Родительское собрание
методическая разработка (1 класс)

Михалёва Татьяна Николаевна

Адаптация первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_pervoklassnikov_k_shkole.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема: Адаптация первоклассников к школе 
Цели: 

– разъяснить родителям трудности привыкания детей к школе, которые проявляются в возрастных и психологических особенностях младших школьников;

– дать необходимые рекомендации по планированию режима дня и грамотному приготовлению домашних заданий.

Ход родительского собрания

I. Приветствие. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, уважаемые родители.

Ваши дети переступили порог школы. Им предстоит привыкать к новым условиям своего существования, к перемене режимных моментов, к необходимости выполнения тех требований, которые им предъявляют взрослые, к сотрудничеству с новым коллективом взрослых и сверстников.

– Как вы считаете, легко ли им самостоятельно справиться со всем этим?

– Можем ли мы (а возможно, и обязаны), взрослые, им помочь?

– Не кажется ли вам порой, что и мы сами иногда оказываемся в тупике: что делать?

Уверена, что каждый из вас абсолютно все готов сделать для своего чада, но что именно, как это сделать педагогически оправданно? Наверное, нам вместе стоит сегодня об этом подумать, поразмышлять, посоветоваться со специалистами, чтобы осталось как можно меньше вопросов и «белых пятен» на пути адаптации детей к школе.

II. Сообщение учителя.

Возрастные особенности младшего школьника

Переход в разряд школьников для детей – весьма трудное испытание. Резко меняется весь уклад жизни. Появляются дополнительные обязанности, расширяется круг общения.

Как правило, от 7 до 11 лет развитие ребенка происходит плавно, без каких-либо особых кризисов. На этот возраст приходится минимум болезней, психологических травм. Отношения с родителями по-прежнему значимы, но все же отходят на второй план. Огромным авторитетом обладают учителя, на новый уровень выходят отношения со сверстниками. Рождается дружба, потрясают первые предательства. В подобных переживаниях начинают складываться собственные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Нормально развивающего младшего школьника отличает широта интересов: он по очереди увлекается всем подряд, пробует себя в самых различных областях. Ребенок жизнерадостен, энергичен, переполнен идеями и мечтами. Счастливый возраст Тома Сойера дается детям самой природой перед испытаниями отрочества и юности. Помните об этом, уважаемые родители.

III. Сообщение психолога.

Психологическая готовность ребенка к школе

Подготовленные к школе дети – это дети, для которых школьная действительность уже с первых дней собственно учебная. С ними, как правило, не бывает особых хлопот.

А есть дети, которые занимают положение кумира в семье. Если такой ребенок дома не усвоил простейшие представления о справедливости, то жизнь в школе будет полна неоправданных обид.

Личностная готовность 

Родители должны способствовать формированию у детей следующих качеств: умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться, если есть разумная необходимость, чувство товарищества. Такие качества обеспечат ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям.

Волевая готовность 

Это условие характеризуется отношением ребенка к трудностям и способам их преодоления. Здесь главное значение имеет воспитание мотивов достижения целей, умение принять трудности и стремление разрешить их.

Интеллектуальная готовность

Это наличие определенного кругозора, запаса конкретных знаний о живой и неживой природе, общественной жизни. В этом возрасте логическая форма мышления доступна, но не характерна. Важная роль отведена наглядно-действенному и наглядно-образному мышлению.

Уважаемые родители! Старайтесь всегда отвечать на вопросы, которые задает ваш ребенок. Не отмахивайтесь от детских вопросов, но и не пичкайте их готовыми знаниями: сначала дайте возможность приобрести их самостоятельно (книги, библиотеки, наблюдения, тактильные ощущения и т. д.). Познавая окружающий мир, ребенок учится мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Наблюдается три уровня адаптации детей к школе. Зная их содержание, вы сможете определить, как проходит период привыкания к школьной жизни у вашего ребенка.

Уровни адаптации

Содержание

Высокий уровень

- Первоклассник положительно относится к школе. Предъявляемые требования воспринимает адекватно.

- Учебный материал усваивает легко, глубоко и полно, успешно решает усложненные задачи.

- Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя. Выполняет поручения без внешнего контроля.

- Проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам).

- Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно.

- Занимает в классе благоприятное статусное положение

Средний уровень

- Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний.

- Понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно.

- Усваивает основное содержание учебных программ.

- Самостоятельно решает типовые задачи.

- Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны.

- Общественные поручения выполняет добросовестно.

- Дружит со многими одноклассниками

Низкий
уровень

 

- Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе.

- Нередко жалуется на здоровье, у него доминирует подавленное настроение.

- Наблюдаются нарушения дисциплины.

- Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно.

- Самостоятельная работа с учебником затруднена.

- При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса.

- К урокам готовится нерегулярно. Для того чтобы он начал заниматься, необходимы постоянный контроль: систематические напоминания, побуждения со стороны учителя и родителей.

- Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания.

- Пассивен, близких друзей не имеет. Знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников

 

Для того чтобы период адаптации к школе прошел у ребенка относительно легко, важны хорошие взаимоотношения в семье, отсутствие конфликтных ситуаций и благоприятный статус в группе сверстников.

Необходимым условием успешной адаптации ребенка в школе является степень участия родителей в его школьной жизни, в организации приготовления уроков, особенно в первый год обучения.

V. Заключительная часть собрания.

Адаптация – это приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму дня.

В адаптационный период дети по-разному реагируют на смену обстановки: могут быть очень шумными, рассеянными, зажатыми, робкими, плачут больше обычного; могут быть нарушения сна, аппетита, вдруг увеличивается интерес к играм, игрушкам.

Все эти нарушения вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм.

Безусловно, самым лучшим для ребенка в это время будет ваша поддержка и совместное со школой оказание помощи своему ребенку.

Родительская поддержка – это процесс, в ходе которого вы, уважаемые папы и мамы:

– сосредоточены на достоинствах ребенка, укрепляя тем самым в нем самооценку;

– помогаете ему поверить в себя и свои силы;

– помогаете избегать ошибок;

– не осуждаете в случае неудач.

Если ребенок не всегда успешно справляется с заданием, дайте ему понять, что ваше отношение к нему не изменилось.

Поддержка основана на том, чтобы ребенок чувствовал свою нужность и вашу заботу. Для того чтобы снять дневное напряжение, нужно постараться создать благоприятные условия:

– не заниматься с ребенком после 7 часов вечера;

– не вспоминать дневные неудачи:

– не ругать за несобранный портфель, а спокойно предложить собрать его вместе;

– пойти с ним на прогулку, отвлечь ребенка;

– после прогулки ребенку лучше принять теплый душ;

– перед сном полезно дать ему стакан молока или теплого чая с ложкой меда;

– спокойный и глубокий сон не менее 8–10 часов позволяет восстановить силы ребенка, его работоспособность;

– лучше, если ребенок не будет сидеть у телевизора более 20–30 минут, 1 час максимум. Ограничьте просмотр фильмов, особенно «ужасы», «триллеры» и фильмы «о войне». Не стоит травмировать и перегружать нервную систему ребенка;

– если ребенок боится темноты, включайте ему ночник, можно включить свет в соседней комнате и приоткрыть дверь;

– не забудьте на ночь поцеловать ребенка, погладить его. Ласка – это не пустяк, на нее тоже нужно найти время.

Памятка родителям

  • Любите своих детей, тогда они станут настоящими личностями, самодостаточными, удачливыми в жизни.
  • Внушайте каждому ребенку, что все человеческие существа достойны уважения и любви.
  • Поощряйте в детях таланты и способности мыслить положительными образами.
  • Будьте терпеливы, верьте в себя и ребенка, радуйтесь каждому мгновению, проведенному рядом с ним!
  • Вам предоставилась удивительная возможность вновь пережить то, что осталось далеко позади…

После завершения собрания учитель проводит индивидуальные консультации с родителями по личным вопросам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...