Род.собр. тема: "самостоятельность младших школьников". (2 класс)
материал (2 класс)
Предварительный просмотр:
Вопросы | Ответы (нужное подчеркнуть) |
1. Считаете ли вы своего ребёнка самостоятельным в учёбе? | Да нет не очень |
2. Часто ли вам приходится помогать ему в выполнении домашних заданий? | Всегда часто иногда очень редко никогда |
3. Сколько времени обычно тратит ваш ребёнок на домашнюю работу? | 1 час 2 часа 3 часа более 3 часов |
4. Если ребёнок медленно выполняет домашние задания, то в чём вы видите причину? | Не усадишь за уроки. Всё время отвлекается. Невнимательно читает задания. Плохо (медленно) читает. Быстро устаёт. Очень большие задания. Очень трудные задания. Другие ответы: |
5.В списке учебных предметов отметьте знаками + те предметы, в которых ребёнок, как правило, не нуждается в помощи родителей; ? предметы, которые иногда вызывают у ребёнка дома затруднения; ! предметы, которые особенно трудны для ребёнка | Чтение Русский язык Математика Окружающий мир Иностранный язык Трудовое обучение |
6. Учёба во все времена была трудным делом, требовала терпения, усидчивости и воли, и всё же… Что, по-вашему, следовало бы изменить в школе, чтобы вашему ребёнку было легче учиться? | Ваш ответ:
|
Целевая группа: родители учащихся 2 классов.
Цель: формирование у родителей потребности в воспитании самостоятельности ребенка.
Задачи:
- Познакомить родителей с понятием самостоятельность.
- Создать условия для анализа родительской позиции в воспитании ребёнка.
- Способствовать развитию конструктивных навыков общения родителей с детьми.
Постановка проблемы:
Уважаемые родители, сегодня мы собрались для того чтобы обсудить, как мы развиваем самостоятельность у детей. Самостоятельность не появляется сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает младший школьный возраст. Самостоятельность – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь. Проблему сегодняшнего собрания можно сформулировать через вопрос: «как грамотно помочь ребенку развить самостоятельность?».
Тема род.собр:
«Развитие учебной самостоятельности у младших школьников».
Задачи род.собр.
- Узнать, что такое самостоятельность.
- Понять, почему так важно развивать самостоятельность.
- Ознакомиться с рекомендациями по воспитанию навыков самостоятельности.
План:
- Дискуссия «Нужна ли школьнику самостоятельность и что это такое?»;
- Теория по теме;
- Интерактив;
- Рекомендаци.
Дискуссия «Нужна ли школьнику самостоятельность и что это такое?»
Инструкция: Сейчас вы в 2-х группах познакомитесь с предложенными высказываниями и после обсуждения в группе поделитесь со всеми своим отношением к этому мнению: согласны или нет, почему, как это соотносится с вашим опытом.
Высказывания для обсуждения в группе:
Высказывание 1.
« Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сделать сам».
(Лев Николаевич Толстой)
Высказывание 2.
« Быть свободным значит не предаваться безделью, а самостоятельно решать, что делать и чего не делать».
(Жан де Лабрюйер)
Высказывание 3.
«Есть люди думающие, есть люди бездумные. Но всего опаснее те, за кого думают другие».
(Хораций Сафрин)
Высказывание 4.
«Рискните думать самостоятельно. В ответ вы получите гораздо больше счастья, мудрости, правды и красоты».
(Кристофер Хитченс)
Обсуждение итогов работы с высказываниями по вопросам:
- необходима ли ребенку самостоятельность?
Для того, что бы ответить на этот вопрос узнаем, что же такое самостоятельность.
В Психологической энциклопедии самостоятельность определена как «волевое качество личности, которое заключается в умении по собственной инициативе ставить перед собой цели, без посторонней помощи находить пути их достижения и выполнять принятые решения» [2, с. 424].
В словаре по социальной педагогике самостоятельность определяется как «обобщенное качество личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение» [3, с. 368].
Почему же так важно развивать самостоятельность?
Главная задача нас как взрослых – научить детей самостоятельности = научить обходиться без нас. Привить способность смело идти к реализации целей, готовность нести ответственность за свои решения и поступки. Самостоятельный человек независим от внешних обстоятельств и чужих мнений. Он не боится нести ответственность за собственный выбор и успешно социализируется в любом коллективе. Если мы хотим, что бы наши дети были успешными и счастливыми, нам необходимо развивать у них самостоятельность.
А как развивать самостоятельность в процессе воспитания детей младшего школьного возраста? Вот несколько простых правил:
Правило 1. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за учебу и личные дела Вашего ребенка и передавайте их ему.
Правило 2. Попробуйте сначала помогать ему ровно настолько, насколько он в этом действительно нуждается, и ни в коем случае не делайте за ребенка то, что он может выполнить сам.
Правило 3. Наберитесь мужества и позвольте своему чаду встретиться с негативными последствиями несделанных домашних заданий, чтобы он научился быть самостоятельным.
Домашние задания могут быть хорошим поводом для развития самостоятельности.
Домашние задания – это первый вид деятельности в жизни ребёнка, за который он несёт полную ответственность, это первое отражение взрослой жизни.
Это лишь несколько правил, которые могут помочь родителям развить самостоятельность у ребенка. С большим объемом информации можно ознакомиться, прочитав данную литературу.
Развитие самостоятельности можно разбить на несколько этапов:
Первый этап. Дети действуют по определенному образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (этап подражания).
Второй этап. Ребята в состоянии выполнить самостоятельно части работы, находят некоторые способы их осуществления (этап частичной самостоятельности).
Третий этап. Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в любимых, наиболее значимых видах деятельности (этап более полной самостоятельности).
Что значит быть самостоятельным для младшего школьника?
- выполнять некоторые обязанности по дому;
- обслуживать себя;
- ориентироваться в объеме заданий, которые предстоит выполнять;
- планировать деятельность;
- распределять время.
Каковы причины несамостоятельности?
1) Перестраховываемся, запрещаем «на всякий случай».
2) Стараемся максимально заполнить всё время ребёнка чем-то полезным.
3) Недооцениваем возможности ребёнка.
4) Под эгидой защиты лишаем ребёнка опыта собственных ошибок.
5) Скупы на похвалу, но очень скоры на критику.
6) Показываем пример несамостоятельности или лени сами.
Интерактив. Работа в парах:
1-я пара: Мама уехала в командировку на неделю. Миша остался вместе с папой. Когда наступили выходные, и пришло время убраться в квартире, папа попросил Мишу прибрать в своей комнате. Миша никогда не убирался в своей комнате. За него обычно это делала мама. У Миши все валилось из рук, ничего не получалось. Он бросил уборку, объяснив папе, что устал и у него ничего не получается.
Что делать папе в такой ситуации?
2-я пара: Пете в школе задали сделать поделку на тему «Осень». Петя мечтал сделать кораблик из куска коры, палки и большого клинового листа. По дороге домой он нашел все необходимые детали и принес их домой. Дома Петя рассказал маме о задании и о своей задумке. Мама всплеснула руками, сказала, что это «позор», что с такой поделкой в школу приходить нельзя и отправила Петю собирать материал для «Осенней икебаны из осенних листьев».
Правильно ли поступила мама в данной ситуации?
3-я пара: Соня очень активная девочка, любит лазить по деревьям, кататься на велосипеде, играть в догонялки и футбол с друзьями. Соня хотела профессионально заниматься футболом, но ее родителям эта идея не понравилась и теперь ей приходится заниматься бальными танцами.
Правильно ли поступили родители в данной ситуации?
Была ли полезна информация, предлагаемая на родительском собрании?
Что бы вы взяли на заметку?
Какой вывод мы можем сделать, подводя итог родительского собрания?
Высказывания родителей.
В заключение хочется сказать, что в каждой семье ситуации складываются разные. Вы можете следовать каким-то рекомендациям, можете выбирать свои методы решения проблем. Важно, чтобы наряду с требованиями к ребенку, вы не забывали и о его праве на собственный взгляд на вещи, о праве самому принимать решения и нести за это ответственность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа студии Наглядная геометрия для младших школьников 3 класс
В программе начальной школы геометрический материал является составной частью курса математики. Изучается геометрический материал в основном на уровне знания-знакомства. Цель студии «Наглядная геоме...
Программа кружка «Азбука дорожного движения» для младших школьников (1 класс)
Кружок «Азбука дорожного движения» учитывает возрастные особенности младших школьников,обеспечивает расширение знаний о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте....
Система упражнений для преодоления ошибок дисграфического характера как средство развития фонематического слуха младших школьников (1 класс послебукварный период)
Проблема нарушений письменной речи у младших школьников одна из самых актуальных для школьного обучения. Особые трудности в пр...
Орфографический словарь младшего школьника. 2 класс. Русский язык "Начальная школа XXI века"
Рабочая тетрадь на печатной основе для работ над словарными словами по русскому языку для 2 класса по учебнику С.В.Иванова, А.О.Евдокимовой, М.И.Кузнецовой и др. "Начальная школа XXI века".Материал си...
Орфографический словарь младшего школьника 1 класс Русский язык «Начальная школа XXI века»
Рабочая тетрадь на печатной основе для работ над словарными словами по русскому языку для 1 класса по учебнику С.В.Иванова, А.О.Евдокимовой, М.И.Кузнецовой и др. "Начальная школа XXI века".Материал си...
ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС "ЭКОЛОГИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ" 3 КЛАСС
КУРС ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ 3 КЛАССА ПО ПРОГРАММЕ "ШКОЛА РОССИИ"...