Как помочь ребёнку в проектной деятельности? Памятки работы над проектом
проект (2, 3, 4 класс)
Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ребенка и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность обучающегося, однако задача родителя - знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. Предлагаю Вашему вниманию "Памятки работы над проектом", которые содержат краткую инструкцию по проектной деятельности в начальной школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Памятки работы над проектом
Памятка 1. Как выбрать тему.
Тему выбрать несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент. Если не можешь сразу определить тему, задай себе следующие вопросы:
• Что мне интересно больше всего?
• Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой, поэзией, астрономией, историей, спортом, искусством ,музыкой и т.д.)
• Чем, чаще всего я занимаюсь в свободное время?
• По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?
• Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
• Если что такое, чем я особенно горжусь?
Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею, тему твоего будущего проекта.
Тема должна быть интересной не только вам, но и слушателям! Важно красиво назвать, заголовок должен быть интригующим и увлекать. Например:
«Бактерии - вред или польза», «Цвет настроения школьника», «Пластилиновый мир», «Секреты радуги» и т. д.
Памятка 2. Составить паспорт проекта.
Цель и задачи
Определить цель, значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь.
Задачи уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, задачи описывают основные шаги.
Гипотеза
Гипотеза – это предположение, рассуждение, догадка, еще не доказанная, не подтвержденная опытом. Обычно гипотеза начинается со слов:
• предположим;
• допустим;
• возможно;
• что если.
Это может быть просто утвердительное предложение, которое нужно доказать или опровергнуть в процессе исследовательской деятельности.
Обязательно определяем актуальность темы!
Памятка 3. Составить план работы над проектом.
Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о выбранной теме. Для этого надо определить, какими методами можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку.
Список доступных методов:
• подумать самостоятельно;
• посмотреть книги;
• спросить у других людей;
• познакомиться с кино - и телефильмами;
• обратиться к компьютеру; Интернету;
• понаблюдать;
• провести эксперимент
Подготовка к защите проекта
Собраны все сведения, проведены все наблюдения. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное, рассказать об этом людям.
1. Приготовить текст сообщения
2. Сделать выводы
3. Приготовить рисунки, схемы, макеты.
4. Приготовиться к ответам на вопросы
От чего зависит успех
Нужно верить в то, что достигнешь намеченной цели. Стремиться к ней, невзирая на трудности. Верить в себя!
Памятка 4. Оформление проекта.
Требования к содержанию проекта
Проект может состоять из двух или трех основных частей:
1) теоретическая часть (обзор литературы);
2) практическая часть (результаты наблюдений, опыта, эксперимента и др.);
3) проектная часть.
Обязательными являются обзор литературы по проблеме и собственно проектная часть. Теоретическая и практическая части проекта представляют завершенную учебно-исследовательскую работу, на основании результатов которой автор(ы) предлагают то или иное решение выявленной проблемы (проектная часть).
Оформление проекта
Проект оформляется на листах форматом А4, в отпечатанном виде, не более 15 страниц. Таблицы, схемы, рисунки включаются в текст проекта или выносятся в приложения.
Первая страница
а) название проекта;
б) имя и фамилия автора(ов);
в) имя, отчество и фамилия, должность, место работы руководителя проекта;
г) место основной учебы автора(ов): город, ОУ, класс;
д) название образовательного учреждения, где был выполнен проект;
е) год подготовки проекта.
Вторая страница – оглавление
С третьей страницы – основное содержание проекта
а) обоснование актуальности проблемы;
б) перечень выявленных проблем, анализ причин их появления;
в) цель и задачи проекта с указанием его адресности (области применения);
г) краткий литературный обзор (теоретическое обоснование проектной части);
д) результаты практических опытно-экспериментальных исследований (если есть);
е) содержание проекта (предлагаемые пути и способы решения проблемы);
ж) предполагаемый результат в случае реализации проекта.
Последняя страница – список литературы (по правилам библиографического описания)
Памятка 5. План выступления при защите проекта.
Пункты | Варианты |
Приветствие | «Добрый день!» «Здравствуйте уважаемые члены жюри, гости и участники конференции» Представление (фамилия, имя, класс, образовательное учреждение) «Меня зовут …… Я учащийся (щаяся) ___ класса, школы № ___ города» |
Название темы | «Представляю вашему вниманию свой проект: « ….» |
Актуальность темы | «Эту тему я выбрал (а), потому что….» |
Кратко о поставленной цели проекта и способах ее достижения | «Цель моего проекта - ………………………… Основные задачи: 1……………………………………………………… 2……………………………………………………… 3………………………………………………………» |
Кратко о дальнейших шагах по теме проекта Кратко о ходе работы над проектом: | «Считаю, что данный проект может быть использован: 1………………….. 2………………….. 3…………………… «В ходе работы над проектом я: 1. Получил (а) новые знания ….. 2. Создал (а) новые творения в виде: ………………… 3. Определил(а) новые проблемы (задачи):………… |
Благодарность за внимание к выступлению | «Спасибо за внимание, я готов (а) ответить на ваши вопросы» |
Благодарность за интерес и вопросы по теме исследования | «Благодарю за интерес и вопросы по теме моего проекта…» «Всего доброго» |
Памятка 6. Роль родителей в работе над проектом.
Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ребенка и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность обучающегося, однако задача родителя - знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью.
ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!
Предварительный просмотр:
ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ.
Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям.
Для этого потребуется:
- Выделить из текста основные понятия и дать им определения.
- Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.
- Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
- Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.
- Предложить примеры, сравнения и сопоставления.
- Сделать выводы и умозаключения.
- Указать возможные пути дальнейшего изучения.
- Подготовить текст сообщения.
- Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.
- Приготовиться к ответам на вопросы.
КАК ЭТО СДЕЛАТЬ
- Выделить из текста основные понятия и дать им определения.
Понятия – это краткие и точные характеристики предметов и явлений. Самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов фиксируются в них. Готовясь защитить свою исследовательскую работу, выдели основные понятия твоего исследования и подумай, как можно кратко их выразить.
Существуют приёмы, очень похожие на определения понятий:
- Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение.
- Описание – это простое перечисление внешних черт предмета с целью нестрогого отличения его от сходных с ним предметов. Описать объект – значит ответить на вопросы: Что это такое? Чем отличается от других объектов? Чем это похоже на другие объекты?
- Характеристика предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.
- Сравнение позволяет выявить черты сходства и различия предметов.
- Различение помогает установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Например, яблоко и помидор очень похожи, но яблоко – фрукт, а помидор – овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор - другой…
- Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.
Классификацией (от латинского classis –разряд и facere - делать) называют деление предметов и явлений в зависимости от их общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы (разряды), чтобы их упорядочить, и придаёт нашему мышлению строгость и точность.
- Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
Парадоксом называют мнение или утверждение, резко расходящееся или противоречащее общепринятым мнениям или наблюдениям. Слово «парадокс» от греческого – неожиданный, странный, невероятный. Это может быть неожиданное явление, не соответствующее обычным представлениям.
- Ранжировать основные идеи.
Ранжирование – от слова «ранг». В переводе с немецкого языка ранг – это звание, чин, разряд, категория. Ранжировать идеи – значит выстроить их по степени важности, значимости: какая идея самая главная, какая на втором, третьем месте и т.д.
Умение отделять главные идеи от второстепенных – важнейшая особенность мыслящего ума.
- Предложить примеры, сравнения и сопоставления.
Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления.
Сделать выводы и умозаключения.
- Сделать выводы и умозаключения.
Работа потеряет смысл, если исследователь не сделает выводов и не подведёт итоги. Для этого надо сделать умозаключения и высказать суждения. Суждение – это высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. На основе проведённого исследования надо сделать собственные суждения о том, что исследовалось.
- Указать возможные пути дальнейшего изучения.
Для настоящего исследователя завершение одной работы – это не просто окончание исследования, это начало работы следующей. Поэтому обязательно надо отметить, что и как исследовать дальше (по выбранной теме).
- Подготовить текст сообщения.
Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его можно составить по такому плану:
- Почему избрана эта тема.
- Какую цель преследовало исследование.
- Какие ставились задачи.
- Какие гипотезы проверялись.
- Какие использовались методы и средства исследования.
- Каким был план исследования.
- Какие результаты получены.
- Какие выводы сделаны по итогам исследования.
- Что можно исследовать в этом направлении.
Запиши текст доклада.
Рисунки, схемы, чертежи и макеты лучше разместить на презентации.
Доклад будет понят и воспринят лучше, если его проиллюстрировать рисунками, чертежами, макетами.
Например, вы исследовали маршруты движения муравьёв в соседнем парке – нарисуйте карту-схему перемещения этих насекомых. Вы проектировали жилой дом будущего – сделайте его рисунок. Вами создан проект космического корабля для туристических поездок или новая суперсовременная подводная лодка – склейте макет.
А если вы изучали, как влияет месторасположение ученика в классе (за какой партой он сидит) на его успехи в учёбе, и предлагаете новые способы расстановки столов в классной комнате, то обязательно начертите схему: как, по вашему мнению, следует размещать учеников на уроке, чтобы они все учились хорошо.
- Приготовиться к ответам на вопросы.
В научном мире принято, что защита исследовательской работы – мероприятие открытое и на нём может присутствовать каждый желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору.
К ответам на них нужно быть готовым. Для того чтобы это сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Конечно, все вопросы никогда не предугадаешь, но можно не сомневаться, что будут спрашивать об основных понятиях и требовать их ясные формулировки, определения, также обычно спрашивают о том, как и откуда получена та или иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод.
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ УСПЕХ
Есть несколько правил, которых ты должен придерживаться в своей работе, если желаешь, чтобы она была успешной. Правила эти несложны, но эффект от них велик.
- Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает.
- Действуя, не бойся совершить ошибку.
- Будь достаточно смел, чтобы принять решение.
- Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений.
- Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу.
- Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными).
Настоящий исследователь преодолеет любые преграды на своём пути. Самое главное – ты должен верить, что достигнешь намеченной цели. Стремись к ней, невзирая на трудности. Верь в себя, в то, что ты – настоящий исследователь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
памятка работы над проектом
Проектная деятельность позволяет расширять кругозор учащихся, научить их самостоятельно добывать знания....
Памятка "Как помочь ребёнку в приготовлении уроков".
Памятка для родителей окажет помощь в приготовлении уроков....
Памятка для родителей. Как помочь ребёнку в выполнении домашнего задания?
Обычно я раздаю эти памятки во втором классе, когда ребята начинают учиться выполнять домашнее задание....
Как помочь ребёнку подготовиться к ВПР. ( памятка для родителей)
Главное, в чем нуждаются учащиеся в этот период – это эмоциональная поддержка – родных и близких. Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность ребе...
Работа с родителями. Как помочь ребёнку при работе над проектом.
Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя - знать суть этой проектной деяте...
Подробная памятка работы над проектом для учеников начальной школы
Каждого из нас окружает удивительный мир. Знания о нём можно получать, задавая вопросы или терпеливо ждать, когда об этом сообщит учитель, но гораздо интереснее их добывать самому! Ты можешь сам стать...
Памятка "Работа над проектом"
Предлагаю памятку, которая поможет в работе над проектом....