась составить его сама, и поняла, что не знаю о своей родословной практически ничего.

А ведь человек живёт, пока его помнят!

В забвенье исчезают города,

Сжигает время имена и лица…

Но памяти защитная стена

Дает нам шанс

Из пепла возродиться…

Необходимо, чтобы информация о тех, кого мы помним и любим, по крайней мере, самая важная, сущностная и интересная, сохранилась и была доступна для всех поколений потомков.

Традиционно считается, что для сохранения памяти о себе и своих близких достаточно сохранить свою родословную, то есть краткое описание того, кто,  когда родился, кто кем был, кто на ком женился и так далее. А ведь в истории семьи можно сохранить всё: и родословное дерево, и фотографии с описанием, кто есть кто на них, и самые яркие, самые эмоциональные воспоминания, и заслуги, и достижения, и личный вклад на благо страны, края, города, и семейные традиции. Здесь нельзя не вспомнить в домах пожилых людей обычные деревянные рамки, внутри которых под стеклом много маленьких фотографий родственников и друзей. Люди дорожили близкими и ценили свою семью.  А сейчас даже нет семейных альбомов в наших благоустроенных квартирах. Чаще проблема в том, что накопившиеся фотографии где-то хранятся в компьютере, либо на флешке, и их даже никто не смотрит. Мы так поглощены каждодневными заботами, что разбирать цифровые фото и нести их в фотосалон просто некогда, их даже некогда распечатать на домашнем цветном принтере.

- Что можно сделать для того, чтобы изменить сложившуюся ситуацию?

Создание фонда фамильной памяти «След на земле» (оформление фотоальбомов о жизненном пути родственников с воспоминаниями) может занять особое место в кропотливой работе ребят. Человек, вырастающий на истории своей семьи, героями детства которого были родные ему люди, продолжением которых он является, волей неволей, сознательно или бессознательно проникнется мыслью о себе самом, как о важнейшей составляющей в цепочке поколений, в которой и он должен сыграть не худшую роль, выполнить Великую Миссию её продолжения! Такой человек не сможет равнодушно относиться к своим родителям, никогда не оставит их в своих мыслях и в своих делах. Такой человек прекрасно понимает, что после того, как запись и о нём появится в истории его семьи, он станет той частью человеческой цивилизации, которая не исчезнет никогда, по крайне мере до тех пор, пока человеческая цивилизация будет существовать.

Нельзя не заметить, что ребята гордятся достижениями своих близких, которые помогают им найти точку опоры в жизни, веру в себя, хотят быть похожими на них. Человеческая память и опыт взрослых людей учат их добру, миролюбию и человечности.

Вехи семьи должны быть достоянием молодого поколения. Собрать информацию и при необходимости сделать достоянием других людей о прапрадедушках и прапрабабушках, на долю которых выпала эпоха революции и гражданской войны, прадедушках и прабабушках, испытанием для которых стала Великая Отечественная война и нелёгкие годы послевоенного периода, о мамах и папах, которые работают на благо и процветание нашей Родины – основная задача занимающихся этой деятельностью. Ведь порой, общаясь с близкими людьми, мы можем в разговоре с ними найти такие «золотинки», которых не отыскать историку в архивах.

Принято считать главными источниками сведений о войне – кино, книги. А ведь рядом с нами солдаты-фронтовики, ветераны Великой Отечественной войны. «Наши ветераны это живая история. Без знания её нет патриотизма, а без патриотизма – нет нации», - уверен председатель Белгородского городского Совета ветеранов Дмитрий Николаевич  Чепелев. Пока у них есть силы говорить, они могут многое рассказать молодым о той войне, что прошла по судьбам миллионов советских людей, изувечив, изрешетив буквально каждую семью.

Семейные архивы до сих пор хранят самые тёплые слова времён Великой Отечественной – в письмах и дневниках солдат, в строках,  написанных защитниками нашей Родины, в наградах и наградных документах. Они, пожалуй, есть самое ценное, что берегли семьи бойцов в тяжёлые военные и послевоенные годы. Сохранить всё это и передать следующему поколению - первоочередная задача. Кто, кроме ныне подрастающего поколения, расскажет нашим потомкам, откуда берут начало наши корни?

Самая страшная потеря – потеря исторической памяти. Если такое происходит, винить в этом следует нас самих за нашу духовную ленность и недальновидность .Вот почему мы должны хранить и оберегать воспоминания родных людей, семейные реликвии, фотографии, старые колыбельные песни, народную одежду, предметы быта, фольклорные  танцы,  художественные ремесла, старую живопись и архитектуру. Мы должны хранить память об их творцах, чтобы передать нашим потомкам эти сокровища. Есть замечательные слова у академика Д.С. Лихачёва: «Если человек не любит смотреть хотя бы изредка на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране».  

«Генеалогия семьи» (анализ  семейной истории) – это деятельность для тех ребят, которые захотели стать хранителем семейной истории, для тех, кому интересно прошлое своей семьи. Восстановление семейной истории очень увлекательное и не менее захватывающее дело для семейного историка, где можно почувствовать себя детективом, летописцем, писателем, художником. Можно узнать, кем были предки, и дойти до истоков своей семьи.

Уникальность такой деятельности заключается в том, что собирание материалов к оформлению фонда фамильной памяти и к записи семейной истории происходит в процессе живого общения с близкими и дальними родственниками. Это помогает научиться замечать в повседневной жизни хорошее больше, чем плохое, позволяет «повернуться лицом к людям», формирует позитивную жизненную позицию, позволяет получить положительные эмоции. Происходит формирование семейных ценностей и традиций,  формирование уважительного отношения к родителям, родственникам, людям старшего поколения. Особенно ценно то, что получение знаний предполагает не пассивное поглощение готовой информации, а активный поиск ответов на интересующие вопросы, когда учащиеся ощущают себя исследователями-первооткрывателями, создателями бесценной копилки знаний о своей семье. Благодаря  такой работе происходит конкретное наполнение не только таких понятий, как «моя семья», «мой дом», но и «мое Отечество», «Моя Родина – Россия».

А может, стоит приложить немного фантазии и старания и создать фото-композицию о своей семейной истории, которая украсит стену квартиры как во времена наших бабушек та самая рамка с фотографиями под стеклом…

Корни родословной глубоки,
Я мечтаю знать о них побольше,
Времена те были далеки,
Хочется, чтоб помнили их дольше!
Помнить всё и знать родной свой род
Я считаю, что обязан каждый,
Может это приведёт народ
В век неравнодушия однажды!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Своей семье я говорю спасибо"

2008 год - был объявлен в России годом семьи. На классном часе речь пойдет о семье....

Программа факультатива "Язык родной - копилка знаний"по русскому языку 2 класс

Цельюфакультативных занятий как и всего курса русского языка на I ступени общего среднего образования в целом, является овладение русским языком как средством общения, Формирование у учащихся умений ...

Родительское собрание "Расскажи о своей семье"

Родительское собрание в форме конкурса включает в себя различные занимательные тесты и творческие задания....

Дидактическая игра "Копилка знаний"

Дидактическая игра "Копилка знаний" направлена на обобщение и контроль знаний учащихся младшего школьного возраста. Учащимся предлагается отправить монетки в копилку. На слайдах находится прямоугольни...

«Ознакомление младших школьников с родословной своей семьи»

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ«Ознакомление младших школьников с родословной своей семьи»(разработка проекта)....

Классный час «Своей семье я говорю: «Спасибо!»,

Данная разработка классного часа способствует укреплению авторитета семьи, формирует  у учащихся базовые семейные ценности....

Копилка знаний по фонетике

Данная презентация предназначена для обобщения учебного материала по фонетике для 1 класса. С ее помощью легко систематизировать и повторить изученный материал. Также вы имеете возможность быстро восс...