Род.собрание "Свободное время младших школьников"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Азевская средняя общеобразовательная школа
Выступление на родительском собрании
Подготовила
Мордвинова С.Н
Цели: 1) выявить представление родителей об организации
учебной работы детей дома;
2) дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.
Участники: родители учащихся 3 класса
Подготовка:
1) провести анкетирование учащихся, которые отвечают на вопросы двух анкет.
Анкета №1 «Твой выходной день»
1. В котором часу ты обычно встаешь в выходной день?
2. Вспомни, пожалуйста, как ты провел последние два выходных дня, и перечисли все, чем занимался в эти дни.
3. В котором часу ты обычно в выходной день ложишься спать?
Анкета №2
1. Кто помогает тебе готовить уроки дома?
2. В чем заключается эта помощь?
3. О чем спрашивают тебя родители, когда ты приходишь из школы домой?
4. Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с двойкой?
5. Чем ты занимаешься, когда возвращаешься из школы?
Перечисли, пожалуйста, свои занятия?
Классный руководитель обрабатывает, анализирует и обобщает результаты анкетирования учащихся.
2)Учитель составляет на основе изученных публикаций памятки для родителей.
Оборудование и инве
а) памятка родителям: «Хотите, чтобы Ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?», «Садимся за уроки», «Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»
б) написанный на классной доске и прикрытый к началу родительского собрания листами ватмана примерный режим выходного дня младшего школьника.
7.00 - 7.30 Подъем, утренняя гимнастика, туалет, водные процедуры, уборка постели.
7.30 – 9.30 Привели в порядок прическу, одежду, сели завтракать. Трудовые дела вместе со взрослыми: мытье посуды, уборка кухни.
Занятия с родителями: беседа о прочитанной книге, лепка, рисование, чтение.
9.30 – 12.30 «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»(катание на лыжах с родителя ми, игры в мяч, бег)
12.30 – 13.15 Подготовка к обеду. Обед.
14.00 – 15.00 Дневной сон или спокойные игры, чтение книг.
15.00 – 15.15 Закаливающие процедуры.
15.15 – 16.30 Мы играем, читаем, трудимся, пьем чай.
16.30 – 18.30 Приготовление к ужину, ужин. Игры, подготовка портфеля к завтрашнему дню.
18.30 – 20.30 Прогулка. Наблюдение за окружающим миром, за изменениями в природе.
20.30 – 21. 00 Подготовка ко сну.
Ход занятия
1. Классный руководитель встречает родителей.
2. Предоставляется слово для сообщения классному руководителю.
Классный руководитель:
Если мы задумаемся над тем, как правильно организовывать учебную работу дома, то заметим, что эта задача двоякая. С одной стороны, нужно помочь ребенку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить наилучший порядок приготовления уроков, а с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включиться в работу, вести ее, не отвлекаясь, и в хорошем темпе. Малейшее внутреннее не настроенность ребенка, или какие то внешние неудобства может оказаться серьезной помехой.
Директор одной школы услышал такой разговор на родительском собрании: «Мой Петя сидит за уроками 3-4 часа. Такой прилежный, такой трудолюбивый. Если бы это старание сохранилось у него до 11 класса.»
Но ведь в третьем классе на домашние уроки надо тратить не более полутора - двух часов.
Воспользовавшись, приглашение Петиной мамы, директор понаблюдал, как Петя делает уроки.
Петя занял рабочие место. Сидит за столом, значит, работает…Но нет, оказывается. Вот куда- то подевался циркуль и карандаш, тут же обнаружилось, что нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да и самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут...
Но вот все найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу… Вдруг ему захотелось попить воды, а еще через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика…
На раскачку ушло более двадцати минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Петя за это время:
- дважды вставал из – за стола и ходил на кухню пить воду;
- один раз вставал и включать телевизор, чтобы узнать, не началась ли программа мультфильмов;
- один раз доставал из стола альбом с марками и листал его.
Но вот работа закончена. Петя еще 10 минут бесцельно перекладывает с места на место учебники и тетрадки…
Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных Петей, только 1 час 27 минут использовано с толком, сколько и положено ученикам 3 класса.
Такая картина, как вы понимаете, является типичной. Чуть ли не половина младших школьников проводит за приготовлением домашних заданий больше времени, чем положено.
Что можно посоветовать родителям, если их ребенок не может «усидеть за уроками»?
Во первых, игры. Старайтесь подобрать для ребенка не только тихие настольные игры, но и подвижные сюжетно-ролевые игры, которые можно использовать для достижения педагогических целей. Если играете в «магазин», дайте ребенку по больше разных поручений и настаивайте на том, чтобы все покупки были сделаны совершенно точно по заданию. Если идет военная игра, то назначьте его часовым: пусть живой и подвижный ребенок какое-то время стоит на часах, ограничивая свои движения.
Полезно для ребенка выполнять какое-то дело вместе со взрослыми, делать его быстро, весело, без предварительной раскачки, без томительных пауз. Можно вместе заняться грязной посудой: вы моете, ребенок вытирает; можно вместе прилаживать что-то или чинить; можно вместе читать книгу: станицу вы, страницу ребенок.
Можно выработать у ребенка привычку быстро переключаться с одного на другое. Если его зовут есть, то он должен немедленно прекратить игру. Недопустимо позволять ребенку игнорировать родительских указаний, в чем бы то и не было. Необходимо приучать ребенка отделять свободное время от времени, когда он занят чем - то серьезным, не путать дело с игрой, не превращать оно в другое. Сколько раз приходилось видеть, как во время еды ребенок играет с хлебом, пошел мыть руки и заигрался с бахромой полотенца. родители не должны быть пассивными наблюдателями таких сцен. Иначе тоже самое будет твориться с занятиями. Добивайтесь, чтобы все необходимое ребенок делал без дополнительного напоминания, ни на что не отвлекаясь.
Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. Ребята признались, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять.
И напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведенного для занятий времени. Это не случайно. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, оттого, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости.
3. Сообщение классного руководителя о результатах проведения анкетирования детей «Твой выходной день»:
Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место. Если жилищно-материальные условия не позволяют предоставить школьнику
Отдельный письменный стол и книжную полку, то все равно нужно выделить ему какое – то постоянное место, чтобы он мог там держать свои книги и тетрадки. Если же ребенок занимается за общим столом, никто не должен мешать ему, отвлекать от занятий.
Почему же у ребенка должно быть не просто удобное место для занятий, а постоянное?
Дело в том, что у каждого человека, а у младшего школьника в особенности, вырабатывается установка не только на определенное время, но и на определенное место работы. когда такая установка у ребенка сформируется, то ему бывает достаточно усесться за привычный стол, как само собой приходит рабочее настроение, возникает желание приступить к работе.
Помогите своей дочери или сыну строго выполнять такое правило: до начала занятий со стола должно быть убрано все, что не имеет отношения к ним. Хорошо бы установить, четкий и постоянный порядок расположения предметов на рабочем столе, не меняющийся день ото дня. Например, все вспомогательные вещи, которыми придется пользоваться (линейка, резинка, карандаш), класть слева от себя; учебники, тетради, дневник – справа. Все, что уже не понадобиться, тут же укладывать в портфель или в другое определенное место.
Полезно вместе с ребенком составить памятку «садимся за уроки». Начав с сопоставления своих действий с пунктами памятки, школьник через некоторое время достигнет того, что эти действия станут для него привычными.
В каком порядке следует учить уроки? С выполнения, каких заданий необходимо начинать: с устных или письменных, с трудных или легких, с интересных или скучных?
Лучше всего научит ребенка самому оценивать трудности выполняемой работы и путем сравнения сложности заданий, выполненных ранее и выполняемых сегодня, постараться самостоятельно ответить на вопросы: какие из изучаемых в школе предметы легче, а какие труднее, какое задание выполнять первым – трудное или легкое.
С самого начала ребенок должен осознать, что в приготовлении уроков может и должна быть внутренняя логика, связанная с содержанием материала. Бывает, что дети делают так: старательно выполняют письменные упражнения, а затем приступают к устным и учат то правило, на которое были задания в упражнениях. Нелепость избранной последовательности действий нужно обязательно сделать очевидной для маленького ученика.
Когда у ребенка накопится собственный опыт выполнения домашних заданий, то можно будет ему посоветовать установить очередность выполнения заданий на основе своих наблюдений, учитывая особенности своей работоспособности.
Если ученик знает, что он включается в работу сразу, работает с подъемом именно в самом начале, а не в конце, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и постепенно переходить к более легким, требующим меньшего умственного напряжения. Если же ученик втягивается в работу медленно, а наиболее производительно работает не сразу, а спустя некоторое время после начала занятий, если усталость появляется не скоро, то ему следовало бы начать с более легких или более привлекательных для него заданий и лишь постепенно переходить к трудным. Самую трудную, «неинтересную» работу следует отнести на середину, либо на вторую половину занятий, судя по тому, что именно на это время приходится наивысший подъем продуктивной умственной работы.
4. Работа с родителями. Каждый получает лист с вопросом: Как вы помогаете своему ребенку учиться?
Обсуждается совместно. Затем учитель знакомит родителей с ответами детей на вопросы анкеты № 2, а затем раздает подготовленные к собранию памятки.
5. Краткое выступление классного руководителя:
Подведем итоги:
1. Родителям совместно со своим ребенком выработать наиболее рациональный режим дня учащегося и всячески содействовать его выполнению.
2. Организовать в каждой семье рабочий уголок ребенка.
3. Поддерживать у детей интерес к учебному труду, способствовать развитию их познавательной активности.
4. Учить детей выполнять домашние задания самостоятельно, пользуясь памятками: «Садимся за уроки» и «Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков? »
Памятка
«Хотите, чтобы Ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?»
1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
3. Вспомните сколько раз вы сидели с ребенком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребенка неправильные приемы работы и показали ему правильные?
4. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая все подробности с ребенком.
5. Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. НЕвыспавшийся ребенок на уроке – грустное зрелище.
6. Пусть ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
7. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
8. Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребенок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.
10. В школе ваш ребенок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя
(Учительская газета. 1988 )
Памятка
«Садимся за уроки»
1. Садись за уроки всегда в одно и то же время..
2. Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.
3. Выключи радио, телевизор.
4. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.
5. Сотри со стола пыль. Смени, если необходимо, загрязненный лист бумаги.
6. Проверь, на своем ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол)
7.Приготовь письменные принадлежности для занятий.
8. Эти принадлежности, а также учебники, тетрадки, дневник положи на то место, которое ты всегда отводишь им на столе.
9. Убери со стола все лишнее.
10. Пришло время начать работу. Сядь на стуле удобно, расстегни воротничок рубашки, если он давит шею. Открой учебник…
(Мир детства: Младший школьник)
Памятка
«Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»
Начните с предмета, который легче дается ребенку, и не отвечаете ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не доделано до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Старайтесь избегать слово «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей.
Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите по ней и умножать, и делить сразу. Радуйтесь вместе тому, что получается. Опережайте школу: выучите умножение «на два», потом «на четыре», «на восемь». Дойдут в школе до трех, учите «на шесть» и «на девять».
Умножение «на пять» учите по часам, по движению стрелки, - и время научите узнавать, и таблицу усвоите. Всматривайтесь в каждый столбец. Учите ребенка находить особенности и закономерности.
Задачи по математике учите читать и представлять как происшествия. Их в задаче не более двух ( если задача в два действия). Сначала рассуждайте про одно. Например, «привезли в магазин 2 ящика яблок по 3 кг. И еще 5 кг слив. Сколько всего килограммов фруктов привезли?» первое происшествие – про яблоки. Узнаем, сколько всего килограммов яблок привезли. Затем примемся за другое происшествие. Узнаем про яблоки и сливы вместе.
О чтении. Один раз ребенок читает сам. Потом вы, скажем, готовите у плиты, а он пересказывает вам прочитанное. Если не точно пересказывает какое то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов.
Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А просто так несколько раз не перечитывайте. Это скучно.
По языку обращайте внимание на выполнение упражнения полностью (ведь заданий может быть несколько). При трудностях выполните вслух все упражнения, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При его письменном выполнении ребенок еще раз все вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за спиной. Не сердитесь на своего ребенка и не злите его.
Природоведение – не только по книге. Дополнительно ищите в другой литературе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: "Развитие познавательной активности младших школьников на уроках математики и во внеурочное время".
В данном обобщении опыта прослеживается: использование известных и новых методик, разработка новых средств и правил их применения, современных ИКТ с целью повышения уровня творческого, познавате...
Метод проектов в урочное и внеурочное время с младшими школьниками
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нужны новые формы и методы работы. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проетов....
Формирование личностных качеств у младших школьников в процессе развития коммуникативных навыков на уроках и во внеурочное время
В работе содержится практический курс обучения детей младшего школьного возраста основам коммуникации "Азбуки общения". В приложении даются этюды на выражения различных чувств и эмоций, что поможет уч...
Развитие креативности младших школьников во внеурочное время с применением здоровьесберегающей технологии.
Учитель, желая развивать тягу к творчеству, должен сам быть изобретателем не только на уроках, но и во внеурочное время....
Свободное время младших школьников.
Материал предназначен для родителей. Можно использовать для подготовки родительского собрания....
Проектная деятельность во внеурочное время младших школьников
Личный опыт по проектной деятельности с младшими школьниками...
Свободное время младшего школьника
Материалы для обсуждения на родительском собрании...