Внеурочная деятельность в школе. Что обязательно и что по выбору.
статья (3 класс)

Двоянова Марина Сергеевна

Статья посвящена Внеурочной деятельностью школьников – различным видам деятельности, в которой учащиеся решают задачи со- циализации и развитие их интересов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_v_shkole.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ: ЧТО ОБЯЗАТЕЛЬНО И ЧТО ПО ВЫБОРУ.

Аннотация: статья посвящена Внеурочной деятельностью школьников – различным видам деятельности, в которой учащиеся решают задачи со- циализации и развитие их интересов. Данный вид деятельности призван реа- лизовать требования ФГОСначального и среднего образования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Ключевые слова: ФГОС второго поколения, внеурочной деятельностью школьников, сетевые сообщества, кружки, юношеские организации, краеведческая работа, конференции, школьные научные общества, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Внеурочная деятельность осуществляется в таких формах как хоровые студии, филологические, художественные, культурологические, сетевые сообщества, кружки, юношеские организации, краеведческая работа, конференции, школьные научные общества, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, школьные спортивные клубы и секции, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и в других формах на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Это же положение под- тверждено и СанПин 2.4.2.2821–10: – «Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений».

Основной целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных, предметных) обучающимися 1–4-х классов.

Содержание образования в школах и дополнительных учреждениях определяется образовательными программами. Законом об образовании установлено два вида образовательных программ: основные и дополнительные. Законодатель считает, что полное освоение основных образовательных программ невозможно без осуществления дополнительной внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность – это возможность обеспечить освоение учащимися результатов основной образовательной программы, другими словами, возможность комплексного развития детей, подготовка к решению жизненных задач, творческая и будущая профессиональная самореализация детей. На самом деле нынешние выпускники в большинстве своем сомневаются в выборе профессии, поэтому дать возможность ребятам попробовать свои силы в разных сферах – это значит завлечь ребят в познавательный досуг с пользой для них . Количество занятий внеурочной деятельности для каждого обучающегося определяется его родителями (законными представителями) с учетом занятости обучающегося во второй половине дня. Школьникам должна быть предоставлена возможность посещать кружки в учреждениях и отделениях дополнительного образования, занятия в музыкальных и художественных школах, тренировки в спортивных секциях, а также другие дополнительные занятия по выбору родителей (законных представителей) обучающихся. Отказаться от посещения внеурочных занятий можно, если эти занятия не соответствуют индивидуальным потребностям и интересам учеников. Дело в том, что внеурочную деятельность организуют на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Сегодня эта норма закреплена ФГОС общего образования всех уровней Мнение и потребности участников образовательных отношений учитывают на этапе разработки и утверждения плана внеурочной деятельности. Отказ от занятий внеурочной деятельностью родители должны оформить в письменной форме. Выбор ученика заключается не в том, чтобы принимать или не прини- мать участие во внеурочной деятельности, а в том, чтобы найти занятия в соответствии со своими интересами непосредственно в школе или за ее пределами. Требование образовательной организации обязательного по- сещения обучающимися максимального количества занятий внеурочной деятельности недопустимо.

Внеурочная деятельность организуется в следующих формах:

- дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т. д., которые проводятся в формах, отличных от репродуктивных урочных форм;

- художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции;

- конференции, олимпиады; военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики; кружки, факультативы, научные общества учащихся, а также экскурсии, походы, познавательные игры и беседы, разнообразные учебные и учебно-исследовательские проекты; система разнообразных конкурсов рисунков, рассказов, сочинений; внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции, интеллектуальные марафоны); другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Внимание педагога при проведении внеурочной деятельность, должно быть направлено на каждого ученика, чтобы каждый ощутил свою важность и востребованность. При организации внеурочной деятельности школьников могут быть использованы и индивидуальные занятия с учащимися, которые требуют психологической поддержки, сюда же относятся и занятия по постановке письменной и устной речи, консультации для детей разных категорий и так далее. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности. Используя такие формы, как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения, занятия в формах отличных от традиционных: - занятия-практикумы, занятия дискуссии, занятия-игры, занятия-экскурсии; - занятия-исследования и т. п. Образовательная организация определяет формы образовательной деятельности, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования . Значение внеурочной деятельности. Главной целью внеурочной деятельности является решение задач воспитания и социализации детей. В процессе внеурочной деятельности формируются нравственные черты личности, школьник учится коммуникации не только в обществе, но и вне его. В ходе внеурочной деятельности обучающийся должен научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Результатом проведения внеурочной деятельности в школе предполагается увеличение численности детей, охваченных организованным досугом, формирование социальной культуры школьников, чувства патриотизма и гражданственности, предрасположенность к здоровому образу жизни, воспитание толерантности, уважительного отношения к окружающему миру. Кроме того, для большинства родителей, у которых нет физической или финансовой возможности водить детей в учреждения дополнительного образования или какие-то частные спортивные секции и развивающие студии, внеурочная деятельность образовательного учреждения позволяет предо- ставить своим детям такую возможность на бесплатной основе.

Опыт первых лет реализации выявил следующие проблемы реализации:

1. «Перевод» большей части занятий системы дополнительного образования детей в программы «внеурочки».

2. Организация внеурочной деятельности в традиционных урочных формах.

3. Отсутствие интереса у сильных загруженных педагогов к созданию авторских программ внеурочной деятельности.

4. Занятость учеников во второй половине дня.

5. Незаинтересованность родителей.

6. Вопросы, связанные с технологией реализации, оформлением (записью в журнал) программ и т. п..

7. Понимание задач и возможностей как отдельных программ «внеурочки», так и всей системы внеурочной деятельности в школе, дает школе огромные возможности для развития школы, ученика, педагога.

Таким образом, планирование и реализация образовательной организацией внеурочной деятельности становится стратегическим вектором ее развития в условиях внедрения ФГОС, залогом эффективности достижения образовательного результата, заявленного во ФГОС, важным потенциалом развития образовательной организации в целом.

Результатом проведения внеурочной деятельности в школе предполагается увеличение численности детей, охваченных организованным досугом, формирование социальной культуры школьников, чувства патриотизма гражданственности, предрасположенность к здоровому образу жизни, воспи- тание толерантности, уважительного отношения к окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические возможности клуба интеллектуального развития как формы организации внеурочной деятельности в школе для становления личностных компетентностей у младших школьников

Педагогическое сопровождение и поддержка развития способных и одаренных детей актуальная проблема современной практики. Способом решения данной проблемы может стать организация на базе школы клуба инт...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматная школа"

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление,  начальные формы ...

Видео.Внеурочная деятельность в школе.Лекция Ирины Логвиновой

Внеурочная деятельность в школе -для  продолжения задач,которые  были задуманы на урокеЛекция Ирины Логвиновой...

внеурочная деятельность в школе

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня...

«Внеурочная деятельность как средство более ранней подготовки к дальнейшему выбору профиля обучения»

Проект - "Успех каждого ребенка". Он призван воспитывать "гармонично развитые и социально ответственные личности". Это, в первую очередь, дополнительное образование, профориентация...

Преемственность в организации внеурочной деятельности «Начальная школа – основная школа»

В основе организации внеурочной деятельности лежит системно-деятельностный подход. Деятельностный подход во внеурочной деятельности позволяет ученику начальной школы не только найти себя, самоопредели...

Преемственность в организации внеурочной деятельности «Начальная школа – основная школа»

Под преемственностью следует понимать соотнесение содержания и методов обучения на каждом промежуточном этапе с предшествующим и последующим этапами и с конечными целями и задачами обучения....