Примерный сценарий к второй творческой мастерской для родителей начальной школы по теме "Вместе к самостоятельности"
план-конспект занятия (2 класс)
В этой мастерской в рамках темы "Вместе к самостоятельности родителям предлагается познакомиться и выполнить практические упражнения, связанные с развитием у школьника умения планировать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vtoraya_tvorcheskaya_masterskaya_dlya_roditeley.docx | 115.61 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Деление на две (3/4) группы при входе. Рассадка за столы.
2.Мотивация. Вступительное слово:
-Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады видеть Вас на второй творческой мастерской, которую мы посвящаем теме развития умения у школьника планировать. Любому из нас, как родителю, даже такому, который порой везде не успевает, хочется, чтобы ребенок умел правильно распределять свое время. Как было бы здорово, если бы не нужно было думать каждый раз, как разбудить ребенка утром в школу, а он просыпался сам, сам застилал кровать, а вечером без напоминания садился за уроки. И не нужно было бы помогать делать домашнее задание.
Эта тема была вами отражена в анкетировании, которое мы проводили с вами в сентябре. И мы согласны с тем, что этот навык – умение планировать свое время нужно развивать именно сейчас. Психологи говорят о том, что у ребенка восприятие времени формируется медленно и трудно. С одной стороны – своеобразие времени как формы проявления реальности, с другой стороны – особенности детского мышления и познавательной деятельности, а также - небольшой опыт проживания жизни во времени.
А как Вы воспринимаете время?
2. Разогрев.
Упражнение «1 минута»
- По команде «Начали» закройте глаза и попытайтесь почувствовать, как идет время. Откройте глаза в тот момент, когда, по вашему мнению, истечет минута. Посмотрите на циферблат и запомните свой результат.
Упражнение заканчивается тогда, когда все участники открыли глаза.
Ведущий (интерпретация):
-Если в ваших ощущениях минута продлилась дольше, это указывает на внутреннюю тенденцию замедления в восприятии времени. Причиной этого могут быть, с одной стороны, усталость, утомление нервной системы, плохое настроение, а, с другой стороны, расслабленность, определенная медлительность.
Если в ваших ощущениях минута закончилась быстрее, чем на самом деле, это указывает на внутреннюю тенденцию ускорения времени. Причиной этого могут быть, как мобилизация сил, энергичность, хорошее настроение, так и спешка, ощущение нехватки времени и стремление успеть как можно больше.
Плюс/минус пять секунд от реальной минуты – это идеальный результат, это означает, что вы шагаете в ногу со временем, оптимально ощущаете и используете свое время».
Ведущий:
- Почувствовать значение и ценность времени помогают вопросы:
Хватает ли вам времени?
Что означает для вас время?
Как вы обращаетесь со своим временем?
- Упражнение «Минута» показало, как по – разному мы воспринимаем время!
А в современном мире время – это бесценный ресурс, а те люди, которые умеют им эффективно пользоваться – становятся успешными и счастливыми. Поэтому так востребованы темы тайм – менеджмента, что значит – управление временем. Конечно, временем управлять невозможно, речь идет об организации времени. У школы здесь свои ресурсы – расписание уроков, звонков, деятельности школьника, а у родителей – свои возможности. Мы несем ответственность - и Вы, и мы, в равной степени за успех наших детей. И сегодняшняя встреча направлена на знакомство с простым алгоритмом планирования времени, на развитие этого навыка у детей.
Двигательная разминка «Да – Нет – Не знаю» Цель: актуализация темы при соотнесении со своим ребенком (Примерные утверждения:
Мой ребенок во время ложиться спать.
Считаю, что ребенок не должен сидеть без дела.
Мой ребенок имеет пару часов свободного времени.
Не все домашние задания мой ребенок успевает делать в школе.
Я не могу назвать своего ребенка самостоятельным.
Мой ребенок охотно выполняет распорядок дня.
В режиме дня ребенка должно быть время для просмотра телевизора/ игры на компьютере.
Домашние задания мы часто выполняем вместе.
У нас в семье принято планировать совместный досуг.
Я со своим ребенком пробую составлять план дел.
Родители занимают место у стоек с табличками «Да», «Нет», « Не знаю».
После этого они возвращаются на свои места.
4. Работа с аудиторией
- В младшем школьном возрасте мы можем помочь своему ребенку развивать умение планировать, используя простой алгоритм. Мы возьмем 4 вопроса: «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?».
- «Что?» - ответ на этот вопрос предполагает формулировку цели.
«Когда?» - это временные рамки нашей задачи.
«Как?» - это способы решения ситуационной задачи.
«Где?» - соответственно – организация, с которой эта ситуационная задача связана.
Давайте вместе рассмотрим ситуационную задачу. ( На слайде – текст и перечень действий):
Ваня поставил себе задачу получить на уроке «5» по математике. У Коли задача – научиться решать задачи по математике. На уроке им попалась задача, которую они не могут правильно решить.
№ действий | |
Ваня | 1, 2, 3, 4, 5, 6 |
Коля | 1, 2, 3, 4, 5, 6 |
Список действий:
1. Списать ответ у отличника
2. Вызваться отвечать задачу с неправильным ответом
3. Подсмотреть в справочнике правильный ответ
4. Вызваться отвечать задачу с правильным ответом, чтобы не спросили задачу с неправильным ответом
5. Попросить дополнительных объяснений у учителя.
6. Отстаивать свой «неправильный» ответ, пока не будет понятен способ «правильного» решения.
- Предлагаем Вам найти те действия, которые помогут Коле и Ване прийти к желаемому результату. ( Ответы с места)
-Задание для групп: распишите план действий для Коли (1 группа), и для Вани ( 2 группа), опираясь на 4 вопроса «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?»? У вас 2 минуты для подготовки группового ответа .
5. Индивидуальная работа. Ведущий:
- Сейчас мы составляли план по простому алгоритму из 4 вопросов. Давайте рассмотрим еще один вариант планирования, который мы предлагаем вам сделать, опираясь уже на свои дела.
- Пожалуйста, напишите на листах не менее 20 целей и задач, которые на данный момент или в перспективе присутствуют в разных областях вашей жизни, как в личной, так и в профессиональной, и пронумеруйте их по порядку».Ведущий (анализ целей и задач по системе Уильяма Блесса):
- Теперь вам предстоит каждую из целей оценить по шкалам «срочно» и «важно» и обозначить номер цели на графике в соответствии с координатами».
Рис.2
Рис.1
Когда все цели обозначены на графике, разделите этот квадрат на 4 равные части, проведя вертикальную и горизонтальную линии через значения, соответствующие «5»:
6. Информационный блок «Квадраты». Интерпретация:
- Сейчас мы рассмотрим каждый из квадратов отдельно.
Квадрат «Важно – Срочно» (правый верхний) | К нему относятся цели и задачи, которые стоило бы назвать скорее насущными, чем важными, это те дела и планы, которые требуют незамедлительного внимания. Например, сдача отчета, заполнение классного журнала, устройство ребенка в детский сад и т. д. Но если этих целей и задач слишком много, то это дорога к эмоциональному выгоранию. |
«Важно - Не срочно» (правый нижний) | Здесь мы отмечаем долгосрочные перспективы и те цели, которые представляют для нас наибольшую ценность (личностное развитие, создание семьи, карьера, строительство дома и т.д.) |
«Не важно – Срочно» (левый верхний) | В этом квадрате располагаются задачи и цели, не имеющие ценности непосредственно для нас, но которые мы обязаны выполнить. Как правило, это поручения и обязанности, «навязанные» извне, на которые расходуется время и энергия (ответы на телефонные звонки, подготовка копий документов). Если таких задач слишком много, подумайте, кому вы могли бы делегировать часть из них, чтобы оптимизировать свои усилия. |
«Не важно - Не срочно» (левый нижний) | Это самый загадочный квадрат. Здесь мы можем найти незавершенные дела, о которых помним и вроде хотим сделать, но все откладываем, это наша «прошлая грусть» и ностальгия (довязать салфетку, заняться танцами). |
7.Групповая работа. В группы раздаются листы формата АЗ с надписью «Планирование» и в столбик алгоритм из 4 вопросов с линиями для подписи.
- Предлагаем Вам в группе обсудить и выбрать одно дело из тех, что Вы сейчас вписывали в своих квадратах и сообща расписать его по алгоритму из 4 вопросов, используя данный вам лист.
8. Обсуждение результатов. Заполнение анкеты.
ФИО _______________________________________________________________________
Сегодня узнал(а) для себя ____________________________________________________
____________________________________________________________________________
Возьму себе на заметку/ буду использовать _______________________________________
____________________________________________________________________________
Хочу пожелать (предложения на будущее) _______________________________________
_____________________________________________________________________________
9. Благодарим за внимание.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная Программа развития универсальных учебных действий в начальной школе
Этот материал, сообщение и презентация, приготовлены на заседание РМО....
Примерное календарно-тематическое планирование родительских собраний в начальной школе.
Примерное календарно-тематическое планирование родительских собраний в начальной школе....
Примерная программа по развитию самовоспитания у обучающихся начальной школы
Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания. Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, ...
Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной и домашней работы. Памятки, инструкции для учащихся и родителей начальной школы.
Домашнее задание в начальной школе - это эффективное средство обучения и самообразования. Выполнение домашних заданий является одним из видов самостоятельной деятельности, которая способствует закрепл...
Краткий сценарий практического семинара- тренинга для педагогов начальной школы «Развитие самостоятельности младшего школьника»
Семинар актуален перед началом учебного года. Он акцентирует внимание педагогов начальной школы на развитие у ученика личностного качества - самостоятельности....
Презентация к творческой мастерской для родителей начальной школы по теме "Вместе к самостоятельности"
Творческая мастерская для родителей второклассников посвящена анализу результатов анкетирования родителей по данной теме, а также ознакомление родителей с такими понятиями как гипер- и гипоопекка....
Сценарий мастерских жизнетворчества для начальной школы
Сценарий проведения мастерской жизнетворчества для обучающихся 7-8 лет...