Развитие двигательной активности детей раннего возраста
консультация

Голенищева Наталья Михайловна

Движения – основа основ, фундамент настоящего и будущего здоровья детей, их  физического развития, важнейшее условие и средство общего развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_dvigatelnoy_aktivnostiv_rannem_vozraste.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие двигательной  активности детей раннего возраста 

Движения – основа основ, фундамент настоящего и будущего здоровья детей, их  физического развития, важнейшее условие и средство общего развития ребенка. 

        Современными педагогами отмечается, что в подавляющем большинстве дети, начиная с раннего возраста, уже страдают дефицитом движений. Двигательный дефицит приводит к функциональным нарушениям в организме ребенка: снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости, силы.

        Основной формой систематического обучения детей раннего и дошкольного возраста физическим упражнениям является организованная образовательная деятельность. Она позволяет улучшить деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляет опорно-двигательный аппарат, улучшает обмен веществ. Через двигательную деятельность малыш познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. 

        Организованная образовательная деятельность, в основе которой лежит сюжет, способствует воспитанию интереса детей к процессу выполнения упражнений. Увлекательной и интересной двигательную активность  делает сюжет, «рассказывающий» о каких-либо конкретных событиях с участием взаимодействующих персонажей, знакомых детям. Их содержание позволяет организовать двигательную деятельность на эмоционально-положительном контакте воспитателя с детьми, удовлетворяет потребности ребенка в познании, активной деятельности, в общении со сверстниками, побуждает ребенка к творческой активности, самовыражению, снимают скованность, эмоциональное напряжение.

Организованная образовательная деятельность по физической культуре на тему: «Строим дом»

Цель: развитие у детей раннего дошкольного возраста устойчивой мотивации к двигательной активности.

Задачи:

Обучающие:

- учить детей прыжкам на двух ногах на месте, вокруг себя, из обруча в обруч;

- тренировать в ползанье по гимнастической скамейке на четвереньках; в выполнении ОРУ;

- закреплять умения в ходьбе и беге разными способами (на носках, по ребристой доске, с перешагиванием предметов)

Развивающие:

- развивать умение слушать речь воспитателя;

- развивать внимание, мышление, фантазию, речевой слух

- продолжать развивать физические качества детей;

- удовлетворять естественную биологическую потребность в движении;

Воспитательные:

- вызывать и поддерживать интерес к двигательной деятельности;

- воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам в совместной двигательной деятельности;

- формировать элементарные умения самоорганизации и рационального использования физических упражнений в двигательной активности;

- дать возможность каждому демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у них;

- создавать условия для разностороннего развития детей, когда движения и двигательные действия в необычных ситуациях способствуют активизации их мышления, поиску адекватных форм поведения, встрече с красивым и увлекательным миром.

Основные методы и приемы использования методического обеспечения:

- наглядный (показ физических упражнений, имитация);

- практический (повторение упражнений с изменениями и без изменений, проведение упражнений в игровой форме);

- словесный (объяснение, указание).

Предметная среда (оборудование):

-  ребристая доска;

- гимнастическая скамейка;

- обручи (по количеству детей);

- 5 – 6 кубиков.

Предшествующая работа:

  1. Проведение подвижных игр: «Большие ножки», «Догоните мячи», «Займи свой домик», «Найди себе пару».
  2. Ежедневное упражнение детей в разных видах ходьбы и бега.
  3. Разучивание игр на развитие общей моторики: «Брось и догони».
  4. Рассматривание предметных картинок и игрушек по теме.
  5. Подготовка и ознакомление родителей с консультациями «Особенности физического развития детей раннего возраста», «Роль подвижной игры в развитие движение у детей раннего возраста»
  6. Создание положительного эмоционального настроя.
  7. Подготовка атрибутов для проведения организованной образовательной деятельности.
  8. Подготовка помещения для проведения организованной образовательной деятельности:

- в группе проводится влажная уборка, проветривание помещения.

- температура в группе +21°, температура пола + 20°.

Содержание упражнений

Дозировка

Организационно-методические указания

Водная часть

Построение в колонну.

Ходьба:

  • Обычная
  • На носках
  • По ребристой доске

Кружение на месте.

Бег на носках в разных направлениях с переходом на ходьбу.

Свободное построение

Чередовать по 8-10 метров, повторить 2-3 раза

Чередовать, повторить по 10-15 сек.

2 раза

- Давайте поиграем в строителей! Сначала мы идём на стройку дома.

Дети выполняют движения по показу воспитателя под мелодию русской народной песни «Светит месяц». Педагог проговаривает упражнения и выполняет их вместе с детьми от начала до конца.

Основная часть

ОРУ без предметов

  1. И.п.: ноги слегка расставлены, руки вниз.

Вып.: поднимание рук через стороны вверх, хлопок над головой.

  1. И.п.: ноги врозь, руки сжаты в кулак за спиной.

Вып.: наклоны вниз,

кулаки к коленям

( ноги не сгибать).

  1. И.п.: ноги вместе, руки в кулак вниз.

Вып.: приседания, ку-лаки на пол (стукнуть)

  1. И.п.: ноги слегка расставить, руки на поясе.

Вып.: повороты в стороны, с отведением руки в сторону поворота, ноги не сдвигать.

  1. И.п.: ноги вместе, руки на поясе.

Вып.: подпрыгивания на 2-х ногах на месте и с поворотами вокруг себя.

Повторить 4 раза

Повторить

4 раза

(2 раза на каждую строку текста )

Повторить

4 раза

медленно

( по 1 разу на каждую строку текста ).

Повторить

4 раза

медленно

( по 1 разу

на каждую

строку

текста ).

10-12 раз, ритмично под текст, чередовать с ходьбой на месте, повторить

2 раза

Воспитатель не называет упражнения, даёт установку детям на повторение движений за ним, каждый раз предлагает принять И.п. Текст стихотворения, под который выполняется ОРУ, воспитатель читает ритмично, размеренно-медленно, сопровождает выполнением упражнений.

- Целый день (хлопок)-

  тук да тук (хлопок),

  Раздаётся (хлопок),

  громкий стук (хлопок).

Молоточки стучат,

Строим домик для зайчат!

Молоточки стучат,

Строим домик для бельчат!

Этот дом для зайчиков!

Этот дом для белочек!

Этот дом для мальчиков!

Этот дом для девочек!

Вот какой хороший дом!

Как мы весело живём!

Будем песни распевать,

Веселиться и плясать!

Основные движения

  1. Прыжки на 2-х ногах вместе из обруча в обруч

(5- 6 шт.).

  1. Ползанье по гимнастической скамейке на четвереньках.
  2. Ходьба с перешагиванием предметов (5- 6 кубиков ).

Повторить 3-4 раза каждое упражнение

Воспитатель раскладывает материалы и приговаривает:

- « Этот дом для девочек

(кладет 5-6 обручей),

этот дом для мальчиков (кладёт 5-6 обручей, дети помогают.)».

После этого воспитатель показывает пример прыжка из обруча в обруч, на словах подчеркивает важность сильного отталкивания. При исполнении прыжков детьми помогает им осуществить легкое приземление на « мягкие ноги ».

- При « ходьбе по высокой траве » спешить не надо, поднимать ноги повыше, спину держать прямо, руки в стороны.

Движения организовать поточным способом.

Воспитатель обыгрывает сюжет.

Девочки начинают прыжки в свои домики, а мальчики - в свои. Затем идут друг к другу в гости. Но надо пройти « по высокой траве» и «проползти по мостику».

Подвижная игра

«Солнышко и дождик»

Повторить 4-6 раз

Воспитатель помогает, поощряет, обеспечивает страховку. После выполнения основных движений убрать скамейку и кубики, обручи добавить на каждого ребенка, разложить по всему залу.

- Жили-были зайчики и белочки, мальчики и девочки в своих домиках которые мы построили…

Воспитатель помогает детям занять любой обруч, одновременно начинает рассказ- малютку и игровые действия детей.

Задачи воспитателя: поддерживать сюжет, регулировать двигательные действия, обеспечить страховку и помощь детям.

По сигналу воспитателя

«гуляем как мальчики»,

«гуляем как девочки» - дети выходят из обручей и ходят в разные стороны. По второму сигналу - «гуляем как зайчики», «гуляем как белочки» - выпрыгивают из обручей и перемещаются в разные стороны по залу прыжками на 2-х ногах. По третьему сигналу – «дождик» - прячутся в любой свободный домик – обруч.

Заключительная часть

Спокойная ходьба по кругу (взявшись за руки под текст стихотворения).

2 круга

- Хорошо мы поиграли…

А теперь построим один большой домик. Встанем в круг и возьмемся за руки.

(Воспитатель помогает детям сделать круг).

Вот какой хороший дом!

Как мы славно заживем!

Будем песни распевать,

Веселиться и играть!

(С повторением текста меняется направление движения).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста

Развитие речи тебёнка раннего возраста через пальчиковую игру....

Рабочая программа по развитию у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Рабочая программа составлена для дополнительного образования детей (ШРР) 5-6 летнего возраста на 1 год....

Развитие словаря детей раннего возраста с использованием дидактических игр

 Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослыми. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, уме...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Роль дидактической игры в сенсорном воспитании детей....

Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста

Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста...

Особенности развития эмоциональной сферы детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА XXI ВЕКА: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ. Материалы III Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием....