Гиперактивные дети и проблемы их обучения
консультация
Гиперактивные дети и проблемы их обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
giperaktivnye_deti_i_problemy_ih_obucheniya.docx | 31.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Гиперактивные дети и проблемы их обучения
По международной классификации выделяют три формы СДВГ.
В первой форме гиперактивность сочетается с нарушениями внимания. По распространенности это самая частая форма СДВГ.
Во второй форме преобладают нарушения внимания (однако нарушения внимания, как правило, имеют место и у детей с неврозами и невротическими состояниями; в этом состоит трудность диагностики).
В третьей форме преобладает гиперактивность. Последняя форма встречается наиболее редко. В большинстве случаев, если у ребенка есть только гиперактивность, это скорее всего связано с его индивидуальными особенностями, в частности с темпераментом, и здесь не всегда можно говорить о патологии.
СДВГ относят к группе минимальных мозговых дисфункций . Симптоматика СДВГ почти всегда проявляется до 7 лет, обычно в 4 года. При этом средний возраст при обращении к специалистам -7- 8 лет, когда школьная неуспешность вследствие указанных причин становится очевидной.
Диагностические критерии СДВГ
Поводом для обращения к специалистам могут быть приведенные ниже проявления. Детям диагноз СДВГ при первом обращении специалисты обычно не ставят, а наблюдают за ребенком несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок.
Особенности поведения:
-появляются до 8 лет;
-обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах деятельности;
-не обусловлены психотическими, тревожными, аффективными, диссоциативными
расстройствами и психопатиями;
-вызывают психологический дискомфорт и дезадаптацию;
-наличие невнимательности или гиперактивности и импульсивности (или всех этих проявлений одновременно), не соответствующих возрастной норме.
Невнимательность
Из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться не менее 6 мес.:
1)Неспособность сосредоточиться на деталях.
2)Ошибки по невнимательности.
3)Неспособность вслушиваться в обращенную речь.
4)Неспособность доводить задания до конца.
5)Низкие организаторские способности.
6)Отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения.
7)Потери необходимых предметов при выполнении задания.
8)Отвлекаемость на посторонние раздражители.
9)3абывчивость.
Гиперактивность и импульсивность
Из перечисленных ниже признаков хотя бы четыре должны сохраняться не менее 6 мес.:
1)Ребенок суетлив, не может сидеть спокойно, бесцельно ерзает, бегает, карабкается и т.п.
2)Вскакивает с места без разрешения.
3)Влезает в разговор старших, занятия других детей.
4)Не может играть в тихие игры, отдыхать.
5)Выкрикивает ответ, не дослушав вопрос.
6)Не может дождаться своей очереди.
Дополнительные признаки:
-нарушения координации (выявляются примерно в половине случаев СДВГ), тонких движений, равновесия, зрительно-пространственной координации;
-эмоциональные нарушения (неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к
неудачам);
-нарушения отношений с окружающими вследствие плохого поведения;
-парциальные задержки развития при сохранном интеллекте;
-нарушения сна.
Коррекционная работа с гиперактивным ребенком должна быть направлена на решение следующих задач.
1. Стабилизация обстановки в семье ребенка, его взаимоотношений с родителями и другими родственниками. Важно предупредить возникновение новых конфликтных ситуаций.
2. Не жалейте усилий на то, чтобы сформировать у ребенка навыки послушания, аккуратности, самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела; развить у него чувство ответственности за собственные поступки.
3. Один из основных моментов воспитания –это как научить ребенка с гиперактивностью уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков, навыкам эффективного социального взаимодействия с людьми?
4. От педагога по возможности требуется игнорирование вызывающих поступков ребенка и поощрение хорошего поведения. Возможен выбор оптимального места в классе –в центре напротив доски и недалеко от стола учителя. У ребенка должна быть возможность быстрого обращения за помощью к учителю в случае затруднений.
Задания на уроках учителю следует предлагать постепенно, рассчитанные на определенные временные интервалы. Если ученику необходимо выполнить объемное задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, учитель периодически контролирует ход работы над каждой из них, внося требуемые коррективы. Учителю желательно объяснять каждое задание по нескольку раз (фразами-синонимами), пока он не будет уверен, что его поняли все дети. Чтобы удерживать внимание гиперактивных детей, учитель может договориться с невнимательными учениками о специальных, известных только им «секретных знаках», которые он использует всякий раз, когда ребенок отвлекается и выключается из работы.
5. Добивайтесь повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни. Определите сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки, с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.
Практические рекомендации учителям гиперактивного ребенка.
1. Изменение окружения:
−изучите нейропсихологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
−работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Он всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски;
−измените режим урока с включением физкультминуток;
−разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса;
−предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения;
−направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т.д.
2.Создание положительной мотивации на успех:
−чаще хвалите ребенка;
−расписание уроков должно быть постоянным;
−избегайте завышенных или заниженных требований к ученику;
−используйте на уроке элементы игры и соревнования;
−давайте задания в соответствии со способностями ребенка;
−большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя выполнение каждого из них;
−создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний;
−игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;
−стройте процесс обучения на положительных эмоциях; с ребенком необходимо договариваться;
−обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;
−регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы гиперактивных детей
Материал собержит теоретическую информацию о том что такое гиперактивность, ее разновидности, способы коррекции и практические упражнения для ее преодоления....
Родительское собрание в 1 классе по теме "Трудности обучения письму и чтению гиперактивных детей"
Трудности обучения письму и чтению гиперактивных детей.Родительское собрание.1 класс. Задачи:1. Дать родителям знания о психологических особенностях гиперактивных де...
Проблемы воспитания гиперактивных детей
Проблемы воспитаний гиперактивного ребенка в семье иногда возникают уже с первых месяцев его жизни. Наиболее остро они проявляются с момента начала посещения детских образовательных учреждений. Несмот...
Доклад на тему " Обучение письму и чтению гиперактивных детей"
Как работать с гиперактивными детьми. Как помогать этим детям....
Итоговая практико-значимая работа на тему: «Проблемы гиперактивных детей»
Итоговая практико-значимая работа на тему: «Проблемы гиперактивных детей»...
Трудности обучения в школе гиперактивных детей.
Симптомы гиперактивности, школьные трудности и пути исправления ситуации....
Коррекционно-развивающая работа с детьми имеющими проблемы с обучением в школе, связанные с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Педагогическая статья раскрывает аспекты коррекционно-развивающей работы с детьми имеющими проблемы с обучением в школе, связанные с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Статья рекомендована...