Портфолио обучающегося
материал
Положение
о портфолио учеников начальных классов
Общие положения
Данное положение определяет порядок формирования и использования портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в начальных классах. Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки работ, результатов ученика, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени.
1. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником разнообразных видов деятельности – учебной, творческой, социально- коммуникативной и других, и является важным элементом практико- ориентированного, деятельностного подхода к образованию.
2. Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио ученика, позволяет учителю создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха.
3. В процессе создания портфолио ученик перестает быть полностью зависимым от учителя, он становится более самостоятельным, так как постепенно формируется адекватная самооценка, т.е. ученик учится сам себя оценивать
2.Цели и задачи.
2.1.Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
2.2. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
- создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;
-поддержание уверенность в своих силах;
- поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;
- поощрять его активность и самостоятельность;
- формировать навыки учебной деятельности;
- содействовать индивидуализации образования ученика;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
- укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей ( законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой.
3.Порядок формирования портфолио.
3.1.Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения дальнейшего развития и обучения.
3.2.Период составления портфолио – 1-4 года (1-4 классы начальной школы).
3.3.Родители (законные представители) вместе с ребенком формируют портфолио.
4.Структура, содержание и оформление портфолио.
4.1.Портфолио ученика имеет:
- титульный лист, который содержит основную информацию ( фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс, контактную информацию и фото ученика ( по желанию родителей и ученика). - основную часть, которая включает в себя:
А) раздел « Мой мир»- помещается информация, которая важна и интересна для ребенка : «Мое имя» в этом подразделе необходимы следующие страницы « Я думаю, что я могу» - лучше всего я умею, я не очень хорошо умею, больше всего я хочу научиться лучше …, Вот, что мне для этого нужно;»Что я люблю больше всего», «Моя семья», «Мои увлечения», «Моя школа»);
Б) раздел «Моя учеба»- в начале этого раздела сводные таблицы: сведения об участии в олимпиадах, , сведения об участии в конкурсах, заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста чтения, творческими работами»;
В) раздел «Моя проектная деятельность» :в начале раздела размещается отчёт по проектам, ,помещаются сведения о проектах, вкладываются распечатанные проекты.
В) раздел «Моя общественная работа» - все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности, относятся к общественной работе (поручениям). Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему;
Г) раздел «Мое творчество» - в этот раздел помещаются творческие работы учащихся: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа
( поделка) можно поместить ее фотографию;
Д) Раздел «Физическое развитие и здоровье ребенка» фиксирование достигнутых результатов в спорте, участие в соревнованиях, освоение основных движений, новых видов спорта и т.д.
Д) раздел «Паспорт петербуржца» - помещаются творческие работы по итогам посещения музеев, выставок и т.п.;
Е) раздел « Мои впечатления» - размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые листы успеваемости;
Ж) раздел «Отзывы и пожелания» - размещается положительная оценка педагогом стараний ученика;
З) раздел «Работы, которыми я горжусь» - в начале учебного года проверяется портфолио, анализируется собранный в нем материал. Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в данном разделе;
И) раздел «Содержание».
«ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ».
Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика. Важно дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.
РАЗДЕЛ «МОЙ МИР».
"Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих такое же имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
"Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
"Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах, в которых ребенок побывал, сопроводить фотографиями. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от школы до дома. Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
"Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
"Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
"Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах, небольшие заметки о любимых школьных предметах.
"Мой характер" – рассказ о своих предпочтениях, привычках, особенностях.
РАЗДЕЛ «МОЯ УЧЁБА».
Раздел посвящён школьным предметам и заполняется написанными контрольными и проверочными работами и тестами; работами, выполненными на отличную отметку; таблицами и графиками, показывающими динамику обучения письму, скорости чтения и навыкам счета; названиями книг, которые он прочитал, автора и краткое описание прочитанного; ведомостью отметок за четверти и д.т. и т.п.
РАЗДЕЛ «МОЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Раздел посвящён проектным работам (указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение: фотографии, тексты работы в печатном или электронном виде и другое);
РАЗДЕЛ «МНЕ ИНТЕРЕСНО».
В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Сюда же можно включить рассказ ребёнка о своём хобби.
РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО».
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы по разным предметам. Если выполнена объёмная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям и педагогу необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
!!!Важно!!! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию.
Так же этот раздел заполняется рисунками, фотографиями поделок, собственными стихами, рассказами.
Этот раздел включает в себя:
исследовательские работы и рефераты (указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.);
работы по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках);
другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре (указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах);
занятия в учреждениях дополнительного образования (указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты);
РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ».
Портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.
Этот раздел включает в себя:
предметные олимпиады - школьные, муниципальные, областные, всероссийские и др.;
мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями дополнительного образования;
тестирования по предметам;
конкурсы и мероприятия, организованные муниципальными органами управления образованием;
документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
РАЗДЕЛ «ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ».
В конце каждого учебного года учитель пишет ученику характеристику, которая вкладывается сюда. Сам ребенок здесь может написать свои пожелания учителям и родной школе, какими бы он хотел их видеть и что бы изменил. Раздел включает в себя характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов; может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме и проч.
Раздел включает в себя характеристики отношения учащихся к людям и различным видам деятельности. Отзыв преподавателя. Краткая характеристика ученика, которая описывает его участие в учебной деятельности. Заключения о качестве различных работ, в которых принимал личное участие данный школьник. Рецензия на статью, проект, исследовательскую работу.
Благодарственные письма из различных органов и организаций.
ВАЖНО ПОМНИТЬ!
В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей и учителя ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет, эту помощь надо сводить к минимуму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
положение о конкурсе портфолио | 442.63 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио обучающихся 4классса МОУ Жердевской СОШ №2
Порфолио обучающихся Кондаурова Владислава и Черешневой Наталии....
Портфолио обучающегося в начальной школе
В современном образовательном процессе уже у каждого первоклассника должен быть свой портфолио. Многие родители не могут понять, зачем это нужно. На каждом родительском собрании приходитс...
портфолио обучающегося
Памятка для родителей по оформлению портфолио обучающегося....
Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения нового ФГОС. Положение о «портфолио» обучающегося.
1. Общие положения. 2. Цель и задачи «портфолио». 3. Оформление «портфолио». 4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося. 5. Учёт резуль...
Портфолио обучающихся начальной школы.
Разделы портфолио и рекомендации по ведению портфолио....
Портфолио обучающихся как средство накопительной оценки
В презентации отображены задачи, функции, примерная структура портфолио ученика начальной школы....
ПОРТФОЛИО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Данное портфолио дает ученику оценить свои умения и навыки....