РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. ПОСОБИЕ ДЛЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ РОДИТЕЛЕЙ.
учебно-методическое пособие (1 класс)
Невнимательность младших школьников – одна из наиболее распространённых причин снижения успеваемости. Ошибки «по невнимательности» в письменных работах, при вычислениях, при чтении – самые обидные и для учителя, и для ученика, и для родителей. По определению, данному в словаре «Психология», «Внимание – это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте».
В новых образовательных стандартах центр внимания при обучении переносится с поиска правильных ответов на развитие умения решать проблемы. Но без умения выделить объект, который представляет интерес, сосредоточиться на нём, данную проблему решить нельзя. Конечно, развивать внимание нужно было с пелёнок, но и сейчас, в возрасте 7-8 лет, можно всё исправить.
Главное, начать планомерную работу...
Родителям трудно самим придумывать задания для развития внимания своих маленьких школьников. Поэтому, в данной работе предлагаются конкретные задания, которые можно использовать во время занятий, игр или прогулок. По аналогии можно придумывать и свои задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. ПОСОБИЕ ДЛЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ РОДИТЕЛЕЙ. | 245.87 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
ПОСОБИЕ ДЛЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ РОДИТЕЛЕЙ.
Из опыта работы учителя начальных классов
МАОУ СШ №3 г. Окуловка Новгородской области
Пузыревой Марины Михайловны
Невнимательность младших школьников – одна из наиболее распространённых причин снижения успеваемости. Ошибки «по невнимательности» в письменных работах, при вычислениях, при чтении – самые обидные и для учителя, и для ученика, и для родителей. По определению, данному в словаре «Психология», «Внимание – это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте».
В новых образовательных стандартах центр внимания при обучении переносится с поиска правильных ответов на развитие умения решать проблемы. Но без умения выделить объект, который представляет интерес, сосредоточиться на нём, данную проблему решить нельзя. Конечно, развивать внимание нужно было с пелёнок, но и сейчас, в возрасте 7-8 лет, можно всё исправить.
Как же развить внимание у школьника? В школе этим занимаются педагоги, но и родители не должны оставаться в стороне; ведь проблема серьёзная.
Для тренировки этого психологического процесса родителям необходимо:
- использовать при упражнениях хобби и увлечения ребенка;
- демонстрировать эмоции (удивление, радость, восторг);
- делать занятия для коррекции внимания у младших школьников интересными, неожиданными, оригинальными (в виде игр);
- запастись терпением и ни в коем случае не ругать ребенка в случае неудачи, но хвалить;
- выполнять упражнения регулярно и постоянно (дома, на прогулке) Если всё делать правильно, Ваш ребёнок не устанет. Ещё К. Д. Ушинский сказал, что дети устают не от труда, а от безделья.
Итак, начинаем занятия. Прежде всего, нужно приучать ребёнка слышать Вас с первого раза. Сразу это не получится. Попробуйте применить несколько приёмов, которые формируют у детей концентрацию и переключение внимания.
- Знак «Внимание!» Вырежьте из красного картона несколько кругов и положите их в тех местах дома, где чаще бывает Ваш ребёнок. Перед тем, как давать какое-то задание или вести серьёзный разговор, покажите ребёнку этот круг. Это поможет ребёнку сконцентрировать на Вас своё внимание. Этот же приём поможет тогда, когда нужно запомнить что-то трудное. В данном случае знак будет обозначать: «Трудное! Запомни!»
- «Тишина» Вы говорите ребёнку: « Давай перед началом занятий помолчим. Постарайся услышать всевозможные шумы, угадать их происхождение». В течении 3 минут слушаете тишину. Затем следует обсуждение: кто что услышал и в каком порядке.
- «Сигнальщик» Начиная с ребёнком разговор, убедитесь, что он Вас слышит: «Если ты меня слышишь, сделай как я» (варианты: подними правую руку, левую руку, хлопок ладонями, щелчок языком, встань и т. д.)
Многие упражнения можно проводить на улице. Они носят устный характер и не требуют специальной подготовки. Предлагаю подборку игр и упражнений, если Вы в пути, на даче, выехали на природу:
- Игра «Ошибающийся человек»
Цель: развитие распределения внимания.
Взрослый в разговоре допускает смысловые ошибки. Например:
- Я сегодня в теплице собрала яблоки.
- Наша кошка Мурзик (ошибка) поймала мышку.
- У подберёзовиков оранжевые шляпки.
- У ромашек такие красные лепестки!
- Расцвела жёлтая сирень.
Ребёнка нужно предупредить, что сегодня у нас день исправления ошибок и нужно быть внимательным.
- Игра «Много - один».
Цель: развитие переключения внимания.
Взрослый называет слово в единственном числе, ребёнок – во множественном, или наоборот.
Коты, грачи, леса, ряды, мосты, столбы, холмы, следы, дома, кроты, глаза, шкафы, слоны, сады, кусты, носы, блины, листы, грибы, столы, ножи, киты, банты, фанты, полы, братья, гномы, рты, часы, болты, ковш, рубли, зонты.
Можно усложнить задание и продолжить игру с прилагательными и глаголами.
- Игра «Придумай слово».
Цель: тренировка объёма внимания.
Взрослый предлагает назвать как можно больше слов на предложенный им звук. Например:«М»–машина, мебель, мойка, матрёшка и т.д. (можно использовать не только существительные, но и прилагательные, и глаголы). Интересно, когда играют оба: взрослый и ребёнок.
- Игра «Четвёртый лишний».
Цель: развитие концентрации внимания.
Взрослый называет 4 предмета, 3 из которых - относятся к одному общему понятию. Ребёнок должен определить лишний предмет, т.е. не подходящий к остальным, и назвать его.
стол, стул, кровать, чайник;
лошадь, кошка, собака, щука;
ёлка, берёза, дуб, земляника;
огурец, репа, морковь, заяц;
блокнот, газета, тетрадь, портфель;
огурец, арбуз, яблоко, мяч;
волк, лиса, медведь, кошка;
кукла, машинка, скакалка, книга;
поезд, самолёт, самокат, пароход;
лыжи, коньки, лодка, санки.
снег, мороз, жара, лёд;
автобус, трамвай, самолёт, троллейбус;
река, лес, асфальт, поле;
пожарник, космонавт, балерина, милиционер;
парта, доска, ученик, ёжик;
змея, улитка, бабочка, черепаха;
кисти, краски, чайник, полотно;
шляпа, крыша, дверь, окно;
молоко, чай, лимонад, хлеб;
нога, рука, голова, ботинок.
- Игра «Ищи безостановочно».
Цель: увеличение объёма внимания.
В течении 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, назначения, материала и т.п)
- Игра «Да-нетка».
Цель: развитие распределения внимания, памяти.
Взрослый произносит фразы-понятия - правильные и неправильные.
Если выражение верное, ребёнок говорит «да», если неправильное – «нет», а если возможны варианты - «Да-нет»
Примеры: «Летом всегда идет снег», «Морковку едят сырую», «Ворона - перелетная птица», «Москва – главный город нашей области», «Ножом кушают»
- Игра «Наблюдательность»
Цель: развитие объёма внимания, памяти, речи.
Договоритесь с ребенком, что когда вы идете по улице, один из вас может в любой момент сказать: «Внимание на дом!» или «Внимание на кошку!» Это означает, что некоторое время вы вместе рассматриваете выбранный объект, а потом по очереди подробно описываете: цвет, форма, детали, поведение (если объект живой), звуки. Можно представить, какой он на ощупь. Похвалите ребенка за то, как он сделал описание, скажите, что вам особенно понравилось. Например: «Здорово, что ты заметил, что кошка не полностью черная и что одно ухо у нее меньше другого! Ты очень внимателен, молодец!» Пусть он тоже похвалит вас. Это будет способствовать развитию у ребёнка умения быть внимательным к тому, что говорит собеседник.
- Игра «Крутой математик»
Цель: развитие устойчивости внимания
Это хорошо знакомые нам арифметические диктанты, однако смысл упражнения заключается в том, что каждое задание состоит из нескольких действий. Само содержание задач зависит от возраста детей, их подготовленности и программного материала. Например:
Даны два числа 6 и 3. Сложите эти числа, от полученного числа отнимите 2, затем ещё 4. /ответ 3/
Даны два числа 15 и 20. Первую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа, от полученного числа отнимите 2, а теперь прибавьте 4. /ответ 5/
- Игра «Пропавшая буква»
Цель: развитие распределения внимания.
Вы задаёте ребёнку вопросы, но говорите, что в ответах не должен встречаться (например) звук д. Значит, нельзя употреблять ответ «да», следует заменять его ответами «конечно», «может быть», «скорее всего»…
Подборка следующих упражнений требует незначительной подготовки, но и эти задания должны стать регулярными. Находите время для них, когда Вы дома и есть минутка поиграть с Вашим ребёнком. Многие задания легко набрать на компьютере, или придумать на листке бумаги.
«Корректурные упражнения».
Цель: развитие концентрации и самоконтроля при выполнении письменных работ, устойчивости внимания.
Время выполнения: по 5 минут (минимум 5 раз в неделю) в течение 4-х месяцев.
Дайте ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, а).
Затем для тренировки распределения и переключения внимания измените задание. Например, так: «В каждой строчке зачеркни букву «А», а букву «П» – подчеркни».
Или так: «Зачеркни букву «А», если перед ней стоит буква «Р», и подчеркни букву «А», если перед ней стоит буква «Н»».
«Е» обведи в кружок, «Д» вычеркни;
«О» подчеркни, «К» вычеркни;
«С» обведи в кружок, «Д» в квадрат…
- Игра «Составь слово» 1 способ
Цель: развитие произвольного внимания.
Ребёнок должен составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов.
Вариант 1: а, к, с, о, и, м, р, т.
Вариант 2: м, ш, а, н, и, ы, г, р.
- Игра «Составь слово» 2 способ
Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.
Нужно составить как можно больше слов из букв, образующих какое-либо слово (имён существительных).
Пример: ФОТОГРАФИЯ- риф, тир, гора, торг, грот, тяга, граф, и т.д.
Добавлять другие буквы воспрещается. Слова используются разные, но лучше, если они будут достаточно длинными.
- Игра «Копировальщики»
Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.
Ребёнку предлагается без ошибок переписать следующие строчки:
- аммадда береюре аввамава ессанессас деталлата ;
- етальтаррс усокгата енажлобы клатимори лиддозока ;
- миноцапримапавотил щонеркапридюракеда куфтироладзлоекунм.
- Игра «Сыщики» (3 варианта игры)
Цель: развитие концентрации и самоконтроля при выполнении письменных работ, устойчивости внимания.
Ребёнку предлагается среди букв найти и выписать слова.
Тшкаппликацияукпзлщэзхвкружкапшнгдпоживотикйъцлрвшасолнцегнацбжэмдымвдзпкпушкамиотыдввзаяцхйзуезщуроликимлотвагабждзхншнуроклзщучкаркшгпиотортмолокодажэкранцъхуклюшкахйшннрощашщлдороганенаршшарикщзмеящхзщдятел
Другой вариант: разделить «склеенные» между собой слова.
ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНАКНИГАРУКАЕЛЬ
ЧАСЫТРАМВАЙСАМОВАРЛУЧИГРАОКНОМАШИНАУЧЕНИК
ЛИНЕЙКАОДЕЯЛОСАМОЛЁТПАРТА
Или разделить слова так, чтобы получилась русская народная пословица (скороговорка, загадка):
ЛУЧШЕГОРЬКАЯПРАВДАЧЕМКРАСИВАЯЛОЖЬ
СТАРЫЙДРУГЛУЧШЕНОВЫХДВУХ
ГЛАЗАБОЯТСЯАРУКИДЕЛАЮТ
- Игра «Шифровки»
Цель: развитие концентрации внимания.
Ребёнка просят расшифровать слова, найти лишнее:
ИАКБНИ /Бианки/ КВАСЛАДО /Сладков/ УРЧШИНА /Чарушин/ КОВЫЛР /Крылов/ (баснописец)
- Игра «Соедини половинки».
Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.
Слова делят на две части. Затем, первые половинки записывают в разнобой в левый столбик, а вторые - в правый. Нужно соединить эти половинки между собой так, чтобы получились целые слова.
Вариант 1. Вариант 2.
САМО ЛЯР РОД РАСТ
БУК ВЕРТ ПРИ ЕЗДКА
ФУТ ВАРЬ ВОЗ ИНА
БАЛ ВАР РАЗ ГОРОК
КАП КОН ПО ОЧКА
КОН НАЛ СОР БОР
ВА КА ПАР ВОЗ
КА ГОН ВОДО ФОР
ГОН КАН СЕМА ТА
- Игра «Найти слова».
Цель: развитие концентрации внимания.
Написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нём слово и подчеркнуть его.
Смех, волк, столб, коса, зубр, полк,удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.
- Игра «Перевёрнутые слова».
Цель: развитие распределения внимания.
Ребёнку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок букв в словах.
Пример: МАИЗ- ЗИМА, НЯНААВ- ВАННАЯ.
а) ШИАМНА- б) ЛАБОСАК- в) СЫУБ-
ТЕЕВР- ДАУМ- ЛОХДО-
ФЕКРИ- ТРКО- ЛОРЬ-
ЕЗЕЖОЛ- РМЕО- МЕТА-
АКША- НАЛЕП- ВОРЬК-
- Игра «Весёлый математик».
Цель: развитие объёма, концентрации и устойчивости внимания.
Задание: «Найдите сумму чисел, которые встречаются 2 раза, 3 раза, 4 раза».
1 3 4 8
7 3 7
1 4 1 3
5 2 5
8 6 3 9
2 5 4
- Упражнение «Ладонь – кулак»
Цель: развитие распределения внимания (концентрация сознания на двух разных объектах в одно и то же время). Такой вид внимания не развивается до 7 лет, но очень необходим в дальнейшей жизни.
Руки на столе, поочередно одну разжимаем, другую – в кулак. При этом одновременно спрашивается таблица сложения, умножения, словарные слова, стихотворение…
- Упражнения на увеличение уровня распределения внимания (умения выполнять несколько действий одновременно)
- Ребёнку читают вслух предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Ребёнок должен запомнить предложение и сосчитать число ударов.
- Ребёнок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения – 1 минута. Подсчитывается количество кругов и сосчитанное число ударов.
- «Счёт с помехой»: ребёнок называет числа от 1 до 20, одновременно записывая на листе бумаги, но в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д.
- Упражнение «Чтение с помехой».
Цель: тренировка распределения и устойчивости внимания.
Ребёнок читает текст, одновремённо выстукивая карандашом какой-либо ритм (например, «В лесу родилась ёлочка»). Далее ведётся работа по вопросам текста.
- Упражнение «Выполни по образцу»
Цель: тренировка концентрации внимания
Упражнение включает в себя задание на прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров.
Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий:
а) анализ каждого элемента узора;
б) правильное воспроизведение каждого элемента;
в) удержание последовательности в течение продолжительного времени.
При выполнении подобного рода заданий важно не только, насколько точно ребенок воспроизводит образец (концентрация внимания), но и как долго он может работать без ошибок. Поэтому каждый раз старайтесь понемногу увеличивать время выполнения одного узора. Для начала достаточно 5 мин.
После того как "клеточные" узоры будут освоены, переходите к более сложным узорам на чистом листе.
Для выполнения подобного рода заданий удобно заранее сделать бланки с различным количеством рядов кружков, треугольников или квадратов. Бланки могут быть представлены смешанным набором фигур. Например, ряд квадратов, ряд кругов, ряд треугольников и т.д.
Задание можно дополнить, если попросить ребенка проверить правильность выполнения узора и исправить ошибки.
- Упражнение «По маршруту»
Цель: тренировка концентрации внимания
Ребёнку предлагается соединить числа в порядке увеличения (уменьшения) Можно изобразить числа в одном цвете, два цвета – для усложнения работы.
- Упражнение «Шифровка из центра»
Цель: тренировка концентрации внимания, развитие речи.
Соединив буквы по порядку, получишь загадку.
Здесь зашифрована загадка: «Есть, друзья, такая птица: если сядет на страницу, очень рад бываю я, а со мною вся семья» (пятерка)
- Упражнение «Исправь ошибки» у детей вызывает большой интерес. Ребёнку можно объяснить, что он сейчас будет в роли редактора очень безграмотного автора. Школьнику предлагается прочитать текст, проверить его и исправить в нем ошибки.
Цель упражнения: повышение объёма и устойчивости внимания и самоконтроля, развитие орфографической зоркости.
I способ: В тексте просто пропущены или не дописаны буквы.
Одуванчики.
Все знаю эти просты цветы. Они похожи на мленькое солнце с золотми лучам. Семена одуванчиа быстро сзревают и делаются пшистым шарико. Дунешь на шрик, и поплывт в воздухе лёгки пушинки. Вот почему народ и назвал этот цвето одванчико.
II способ:В тексте допущены грубые орфографические ошибки (1 класс)
Гроза.
ваня и дима были уреки Они ловили рыбу. ваня поймал щюку, а дималещя. вдруг
ваня увидел тучю. Застучяли каплидождя Малчики помчялис домой
Начало зимы.
прошла хмурая осен Весело закружылис в воздухе снежынки. они засыпали всю землю На рябине висели сочные ягоды. хорошый корм птиц
Утром.
весело закружылис в воздухе снежынки. ночю выпал снег Утром на снегу звери иптицы оставили следы.
вот прыгнул кот васка с крылца. а это кто спешыл ксаду ?
Март.
наступил март. с крышы падает чястая капел У крылца осели сугробы. быстро бежыт ручей. В лесу ещё жывёт зима. С Кустов сыпльутся снежынки. Вот дрогнула ветка йэли. это скачют белки
Собака Рябка.
Мы жыли на Берегу чюдесной реки волхов Я чясто бегал на речку удит рыбу. удома стояла будка. Там жыла наша собака рябка Мы любили ейо. Первая рыбка была для рябки Собчка хорошо сторожыла дом. Она была хорошым другом
- Упражнение на развитие не только устойчивости внимания, но и орфографической зоркости. Ребёнку предлагается любой текст или рассказ. Он списывает по Вашей просьбе отдельный абзац или предложения, используя две ручки: с зелёной пастой и синей. Зелёной пастой он пишет все изученные орфограммы. Например, тексты у первоклассника будут выглядеть так:
В роще.
Дима и Саша пришли в рощу. Там чудесно. Пчела жужжит у цветка. Муравьи тащат травинку. Голубь строит гнездо для голубят. Зайчик бежит к ручью. Ручей поит чистой водой людей и животных.
Дедушка.
Мальчики Миша и Серёжа часто живут у деда. Они помогают деду сушить широкую сеть. Дедушка учит внучат ловить щуку и леща. Чудесно работать с дедом.
К концу 1 класса дети должны правильно оформлять предложение (заглавная буква в начале, знак в конце предложения); писать с заглавной буквы имена собственные; мягкий знак; ударные гласные после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу); раздельно писать слова – помощники (предлоги) со словами, обозначающими предметы.
Опыт работы показывает, что это упражнение учит наблюдать за словом, развивает внимательность, самоконтроль, повышает грамотность. В дальнейшем снижается уровень ошибок даже при написании таких трудных правил русского языка, как безударный гласный и парный согласный в корне.
Обращаю Ваше внимание, что подчёркивание уже написанного таких результатов не даёт.
А во время досуга можно поиграть в компании друзей. Эти игры тоже будут работать на общий результат.
- Игра «Я в доме хозяин»
Цель: развитие объёма зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.
Детям предлагается запомнить предметы в комнате, затем поменять местами некоторые из них. Если предмету найти неожиданное место, игра может стать ещё и очень весёлой.
- Игра «Все помню»
Цель: развитие объёма и концентрации внимания, памяти.
Эту веселую игру можно провести вдвоем, втроем и даже вчетвером, состязаясь в умении запоминать слова в заданном порядке.
За соблюдением этого условия следит судья, который по ходу игры ведет контрольный листок, записывая названные игроками слова. Слова подбираются на определенную тему, как, например, названия городов, любимых лакомств, названия растений или животных. Допустим, что тема игры - названия животных.
Итак, начинаем игру. Участники состязания садятся в кружок.
- Заяц, - говорит один. Судья тотчас же записывает это слово в контрольный листок.
Второй игрок, повторяя названного животного, добавляет к нему название другого:
- Заяц, лиса.
- Заяц, лиса, волк - объявляет третий.
Если играют трое, то очередь переходит снова к первому. Он должен пополнить перечень животных еще одним названием. Например.
- Заяц, лиса, волк, тигр.
Так, каждый раз прибавляя по одному животному, играющие в свой очередной ход должны повторять всех названных животных, упоминая их в том же порядке и не пропуская ни одного.
Вначале это дается сравнительно легко, но когда перечень названий перешагнет за десяток, поневоле начнешь запинаться. А судья, приписывая в свой контрольный листок каждое вновь добавленное слово, зорко следит, не пропустит ли кто-нибудь хоть одно из них.
- Упражнение «Съедобное – несъедобное»
Цель: развитие переключения внимания.
Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет – отбрасывается.
- Упражнение «Телефон»
Цель: развитие объёма внимания, слуховой памяти.
Словесное сообщение передается шепотом по кругу, пока оно не вернется к первому игроку.
- Игра: «Что изменилось?»
Цель: развитие объёма внимания и наблюдательности.
Играть лучше всего с несколькими детьми. Все становятся в одну шеренгу. Ведущий вызывает одного ребенка и предлагает запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты. После этого малыш отворачивается или выходит в другую комнату. Оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в костюм или прическу: можно приколоть значок или, наоборот, снять его, расстегнуть или застегнуть пуговицу, поменяться друг с другом местами, изменить прическу и т.д. Затем запоминавший должен назвать те изменения в костюмах товарищей, которые ему удалось заметить.
Если же у вас нет возможности собрать большую компанию, можно видоизменить эту увлекательную игру: разложите на столе перед ребенком 10 предметов, попросите его отвернуться и в этот момент поменяйте расположение предметов. Затем предложите ответить, что же изменилось.
- Упражнение "Раскрась вторую половинку".
Цель: развитие концентрации внимания.
Нужно приготовить несколько половинок картинок (можно из открыток). Ребенок должен дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить.
- Игра «Летела корова»
Цель: развитие концентрации внимания, слуховой памяти.
Игроков должно быть не меньше трех. Все садятся в круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую - ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа:
Летела корова, сказала слово.
Какое слово сказала корова?
Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, "трава". Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова - "т", следующий - вторую, и так до конца слова, до последнего "а". Задача последнего игрока - не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.
- Игра «Сохрани слово в секрете»
Цель: развитие концентрации внимания.
Игра учит ребенка длительное время руководствоваться заданным, правилом. Правила игры: взрослый произносит слова, которые ребенок должен за вами повторять, кроме названий, например, животных — их повторять нельзя.
Вместо этого, услышав название животного, ребенок должен молча хлопнуть один раз в ладоши.
Примерный список слов: окно, стул, ромашка, медведь, ириска, просо, плечо, хомяк, шкаф, василек, книга, куница, дом, песня, суслик и т. д.
Другие варианты правил в игре:
Нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р].
Нельзя повторять имена девочек.
Когда ребенок станет без ошибок следовать правилу, переходите к игре с одновременным использованием двух правил. Например:
Нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком.
Нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или синий цвет), надо отмечать их двумя хлопками.
Введите элемент соревнования. За каждую ошибку начисляйте одно штрафное очко. Результат игры записывайте и сравнивайте с результатом предыдущей игры. Ребенок должен убедиться, что чем больше он играет, тем лучше у него получается.
Не забывайте меняться с ребенком ролями.
- Упражнение «Письмо бабочки»
Цель: повышение уровня распределения внимания и самоконтроля.
Нужно приготовить игровое поле в клетку с буквами в разном порядке, фигурка бабочки.
Скажите ребенку: «Бабочка написала тебе письмо. Ты сможешь его прочитать, если будешь внимательно следить за тем, как она летает, на какие цветочки садится. На цветочках живут буковки, ты должен записать их в свою тетрадку, чтобы затем сложить из них слово. Запомни: бабочка перелетает только на соседнюю клеточку, далеко летать она не умеет».
Заранее продумайте, какое слово должно получиться, и составьте «пространственную» инструкцию.
Старайтесь, чтобы за перелетами бабочки ребенок следил только глазами, не водя пальцем по полю.
Пример игры:
«Бабочка сидела на букве "у". Запиши эту букву. Бабочка полетела дальше. Следи за направлением ее полета и остановками. Вверх, вверх, вверх, остановка. Записывай букву. Вниз, остановка. Записывай букву. Направо, вверх, остановка. Записывай букву. Влево, влево, вниз, остановка. Записывай букву. Какое слово получилось?».
- Игра на внимание «Запрещенное движение»
Цель: развитие концентрации внимания.
Водящий показывает различные движения, которые нужно повторять. Одно из движений — «запрещенное», его повторять нельзя, нужно заменять любым другим движением (запрещённое движение показывают перед игрой).
- Игра «Лови - не лови».
Цель: развитие переключения внимания.
Взрослый кидает, а ребёнок ловит мяч. Предварительно оговаривается условие, что ловить можно только тогда, когда будет сказано: «Лови!». Если мяч брошен без слов, его необходимо отбить.
- Упражнение «Ладошки»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки, поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент, выбывают из игры.
- Упражнение «Самый внимательный»
Цель: развитие объёма и переключения внимания, памяти.
Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется, аплодисментами.
Исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность обучения. Так, при овладении математикой, ведущая роль принадлежит объёму внимания, а обучение чтению связано с устойчивостью внимания. Из этого можно сделать вывод: развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным предметам.
Просто начните – и всё получится!
Список использованной литературы:
Адрианова А.Е. Психологические проблемы неуспеваемости. - СПб.: Питер, 2006.
Ануфриев А.Ф. Трудности обучения младших школьников. - М.:Просвещение, 1984.
Выготский Л.С. Высшие психические функции. - М.:Просвещение, 1982.
Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания. -М.:Просвещение, 1992.
Завьялова Т.Л., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. - М.: Аркти, 2008.
Истомина З.М. Развитие внимания. - Саратов, 1987.
Левитов Н.Д. Психологические особенности младших школьников. - М.:Просвещение, 1992.
Левченко, И. Ю. Значение дидактических игр в развитии младших школьников. - М. : Прогресс, 1989.
Леонтьев А.Н. Развитие внимания. - М.: Владос, 2008.
Мальцева К.П. Развитие внимания школьника. - М.: Академия, 2000.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000.
Санникова Е.П. Активация внимания первоклассников на уроках. - Саратов, 1995.
Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. - М.: Тривола, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа по теме: "Влияние учебной деятельности на развитие внимания младшего школьника"
В работе показано, как учебная деятельность влияет на внимание младшего школьника. Статья будет интересна учителям начальных классов, школьным психологам и родителям....
Памятка для родителей "Развитие внимания младших школьников"
В данной памятке собраны наиболее актуальные и эффективные методы и упражнения, способствующие развитию внимания младших школьников....
Консультация для родителей. Материал по теме: "Упражнения по развитию внимания младших школьников"
Упражнения на развитие внимания....
Статья в студенческий сборник "Деятельность учителя младших классов по развитию внимания младших школьников в учебной деятельности"
статья в студенческий сборник...
Развитие внимания младших школьников с задержкой психического развития
В работе описывается:Понятие внимания детей с нарушениями в развитии интеллекта в психолого-педагогической литературеОсобенности внимания детей с задержкой психического развитияОсобенности...
Памятка-рекомендация для родителей: "Развитие внимания младших школьников"
В памятке прописанны рекомендации для родителей по развитию внимания у школьника в домашних условиях...
Консультация для родителей "Развитие внимания младших школьников"
Консультация для родителей "Развитие внимания младшего школьника" представлена в форме буклета, в котором кратко рассмотрены педагогические приёмы развития внимания у младших школьников....