Родительское собрание в 4 классе по теме"Проблемы и трудности родителей в воспитании младшего школьника"
методическая разработка (4 класс)

Докучаева Лилия Ивановна

На сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_2021_rod_sobr_no_3.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

Классный руководитель   Докучаева Л. И.

                                ПРОТОКОЛ     №3

                РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В 4-а КЛАССЕ

                                ОТ        29        апреля  2021 года

Тема:                 Проблемы и трудности родителей в воспитании младшего школьника

Задачи:                 обсудить с родителями роль и функции семьи в воспитании младших школьников;

дать краткую характеристику понятий «роль», «семья», «воспитание», «семейное воспитание»

обосновать  необходимость формирования у ребёнка потребности выполнения трудовых обязанностей в семье;

обсудить с родителями необходимость проведения профилактических прививок;

познакомить родителей с угрозами, с которыми дети могут столкнуться в Интернете;

выработать правила безопасного использования Интернета детьми;

обосновать  необходимость использования  возможности консультативно-психологической помощи при возникновении любой жизненной ситуации по общероссийскому «телефону доверия»

8-800-2000-122

обсудить с родителями вопрос профилактики суицидального поведения несовершеннолетних;

 

Форма проведения:         беседа

Присутствовало:                20 человека

Отсутствовало:        8 человек

Ход собрания

1 Роль и функции семьи в воспитании младших школьников

Помните, что ребенок – зеркало жизни своих родителей

                                                                                          А.С. Макаренко

На сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании. Поэтому немаловажную роль играет семья в процессе воспитания. Она закладывает основной фундамент в процессе воспитания ребёнка.

Младший школьный возраст – это тот период, когда активное принятие участия семьи в воспитании оставляет печать для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания. Сюда следует отнести последующую самореализацию ребёнком своих возможностей и способностей, становление которых определяются воспитанием в семье. И что бы ни говорило общество, по-прежнему роль семьи является важным катализатором воспитания ребёнка, а именно есть только самая универсальная - самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, - это творение человека.

Данной проблематикой занимались такие учёные, как Я.А.Коменский, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, Х.Д. Джайнотт, Д. Локк, Дж. Рескин и др.

«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».

                                                                                                  В.А. Сухомлинский

2. Краткая характеристика понятий «роль», «семья», «воспитание», «семейное воспитание»

Для того чтобы понять, что представляет собой роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста, мы должны обратиться за тем, что обозначает каждое из этих категориальных понятий. Исходя из этого, мы имеем право на то, чтобы узнать, что всё-таки они значат. Одно из первых понятий, которое мы удостоились раскрыть, была «роль».

Роль - способ поведения людей, отвечающий принятым нормам и зависящий от их статуса в конкретной группе или социуме в целом. По сути дела, роль, будучи социальной функцией личности, является динамическим аспектом статуса. Понятие "роль" в 1936 году введены и описаны американским психологом Р. Линтоном.

Переходя к следующему понятию, мы обязаны глубоко проникнуть в сущность данной категории.

Семья - малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Применяя понятие семьи к первобытному обществу, Ф. Энгельс обозначал им круг лиц, между которыми были разрешены половые отношения.

Семья - сложная многофункциональная система. Функция семьи - это способ проявления активности, жизнедеятельности ее членов.

Семью можно назвать колыбелью духовного рождения человека, важный и во многом незаменимый этап в развитии каждой личности.

Говоря о воспитании, существует множество определений относительно этого понятия. Я решила раскрыть и воспользоваться только некоторыми из них.

Воспитание - единый целостный процесс и человек по частям не воспитывается. Содержанием воспитания является формирование социально-ценностных отношений к себе, людям, миру.

Семейное воспитание – это процесс взаимодействий родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие, как той, так и другой стороне, каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает папам и мамам, бабушкам и дедушкам.

Таким образом, мы ознакомились с краткой характеристикой вышеперечисленных понятий, которые дали нам общее представление о себе. Определений достаточно много, если взять, к примеру, категорию «воспитание», скорее это нужно для того, чтобы мы ощутили внутреннее содержание каждого понятия, следовательно, есть другая сторона - наличие множества точек зрения на то, что из себя представляет данное понятие, какую окраску несёт оно в себе.

 «Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей». Семья – колыбель духовного рождения человека, важный и во многом незаменимый этап в развитии каждой личности. Первая причина особой роли семьи в воспитании – устойчивость, постоянство, долговременность влияния. Вторая – ее разносторонность.

Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения, определении отношения к людям, их делам и поступкам. Главная особенность семейного воспитания в том, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнего микроклимата, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к воспитанию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений.

Семейная атмосфера, когда каждый из родителей и членов семьи понимают свою ответственность за воспитание детей.

Условия правильного семейного воспитания - рационально организованный быт, режим жизни в семье!

Одним из распространенных недостатков семейного воспитания становится в наше время культ вещей, приобретательство, организация жизни и деятельности детей в семье с учетом их индивидуальных, возрастных особенностей требует правильного чередовании труда и отдыха детей. Распространенной ошибкой семейного воспитания является внимание родителей только учебному труду детей, недооценка ими бытового труда, участие детей в работах по самообслуживанию.

« Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни».                     К. Д. Ушинский

3 Значение формирования трудовых умений ребёнка в семье

Воспитание трудолюбия -сложный, кропотливый процесс, требующий большого терпения.

Но родителям надо понять главное - привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, они воспитывают привычку трудиться, а вместе с ней привычку заботиться о близких, воспитывают в детях чуткость и отзывчивость.

Родители должны внушать детям, что любой труд, направленный на пользу людям, благороден.

У младшего школьника должны быть постоянные обязанности, так как это способствует воспитанию у ребенка ответственности и самоуважения. Домашний труд, формирующий трудовые привычки, не должен быть эпизодическим. Трудовые навыки вырабатываются путем постоянных упражнений и повторений. Плохую услугу своим детям оказывают те родители, которые оберегают детей от домашних обязанностей.

Приучая детей к выполнению трудовых поручений по дому, родители должны понимать, что нельзя принуждать к труду. Вряд ли от работы из-под палки будет прок. Попытайтесь доходчиво объяснить сыну или дочери, как важно для семьи сделанное им дело. И еще одно важное правило - нельзя наказывать ребенка трудом, у него не должно сложиться убеждение, что труд - это наказание.

4. Необходимость проведения профилактических прививок

Инфекционные болезни продолжают уносить жизни людей, многих оставляют калеками и инвалидами. В среднем, ежегодно около 1,7 миллиона детей в мире умирают от болезней, которые можно предупредить, сделав прививку.

5. «Интернет детям друг или враг?»

1)Угрозы, с которыми дети могут столкнуться в Интернете.

2) Правила безопасного использования Интернета детьми

6. Анализ ситуаций по проблеме собрания

Вывод. Выслушав мнение всех сторон,  мы делаем вывод, что Интернет детям все таки нужен, но он не всегда безопасен.

Мировая общественность уделяет особое внимание вопросам безопасности детей, относящихся к наиболее уязвимой категории пользователей Интернета. Международные организации, правительства стран, различные фонды и коммерческие структуры создают и поддерживают программы, направленные на обучение грамотному и безопасному использования Интернета детьми.  

6.Необходимость использования  возможности консультативно-психологической помощи при возникновении любой жизненной ситуации по общероссийскому «телефону доверия»  8-800-2000-122

7. Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних

В жизни человека есть опасные периоды, когда над ним сгущается тьма, теряется всякий луч надежды. Если ему удастся выбраться из этого состояния, он спасен. Может спасти сказанное слово или даже взгляд, дающий почувствовать, что человек не один на белом свете (который стал для него черным).

Общая цель всех суицидов – поиск решения. Суицид не является случайным действием, он является выходом из затруднений, кризиса или невыносимой ситуации, ответом на трудные вопросы.

Общий стимул при суициде – невыносимая психическая (душевная) боль.

Общий стрессор – фрустированные психологические потребности.

Общая суицидальная эмоция – беспомощность, безнадежность.

Общее состояние – одновременно пытается совершить самоубийство и вызывает о помощи.

        Чтобы правильно понять суицидальное поведение подростков, необходимо в каждом конкретном случае получить ответы на вопросы: какова причина совершаемого ребенком действия и какую цель он при этом преследует.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Министерство Здравоохранения РСФСР Московский научно – исследовательский институт психиатрии МЗ РСФСР «Диагностика суицидального поведения. Методические рекомендации» // http://www.studmed.ru/view/abrumova-ag-tihonenko-va-diagnostika-suicidalnogo-povedeniya_2c4fd3f064f.html

8. Анализ ситуаций по проблеме собрания

9. Разное

10. Принятие решения:

1) понимание того, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании;

2) принять информацию и помочь в подготовке к ВПР;

3) понимание того, что трудовое участие в жизни семьи играет большую роль в развитии работоспособности и личностных качеств ребёнка;

4) провести беседу с детьми о необходимости проведения профилактических прививок;

4) выработать правила безопасного использования Интернета детьми;

5)определить (по согласованию с родителями) перечень личных устройств, предметов, вещей, наличие которых допускается во время нахождения обучающегося в ОУ;

6)использовать возможность консультативно-психологической помощи

при возникновении любой жизненной ситуации по общероссийскому «телефону доверия» 8-800-2000-122:

7)систематически проводить профилактику суицидального поведения несовершеннолетних

ПАМЯТКА

  1. Доверяйте своему ребёнку.
  1. Понимание и нежность, помноженные на строгость.
  1. Учитесь его слышать, вместе обсуждать его проблемы  без  нотаций и нравоучений.
  1. Учите ребёнка слышать Вас, не говорите «в пустоту», а только глядя в глаза.
  1. Не расставайтесь в ссоре.
  1. Будьте строги, но справедливы, не стоит добиваться чего-либо угрозами, лучше миром.
  1. Хвалите ребёнка, а осуждайте неблаговидные поступки.
  1. Возьмите за правило: каждый вечер в одиночестве поразмыслить о том, что удалось сегодня в воспитании сына(дочери), что не удалось, как это исправить.
  1. Приучите ребёнка, что есть правила, которые нужно выполнять, и это не обсуждается! (Например, режим)

Памятка «Интернет и дети».

  • Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения.
  • Укажите список запрещенных сайтов, часы работы в Интернет, руководство по общению в Интернете.
  • Компьютер с подключением к Интернет должен находиться в общей комнате;
  • Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы;
  • Используйте средства блокирования нежелательного конвента как дополнение к стандартному родительскому контролю;
  • Приучите детей никогда не выдавать личную информацию
  • Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения, во избежание заражения компьютера вирусами.
  • Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет.
  • Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки;
  • Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям;
  • Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание во 2 классе по теме:«Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника? Полезные советы на каждый день».

Разработка родительского собрания во 2 классе с анкетами для родителей и учащихся, с памятками для родителей....

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Семья и школа — это берег и море. На берег ребенок делает свои первые шаги, получаем первые уроки жизни, а потом перед ними открывается необозримое море знаний, и курс: этом море прокладывает школа. Э...

Родительское собрание 1 класс по теме: "Партнёрские отношения родитель-дети-учитель".

Родительское собрание по теме: "Партнёрские отношения между детьми-родителями-учителем". Совместная деятельность родителей и детей....

Проблема по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников в деятельности группы продленного дня"

Проблема по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников в деятельности группы продленного дня"...

В помощь учителю:родительское собрание на тему: «Прикоснёмся к природе душой. Экологическое воспитание младшего школьника»

laquo;Экологическая тематика родительского собрания выбрана из весьма серьёзных побуждений. Информация, предоставляемая из сухих цифр и рассказывающая об экологическом бедствии Земли, весьма расплывч...

Родительское собрание: "Работа семьи и школы по созданию ситуации успеха в самореализации младшего школьника"

Основные понятия: ситуация успеха, успех, самореализация, качества успешного человека и условия, при которых человек становится успешен....

План – конспект родительского собрания в 1 классе по теме: «Новые методы и технологии в обучении младших школьников»

Цель: Познакомить родителей с новыми методами и технологиями, которые применяются в настоящее время в обучении младших школьников....