Становление речи
презентация к уроку

Лех Наталья Семеновна

Становление речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Становление речи1.02 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Становление речи Логопед Лех Наталья Семеновна

Слайд 2

Довербальный период- ранний период развития ребенка характеризующийся отсутствием речи и наличием гуления и лепета. Вербальный период- период развития ребенка начинающийся с момента появления первых слов. Речевое общение- это процесс установления и поддержания целенаправленного прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка.

Слайд 3

Комплекс оживления -различные двигательные реакции с первых месяцев жизни на различные воздействия (лицо взрослого, красивые игрушки, различные звуки), по которым можно судить о переживании им положительных эмоций. К подобным реакциям относят, замирание и зрительное сосредоточение на объекте восприятия, улыбку издаваемые звуки, двигательное оживление.

Слайд 4

Гуление - представляет собой певучее произнесение цепочек гласных звуков, близких к [ а ] , [ у ] , [ ы ] ,часто в сочетании с согласными [ г ] , [ м ] . Лепет представляет собой многократное повторение слогов (МА, БА, ПА, ДА, НА). Часто можно услышать звуки которых нет в родном языке, а часть вообще невозможно воспроизвести. Жест - некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определенное значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.

Слайд 5

Обращенная речь- речь собеседника, воспринимаемая ребенком. Лепетные слова- слова, состоящие из двух-трех открытых слогов(ляля, тата, кука и др.), звукоподражания(БИ-БИ, ГАВ-ГАВ, ПИ-ПИ и проч.). Импрессивная речь- понимание речи.

Слайд 6

Обязательный разговор с ребенком с самых первых дней его жизни- важное условие и способ развития импрессивной речи. Мама для ребенка источник жизни, любви, ласки, положительных эмоциональных переживаний. Речь из уст мамы воспринимается как особо действенная. Видеть лицо говорящего . Для успешного развития понимания речи ребенок не только слышать взрослого ,но и видеть лицо говорящего. Важно не только видеть предмет о котором идет речь, но и получить его в руки.

Слайд 7

Рассказывание - стихи, рассказы и сказки для лучшего восприятия рекомендуется читать наизусть. Рассматривание картинок-при этом приеме речь делается наглядной и более доступной для понимания. Игра - одно из лучших средств развития речи и мышления детей. Обыгрывание игрушек, многократное повторение, пение.

Слайд 8

Возраст (месяцы) Основные показатели довербального и вербального развития 1 Реакция сосредоточения на речевое общение с ребенком 2 Улыбка при общении 3 Комплекс оживления при общении со взрослых, гуление 4 Дифференцированность комплекса оживления, смех 5 Дифференциация направления звука, певучее гуление 6 Лепет 7 Готовность к совместной игровой деятельности 8 Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов: Ба-Ба-Ба 9 Общение с помощью жестов , игра в «ладушки» 10 Ситуативное понимание обращенной речи, предметно-действенное общение со взрослым, использование 1-2 лепетных слов, понятных при соотнесении с ситуацией 11 Использование 3 лепетных слов с соотнесением 12 Использование 3-4 лепетных слов с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой жестом Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития

Слайд 9

Возраст (месяцы) Основные показатели довербального и вербального развития 15 Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста 18 Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов 21 Показывает три части тела использует фразу из 2 слов, словарный запас – 20 слов 24 Показывает 5 частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, неадекватно использует местоимения Я, ТЫ, МНЕ; предложения строит из 2 слов

Слайд 10

Возраст (месяцы) Основные показатели довербального и вербального развития 30 Адекватно использует местоимения Я, ТЫ, МНЕ; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один» 36 Словарный запас 250 слов; использует предложения из 3 слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов; выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку»

Слайд 11

Шкала оценки понимания речи у детей раннего возраста 1-й уровень Ребенок прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на интонацию (3-6 месяцев) 2-й уровень Ребенок понимает отдельные инструкции и подчиняется некоторым словесным командам(«поцелуй маму», «дай руку», «нельзя»)(6-10 месяцев) 3-й уровень Ребенок понимает названия отдельных предметов(10-12 месяцев), узнает их изображения(12-14 месяцев), узнает их на сюжетных картинках(15-18 месяцев) 4-й уровень Ребенок понимает обозначение действий в различных ситуациях(«покажи кто сидит»), 2-ступенчатую инструкцию, значения предлогов в привычной ситуации. Доступно установление причинно-следственных связей (2 года 6 месяцев) 5-й уровень Ребенок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без нее (2года 6 месяцев- 3 года) 6-й уровень Ребенок понимает сложноподчиненные предложения, значение предлогов вне конкретной, привычной ситуации (к 4 годам)

Слайд 12

От рождения до трех лет Первый подготовительный этап (довербальный) охватывает первый год жизни; на этом этапе закладываются условия, обеспечивающие в дальнейшем собственное речевое развитие. Второй этап , переход к активной речи приходится обычно на этот этап жизни ребенка. На третьем этапе речь совершенствуется как средство общения-она все точнее отражает намерение говорящего, все точнее передает содержание событий. В связи с этим расширяется словарный запас, совершенствуется грамматические конструкции, четче становится произношение. Периодизация развития речи

Слайд 13

С двух месяцев общение устанавливается с помощью взгляда и первых мимических движений, затем ребенок начинает улыбаться и двигать ручками. Крик становится более разнообразным по интонациям. В 3-4 месяца начинает формироваться избирательное внимание к речи окружающих: ребенок прислушивается и узнает голос матери, других членов семьи, пытается подражать отдельным звукам речи взрослых, реагирует на интонацию, слушает музыку. В возрасте от 1,5-3-х месяцев малыш начинает гулить и агукать- в его речи появляются короткие звуки г, к, кх, а-гу, ам, ма, пф, бу, му (если ребенок слышит мало речи, появление первых звуков запаздывает) В 4-5 месяцев ребенок повторяет за взрослым, и сам произносит что-то похожее на слова, но состоящее из одинаковых слогов-это называется лепетом: ма-ма-ма, тя-тя-тя.

Слайд 14

В 6 месяцев ребенок понимает отдельные просьбы и запреты, выполняет простые просьбы(«покажи», «дай»). В речи используются в основном лепетные слова, состоящие из двух-трех открытых слогов: ляля, баба и т.д., много звукоподражаний: би-би, пи-пи, и т.д. К году малыш говорит уже около 10-ти слов. В первые месяцы после года в речи ребенка по-прежнему остается много лепетных слов и звукоподражаний. Ребенок узнает предметы на картинках, называет их, произнося первый слог, говорит много односложных слов. В этот период речь ребенка развивается стремительно: он произносит все новые слова и звукосочетания, в которых не трудно узнать знакомые слова. Взрослые должны поддерживать ребенка в его горячем желании общаться- это поможет в развитии речи.

Слайд 15

К полутора годам в самостоятельной речи ребенка около 40 слов, в два года – около 300. Это так называемый активный словарь, - т. е. слова, которые ребенок активно использует в речи: слов, которые он понимает и пытается воспроизвести, гораздо больше. В это же время в речи появляются двух-, трех сложные предложения. Большинство фраз произносится в утвердительной форме. К двум годам дети довольно четко произносят гласные а, о, у, и ; тяжелее им даютмя звуки ы, э , которые они заменяют звуками и, е . Произношение согласных звуков малыши осваивают гораздо сложнее, поэтому они часто пропускают их в словах вовсе, либо заменяют их известными звуками. Л, р и шипящие в речи двух-, трехлетнего ребенка – большая редкость, так как артикуляционный аппарат недостаточно развит.

Слайд 16

На третьем году жизни ребенок способен уже понимать достаточно сложные картинки; внимательно слушать сказки и истории. Словарный запас постоянно обновляется за счет слов общеупотребительных и изобретенных самостоятельно; к концу третьего года в словаре ребенка уже порядка 1200 единиц. В этом возрасте уже необходимо следить за грамматическим строем речи малыша. Если вы без слов понимаете, что хочет сказать ваш ребенок, то окружающим это может быть непонятно, так что для пользы малыша исправляйте сказанные с ошибками слова и фразы, четко произносите и побуждайте малыша повторять за вами. В этом возрасте возрастает потребность ребенка в самостоятельности, он уже в состоянии себя оценивать. Как правило к трем годам дети говорят о себе в основном в первом лице. Ребенок строит фразы; осваивает грамматическую систему языка. К трем годам ребенок использует все части речи и строит полные предложения и развернутые высказывания.

Слайд 17

Трехлетка более четко произносит слова, однако продолжает делать ошибки: пропускает в словах звуки, слоги, переставляет слоги местами ил заменяет их похожими по звучанию: бабака-собака; масакат-самокат и т. п. Сам по себе этот факт не должен вызывать беспокойство- в возрасте 3-х лет детям не доступно правильное произношение всех звуков речи. В основном трехлетние малыши произносят большинство согласных звуков (п, п ’ , б, б ’ , м, м ’ , ф, ф ’ , в, в ’ , т, т ’ , д, д ’ , н, н ’ , с ’ , л ’ , к, к ’ , г, г ’ , х, х ’ ). Проблемными остаются свистящие (с, з, з ’ , ц), шипящие (ш, ж, ч, щ,) и сонорные (р, р ’ , л ’ ) звуки. Оюычно дети или пропускают их или заменяют (с – с ’ , ф ’ ; з – с ’ , в; ц – т ’ ; ш – с ’ , т ’ ; ж – с ’ , д ’ , з, з ’ ; ч – т ’ ; р – л ’ ; р ’ – л ’ , в; л – л ’ ). Например дось – дождь, мозя, мозет – можно, может; звой – злой. В этом возрасте дети склонны к подражанию по этому взрослым нужно тщательно следить за своей речью, - в первую очередь чадо будет копировать именно членов своей семьи!

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические возможности клуба интеллектуального развития как формы организации внеурочной деятельности в школе для становления личностных компетентностей у младших школьников

Педагогическое сопровождение и поддержка развития способных и одаренных детей актуальная проблема современной практики. Способом решения данной проблемы может стать организация на базе школы клуба инт...

Статья "К проблеме становления письменной речи у младшего школьника"

Эта статья о тех проблемах, с которыми сталкивается младший школьник при написании....

Этапы становления речи

Характеристика речи ребёнка по возрастам...

Доклад "Особенности становления связной речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью".

Главной задачей развития связной речи ребёнка в младшем школьном возрасте является - развитие монолога повествовательного характера....

Роль коммуникативной и сигнификативной функций речи в развитии личности, методы и приёмы становления основных функций речи у младших школьников.

Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств). Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных....

Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности

Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...

«Особенности становления речи у детей с нарушением зрения»

Становление речи у зрячих и лиц с нарушениями зрения осуществляется одинаково, однако отсутствие зрения или его глубокое нарушение изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит перестро...