Трудности и обучение леворуких учащихся с ОВЗ
статья

Леворукость детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, речи, эмоционально-волевой сферы значительно осложняют адаптацию  к учебному процессу

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Трудности и обучение леворуких учащихся с ОВЗ

    Леворукость детей с ОВЗ обычно сочетается  с комплексом нарушений и задержек в физическом и (или) психическом развитии:  нарушения слуха и зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, речи, эмоционально-волевой сферы.

    Часто леворукость детей зависит от врождённых генетических особенностей строения их мозга.  Термин «леворукость» следует понимать дословно-активность левой руки. Эта особенность бывает врождённой либо приобретённой в результате травмы. Основной является ведущая роль правого полушария в обеспечивании произвольных движений.

     Состояние здоровья леворуких детей с ОВЗ препятствует освоению обычных образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Поступая в коррекционную школу, можно отметить у такого ребёнка повышенную  эмоциональность, сниженную работоспособность, которые являются факторами значительно осложняющими адаптацию к учебному процессу. У ребёнка-левши вхождение в школьную жизнь происходит значительно медленнее и более болезненно. В процессе обучения у школьников проявляется феномен зеркальных движений, затруднение пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, ориентировки «право-лево», формирование навыков письма, счёта, чтения. Диагностика проводится методом функциональных проб.

    На уроках обучения чтению учителем  применяются  разные виды работ: складывание букв из элементов букв, письмо  по трафаретам, игры с буквами и словами и др. Используются игры и упражнения на формирование умения ориентироваться на плоскости листа в тетради; решаются такие задачи, как развитие зрительно-пространственной ориентировки, зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти; совершенствование моторных функций и зрительно-моторных координаций; закрепление навыков работы в заданном темпе, знаний о цвете, форме, величине, свойствах различных материалов и технике работы с ними.  Например: «Вылепи букву или цифру», «Вырезаем по линиям», «Повторяем рисунок палочками», «Повторяем движения за мной» и др. Цель – задействовать как можно больше рецепторов для развития каналов аудиального, визуального и кинестетического восприятия, а также способности воспринимать и воспроизводить информацию для получения результата. В данных играх большое место отводится подготовке руки к письму.

    Во время обучения леворуких учащихся с ОВЗ письму, учителю  необходимо научить  детей  сидеть за партой так, чтобы учебник либо тетрадь были с наклоном вправо и  свет падал с правой стороны. Учитель показывает ученикам, как правильно держать ручку и карандаш в пальцах рук.

    На занятиях используются специальные учебные принадлежности для леворуких детей: ручки и карандаши с углублениями для правильного положения пальцев рук, ножницы с перевёрнутым в другую сторону лезвием, линейки со шкалой справа-налево и др. Учитель предлагает писать леворукому учащемуся в специальных тетрадях- прописях для леворуких детей.

    Прописывая в тетради буквы, учитель объясняет ученику, как выполняются действия, из каких элементов буква складывается, как эти элементы связаны между собой, где начинается движение, где заканчивается, какова его траектория. Методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких учащихся.

    Необходимо при этом использовать картинки, карточки, выполнение элементов на бумаге, так как дети с интеллектуальными нарушениями при восприятии материала опираются на сохранное наглядно-образное мышление. Они не могут в полном объёме использовать словесно-логическое мышление, поскольку оно нарушено или имеет замедленный характер.

    При правильной организации условий обучения и воспитания леворуких детей с ОВЗ  осуществляется коррекция нарушений  физических и психических процессов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности при обучении леворуких детей.

Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети. И отказ от переучивания леворукого ребенка не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его ...

Методические рекомендации по организации обучения в начальной школе учащихся, испытывающих трудности в обучении.

В документе содержатся рекомендации по работе с детьми, испытывающими трудности в обучении....

Трудности в обучении леворуких детей

Рекомендации для учителя....

Психолого-педагогические условия преодоления трудностей обучения леворуких детей в образовательном учреждении

Данная статья содержит рекомендации родителям и учителям по оказанию помощи в преодолении трудностей  обучения леворуких детей в ОУ....

Методические рекомендации по организации обучения в начальной школе учащихся, испытывающих трудности в обучении.

Методические рекомендации по организации обучения в начальной школе учащихся, испытывающих трудности в обучении....

Методические рекомендации по организации обучения в начальной школе учащихся, испытывающих трудности в обучении.

Методические рекомендации по организации обучения в начальной школе учащихся, испытывающих трудности в обучении....