"Здоровье и школьные нагрузки"
консультация (1 класс)
Здоровье и школьные нагрузки. Памятка для родителей.
1. Почему ребенок утомляется?
Многие дети большую часть учебного времени находятся в состоянии крайней усталости, поэтому заставлять их в каникулы учить математику или заниматься русским просто жестоко. А если он начинает учить через силу, то заболевает. Большинство проблем детей заключается в незрелости мозга, точнее, тех отделов, которые отвечают за питание мозговых структур, снабжение их энергией. Если энергии мало, весь мозг, может быть и неплохо устроенный, не работает, а находится в бездействии.
Состояние нервных клеток этого важного блока зависит от интенсивности обменных процессов внутри организма и от раздражения наших органов чувств. Чем более активен человек физически, чем больше разнообразных ощущений он переживает, тем лучше работают его внутренние органы, тем выше его интеллект. И наоборот, как только истощаются силы физические, истощается и мозг. Поэтому летом ребенку не нужны никакие интеллектуальные занятия, особенно в виде дополнительных уроков. Зато как можно больше следует бегать босиком – по траве, по песочку, по морской гальке. Как можно больше купаться – хоть в море, хоть в тазу – важен контраст температур. Это раздражает нервные окончания кожи и тонизирует весь организм. Как можно больше ходить, ездить на велосипеде, получать новые впечатления от общения с природой, с друзьями, животными.
Нейропсихологи не устают повторять: прежде чем дополнительно заниматься тем или иным предметом с отстающим ребенком, надо выяснить причины этого отставания. Часто наблюдается такая ситуация – чем больше ребенок учит предмет, тем хуже его успехи. Как это можно объяснить? Да очень просто! Представьте себе ребенка, которому не дается устный счет, он никак не может выучить таблицу умножения, плохо запоминает стихи. Все это оттого, что у него плохо развито чувство ритма. Если он будет день и ночь «долбить» стихи или таблицу умножения, организация его мозга не изменится, а соответствующее полушарие будет только еще больше угнетено. Обычно перегрузку вызывает именно тот вид деятельности, который с трудом дается человеку. Сам мозг не справляется с поставленной задачей, отсутствие положительного результата приводит к понижению самооценки и психологическому дискомфорту.
Говоря о ребенке, что он «глупый», «ничего не соображает», мы не объясняем его поведение, а только занижаем его самооценку. Прежде всего следует выяснить природу его школьных неуспехов и тогда уже постараться помочь. Ребенку с недостаточностью мозговых структур противопоказаны монотонные занятия, зато в игровой форме он легко освоит и орфографию, и сложение с умножением.
Родители часто приводят в пример себя или старших детей, с которыми «проблем не было», не понимая, что нынешние дети действительно «по-другому устроены». Они не такие, какими были мы, успевавшие быть «хорошистами», посещать театральный кружок, лыжную секцию и имевшие в друзьях весь двор. Объективная реальность такова, что количество детей с минимальными мозговыми патологиями увеличивается, а учебная нагрузка постоянно возрастает. Уже в начальной школе многие детишки начинают изучать по два иностранных языка, историю, экономику; усложняются учебники и программы. Плохая экология, патологии беременности, сам ритм современной жизни, при котором ребенок не получает того, что ему необходимо для полноценного развития, как физического, так и психического. Так, детям недостает общения со сверстниками – многие и не знают, что такое двор, как играют в «казаков-разбойников», в прятки. Во многих домах книги заменил сначала телевизор, а потом и компьютер. Часто слишком занятые родители не находят минутки, чтобы погладить на ночь ребенка по головке.
Почему ребенок быстро устает?
- Нехватка витаминов и питательных веществ. В этом случае, ребенка могут беспокоить головные боли, нарушения сна, он может резко сделаться капризным, раздражительным, болезненным. Родителям следует обеспечить своему ребенку правильное питание: покупку необходимых продуктов, правильный режим приема пищи. Непременно посоветуйтесь с врачом и начните принимать витамины!
2. Чрезмерная занятость.
График современных детей иногда бывает настолько перегруженным, что невольно удивляешься: как в таком режиме может существовать маленький человек? Тут даже взрослому пришлось бы очень нелегко. Возможно, стоит разгрузить ребенка, пересмотреть его расписание на каждый день?
Помогите школьнику спланировать его распорядок дня таким образом, чтобы оставалось время на игры и развлечения, на то, чтобы приготовить уроки. Детям тоже необходим отдых.
3. Наличие хронических заболеваний. Если ребенка что – то беспокоит, или он страдает каким – то хроническим недугом, обязательно покажите его квалифицированному специалисту! Врач проконсультирует вас и вашего ребенка, вы будете знать, на что вам можно и нужно рассчитывать, от чего следует отказаться.
4. Излишняя впечатлительность. Если ваш ребёнок переживает из-за каждой плохой отметки, полученной в школе, то это говорит не только о его стремлении хорошо учиться. Повышенная психическая возбудимость может быть связана с его неуверенностью в себе. Перегруз нервной системы приводит к быстрой усталости и невозможности сосредоточиться. В этом случае лучше показать ребенка детскому психологу.
Разобравшись в причине и устранив ее, вы сможете вернуть своему ребёнку радость полноценной жизни, в которой будет время и обучению, и отдыху.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_shkolnye_nagruzki.docx | 16.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье и школьные нагрузки. Памятка для родителей.
1. Почему ребенок утомляется?
Многие дети большую часть учебного времени находятся в состоянии крайней усталости, поэтому заставлять их в каникулы учить математику или заниматься русским просто жестоко. А если он начинает учить через силу, то заболевает. Большинство проблем детей заключается в незрелости мозга, точнее, тех отделов, которые отвечают за питание мозговых структур, снабжение их энергией. Если энергии мало, весь мозг, может быть и неплохо устроенный, не работает, а находится в бездействии.
Состояние нервных клеток этого важного блока зависит от интенсивности обменных процессов внутри организма и от раздражения наших органов чувств. Чем более активен человек физически, чем больше разнообразных ощущений он переживает, тем лучше работают его внутренние органы, тем выше его интеллект. И наоборот, как только истощаются силы физические, истощается и мозг. Поэтому летом ребенку не нужны никакие интеллектуальные занятия, особенно в виде дополнительных уроков. Зато как можно больше следует бегать босиком – по траве, по песочку, по морской гальке. Как можно больше купаться – хоть в море, хоть в тазу – важен контраст температур. Это раздражает нервные окончания кожи и тонизирует весь организм. Как можно больше ходить, ездить на велосипеде, получать новые впечатления от общения с природой, с друзьями, животными.
Нейропсихологи не устают повторять: прежде чем дополнительно заниматься тем или иным предметом с отстающим ребенком, надо выяснить причины этого отставания. Часто наблюдается такая ситуация – чем больше ребенок учит предмет, тем хуже его успехи. Как это можно объяснить? Да очень просто! Представьте себе ребенка, которому не дается устный счет, он никак не может выучить таблицу умножения, плохо запоминает стихи. Все это оттого, что у него плохо развито чувство ритма. Если он будет день и ночь «долбить» стихи или таблицу умножения, организация его мозга не изменится, а соответствующее полушарие будет только еще больше угнетено. Обычно перегрузку вызывает именно тот вид деятельности, который с трудом дается человеку. Сам мозг не справляется с поставленной задачей, отсутствие положительного результата приводит к понижению самооценки и психологическому дискомфорту.
Говоря о ребенке, что он «глупый», «ничего не соображает», мы не объясняем его поведение, а только занижаем его самооценку. Прежде всего следует выяснить природу его школьных неуспехов и тогда уже постараться помочь. Ребенку с недостаточностью мозговых структур противопоказаны монотонные занятия, зато в игровой форме он легко освоит и орфографию, и сложение с умножением.
Родители часто приводят в пример себя или старших детей, с которыми «проблем не было», не понимая, что нынешние дети действительно «по-другому устроены». Они не такие, какими были мы, успевавшие быть «хорошистами», посещать театральный кружок, лыжную секцию и имевшие в друзьях весь двор. Объективная реальность такова, что количество детей с минимальными мозговыми патологиями увеличивается, а учебная нагрузка постоянно возрастает. Уже в начальной школе многие детишки начинают изучать по два иностранных языка, историю, экономику; усложняются учебники и программы. Плохая экология, патологии беременности, сам ритм современной жизни, при котором ребенок не получает того, что ему необходимо для полноценного развития, как физического, так и психического. Так, детям недостает общения со сверстниками – многие и не знают, что такое двор, как играют в «казаков-разбойников», в прятки. Во многих домах книги заменил сначала телевизор, а потом и компьютер. Часто слишком занятые родители не находят минутки, чтобы погладить на ночь ребенка по головке.
Почему ребенок быстро устает?
- Нехватка витаминов и питательных веществ. В этом случае, ребенка могут беспокоить головные боли, нарушения сна, он может резко сделаться капризным, раздражительным, болезненным. Родителям следует обеспечить своему ребенку правильное питание: покупку необходимых продуктов, правильный режим приема пищи. Непременно посоветуйтесь с врачом и начните принимать витамины!
2. Чрезмерная занятость.
График современных детей иногда бывает настолько перегруженным, что невольно удивляешься: как в таком режиме может существовать маленький человек? Тут даже взрослому пришлось бы очень нелегко. Возможно, стоит разгрузить ребенка, пересмотреть его расписание на каждый день?
Помогите школьнику спланировать его распорядок дня таким образом, чтобы оставалось время на игры и развлечения, на то, чтобы приготовить уроки. Детям тоже необходим отдых.
3. Наличие хронических заболеваний. Если ребенка что – то беспокоит, или он страдает каким – то хроническим недугом, обязательно покажите его квалифицированному специалисту! Врач проконсультирует вас и вашего ребенка, вы будете знать, на что вам можно и нужно рассчитывать, от чего следует отказаться.
4. Излишняя впечатлительность. Если ваш ребёнок переживает из-за каждой плохой отметки, полученной в школе, то это говорит не только о его стремлении хорошо учиться. Повышенная психическая возбудимость может быть связана с его неуверенностью в себе. Перегруз нервной системы приводит к быстрой усталости и невозможности сосредоточиться. В этом случае лучше показать ребенка детскому психологу.
Разобравшись в причине и устранив ее, вы сможете вернуть своему ребёнку радость полноценной жизни, в которой будет время и обучению, и отдыху.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы «Радуга здоровья» для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста
Программа "Радуга здоровья" ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья. чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков...
Школьные нагрузки
школьные нагрузки...
Тяжкий груз знаний: можно ли уменьшить школьные нагрузки?
Помощь родителей...
Здоровье и школьные нагрузки
Здоровье и школьные нагрузки...
Мастер- класс для педагогов начальной школы по теме: «Комплексное развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста»
Как известно, моторика относится к высшим психическим функциям. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная коорди...
"Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в школьную среду на основе инклюзивного образования"
Проект «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в школьную среду на основе инклюзивного образования» состоит из двух частей. В первой части работы дается теоретико-методолог...
Рекомендации для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста
Вы совершенно правы, если считаете, что одних учебных занятий в школе ребёнку с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) недостаточно. Очень важно организовать занятия в условиях семьи. Думаю, что п...