Гиперактивные дети и проблемы их обучения
консультация

Дуняшина Виолетта

Гиперактивные дети и проблемы их обучения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperaktivnye_deti_i_problemy_ih_obucheniya.docx31.59 КБ

Предварительный просмотр:

Гиперактивные дети и проблемы их обучения

По международной классификации выделяют три формы СДВГ.

В первой форме гиперактивность сочетается с нарушениями внимания. По распространенности это самая частая форма СДВГ.

Во второй форме преобладают нарушения внимания (однако нарушения внимания, как правило,  имеют место и у детей с неврозами и невротическими состояниями; в этом состоит трудность диагностики).

В третьей форме преобладает гиперактивность. Последняя форма встречается наиболее редко. В большинстве случаев, если у ребенка есть только гиперактивность, это скорее всего связано с его индивидуальными  особенностями,  в  частности  с  темпераментом,  и  здесь  не  всегда  можно говорить о патологии.

СДВГ относят к группе минимальных мозговых дисфункций . Симптоматика СДВГ почти всегда проявляется до 7 лет, обычно в 4 года. При этом средний возраст при обращении к специалистам -7- 8 лет, когда школьная неуспешность вследствие указанных причин становится очевидной.

Диагностические критерии СДВГ

Поводом для обращения к специалистам могут быть приведенные ниже проявления. Детям диагноз СДВГ при первом обращении специалисты обычно не ставят, а наблюдают за ребенком несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок.

Особенности поведения:

-появляются до 8 лет;

-обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах деятельности;

-не  обусловлены  психотическими,  тревожными,  аффективными,  диссоциативными

расстройствами и психопатиями;

-вызывают психологический дискомфорт и дезадаптацию;

-наличие  невнимательности  или  гиперактивности  и  импульсивности  (или  всех  этих проявлений одновременно), не соответствующих возрастной норме.

Невнимательность

Из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться не менее 6 мес.:

1)Неспособность сосредоточиться на деталях.

2)Ошибки по невнимательности.

3)Неспособность вслушиваться в обращенную речь.

4)Неспособность доводить задания до конца.

5)Низкие организаторские способности.

6)Отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения.

7)Потери необходимых предметов при выполнении задания.

8)Отвлекаемость на посторонние раздражители.

9)3абывчивость.

Гиперактивность и импульсивность

Из перечисленных ниже признаков хотя бы четыре должны сохраняться не менее 6 мес.:

1)Ребенок суетлив, не может сидеть спокойно, бесцельно ерзает, бегает, карабкается и т.п.

2)Вскакивает с места без разрешения.

3)Влезает в разговор старших, занятия других детей.

4)Не может играть в тихие игры, отдыхать.

5)Выкрикивает ответ, не дослушав вопрос.

6)Не может дождаться своей очереди.

Дополнительные признаки:

-нарушения  координации  (выявляются  примерно  в  половине  случаев  СДВГ),  тонких движений, равновесия, зрительно-пространственной координации;

-эмоциональные  нарушения  (неуравновешенность,  вспыльчивость,  нетерпимость  к

неудачам);

-нарушения отношений с окружающими вследствие плохого поведения;

-парциальные задержки развития при сохранном интеллекте;

-нарушения сна.

Коррекционная  работа с  гиперактивным  ребенком  должна  быть  направлена  на  решение следующих задач.

1. Стабилизация обстановки в семье ребенка, его взаимоотношений с родителями и другими родственниками. Важно предупредить возникновение новых конфликтных ситуаций.

2. Не жалейте усилий на то, чтобы сформировать у ребенка навыки послушания, аккуратности, самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела; развить у него чувство ответственности за собственные поступки.

3. Один из основных моментов воспитания –это как научить ребенка с гиперактивностью уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков, навыкам эффективного социального взаимодействия с людьми?

4. От педагога по возможности требуется игнорирование вызывающих поступков ребенка и поощрение хорошего поведения. Возможен выбор оптимального места в классе –в центре напротив доски и недалеко от стола учителя. У ребенка должна быть возможность быстрого обращения за помощью к учителю в случае затруднений.

Задания на  уроках  учителю  следует  предлагать постепенно, рассчитанные на определенные временные  интервалы.  Если  ученику  необходимо  выполнить  объемное  задание,  то  оно предлагается ему в виде последовательных частей, учитель периодически контролирует ход работы над каждой из них, внося требуемые коррективы. Учителю желательно объяснять каждое задание по нескольку раз (фразами-синонимами), пока он не будет уверен, что его поняли все дети. Чтобы  удерживать  внимание  гиперактивных  детей,  учитель  может  договориться  с невнимательными учениками о специальных, известных только им «секретных знаках», которые он использует всякий раз, когда ребенок отвлекается и выключается из работы.

5. Добивайтесь повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни. Определите сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки, с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.

Практические рекомендации учителям гиперактивного ребенка.

1. Изменение окружения:

изучите нейропсихологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;

работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Он всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски;

измените режим урока с включением физкультминуток;

разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса;

предоставьте  ребенку  возможность  быстро  обращаться  к  вам  за  помощью  в  случае затруднения;

направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т.д.

2.Создание положительной мотивации на успех:

чаще хвалите ребенка;

расписание уроков должно быть постоянным;

избегайте завышенных или заниженных требований к ученику;

используйте на уроке элементы игры и соревнования;

давайте задания в соответствии со способностями ребенка;

большие  задания  разбивайте  на  последовательные  части,  контролируя  выполнение каждого из них;

создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний;

игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;

стройте  процесс  обучения  на  положительных  эмоциях;  с  ребенком  необходимо договариваться;

обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;

регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы гиперактивных детей

Материал собержит теоретическую информацию о том что такое гиперактивность, ее разновидности, способы коррекции и практические упражнения для ее преодоления....

Родительское собрание в 1 классе по теме "Трудности обучения письму и чтению гиперактивных детей"

Трудности обучения письму и чтению гиперактивных детей.Родительское собрание.1 класс. Задачи:1.     Дать родителям знания о психологических особенностях гиперактивных де...

Проблемы воспитания гиперактивных детей

Проблемы воспитаний гиперактивного ребенка в семье иногда возникают уже с первых месяцев его жизни. Наиболее остро они проявляются с момента начала посещения детских образовательных учреждений. Несмот...

Доклад на тему " Обучение письму и чтению гиперактивных детей"

Как работать с гиперактивными детьми. Как помогать этим детям....

Итоговая практико-значимая работа на тему: «Проблемы гиперактивных детей»

Итоговая практико-значимая работа на тему:  «Проблемы гиперактивных детей»...

Трудности обучения в школе гиперактивных детей.

Симптомы гиперактивности, школьные трудности и пути исправления ситуации....

Коррекционно-развивающая работа с детьми имеющими проблемы с обучением в школе, связанные с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Педагогическая статья раскрывает аспекты коррекционно-развивающей работы с детьми имеющими проблемы с обучением в школе, связанные с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Статья рекомендована...