Игры, развивающие познавательную активность детей раннего возраста.
консультация
Игры, развивающие познавательную активность детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игры, развивающие познавательную активность детей раннего возраста. | 23.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры, развивающие познавательную активность детей раннего возраста.
Интеллектуальная сфера ребенка раннего возраста формируется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в часы свободной самостоятельной практической деятельности. Процесс мышления предполагает не только готовые способы действия и отработанные схемы, но и построение новых ( конечно, в пределах возможностей ребенка). И один из главных путей развития познавательной мотивации и умственной активности – детское экспериментирование. Данный тип мышления представляет собой единственно наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и направлен на выявление скрытых от непосредственного наблюдения свойств и связей предметов. Этот вид деятельности взрослый не задает – ребенок осуществляет его самостоятельно.
В процессе свободного экспериментирования малыш приобретает возможность вызывать или прекращать какое-либо явление, изменять его в том или ином направлении; получая новую, порой неожиданную информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Открытия эти ведут к перестройке как самих действий, так и представлений об окружающих предметах. В данной деятельности явно представлении момент саморазвития: в результате преобразований объекты раскрывают новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют ребенку строить новые, более сложные преобразования. Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышления готовыми схемами действия.
В чем заключается роль взрослого в этом процессе? Не только в том, чтобы показать способ действия или руководить действиями ребенка, но и том, чтобы стимулировать его интерес к предметам, пробуждать любознательность и познавательную активность. Исполнение этой роли предполагает показ специальных интригующих, загадочных объектов, обладающих скрытыми свойствами. Возможность оперировать ими, открывать их новые свойства стимулирует, в свою, очередь, самостоятельную поисковую активность.
Объекты, стимулирующие познавательную активность, должны обладать следующими свойствами.
Во-первых, быть новыми и неопределенными. Высокая степень неопределенности требует разнообразия используемых познавательных действий, что обеспечивает гибкость и широту обследования предмета. Кроме того, незнакомые и неопределенные предметы вызывают у ребенка любознательность, что является мотивационной основой познавательной активности. Любознательность такого рода может иметь как бескорыстный характер, не связанный с решением практической задачи, так и направленный на решение какой-либо конкретной задачи (например, открыть коробочку и достать спрятанную игрушку). В обоих случаях ребенок пробует разные способы действия с новым предметом и открывает новые свойства.
Во-вторых, такие объекты, должны быть достаточно сложными. Чем более сложную и загадочную игрушку предлагают ребенку, чем больше в ней разнообразных воспринимаемых деталей, тем больше вероятность того, что она вызовет различные исследовательские действия.
Однако для того, чтобы ребенок развернул исследовательское поведение, необходим оптимальный уровень сложности объекта. Заметим: как слишком простые, так и слишком сложные объекты способствуют быстрому угасанию познавательной активности. Оптимален такой уровень сложности, который требует определенных усилий, таких, которые дают ясный и понятный для ребенка эффект.
Третий признак объекта, вызывающий познавательную активность ребенка, противоречивость, конфликтность предмета. Его знакомые и понятные признаки должны сочетаться с новыми и неожиданными. Это может быть обычный мячик, который издает неожиданные звуки, или слишком тяжелый мяч, который трудно катать по полу.
Хочу предложить игры для экспериментирования.
Коробочки с секретом. В качестве познавательного материала для экспериментирования детей 2-го года жизни подойдут коробочки с различными затворами, предлагающие разные, неизвестные способы открывания: выдвигающийся короб, открывающийся по принципу спичечного коробка; подвижная крышка типа пенала; коробочка из-под духов. Особенно интересны детям упаковки с прозрачной крышкой, сквозь которую можно увидеть, что находится внутри, с застежками-молниями или с крышкой на кнопочках; различные шкатулки.
Внутри коробочки должен находиться какой-нибудь маленький звучащий предмет. Задача взрослого: привлечь внимание малыша, вызывать желание открыть коробочку, извлечь «секрет»; стимулировать интерес, поддерживать самостоятельные действия, но ни в коем случае не решать за ребенка предложенную задачку. Если ребенок после долгих безуспешных попыток отказывается от решения, желательно подсказать ему способ действия и как бы вместе с ним совершить «открытие». Когда ребенок откроет коробочку и достает спрятанный в ней предмет, обязательно похвалите его, вместе рассмотрите находку, а потом спрячьте ее. Чтобы дать возможность повторить найденное «открытие». Способ можно считать освоенным тогда, когда ребенок несколько раз самостоятельно откроет и закроет коробочку. Вот тогда возможен переход к новому предмету экспериментирования.
Игрушки с сюрпризом. В настоящее время в продаже имеется достаточно широкий выбор игрушек, стимулирующих познавательную активность детей. Отличаются они тем, что при определенных действиях (нажимание кнопок, клавиш, поворот рычагов) появляется сюрприз - выскакивает зайчик, раздается неожиданный звук, начинают мелькать картинки или крутиться колесики. Мы имеет в виду всякого рода звучащие игрушки («пульты», детские музыкальные центры), игрушки-головоломки (принцип их работы ребенок открывает сам в процессе манипулирования), игрушки с сюрпризом.
Действуя с такими предметами, ребенок познает скрытые в них закономерности и устанавливает связи между своими действиями и появлением новых впечатлений. Такое занятие увлекает детей и развивает у них познавательную активность.
Тряпичные игрушки. Для совсем маленьких детей можно самим изготовить игрушки с секретом, например различные по форме шарики или подушечки (треугольные, цилиндрические , квадратные и пр.) из тканей, различающихся фактурой и цветом. Наполнителями служат горох, манка, гречка, песок, поролон, соль, крахмал, бумага, лоскутки и пр. внутрь такой подушечки положите что-либо издающее звук – бубенчик, шарик от погремушки, колокольчик, резиновую пищалку и т.п. игрушки такого рода открывают богатые возможности для экспериментирования. Их можно трогать, сравнивать на ощупь, придавать им разную форму и извлекать звуки.
Игры с водой
Они не только чрезвычайно увлекательны, но и очень полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладеть представлениями об изменении вещества, позвать его свойства и возможности. Разумеется, игры с водой проводятся не каждый день, поскольку требуется специальное оборудование: большая емкость, наполненная водой, множество мелких предметов – бутылочки, стаканы или миски. Во время игр взрослый обращает внимание на то, как ведут себя в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без. После таких игр приходится долго наводить порядок. Однако не забудем: дети получают от этих опытов массу полезных впечатлений.
Экспериментируем с тонущими и плавающими предметами
Игрушки не только опускают в воду, но и вылавливают из нее та, которые плавают на поверхности. Попробуйте вместе с детьми проделать этот опыт с предметами из разных материалов.
Мыльные пузыри. Одна из традиционных и любимых забав малышей – игры с мыльными пузырями.
Основная задача. Вместе с детьми радоваться разноцветным летящим пузырям; дать возможность догонять и ловить их, чтобы дети убедились: при любом прикосновении пузыри лопаются.
Отметим: во-первых, позволяет познавать свойства воды и различных материалов; во-вторых, овладевают произвольным дыханием, но в естественной и увлекательной форме.
Опубликовано 07.02.2022. Подготовила Тузовская О.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста
Развитие речи тебёнка раннего возраста через пальчиковую игру....
"Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста"
В статье рассматриваются основы экспериментирования как естественного способа познания окружающего мира детьми....
Опытно – исследовательская деятельность – средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста.
ldquo;Прежде чем давать знания, надо научить думать,воспринимать, наблюдать”.В. Сухомлинский Для успешного освоения основной общеобразовательной п...
Практикум для воспитателей "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследования и экспериментирования. "
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследования и экспериментирования.Детское экспериментирование является важнейшим из средств развития познавательной активности...
Опыт работы по теме "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"
Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях, с детьми разных возрастных групп, при организации образовательной, самостоятельной и совмес...
Развитие двигательной активности детей раннего возраста
Движения – основа основ, фундамент настоящего и будущего здоровья детей, их физического развития, важнейшее условие и средство общего развития ребенка....
Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста
Игра помогает сделать урок более интересным и увлекательным. Это традиционный, признанный метод обучения и воспитания. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а п...