Лекция для родителей: "Дошкольник или "как трудно быть ребенком"
консультация
Материал рассчитан для родителей дошкольников и учеников начальных классов. В лекции рассказывается о законах биологического и психического развития дошкольников, затрагиваются причины неуспешности в младших классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лекция для родителей. | 227 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольник или как трудно быть ребёнком
«Учить или не учить? – вот в чём вопрос»
Лекция.
- Добрый день, уважаемые родители. Сегодня я прочитаю вам лекцию «Дошкольник или как трудно быть ребёнком». Но сначала давайте познакомимся. Зовут меня Романова Ольга Николаевна. Я педагог и психолог. У меня нет научных степеней, зато, смею надеяться, достаточный практический опыт в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, которым и хочу с вами поделиться. Постараюсь, по возможности, не загружать вас обилием чисто научных терминов. Возможно, что некоторые факты покажутся вам крамольными, но, тем не менее, всё, что вы сейчас услышите, основано на реальных научных исследованиях и является как бы их «выжимкой».
- Итак, начнём. Сегодня мы разберём «животрепещущий» для родителей в последние годы вопрос: готовить или не готовить (т.е. «учить или не учить») ребёнка к школе, как это делать и когда лучше начинать?
- Оговорюсь сразу, что каждый ребёнок – индивидуальность. Но существуют общие законы развития для каждого человека, которые мы сегодня и рассмотрим.
- Так откуда же берётся та «бестолочь», которая не желает хорошо учиться в 1 классе?...........
- И в этом вопросе нет мелочей. Начнём с истории рождения. И даже ещё раньше – с истории ожидания малыша. Ребёнок может быть рождён в полной или не полной семье; «благополучной» (как мы это привыкли называть) семье или совсем наоборот; он может быть долгожданным, «выстраданным» (когда родители сознательно планировали ребёнка и, возможно, проходили нешуточный курс лечения для осуществления этой цели) или «обузой». А, если его родители поженились, так сказать, «по залёту» и, в принципе терпеть друг друга не могут?...... От всех этих обстоятельств зависит начало будущего «сценария жизни ребёнка», который отразится во всех сторонах его жизни, в том числе – и на учёбе.
- Вообще специалисты выявили 4 жизнеполагающих «матрицы», которые на бессознательном уровне закладываются в «программу человека», причём 3 из них – до рождения ребёнка. Об одной мы уже сказали – это стадия ожидания и, конкретнее, «благая весть». То есть, когда женщина по первым признакам токсикоза узнала о своей беременности, как она это восприняла: радостно, сдержанно, расстроилась и глубоко задумалась об аборте.
Соответственно ребёнок получает разные сигналы:
- - Я тебя очень жду.
- - Не вовремя, но ничего не поделаешь.
- - Я ещё подумаю – стоит ли тебе появляться на свет. Сейчас ты мне не нужен………………….
Возможны варианты. Соответственно в ребёнка закладывается либо программа спокойствия и уверенности, либо он сжимается от страха, тревоги.
- Вторая матрица закладывается во время осознанной беременности. Что на этом этапе чётко закладывается – так это будущая тревожность малыша. Её провоцирует мама, особенно, если её убедительно пугают врачи и она часто лежит «на сохранении». Либо, при хорошем раскладе, – спокойствие.
- Третья матрица – «рождения». Долгие роды, быстрые, сложные или кесарево сечение. Из долго и упорно и физиологически правильно родившихся малышей обычно получаются спокойные, уверенные и настойчивые взрослые. При слишком быстрых родах, а особенно при кесареве сечении, скорее всего получится «халявщик». За ним родители долго будут бегать с ложечкой, чтобы поел; ругаться, чтобы убрал игрушки, а позже – сделал уроки. К тому же большинство роддомов работает по-старинке и врачи не прикладывают ребёнка к груди при рождении. А после сложных родов – это и не возможно из-за лекарств и антибиотиков. Так что ещё с первых часов жизни ребёнок привыкает пить сладкую смесь из широкого отверстия соски. Заставить его после этого «потрудиться» над маминой грудью требует определённого усилия от мамы.
Конечно, это не правило, но тенденция.
- И, наконец, четвёртая матрица закладывается в первый год жизни ребёнка. Это, как называют психологи, - «базовое доверие к миру». Близкое окружение, и в первую очередь мама, должно быть «уютным», без психологических (в первую очередь) стрессов и всегда «под рукой». Тогда у ребёнка формируется спокойное и стабильное это самое «базовое доверие к миру». Не будем брать крайности, которые описаны специалистами по наблюдениям детей в домах малютки – госпитализм. Когда дети становятся похожими на «овощи» из-за недостатка близкого, в том числе тактильного общения. Но случаи аутизма, к сожалению, в последнее время стали встречаться всё чаще в обычных и, на первый взгляд, благополучных семьях. Причём родители спохватываются как раз перед школой, когда что-то изменить кардинально в короткие сроки трудно.
- Таким образом, мы разобрали 4 основных матрицы……….. Когда узнаёшь такую информацию, первое, что приходит в голову – это панические мысли, типа: – «Ну и всё!.... Уже ничего не исправишь!.... Что же делать?!» На самом деле светилы психиатрии утверждают, что мозг ребёнка пластичен. И некоторые жизненные программы (выражаясь компьютерным языком) можно, если не изменить, так хотя бы «отредактировать», принять во внимание и научиться с этим жить. Главное - успеть это сделать до 10-12 лет, когда начинается гормональная перестройка организма. Так, что у нас ещё есть время!
- Теперь заглянем, что творится на физиологическом уровне развития ребёнка с момента его зачатия. Всем известно что такое ДНК человека – это «коктейль» из генов мамы и папы. Кстати, наследственная информация имеет обыкновение передаваться через поколение – от дедушек и бабушек. Все мы помним комедию «Не валяй дурака, Америка», где у героя Михаила Евдокимова рождается сын-негритёнок. Самое смешное, что каждый из родителей все положительные (на их взгляд) качества ребёнка обычно приписывают влиянию собственных генов, а негативные проявления предпочитают списывать на «вредное влияние» генов своего супруга или супруги. Как часто мы слышим в спорах по поводу воспитания: «Вот, полюбуйся! Всё твоя - Таковская порода!»
…- И здесь мне позвольте сделать некоторое «лирическое» отступление на тему.
- По роду своей деятельности, год назад мне приходилось проводить психологическое исследование на тему «Влияние стилей семейного воспитания на мироощущение ребёнка в семье». Исследование было встречное. То есть, с одной стороны исследовались родители (мама и папа) 28-40 лет, а с другой стороны – дети (5-10 лет), по специальным методикам. И вот что интересно: вне зависимости от социального положения, достатка и количества детей, большинство родителей делало одни и те же воспитательные ошибки. Самым большим откровением было то, что в многодетной верующей семье результаты обоих родителей показали неразвитость родительских чувств. (Поясню. Такое нередко встречается у родителей детей с отклонениями личностного развития. Однако это явление редко ими осознаётся. Причинами такого отклонения может быть то, что взрослый сам в своё время не получил достаточного родительского тепла, либо могут быть личностные особенности родителя, например выраженная интровертированность, по-другому – замкнутость, уход в себя).
Интересны также показатели по, так называемым, «среднестатистическим родителям» по результатам исследования. По основным параметрам стиль воспитания «среднестатистических родителей» достаточно согласован, т.е. «воспитательная линия» матери фактически не имеет кардинальных расхождений по исследуемым параметрам с «воспитательной линией» отца. Параметров было много, не буду вас ими затруднять. Нам важны результаты. Таким образом, сложилась картина «либерального» и, зачастую, «непоследовательного» типа воспитания, с элементами «воспитательной неуверенности родителя» и «приступами излишней строгости». Также выяснилось, что родители предпочитают присваивать ребёнку качества взрослого (ответственность, самоконтроль), когда им это выгодно. Т.е. убирать игрушки и правильно вести себя в гостях – «ты уже взрослый и обязан это делать», а смотреть фильм до 10 вечера – это «ты ещё маленький, ложись спать, и чтоб без разговоров».
Соответственно, тип личности ребёнка сформировывается такой:
- Недостаточный уровень эмоциональных связей с родителями
- Признание авторитета родителей
- Несформированность чёткой половой идентификации (как ни странно, у большинства детей). Возможно из-за недостатка информации, боязни разговоров на «щекотливую» тему.
- Внутренний диссонанс мотивов (внутренний конфликт отношений к родителям: проще – ребёнок не может решить дилемму «люблю-ненавижу», чего больше).
При этом наблюдается:
- Любознательность
- Социальная адекватность поведения
- При заниженной самооценке
Вот таков, к сожалению, «портрет» нашего современного ребёнка. «Художниками» в данном случае выступают сами родители. В первую очередь, конечно, мамы.
- В принципе, раз от раза убеждаюсь в истине, что «ребёнок таков, каким его сотворили родители» - в физиологическом, психологическом и педагогическом смыслах.
- Вот что говорят специалисты по этому поводу:
Наиболее распространенным механизмом формирования черт характера ребенка, ответственных за самоконтроль и социальную компетентность является адекватность, разумность тех средств и навыков контроля, которые используют родители. При этом адекватный контроль предполагает сочетание эмоционального приятия, одобрения с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью в предъявлении ребенку. Дети с адекватной практикой родительского отношения характеризуются хорошей адаптированностью к детской (напр., школьной) среде и общению со сверстниками, активны, независимы, инициативны, доброжелательны и эмпатичны (т. е. – отзывчивы).
Родители и другие взрослые могут воздействовать на формирование «Я-образа» и самоуважение ребенка, не только внушая ему свой собственный образ ребенка и свое отношение к нему, но и «вооружая» ребенка конкретными оценками и стандартами выполнения тех или иных действий; частными и более общими целями, к которым стоит стремиться; идеалами и эталонами, на которые стоит равняться; планами, которые необходимо реализовывать. Если эти цели, планы, стандарты и оценки реалистичны, то, достигая цели, реализуя планы, удовлетворяя стандартам, ребенок или подросток, так же как впоследствии и взрослый, повышает самоуважение и формирует позитивный «Я-образ»; если же планы и цели нереалистичны, стандарты и требования завышены, т. е. то и другое превышает возможности и силы субъекта, то неуспех приводит к потере веры в себя, потере самоуважения. Так формируется «конфликт» в самооценке ребёнка.
Таким образом, наше отношение, обращение к ребёнку определяет сценарий его жизни.
«Сценарий неудачника» закладывается в детстве сценами: «Ну, что ты вертишься под ногами?», «Вечно тебе всего мало…», «Ты плохой!», «Паразит! Ведь назло всё делаешь? Ни стыда, ни совести», «Я от тебя уйду» и т.д.
«Сценарий удачника». В детстве ребёнок слышит: «Иди, поиграем», обращаясь к отцу, мать умилённо говорит: «Какой он у нас милый, просто прелесть». А, обращаясь к ребёнку, родители не устают твердить: «Мы верим в тебя. Ты сильный, добрый. Ты всё сможешь». И даже, если ребёнка в его играх постигла неудача, вместо «у тебя всё равно не получится», характерного при общении с «неудачником», звучит «у тебя это получится потом».
Огромную роль в будущей жизни ребёнка будут играть навыки, приобретённые в детстве. Ведь они имеют огромное значение в жизни человека и составляют 90% всех его действий. При отсутствии навыков за человеком закрепляются нелестные эпитеты: «безрукий», «неуклюжий».
Навыки освобождают наш ум от необходимости обдумывать каждую деталь, и человек может творчески работать. Автоматизм же вырабатывается путём постоянных упражнений и повторений. Неправы бывают взрослые, когда из-за недостатка времени, терпения они не поддерживают стремления малыша «я сам». Непереоценима и роль таких слов, как: «надо», «хочу», «нельзя».
К сожалению, взрослые сами зачастую грешат «воспитательной неуверенностью» или «перегибанием палки», не умея гармонично воспитывать ребёнка………
- Но вернёмся к физиологии. Итак, от родителей генетически ребёнку достаётся тип реакций. Это ещё не высшая нервная деятельность, а её зачатки, которые в дальнейшем определят темперамент ребёнка, а, со временем, и характер. Они бывают слабые-сильные и быстрые-тормозящие, говоря обыденным языком. И это не плохо и не хорошо – просто данность. В каждом ребёнке своё индивидуальное сочетание. Я не беру сейчас отклонения от нормы, вызванные болезнями. (Например, энцефалопатия, зачастую выливающаяся в гиперактивность.)
Соответственно на внешние раздражители каждый ребёнок будет реагировать по разному. (Грубый пример: на запрет идти гулять слабый – молча уступит, а сильный по природе своей будет конфликтовать. Один ребёнок быстро ест или решает задачу, другой медленно. Качество решения в расчет не идёт).
- В январе 2005 года в своём публичном выступлении ректор Гарвардского университета (США) Лоренс Саммерз заявил, что мужчины более успешны в науке, чем женщины. Это возобновило дискуссию, начавшуюся более века назад, когда учёные обнаружили, что размеры головного мозга у мужчин несколько больше, чем у женщин. (Эту тему в своё время проиграла в своём юмористическом монологе Елена Степаненко). Сегодня нет подтверждения тому, что наши интеллектуальные способности зависят исключительно от строения мозга. Но ясно другое: мозг мужчин и женщин развивается и функционирует по-разному. Причём эти различия формируются задолго до нашего рождения: они заложены генетически. Между 18 и 26 неделями внутриутробного развития, яички ещё не родившегося мальчика начинают вырабатывать половой гормон тестостерон, который, взаимодействуя с мозговой тканью, преобразовывает её. Ультразвуковое обследование женщины на сроке беременности 26 недель позволяет отличить мозг мальчика от мозга девочки.
- В чём же эти различия? Назовём сильные стороны обоих полов.
Сильные стороны женщин:
- Более тонкое восприятие (женщины лучше слышат, воспринимают больший диапазон звуков)
- «Ловкость рук» (более точная координация движений, особенно мелкой моторики рук)
- Лучше память на слова (они более грамотны, легче запоминают слова из прочитанного списка, ориентируются в них)
- Коммуникативные способности (женщины явно превосходят в этом; среди них в несколько раз меньше страдающих различными дефектами речи; они лучше считывают выражение лица и пластику тела при общении).
Сильные стороны мужчин:
- Лучше ориентируются в направлениях движения, планах и картах
- Сильнее в геометрии и задачах на %
- Точнее попадают в цель
- Прагматичнее и жёстче, целеустремлённее; они легче принимают решение, делают выбор.
- И развиваются мальчики и девочки, хоть и параллельно, но по-разному. Соответственно, не стоит спрашивать одинаково хорошей успеваемости с мальчиков и девочек в 1 классе. Девочки в это время – большие аккуратистки, их больше увлекает учебный процесс и оценка взрослых. Мальчиков, преимущественно, волнуют личные отношения, дружба. И, т.к. с развитостью мелкой моторики у них труднее, то требовать идеального почерка от них было бы не правильно. Зато в подростковом возрасте всё переворачивается: как только девочек начинают интересовать мальчики, учёба задвигается на второй план; мальчики-«троечники» же, в преддверие выбора профессии, способны в короткие сроки наверстать школьную программу, и даже обогнать отличников (естественно, при наличии интереса и способностей).
- Опять же, оговорюсь, - это общие законы развития. В каждом законе почти всегда есть место исключениям.
- Откуда же берутся другие, индивидуальные, способности?
- Опять же обратимся к физиологическим особенностям развития мозга. Всем вам знакома со школы карта зон коры больших полушарий мозга. Обычно в учебниках её рисуют разноцветную – для наглядности. (ПОКАЗАТЬ) На карте сразу видно какая зона КБП за что отвечает: за восприятие слуха, зрения, моторики и др. На самом деле не всё так примитивно.
- Возьмём, например, такой нужный в обучении психологический процесс, как память. Память бывает: кратковременная, долговременная, механическая, ассоциативная, слуховая, зрительная и т.д. и т.п., плюс ещё куча нюансов. И за каждый вид памяти, как в компьютере, отвечает особый «файл», т.е. особый участок мозга. Развиваются они неравномерно, что зависит от:
- генетических факторов (если кто-то из родителей, обычно это бывают папы, заговорил только в 3 года, то и сына может ждать та же участь)
- жизненных обстоятельств (в первую очередь – от болезней и правильной тренировки).
- Оказывается, что даже для сохранения счастливых воспоминаний и горестных есть особые «закутки» мозга. Почему-то моменты «горя» для нас более значимы, чем моменты «счастья». Именно поэтому так трудно вылечить настоящую депрессию.
- А какая область мозга "отвечает" за письмо?
Оказывается, центр речи у большинства людей находится в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга "заведует" предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг).
Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более "древняя", автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена. Нелады с русским языком не мешают этим детям "объясняться" с помощью рисунка (как в древности - посредством изображения на скалах, бересте, глиняных изделиях).
- Проблемы в обучении, например – дислексия, бывают связаны с врожденными особенностями строения мозга: к примеру, запоздалое разделение «обязанностей» между правым и левым полушариями (которая происходит физиологически как раз перед школой, в возрасте 6-7 лет). На чтении «специализируется» задняя часть левого полушария, и если у детей, которые легко учатся читать, эта область мозга немного больше, то у дислектиков задние части левого и правого полушарий одинаковы. Эта особенность может передаваться по наследству. Так что если у папы в школе были проблемы с чтением или письмом, то вполне возможно, что точно такие же трудности будут и у детей. Случается также, что у детей все в порядке, а вот внуки получают «по наследству» дедушкины проблемы.
- Кстати, из-за особенностей распределения функций между полушариями мозга сложности с письмом и чтением случаются и у детей-левшей. У мальчиков подобные нарушения встречаются в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Связано это опять-таки с особенностями мозга. Например, у мальчишек в области мозга, передающей сигналы между правым и левым полушариями, находится на порядок меньше нервных окончаний. И ещё, именно по этому они не могут делать несколько дел одновременно (как, например, это любит делать большинство женской половины человечества). Поэтому ребёнок может запросто вас не слышать, когда чем-то сильно увлечён.
- Ребёнок приходит в жизнь с рефлексами, за которые отвечают более древние участки коры и подкорковые зоны. Всё осознанное, т.е. – условные рефлексы, формируется прижизненно. На месте так красиво нарисованных у взрослого человека полей восприятия, у новорождённого – только мелкие точки – зачатки полей. Всё остальное нарастает во время детства. ВСЁ В СВОЁ ВРЕМЯ. Выросли мозговые перемычки смысла и зрения – ребёнок сфокусировал взгляд; соединились зоны слуха, смысла и зрения – он понял, что обращаются к нему – повернул головку. Так же постепенно он учится осознанно двигать руками, хватать игрушку, осознавать расстояние до неё, ходить и говорить и, наконец, нащупывать «чувствительные струнки» маминой души, которыми, впоследствии, не применёт воспользоваться.
- Для развития каждой зоны, а, соответственно, и умения существует так называемый «сензитивный период». Наверное, слышали. Т.е. период наибыстрейшего и эффективного её развития. Согласитесь, бессмысленно учить ребёнка ходить на 2-м месяце жизни; так же бессмысленно учить здорового ребёнка ходить в 2 года, когда он уже сам вовсю бегает. Так же и во всём остальном.
- Чуть позже, в более практической части лекции, я назову наиболее оптимальные (по мнению специалистов) сроки развития основных, необходимых для обучения в школе, зон. Возрастные требования по каждому возрасту. А также дам некоторые рекомендации по их развитию. Расскажу о нормах готовности ребёнка к школе.
- Сейчас же скажу о том, чего точно не стоит делать.
*** Часто родители не понимают проблем детей с чтением и письмом, потому что сами давно забыли, как тяжело дается обучение этим навыкам. Для взрослого ведь читать и писать — просто и естественно: пробегаешь глазами строчки, и фразы сами складываются в голове. Сейчас я пишу и не особенно задумываюсь над тем, какими пальцами какие клавиши компьютера нажимать. Тоже мне работа — голова думает, а пальцы сами собой барабанят по клавиатуре! Между тем, чтение и письмо — сложнейший умственный процесс, в котором участвуют сразу несколько областей мозга, взаимодействуют слуховые, зрительные, двигательные анализаторы. Даже у самого обычного ребенка, не имеющего никаких проблем с письмом и чтением, все необходимые навыки окончательно формируются только к 10-11 годам. А если какая-то из систем дает сбой?
Чтение и письмо — очень тяжелая работа для младшего школьника! Вот представьте. Вы диктуете ребенку простое предложение: «Рано утром Лиза пришла в школу». Чтобы записать, он должен вначале его запомнить, потом разложить предложение на слова, слова — на звуки. Затем нужно соотнести каждый звук с буквой, с ее графическим начертанием. Затем в дело вступает двигательный анализатор — рука «вспоминает» движения, необходимые для того, чтобы «нарисовать» нужные буквы. То, что взрослый делает автоматически, для ребенка — колоссальный умственный труд! В первом классе это дается очень тяжело. Посмотрите, как делает домашнее задание первоклассник: напишет строчку, посмотрит в окно, подумает, еще несколько слов напишет… Его нельзя ругать за лень. По-настоящему ленивых детей очень мало. Малышу действительно сложно. Родителям первоклашек не стоит забывать и о том, что, согласно последним исследованиям физиологов, ребенок, только начинающий учиться писать, может непрерывно писать не более трех минут. А мама, бывает, ворчит: «Вот, первую строчку написал красиво, а во второй и третьей буквы пляшут». Школьник устал, у него начала дрожать рука, поэтому вышло не очень аккуратно. Нельзя заставлять детей переписывать, вырывать «испорченные» листы. От этого ребенок лучше писать не станет. Зато начнет бояться, ненавидеть письмо.
- Вот статья Дмитрия Писаренко "Читать позже, чем ходить" из газеты "Аргументы и факты Москва" (от 2 марта 2005 года), которую мне бы хотелось зачитать вам полностью, насколько она точна:
«Московские ученые бьют тревогу: 50-60% старшеклассников - неграмотны. Эти подростки уже не смогут квалифицированно освоить профессию.
Еще 20 лет назад считалось, что население советской страны, а ее столицы и подавно, имеет 100%-ную грамотность. Правда, критерии грамотности у нас были не такие, как во всем мире. Уметь складывать буковку к буковке, писать свою фамилию и читать ее - вот и все заслуги. В то время как ЮНЕСКО в 1958 г. дало свое определение грамотного человека: таковым считается тот, кто умеет стройно излагать свои мысли и в соответствии с требованиями к родному языку способен написать краткую автобиографию.
Столица давно рассталась со званием самого интеллектуального города.
"Сейчас Россия по грамотности чтения стоит на 28-м месте. Это данные последнего масштабного исследования, его проводили среди 15-летних школьников 32 стран, - говорит директор Института возрастной физиологии, доктор биологических наук, академик РАО Марьяна Безруких.
- Оценивались три параметра: способность находить информацию в тексте, интерпретировать ее и давать оценку. Замечу, что в 15-летнем возрасте навык чтения должен быть полностью сформирован: человек выбирает профессию и вуз для поступления. Высшую оценку в 5 баллов получили лишь 3% наших старшеклассников. А вот 1 балл заработали 18%! Они способны понимать только простейший текст и не более. Но это не все. Оказалось, что у нас есть дети, которые выполнили задание ниже 1 балла! И их 9%. Значит, у нас 27% подростков, не способных как-то интерпретировать, пересказывать и анализировать прочитанное. Это функционально неграмотные люди. Они не смогут освоить профессию, понять должностную или какую-либо другую инструкцию, выполнить задание, даже самое простое. Это балласт для общества".
Продолжим арифметику. Если к 27% "балласта" прибавить 29% тех, кто в результате тестирования получил 2 балла (требовалось усвоить информацию в явном виде, без иносказательности), то выйдет, что потенциально неграмотных молодых людей у нас больше половины. Вся эта печальная статистика верна и для Москвы: столица давно рассталась со званием самого интеллектуального города.
Учить читать в три года бессмысленно и опасно!
Откуда же взялось это обилие неграмотных школьников? Институт возрастной физиологии провел свое исследование - на этот раз среди школьников с трудностями обучения письму и чтению в младших классах Москвы. Ученые пришли к выводу: отстающие дети вовсе не глупые, просто методики и темп обучения не соответствуют их возможностям.
Именно ошибками в преподавании Марьяна Безруких объясняет возросшую безграмотность старшеклассников: "В начале 90-х интенсивность обучения резко увеличилась. Родители мечтали, чтобы их чадо стало вундеркиндом, а учителя-методисты разрабатывали свои рекомендации. Например, ребенок должен читать со скоростью 120-140 слов в минуту. Но это тоже не соответствует физиологическим возможностям ребенка, а главное - особенностям восприятия информации. Механизмы чтения вслух и про себя разные. В практической жизни вам больше пригодится чтение про себя, но вот этому навыку в школе как раз и не учат!"
Интенсивность обучения обернулась тем, что "Букварь" теперь проходят за 2-2,5 месяца, в то время как раньше на это отводился как минимум год. А ведь навыки письма и чтения сформировать быстро нельзя: это та база грамотности, которую надо закладывать медленно. Еще одна инновация 90-х: преподаватели стали требовать от родителей, чтобы те приводили в первый класс читающих и пишущих детей. Родители и стараются: ребенку еще трех лет не исполнилось, а его заставляют читать. Это бессмысленно и опасно: у детей, которых научили читать очень рано, формируется неправильный механизм чтения. Даже став взрослыми, они с трудом воспринимают тексты.
"Механизмы для формирования навыков чтения и письма созревают у ребенка не раньше, чем к 5-6 годам, об этом надо помнить и учителям, и родителям, - советует Безруких. - А в более раннем возрасте буквы воспринимаются лишь как символы, они ничем не отличаются от изображения домика или курочки. Еще одно заблуждение начальной школы - необходимость обучения каллиграфическому письму - создает дополнительные проблемы. Наши потомки все меньше будут писать ручкой. И, наверное, целесообразней учить детей писать полупечатными буквами - так проще и легче. Вы заметили, что дети 5-6 лет до школы очень любят подписывать рисунки печатными буквами? Потом дети приходят в школу, и их заставляют долго и нудно выводить крючочки, не отрывая ручку от бумаги. Получается с трудом. Разрывается естественный процесс формирования письменной речи".
Увы, еще остались школы, где преподаватели с секундомером в руках замеряют скорость чтения. И доводят детей до тяжелых неврозов, до заикания. Кстати, количество детей-невротиков, по данным ученых, растет. В начальную школу их приходит около 20%. А, сколько будет к старшим классам? Во многом зависит от того, что будут от них требовать.»
- А теперь несколько случаев из личной практики.
- Сначала об отношениях «взрослый-ребёнок». Как важно, чтобы они были адекватными. Например, когда я работала в московской дошкольной частной «академии» (так она называлась), у меня был ученик 6 лет. Мама его работала директором рынка. Портить с ней отношения никому не хотелось. А ребёнок вёл себя на большинстве уроков безобразно. Я пришла не с начала года. У меня на математике он вёл себя адекватно, поэтому я очень удивилась. Оказалось, что ребёнку просто не хватало «рамок», т.к. все вокруг позволяли ему делать что угодно. Такое может произойти у родителей, которые живут с детьми как бы на «одной планке», т.е., общение происходит не как «взрослый-ребёнок», а как «ребёнок-ребёнок». А иногда в таких семьях даже дети кажутся мудрее родителей, и как бы меняются с ними ролями. На самом деле - это трудное бремя для ребёнка, т.к. противоестественное. И такие отношения сказываются на всём, включая и процесс обучения, т.к. родитель в данном случае не имеет авторитета у ребёнка.
- Зачастую очень «усугубляют» процесс воспитания бабушки. Причём, как чересчур заботливые, так и наоборот (эдакий «домашний генерал» в юбке). Обычно из чересчур заботливых бабушек дети, что называется, «верёвки вьют». А вот «генералы» всюду проводят свою линию. Мне приходилось сталкиваться с такими бабушками. Где-то 2 года назад я готовила мальчика к школе. Ребёнка до этого учил читать папа по букварю Жукова. Букварь замечательный, логопедический. Только папа был не специалист. Ребёнка учили читать на страхе и зубрёжке. Честно говоря, я ужаснулась произведённому «эффекту» обучения. Всем известна истина, что всегда проще научить, чем переучить с неправильного (на этом основан феномен: выучив первоначально неправильно стихотворение, ребёнок скорее всего так его и расскажет в минуты волнения на празднике, сколько бы его не переучивали на многократных репетициях). Итак, мальчик читал сносно только простые слова. Бабушке очень хотелось, чтобы он скорее начал читать тексты. На данной почве у ребёнка развился «страх больших текстов». Через 4 занятия она закатила скандал: «- Ребёнок не читает! Репетитор не понятно чем с ним занимается!» Достаточно адекватная мама не смогла противостоять свекрови в этом вопросе. Поэтому, в таких случаях родителям нужно быть дипломатами, отстаивающими интересы ребёнка.
- И здесь же я затронула уже такую проблему, как «непрофессиональный подход к раннему обучению». Если у вас не хватает средств на репетитора, но много терпения и желания заниматься самим со своим ребёнком, пожалуйста, хотя бы разово найдите специалиста, который бы вам консультативно помог в выборе стратегии обучения конкретно вашего ребёнка. Это может быть знакомый учитель начальных классов, логопед в детском саду или другой специалист, которого с удовольствием предложат вам детские центры и агенства города.
- И, перед тем, как мы сделаем небольшой перерыв, после которого перейдём к конкретным рекомендациям, мне бы хотелось знать: возможно у вас возникли какие-то вопросы по первой части нашей лекции?.......... (вопросы зала).
ПЕРЕРЫВ 5-10 МИНУТ.
- Итак, продолжим. Для начала подробнее определимся в понятии «сензитивный период развития». Что же это такое?
- Возрастная сензитивность - это «присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психический свойств или процессов.» «Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сензитивности обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики.»
Сенситивными периодами называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования, поведения вообще и т.д. - вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе некоторого внутреннего импульса и в течение некоторого узкого промежутка времени. В соответствии с "космическим планом" развития, сенситивные периоды служат тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы поведения и т.д.
Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сенситивный период.
Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно - независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей.
Отсюда возникает необходимость вовремя их определить и не пропустить. Как я уже неоднократно говорила раньше, каждый ребёнок развивается по своему личному плану. И поэтому календарный возраст иногда может не совпадать с физиологическим и психологическим. Поэтому родители должны быть очень наблюдательны, чтобы ребёнок к моменту поступления в школу максимально приблизился к нормам школьной готовности. В случае же задержки развития, индивидуальные особенности ребёнка должны осознанно учитываться взрослыми для индивидуального подхода в обучении. Требования же к младшему школьнику, предъявляемые взрослыми (учителем, родителями), должны быть в данном случае значительно скорректированы.
- Наверное, самый главный психический процесс, необходимый в обучении – это развитие речи. С него и начнём.
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Длится в среднем от 0 до 6 лет, причем начинается еще до появления ребенка на свет (вспомним естественную потребность матерей разговаривать со своим еще не родившимся ребенком, петь ему песни).
Охарактеризуем наиболее важные этапы внутри данного периода с указанием приблизительного возраста их наступления.
В возрасте от 0 до 4.5 месяцев:
- Ребенок уже способен ощущать речь как нечто особенное. Напомним, что в этом возрасте сознание ребенка еще не может выделить в отдельные картины образ мира, образ себя и образ своего взаимодействия с миром. Все впечатления ребенка об окружающем его мире спутаны в единый клубок, в котором, однако, ярко выделяется красная нить - речь.
- Поэтому дети способны смотреть на рот говорящего, поворачивать голову к источнику звучания речи. Если этого не происходит - существует вероятность того, что у младенца есть проблемы со слухом, и этот симптом - весьма веская причина для обращения к врачу.
- Дети учатся подражать звукам.
- В это время они постоянно выплевывают что-нибудь, надувают пузыри из слюней, что является прекрасным свидетельством начала тренировки мышц речевого аппарата.
- Ребенок самостоятельно начинает располагать произносимые им звуки друг за другом, выстраивая их разнообразные последовательности, вслушиваясь в мелодию родного языка.
В возрасте около 1 года:
- Ребенок сознательно выговаривает первое слово; впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли.
- Но одновременно ребенок попадает в ситуацию фрустрации: прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может, однако, воспользоваться этим "знанием" из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может.
Выход из данной ситуации выглядит естественным - с указанного возраста и примерно до 2 - 2.5 лет происходит лавинообразное нарастание словаря ребенка.
В возрасте около 1.5 лет:
- Ребенок начинает выражать свои чувства, желания. Это прекрасный возраст, когда он непосредственно, без обиняков говорит о том, чего хочет и чего не желает; говорит на языке чувств, используя ориентационную механику "приятно - неприятно", вместо "правильно - неправильно". Первый способ ориентации в мире является естественным для человека, второй навязывается ребенку в ходе "воспитания".
- Ребенок в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно сформулировать предложение. Лишь из-за нехватки некоторых слов создается ложное впечатление о наличии специфического "детского" языка с особыми грамматическими нормами.
Отсюда следует два важных вывода.
Первый связан с категорическим запретом на "сюсюканье" взрослого с ребенком, на придумывание родителями для общения специального, упрощенного "детского" языка. Наоборот, в этом возрасте, когда ребенок наиболее чувствителен к нормам языка, речь взрослого должна быть грамотной, ясной и четкой. Как никогда более ребенок нуждается в том, чтобы ему как можно больше рассказывали историй, содержащих все богатство и разнообразие слов и грамматических конструкций родного языка; историй, являющихся образцами хорошего стиля и различных по жанру.
Второй вывод связан с принципиальной возможностью дальнейшего речевого развития ребенка в би-лингвической среде, когда он имеет возможность осваивать сразу два языка. Причем в норме можно быть уверенным, что внутренней путаницы с языками не произойдет, и русские слова в иностранных грамматических конструкциях использоваться не будут.
И немного – о новых методиках (хотя новыми их можно назвать относительно). Есть такое понятие, как «образ слова». Оказывается, взрослый, бегло читающий человек не делит слово на слоги, а догадывается о его смысле из контекста, улавливая слово по его «образу». Поэтому нам почти не мешают типографские опечатки, разные шрифты и другие помехи.
Предлагаю вам для эксперимента прочитать такой текст, разработанный лингвистами (раздать):
«По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а всё солво цликеом».
- Обращаю внимание, что экспериментировать с таким текстом можно только человеку с устоявшимся навыком чтения. (Это, если у вас возникнет желание показать текст ребёнку!) Малыши, которые осмысленно учатся, читают по слогам и достаточно долго вдумываются в смысл слова. Со временем у них развивается фотографическая память на часто употребляемые в текстах слова. Именно поэтому очень важно с особой тщательностью подходить к обучающим текстам, к их орфографической и лексической правильности.
Но сейчас я не об этом. В 1,5-2 года малыш стихийно познаёт мир: предметы, живых существ, отношения и др. Поэтому так же, без особого напряжения (если родители не давят), он способен усвоить «образ слова». Короткие простые и понятные ребёнку слова можно соотнести в его сознании с конкретными предметами. Делается это следующим образом. Большими печатными буквами пишется табличка (формат примерно А4 /2). Например, «ШКАФ». Вешается на шкаф. Ребёнку называют предмет, щупают его, трогают, открывают дверцу. Затем обращаются к табличке. Слово читается ребёнку полностью, не по слогам! Затем ненавязчиво, в течение нескольких дней, недели знание закрепляется. Затем ребёнку предлагается узнать знакомую табличку из 2-х, а потом, из 3-х слов. Напр., «мама, шкаф, папа». - Найди слово «шкаф». Кстати, рекомендую начать именно с более эмоционально значимых для ребёнка слов: мама, папа, бабушка, дедушка, кошка и т.п. В начале обучения слова вводятся очень (для родителей) медленно. Первые 3 слова – раз в неделю. Следующие 10 – максимум по 2 слова в неделю. А затем – от способностей и интереса ребёнка. Главное – регулярный повтор всех ранее изученных слов и игровая мотивация! У родителей всегда существует соблазн похвастаться успехами своего чада, иногда ему же в ущерб. Поэтому я настаиваю именно на добровольное со стороны ребёнка и радостное обучение. Если ребёнку трудно – не заставляйте его насильно, сделайте перерыв. Возможно у него ещё «не выросло», т.е. не созрела соответствующая зона мозга, о чём я говорила выше. И ещё помните, что рассчитывать на устойчивое внимание со стороны ребёнка в раннем возрасте можно в течение 5, максимум 15 минут (у очень спокойных, флегматичных детей).
- Вопросы по данной методике возникли? (Вопросы зала).
- Продолжим.
- В возрасте 2.5 - 3 лет ребенок часто разговаривает сам с собой. Его так называемая эгоцентрическая речь - прекрасная и единственная возможность услышать в громкой речи ребенка логику, последовательность или непоследовательность в его мыслях, ибо все то, о чем он в настоящий момент думает, сразу же проговаривается. Это не слишком длительный этап в речевом развитии: постепенно монологи становятся внутренними, и об особенностях мышления человека в дальнейшем можно будет судить лишь косвенным образом.
В возрасте 3.5 - 4 лет:
- Ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно. Это означает, что с помощью речи он решает свои проблемы и может, например, попросить друга закрыть окно, а не идти самому. Ребенок осознает силу собственной мысли, грамотно выраженной с помощью речи и поэтому понятной окружающим.
- Дети этого возраста живо интересуются символическим обозначением звуков - буквами, с удовольствием обводят буквы из шершавой бумаги и т.д.
- Они могут работать с подвижным алфавитом, выкладывая друг рядом с другом буквы, обозначающие отдельные звуки, их сочетания - вплоть до простых слов.
Поэтому в возрасте 4 - 4.5 лет выглядит совершенно естественным следующий серьезный шаг в речевом развитии ребенка: он начинает спонтанно писать отдельные слова, целые предложения и короткие рассказики. И это при том, что его никто не учил письму письмом. Шла косвенная подготовка его интеллектуальных и двигательных способностей.
Наконец, в возрасте около 5 лет ребенок без принуждения и самостоятельно учится читать: к этому ведет его логика речевого развития. Поскольку процесс письма - это выражение особым образом собственных мыслей, а процесс чтения предполагает, помимо различения букв и умения складывать их в слова, еще и понимание мысли других людей, которая стоит за этими словами. А это сложнее, чем выражать собственные мысли.
- Т.о., на 4-м году жизни здорового ребёнка можно научить читать. И в данном случае эффективнее методики Зайцева для этого возраста пока никто не придумал. И опять же я имею ввиду идеальное её применение, т.е. со звуковым и слоговым анализом, в индивидуальном темпе, без завышенных требований к ребёнку. Я сама, вот уже 3-й год преподаю чтение в школе дошкольников с использованием данной методики. И, так же, как и во всём остальном, результаты ребёнка зависят от заинтересованности в этих результатах у взрослых. Другими словами: кто дома выполняет домашнее задание, у того результаты значительно выше. В этом году меня очень порадовал один мальчик – Антошка. В 5 лет ребёнок говорит непонятно. Это, так называемая, «каша из звуков» во рту. В начале года свою неразговорчивость он компенсировал неадекватным поведением, т.е. попросту привлекал внимание. Стала почаще его провоцировать отвечать по делу, чаще хвалить даже за незначительные успехи, откровенно побеседовала с мамой. И к концу учебного года Антошка стал одним из преуспевающих учеников. Здесь имеется ввиду, что он не научился чисто говорить, как по мановению волшебной палочки. Здесь ещё предстоит достаточно долгая индивидуальная корректировка логопеда. Но, относительно самого себя, ребёнок сделал значительный скачок в развитии. А самое главное, что они с мамой научились совместно и продуктивно работать, получая видимые результаты. Именно этот опыт ценнее всего!
ВНИМАНИЕ! Скажу словами Марии Монтессори: ЕСЛИ ДЕТЯМ ПРИХОДИТСЯ ДЕЛАТЬ ЧТО-ТО ВНЕ РАМОК СООТВЕТСТВУЮЩЕГО СЕНЗИТИВНОГО ПЕРИОДА, ТО ЕСТЬ ПОД ПРИНУЖДЕНИЕМ (учиться читать, писать и проч.), ТО К РЕЗУЛЬТАТУ ОНИ ПРИХОДЯТ ПОЗЖЕ ИЛИ НЕ ПРИХОДЯТ СОВСЕМ.
- Более подробно рассматривать методику Зайцева в рамках данной лекции было бы некорректно. Это отдельный разговор не на 1 час. В городе есть специалисты, которые по ней работают с разным успехом. В этом плане нам повезло. Самый главный специалист, методист и соратник самого Зайцева, Людмила Александровна, живёт в Нижнем Новгороде. Поэтому фактически все специалисты по данной методике в городе прошли через неё. Сама она – профессор математики. Она давно уже официально на пенсии (точно не знаю, не удобно было спрашивать). Но её энергии позавидуют и молодые. Внучка Людмилы Александровны, пройдя «зайцевскую школу», лет в 14 поступила в институт, окончив экстерном школу на «отлично». Знает несколько языков, и без страха и утомления берётся учить новые. Заметьте, ребёнок сам проявляет инициативу, когда ему интересно. Она просто говорит: «Бабушка, я хочу изучать испанский», например. Бабушка в ответ: «Хорошо. Значит, мне придётся взять ещё пару учеников»☺. Но это – уже другая история.
Вот что может дать комплексный подход к развитию в раннем возрасте и правильная мотивация на учёбу! А ведь главная задача начальной школы – как раз «научить учиться», т.е. создать правильный, эффективный алгоритм усвоения новых знаний, а не впихивать в неокрепшие детские головы кучу, подчас ненужной, информации, подрывая их нежное здоровье. К сожалению, чиновники от образования давно уже, как когда-то декабристы, «далеки от народа». Поэтому – здоровье и развитие детей в руках самих родителей. Но, не будем о грустном!
- Итак, следующий сенситивный период – это: СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ ПОРЯДКА
Длится этот период от 0 до 3 лет, причем этап наивысшей интенсивности его протекания наступает в среднем около 2 - 2.5 лет.
Сразу необходимо отметить, что для ребенка порядок означает нечто иное, чем для взрослого. "Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы - вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром" (М. Монтессори).
Мы можем лишь приблизительно представить, что творится с ребенком при отсутствии порядка, если вспомним, как сложно было менять привычный уклад жизни, привычные ориентиры "в связи с переходом к рыночной экономике". Но у нас была семья, профессия и проч., и это позволило худо-бедно удержаться на плаву. У ребенка же изначально нет ничего стабильного.
Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. Он не только обосновывает господство человека над вещами, но и способствует тому, что на его основе ребенок в этом возрасте строит внутренний порядок в себе самом. Можно сказать, что в дальнейшей жизни человека внутренний порядок - порядок в мыслях, поступках, законопослушность, да и уровень саморегуляции поведения в целом - будет развит настолько, насколько упорядоченной была окружающая его среда в возрасте от 0 до 3 лет.
В возрасте 2 - 2.5 лет ребенок испытывает характерную любовь, точнее - настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка, громко выражая свое негодование в том случае, если он нарушается взрослыми. А поскольку это происходит почти постоянно, то и сложился у нас образ 2.5-летнего ребенка как капризного, непонятно чего требующего существа.
А ему насущно необходим порядок, и особенно в трех сферах:
- в окружающей его среде (в помещении),
- во времени
- и в поведении взрослых по отношению к нему.
Рассмотрим подробнее требования к соблюдению порядка в каждой из этих трех сфер:
- Порядок в окружающей среде.
Его соблюдение позволяет ребенку разобраться в следующем:
- В соотношении между предметами. Речь идет о том, чтобы структурировать окружающую ребенка среду (чаще всего - предметы в его квартире) таким образом, чтобы она соответствовала основным закономерностям в соотношении между предметами: посуда - на кухне, обувь - в прихожей, одежда - в шкафу, игрушки - всегда на своем месте в специальном ящике; кроме того, ребенок спит, ест на одном и том же месте, имеет собственный уголок, ест из собственной посуды и все такое прочее. То есть создается своеобразная "подготовленная среда", демонстрирующая культурно обоснованное соотношение между предметами, вещами в быту.
Необходимо отметить, что ребенок очень радуется, если снова и снова находит знакомые ему вещи на одном и том же месте. И поэтому необходимо, чтобы каждое утро он видел, например, свои игрушки аккуратно уложенными и в одном и том же месте - даже если вечером они были разбросаны. В этом возрасте бессмысленно требовать от ребенка соблюдать порядок самому, ибо он только еще формирует собственный образ порядка. И помочь ему в это могут родители, поддерживая внешний порядок вокруг него.
Кроме того, для ребенка в этом возрасте очень трудно привыкать к изменившейся окружающей среде (речь идет о переезде на другое место жительства, о первом походе в детский сад и т.п.). Последствия такого стресса впоследствии обычно не проходят бесследно.
- Порядок в отношении людей к предметам.
И опять-таки желательно, чтобы это отношение было культурно обусловлено: действительно, обычно принято на стуле сидеть; за столом - есть, обращаясь со столовыми приборами соответствующим образом; дверь открывать рукой, а не ногой; кофе пить на кухне, а не в постели и т.д.
Для соблюдения этого родителям приходится наступить на горло собственной креативности, перестать вольно обращаться с различными вещами, предметами домашнего обихода и освоить общепринятые способы действия с ними, постепенно становясь "профессионалами" в воспитании собственного ребенка.
- Порядок во времени.
Для ребенка чрезвычайно важно прочувствовать ритм своего дня. У каждого он свой, и устанавливается обычно в течение первого года жизни путем совместной активности и уступок с обеих сторон - со стороны ребенка и со стороны родителей: необходимо, чтобы режим дня устраивал всех. После этого задача родителей заключается в том, чтобы на протяжении второго и третьего года жизни ребенка поддерживать этот индивидуальный режим.
Осознать собственный ритм дня - это значит запустить ход "внутренних часов"; прочувствовать, что существует великий закон времени, который важнее субъективных желаний и капризов. В частности, мама или папа, если они работают, не могут прийти домой раньше определенного времени, как бы того ни хотел ребенок - но, с другой стороны, и ребенок имеет право знать точное время их прихода и быть уверенным в их пунктуальности.
Есть еще один аспект, касающийся соблюдения порядка во времени - точнее, порядка в последовательности событий. Например, последовательности в событиях при чтении уже известных ребенку сказок. Многие из нас замечали, что в этом возрасте частенько ребенок выказывает неудовольствие, если рассказчик делает ошибку в последовательности событий, особенно, если что-то придумывается заново. Малыш не против творчества взрослых вообще - ему лишь нужно приобрести устойчивость в мире; и если Красная Шапочка ведет себя, как всегда, - значит, можно быть уверенным в завтрашнем дне!
- Порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку.
Для ребенка такого возраста наиболее важно прочувствовать порядок в следующих аспектах поведения взрослых по отношению к нему:
- Требования, которые предъявляют взрослые к ребенку, должны быть постоянными (неизменными) и не зависеть от сегодняшнего настроения. Желательно, что они были обоснованными: в идеале - обоснованными научно (знанием об индивидуальном протекании сенситивных периодов собственного ребенка, например), в реальности - обоснованными хотя бы здравым смыслом (пониманием, что нельзя от ребенка требовать того, чего он по возрасту еще не в состоянии сделать).
- Требования к ребенку должны быть конкретными (касаться чего-то одного) и выстраиваться в некую последовательность; в идеале - образовывать поведенческий алгоритм. В последнем случае после многократных повторений одной и той же последовательности действий (например, связанных с отходом ко сну: умыться, расстелить постель, раздеться, уложить аккуратно одежду и проч.) этот алгоритм становится внутренней собственностью ребенка, и взрослому достаточно лишь дать общее название ("Готовимся ко сну?") для того, чтобы ребенок без унизительного подстегивания словами (он сам знает, что делать дальше!) мог действовать самостоятельно.
- Требования, которые предъявляются ребенку, должны соблюдаться самими взрослыми. Поскольку все равно ребенок научится тому, что видит, этот тезис можно оставить без каких-либо психологических комментариев.
- Уровень сформированности у ребенка "чувства порядка" является одним из основных критериев готовности к детскому саду. И ответственность за это лежит на родителях и зависит оттого, насколько грамотно и полно они смогли удовлетворить (интуитивно или осознанно) при создании окружающей среды естественную тягу ребенка к порядку. Сложившийся у ребенка к 3 годам внутренний образ порядка и будет в дальнейшей его жизни образцом. Стоит ли впоследствии искать иные причины того, что в детском саду ребенок, несмотря на профессиональную работу воспитателя, с трудом, иногда годами, учится поддерживать внешний порядок! Это же касается уровня "внутреннего порядка" (порядка в мыслях, поступках и т.п.).
В сложных случаях (отставание в развитии, педагогическая запущенность и т.д.) ребенку 3 лет и старше перед поступлением в детский сад, а, при большой запущенности – в школу, необходимо пройти курс индивидуальной коррекции, задача которой - подготовка ребенка к детскому саду (школе). С помощью специальных методов педагогу удается максимально использовать "излет" уже прошедшего сенситивного периода.
- Поэтому главный вывод из вышесказанного, как бы не банально он звучал: соблюдение режима дня (желательно – и в выходные). А также – соблюдение установленных порядков и точные, согласованные, а не противоречащие друг другу требования в воспитании между всеми значимыми для ребёнка взрослыми (мамой, папой, бабушкой и др.).
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
- Он длится в среднем от 0 до 5.5 лет.
Конечно, здоровый ребенок в принципе может видеть, слышать, ощущать запах, вкус и проч. Но высокий уровень развития органов чувств и определенная степень их дифференцированности возможны лишь при специальной тренировке. Разнообразный сенсорный материал предоставляет оптимальную возможность для этого.
Одна из известных методик, направленных на развитие сенсорных способностей малышей является методика Марии Монтессори. Немного о ней расскажу. Сейчас многие из пособий, подобных разработанным М. Монтессори, по-отдельности, можно найти в магазинах игрушек. Они направлены на развитие органов чувств ребёнка. При таком обучении малыш способен распознавать сущность предметов по их тяжести, температуре, величине, структуре поверхности без задействования зрения (иногда в жизни это бывает необходимо). И тренировка данных чувств происходит, например, когда ребенок в полумаске пытается вставить на свое место в блоке разные по величине цилиндры.
Содержание этого длительного сенситивного периода составляет множество относительно коротких периодов, когда актуальным для ребенка становится развитие отдельных сторон или проявлений того или иного органа чувств, и он в разное время становится наиболее восприимчивым к цвету, форме, размерам предметов, хотя все это связано со зрением.
Механизмы научения фактически одинаковы.
Например, учить различать цвета лучше начинать с основных: красный, синий, жёлтый, чёрный, белый. И только потом – «промежуточные», составные цвета и оттенки: оранжевый, розовый, сиреневый и т.д. Каждый раз вводится и отдельно отрабатывается 1 цвет. Сначала – изолированно (например, картонный образец). Затем находится в окружающих предметах, сначала – в специально подобранных, а затем ситуативно (на улице, в книге и т.д.).
Подобная работа ведётся с формой, качеством и др. процессами:
- КРУГ – КРУГЛЫЙ МЯЧ – КРУГЛОЙ ФОРМЫ (блинчик) - …
- МЯГКИЙ – МЯГКИЙ ЗАЙЧИК – МЯГКИЙ ХЛЕБ - …
- Всегда вводится альтернатива, антоним, противопоставление. Сначала на уровне ощущений, затем – словесное обозначение.
- «Мяч – круглый, а кубик нет, он не катится. Попробуй, пощупай.»
- «Хлеб мягкий, а сухарик – твёрдый, жёсткий» и т. д.
- Здесь важно помнить: чем меньше ребёнок, тем меньше альтернатив.
- Также необходимо давать время и повод для так называемой "свободной работы" детей, когда они имеют возможность и умение свободно реализовывать свою познавательную активность.
Говоря проще, в условиях свободного выбора и при умении выбирать (о чем должен позаботиться взрослый) ребенок может сам подойти к тому материалу, который внутренне необходим ему именно сейчас. В этих условиях взрослый, наблюдая за выбором ребенка, имеет возможность определить уровень его актуального развития и наметить перспективы работы в зоне его ближайшего развития, заранее предлагая ребенку познакомиться с соответствующим дидактическим материалом.
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДМЕТОВ длится в среднем от 1.5 до 2.5 лет. Этот период трудно не заметить, и часто он доставляет взрослым немало волнений: ребенок манипулирует пуговицами, горошинами и т.п. с угрозой для собственного здоровья. Действительно, обычно взрослые не видят в этом интересе ничего полезного и не предоставляют ребенку возможность овладения адекватными способами реализации этой познавательной потребности.
А на самом деле ребенка интересует проблема целого и части; он получает удовольствие от того, что на его глазах при ударе об пол фарфоровая чашка распадается на несколько частей, которые, в свою очередь, состоят из еще более мелких частей. Таким образом, ребенок ощущает, что мир делим и состоит из все более и более мелких частей.
И взрослые в силах придать позитивный оттенок этому процессу, предоставив ребенку условия для адекватного отреагирования интереса к мелким предметам. Например, с помощью специальных упражнений: нанизывания на нитку более или менее мелких предметов (плодов каштана, бобов с проделанными в них отверстиями и т.п.); разборки и сборки моделей из конструктора (что позволяет ребенку прочувствовать не только процесс анализа целого на составные части, но и синтеза из этих частей целого).
- Немного отвлекусь.
Года 4 назад со своим воспитанником я попала в, с позволения сказать, «группу Монтессори». Не буду называть район и детский сад, на базе которого она располагалась. Но это было «что-то с чем-то». Гонка по времени; помещения не успевали проветриваться между группами; в классе сенсорики ни одного консультанта (родители и дети были предоставлены сами себе). Это – не «Монтессори-группа», это – чистое зарабатывание денег на данной методике. Хотелось бы, чтобы вы это различали. Кстати, 2-х летний ребёнок сразу заболел после однократного посещения данной «группы», не смотря на принятые меры предосторожности. Больше мы, естественно, туда не пошли. Это я опять к чему……… Любое хорошее дело можно испортить плохой организацией. Поэтому, не гоняйтесь за новинками, а выбирайте осмотрительно то, что нужно именно вам и вашему ребёнку.
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ длится в среднем от 1 года до 4 лет, и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить. Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. Таким образом, все воспитательные приемы и методы (включая классно-урочную систему), ограничивающие свободу движений ребенка в указанном возрасте, без преувеличения являются преступлением против его естественного развития. Отсюда же следует вывод о вреде для развития ребенка малоактивного образа жизни, который присущ многим современным семьям (увлечение просмотром телевизионных передач и проч.)
Протекание этого сенситивного периода также неоднородно: в течении его имеются моменты времени, когда ребенок концентрирует свое внимание на определенных движениях и действиях. И если в начале периода ребенка интересуют именно движения (у него есть потребность ощутить возможности своего тела, для чего пытается, например, открыть дверь толчком ноги или сдвинуть тяжелые вещи, а мытье стола вызывает удовольствие благодаря самому процессу, а не результату), то впоследствии его начинают интересовать все более и более сложные действия, для выполнения которых необходимо обладать определенным уровнем координации, свободы и выразительности движений.
И данную потребность развития необходимо учитывать взрослым!
Желательно отсутствие парт и наличие специальной двигательной зоны, где ребенок в любой момент, не мешая другим, может отреагировать в движении излишнее напряжение.
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ
В возрасте 2.5 - 6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Овладение иными (невежливыми) способами поведения происходит само собой, поскольку существует двор, надписи на заборах и "ребята, которые в открытую курят на остановках". Всем нам приходилось встречаться с этим: ребенок подражает тому, что он видел и пережил дома, на улице, и воспроизводит это бессознательно в своем поведении.
Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам общения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять. Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи и т.д.
Для овладения вежливыми формами общения служат упражнения в навыках социальной жизни, ролевые игры, на первых парах управляемые взрослыми.
- Вспомним ещё раз о половозрастных различиях, которые мы затрагивали раньше. Анализ результатов обследований детей 3-6 лет обнаруживает существование различий в развитии психических процессов по мере взросления детей, как мальчиков, так и девочек.
По большинству изучаемых процессов различия между детьми 3-4 и 4-5 лет достоверны. Исключение составляют показатели внимания (у детей 3-4 лет), воображения и восприятия (мальчики 4-5 лет).
В возрасте 5-6 лет картина несколько меняется: показатели характера мышления, памяти, восприятия у мальчиков и девочек несколько приближаются.
Таким образом, чем меньше возраст, тем больше показателей, имеющих различия (между детьми 3-4 лет - 80% показателей; 4-5 лет – 70%; 5-6 лет - 50%).
Различия наиболее максимальны в двух возрастных периодах: с 3 до 4 и с 4 до 5 лет. Исключение составляют только способности к восприятию, для которых наиболее благоприятными являются периоды с 5 до 6 и с 6 до 7 лет.
Следовательно, можно заключить, что наиболее благоприятными для развития психических процессов детей 3-6 лет, по абсолютному большинству показателей, являются два возрастных периода - с 3 до 4 и с 4 до 5 лет.
Достоверно увеличение показателей уровня развития психических процессов у детей при осознанном обучении и воспитании. Эффективно развиваются:
- в 3 года - мышление, память, воображение, восприятие (у мальчиков); память, воображение, восприятие (у девочек);
- в 4 года - мышление, внимание, воображение, восприятие (у мальчиков); внимание, воображение, восприятие (у девочек);
- в 5 лет - воображение, восприятие (у мальчиков и девочек);
- в 6 лет - воображение, восприятие (у мальчиков и девочек).
В заключение, еще раз сформулируем основные выводы, по рассмотренной теме, которые нам, родителям и педагогам, нужно помнить:
- Взрослым необходимо знать, что ребенок никогда уже не будет учиться чему-либо с такой легкостью, как в соответствующий сенситивный период своего развития.
- Сенситивные периоды универсальны и индивидуальны одновременно, поэтому особую роль в отслеживании хода развития ребенка играет искусство наблюдения.
- Знания о времени наступления основных сенситивных периодах, необходимо устроить для ребенка возможность упражнять свои органы чувств, навыки социальной жизни, речи и т.д.
- С каким же багажом знаний и умений должен придти дошкольник к 1-му классу школы, чтобы успешно учиться?
- У него должна быть адекватная самооценка, т.е. не заниженная и не чересчур завышенная. Дети с высокой самооценкой чувствуют себя в классе увереннее, смелее, активнее проявляют свои интересы, способности, ставят перед собой более высокие цели, чем те, кто при прочих равных условиях занижают самооценку.
- Правильная школьная мотивация, т.е. ребёнок осознаёт себя более взрослым, готовым получать новые знания человеком, имеющим новый круг обязанностей. В числе неправильных мотиваций: я буду в одном классе с другом, у меня будет красивая форма и портфель и др.
- Интеллектуальная готовность, т.е. определённый запас знаний, умений и навыков, общий кругозор.
- Волевые качества: ребёнок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определённое усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия.
- У ребёнка должны быть хорошо развиты такие параметры:
- Пространственная ориентация, координация движений, в том числе и на листе бумаги.
- Координация в системе глаз – рука.
Ориентация «лево-право» начинается ещё в раннем возрасте (до 1 года можно научить), но, как только ребёнок начинает всё осмысливать, почему-то начинает обратно путаться – вот такой феномен. Поэтому умение ориентироваться нужно не пускать на самотёк, а постоянно упражнять, закреплять, как одно из основополагающих. Из практики: зачастую приходишь в семью по поводу подготовки к школе. У родителей запросы стандартные: научить читать, писать, считать. Начинаешь тестировать, обследовать ребёнка. Оказывается, у него не сформированы даже базовые понятия по возрасту, в том числе и ориентация. Поэтому приходится терять время ещё и на это. А базовые понятия, как известно, не формируются за 1 день. Такая подсказочка: если ребёнок трудно учится ориентироваться в направлениях, сделайте для него какой-нибудь ориентир, желательно игровой. С девочками – очень просто: купил детское колечко, надел на правую руку, сказал – «носи только на этой руке, запоминай, что правая, соответственно другая будет – левая». Мальчикам тоже можно что-то придумать. На самом деле с детьми просто договориться, особенно если предлагаешь игру, да ещё с самими родителями. Одна из таких игр – «Секрет» или «Клад» назовите – как угодно. Даже с дивана вставать не придётся, а ребёнку интересно ☺. Спрячьте игрушку, сладость. Пусть ребёнок поищет. Взрослый диктует «план розыска»: … от стула сделай 2 шага влево, затем повернись направо, шагни 3 шага назад, протяни вперёд руку … и т.д. Затем поменяйтесь местами – пусть прячет и диктует ребёнок. Можно также немного видоизменить игру «Угадай, что я загадала?» и описать словами какая это вещь (круглые, жёлтые, с коричневой каёмочкой), где ориентировочно она находится (висят наверху на левой стене…), а ребёнок должен догадаться что это, например, настенные часы. А самое главное – ребёнок должен сам научиться свободно владеть такой описательной конструкцией (т.е. сам «загадывать»).
- Объём зрительного восприятия (умение находить отличия в предметах, картинках-нелепицах, выделять множество контуров нарисованного предмета)
- Произвольность действий (ребёнок удерживает цель, намечает план)
- Вербальное мышление, основы логики и анализа (со слов речи, например, «кто больше лошадь или собака? Небо голубое, а трава - … Лук, картошка, морковь и горох – это …»). Данные психические операции (анализ, синтез информации, обобщение, сравнение) активно формируются у ребёнка к 5 годам. Именно поэтому не стоит спрашивать у 2-х-летки обобщённых понятий (диван, стул, шкаф – это мебель); можно учить, постепенно приобщать, но реальное осмысление и осознанное применение данных понятий ребёнком возможно только в своё время. То же самое касается и осмысленного обучения чтению и письму (о чём я говорила ранее), т.е. до 5 лет основа обучения – «механическое натаскивание» и интуитивное восприятие ребёнка, после 5 лет – включаются осознанный анализ и синтез звуков, лексического значения слов, согласования в речи.
- Зрительная память (например, вспомнить как можно больше из показанных на 30 секунд предметов: 7 из 7)
- Двигательная координация и наличие сопротивляемости к смещению при копировании фигур (куда «ползёт» и увеличивается строчка)
- Слуховая память (7 из 10 произнесённых слов)
- Смысловое понимание (например, прочитанного небольшого текста)
- Мелкая моторика (чёткое повторение узоров; умение вырезать ножницами)
- Низкая утомляемость (при выполнении монотонного задания)
- Речевая готовность (особая строка) включает в себя:
- Правильность произношения звуков
- Умение различать звуки речи на слух
- Владение элементарными навыками звукового анализа (выделять очерёдность звуков в слове, слышать заданный звук в слове)
- Словарный запас: в разговорной, т.е. активной речи ребёнка должны присутствовать все части речи, причём в правильной форме употребления; а также синонимы, антонимы, сравнительные обороты и др.
- Связная речь: в речи ребёнка должны присутствовать не только простые предложения, но и более сложные конструкции (сложносочинённые, сложноподчинённые предложения, диалогическая речь и т.д.); слова внутри предложений должны быть правильно лексически согласованны.
- Математическая готовность:
- Прямой и обратный счёт в пределах 10, в заданном промежутке (от 2 до 7); однородных и случайных предметов
- Правильное использование количественных и порядковых числительных с согласованием (один мяч, одно облако, одна корова)
- Сравнение чисел в пределах 10, с называнием наименьшего, наибольшего, уравнивание числа предметов 2-мя способами (добавить, убрать)
- Сравнение по длине, высоте, ширине, величине
- Размещение предметов в порядке убывания, возрастания
- Различение формы предметов
- Различие геометрических фигур (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция, параллелограмм, многоугольники)
- Ориентировка на листе бумаги
- Ориентировка в пространстве, относительно своего тела и других предметов
- Ориентировка по словесному описанию
- Понятия в активном словаре: было, взяли, осталось, стало, всего, вместо, столько же, поровну, одинаково
- Знание понятия «задача», свободное и осмысленное оперирование данным понятием в речи.
- И вот о чём ещё хотелось бы сказать. Все мы в быту этим пользуемся и
осознанно скорее всего столкнулись во время обучения уже после школы, будучи взрослым человеком. Это «талант к запоминанию информации». И зависит он от индивидуального развития всё тех же психических процессов. Люди условно делятся на:
- визуалов, которые лучше усваивают информацию, увидев, прочитав её;
- аудиалов, которым нужно услышать информацию;
- кинестетиков, которым нужно ощутить, пощупать, попробовать на вкус, повторить в движении, т.е. как-то пропустить через себя, свои ощущения полученную информацию, чтобы её запомнить;
- и ещё есть такая категория, как дигиталы, так называемый «цифровой» тип (они любят точность, алгоритм действий);
- также могут встречаться смешанные типы, даже – «как правило».
Соответственно, в идеале, каждому ребёнку нужно подбирать свои «наглядные
пособия». Урок предусматривает некоторые из них: доска, чтобы писать, тетрадь, чтобы отрабатывать навык, яркие картинки в учебниках, тетради на печатной основе и т.д. Но, опять же, школьная программа не может предусмотреть всего. Поэтому родители в этом плане должны откорректировать индивидуальный подход, возможно даже – подсказать что-то учителю, для облегчения обучения. Поэтому, чем быстрее вы определите какой из перечисленных типов запоминания информации ближе всего вашему ребёнку, тем эффективнее пройдёт его обучение.
- С целью обобщения всей представленной информации и удобства её использования, нам осталось только составить обобщённые психологические портреты мальчиков и девочек, получающих в начальной школе хорошие и высокие отметки.
Обобщённый психологический портрет мальчика, хорошо успевающего в начальной школе.
Такой мальчик характеризуется достаточно высокими показателями интеллектуального развития. В частности, самые высокие значения имеет общий и невербальный интеллект (проще: «вербальность» – общение, соответственно «невербальный» - значит внутренний, не относящийся к общению, т.е. знания, умения, навыки общеинтеллектуальные но возможны затруднения в их правильном выражении: рассказ, объяснение ситуации, подбор точных по смыслу слов при этом. Другими словами: «знаю много информации про дельфина, а красиво рассказать о нём не могу»). Причём, что немаловажно, такой мальчик характеризуется достаточно высокой стрессоустойчивостью и способностью обучаться, даже в весьма сложных ситуациях, провоцирующих эмоциональные переживания. Достаточно хорошо развита и слухоречевая память. По своему типу темперамента - это, скорее всего, сангвиник, возможно сангвино-флегматик. Уверенно можно сказать, что это не меланхолик.
У данного мальчика весьма хорошо развит социальный интеллект, он очень уверенно чувствует себя в коллективе сверстников, умело общается. Показатели личной тревожности такого мальчика чуть-чуть выше средневозрастных нормативов, но не чрезмерно высокие, что обеспечивает ему неравнодушное отношение к получаемым школьным оценкам и способствует стремлению соответствовать социальному статусу школьника. В заключение стоит добавить, что такой мальчик умеренно агрессивен.
Обобщённый психологический портрет девочки, хорошо успевающей в начальной школе.
Такая девочка имеет прежде всего высокие показатели развития вербального компонента интеллекта (т.е. проще – она может правильно, достаточно логично и красиво высказать свою мысль). Что же касается показателей развития общего и невербального интеллекта, то они могут быть любыми, лишь бы не выходили за нижнюю границу диапазона нормативных значений. Данная девочка также характеризуется достаточно высокой стрессоустойчивостью и способностью обучаться, даже в весьма сложных ситуациях, провоцирующих эмоциональные переживания. Достаточно хорошо развита произвольность внимания и поведения в целом. По типу темперамента – это, скорее всего, сангвиник или сангвино-флегматик, а возможно, что и флегматик в чистом виде. Достаточно уверенно можно сказать лишь то, что это не холерик.
У такой девочки умеренно или высоко развит социальный интеллект, она достаточно общительна, умеет ладить с окружающими. Показатели личной тревожности такой девочки либо укладываются в диапазон средневозрастных значений, либо несколько снижены, что обеспечивает направленность интересов именно на учебную деятельность и не вызывает излишней озабоченности проблемами межличностных взаимодействий со взрослыми и сверстниками.
В заключение стоит добавить, что такая девочка характеризуется умеренными или даже несколько сниженными показателями агрессивности.
- Теперь бы мне хотелось вернуться к нашему первоначальному вопросу: так всё же - «учить или не учить ребёнка до школы»? Мне кажется, что ответ очевиден: «учить, но адекватно возрасту и способностям, учитывая интересы и потребности ребёнка и, преимущественно, в игровой форме, т.е. без принуждения, не отнимая золотую пору безоблачного детства».
- Рекомендую почитать книгу Кэтрин Кволс «Радость воспитания или как воспитывать детей без наказания» (Санкт-Петербург, изд. группа «Весь», 2006). Очень интересная книга есть по спорной, но волнующей в последнее время умы теме. Называется «Большая книга о детях индиго»; авторы – Алина Березина и Лариса Артемьева; издательства «Прайм-Еврознак» в Москве и Санкт-Петербурге, 2008 год.
- Напоследок хотелось бы привести слова величайшего гуманиста, врача и педагога двадцатого века Я. Корчака о детях и воспитании (лучше не скажешь). Вот выдержки из его работы «Право ребёнка на уважение»:
«…С ранних лет мы растём в сознании, что большое важнее, чем малое.
- Я большой, - радуется ребёнок, когда его ставят на стол.
… ребёнок мал, лёгок, не чувствуешь его в руках. Мы должны наклониться к нему, нагнуться.
А что ещё хуже, ребёнок слаб. Мы можем его поднять, подбросить вверх, усадить против воли, можем насильно остановить на бегу, свести на нет его усилия. Всякий раз, когда он не слушается, у меня про запас есть сила… Мы учим на собственном примере пренебрежительно относится к тому, кто слабее. Плохая наука, мрачное предзнаменование…
Мы пренебрегаем ребёнком, ведь впереди у него много часов жизни… Мы поспешно и небрежно отделываемся от ребёнка. Презираем многообразие его жизни и радость, которую ему легко дать. Это у нас убегают важные минуты и годы; у него время терпит, успеет ещё, подождёт…
… Надзирать – никаких самостоятельных начинаний – полное право контроля и критики. Не знает, сколько и чего ему есть, сколько и когда ему пить, не знает границ своих сил. Стало быть, стоять на страже диеты, сна, отдыха. Как долго? С какого времени? Всегда. С возрастом недоверие к ребёнку принимает иной характер, но не уменьшается, а даже возрастает…
… Как редко ребёнок бывает таким, как нам хочется, как часто рост его сопровождается чувством разочарования! «Кажется, ведь уже должен бы…»
… Дети, живые, шумные, интересующиеся жизнью и её загадками нас утомляют; их вопросы и удивление, открытия и попытки – часто с неудачным результатом – терзают. Реже мы – советчики, чаще – суровые судьи…
… Мы скрываем свои недостатки и заслуживающие наказания поступки. Критиковать и замечать наши забавные особенности, дурные привычки, смешные стороны детям не разрешается. Мы строим из себя совершенства… Где наши лежебоки и легкомысленные лакомки – гурманы, дураки, лентяи, лодыри, авантюристы, люди недобросовестные, плуты, пьяницы и воры? Где наши насилия и явные тайные преступления? Сколько дрязг, хитростей, зависти, наговоров, шантажей, слов, что калечат, дел, что позорят! Сколько тихих семейных трагедий, от которых страдают дети, первые мученики-жертвы! И мы смеем обвинять их и считать виновными?!.
… Есть как бы две жизни: одна – важная и почтенная – снисходительно нами допускаемая, менее ценная. Мы говорим: будущий человек, будущий работник, будущий гражданин. Что они ещё только будут, что по-настоящему потом начнут, что всерьёз – это лишь в будущем. А пока милостиво позволяем им путаться под ногами, но удобнее нам без них.
Нет. Дети были и дети будут. Дети не захватили нас врасплох и ненадолго. Дети – не мимоходом встреченный знакомый, которого можно наспех обойти, отделавшись улыбкой и поклоном. Дети составляют большой процент человечества, населения, нации, жителей, сограждан – они наши верные друзья. Есть, были и будут. Существует ли жизнь в шутку? Нет, детский возраст – долгие, важные годы человека…»
- На этом мне хотелось бы закончить свою лекцию и пожелать вам успеха в воспитании ваших детей. Если возникли какие-то вопросы по услышанному, пожалуйста, задавайте сейчас – я отвечу (вопросы зала).
- Если кому-то необходима индивидуальная консультация ……….. (дать телефон – надо бы визитку продумать, а лучше - буклет).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему: "Как трудно быть девчонкой!"
Данный классный час посвящён МЕЖДУНАРОДНОМУ ЖЕНСКОМУ ДНЮ. Мальчикам была предоставлена огромная возможность побывать в роли девочек. Они попробовали себя в таких конкурсах, как:-"Мамин помощник";-"Чуд...
Классный час на тему: «Как трудно быть мамой»
Подготовила учитель начальных классовЛомакина Людмила Михайловна Цели:1. Воспитывать любовь, понимание к самому близкому человеку – матери, правильное отношение к мам...
Тест для родителей дошкольников. Готов ли ребенок к школе?
Уважаемые родители! С помощью данного теста можно проверить готов ли ваш ребенок к поступлению в школу. С какими проблемами можно столкнуться и как их преодолеть....
В.А. Сухомлинский "Трудно быть человеком"
Урок внеклассного чтения...
Тест для родителей дошкольников. Готов ли ребенок к школе?
Тест для родителей дошкольников. Готов ли ребенок к школе?...
Тест для родителей дошкольников "Готов ли ребенок к школе?"
Хотите отправить своего ребенка в школу, но сомневаетесь? Используйте данный тест, чтобы развеять все сомнения....
лекция "трудно быть гиперактивным"
Психологическая минутка "Трудно быть гиперактивным"...