Рекомендации для родителей по сенсорному развитию ребенка
консультация
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей по сенсорному развитию ребенка».
1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребенком.
2. Говорите с ребенком, сначала называя окружающие предметы, позже – действия , признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения.
3. Задавайте ребенку как можно больше вопросов.
4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.
5. Приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение - это всегда немного общение «навырост».
6. По возможности , много путешествуйте с ребенком.
7. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребенка «поиграть в соседней комнате».
8. Ходите с ребенком в музеи, театры
9. Проводите совместные наблюдения и опыты.
10. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его замыслов.
11. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком, о которых идет речь.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ по формированию произвольного поведения старших дошкольников:
1.Избегать публичных порицаний и замечаний.
2.Избегать сравнения с другими детьми (особенно, если кто-то лучше).
3.Обязательно отмечать успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другими членами семьи (например, во время общего ужина).
4.Хвалить ребенка, гордиться им. Всем рассказывать и показывать его достижения.
5.Не замечать ошибки, неудачи. В самой плохо сделанной работе можно найти что-то достойное похвалы.
6.Старайтесь делать как можно меньше замечаний ребенку.
7.Приободряйте во всех начинаниях и хвалите ребенка даже за незначительные самостоятельные поступки.
8.Необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка, даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты.
9.Нельзя угрожать ребенку высказываниями типа: «Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Отдам тебя! и т.п.
10.Будьте единодушны и последовательны, поощряя и наказывая ребенка.
11. Замечайте ребенка, когда он не скандалит, не пытается обратить на себя внимание хулиганскими проделками.
12. Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности.
13. Гасите конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.
14. Учите ребенка правильному общению со сверстниками и взрослыми.
15. Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в этой деятельности.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
МЕТОДОВ СКАЗКОТЕРАПИИ:
- Не нужно ничего разъяснять ребенку, особенно скрытый смысл. Вы можете сказать: мне кажется, что этот герой, так себя повел, потому, что…, а как ты думаешь?
- В конце сказки спросите ребенка, а хочет ли он что-нибудь изменить в сказке? Предоставьте ему такую возможность.
- Полезно предлагать ребенку расшифровывать сказки, НАПРИМЕР:
Колобок
Кто такой Колобок? Это маленький ребенок, который поскорей желает узнать устройство жизни. Его дорожка в лесу, по которой он катится, ничто иное как жизненный путь с испытаниями. Самый главный урок этой сказки в том, что колобок, не спросив разрешения взрослых, ушел из дома.
И, конечно, именно поэтому сказка так плохо для него закончилась. Мир огромен, он и хорош и прекрасен, но в нем есть и опасность, нужно быть внимательным и слушаться старших, тогда опасность минует тебя.
Кроме того, обратите внимание на речь колобка, его самоуверенность — она очень точно передает завышенную самооценку дошкольника. Самоуверенный он теряет бдительность и попадает в опасность.
Также можно обратить внимание на то, что наш колобок использует одну и ту же модель поведения со всеми, ведь она была успешной. Дети в коллективе занимают каждый свою позицию и прекрасно себя в ней чувствуют, но появляется, например новый лидер и популярность первого заметно снижается. Потерял бдительность колобок из-за своих успехов, не разглядел в лисе опасности и вот — уже съеден (свергнут). Жизненный урок кроется в том, чтобы вовремя сменить позицию, выбрать оптимальную для новой ситуации. Хорошо тренируют ребенка в этом плане театральные постановки. Сегодня ты играешь за волка, завтра за поросенка.
С другой стороны, мы видим, что колобок несет в себе свое предназначение, а оно заключено в том, чтобы быть съеденым.
Ведь бабушка его для этого испекла. И колобок его выполнил. А жизненный урок в том, что у каждого есть свое предназначение и он должен его выполнить.
Для более взрослого ребенка, например младшего школьника, к этим первым урокам добавляется новый. Заключается он в том, что придет время и ты сам отправишься исследовать мир, и на пути тебе будут встречаться разные типы людей. Сказка предупреждает, что есть люди-зайцы, люди-волки, люди-медведи, а еще есть самые сложные — люди-лисы. Будь внимателен, изучай людей, приглядывайся к ним, меняй свои позиции общаясь с каждым из них, но держи в себе свой стержень, свою изюминку.
Есть и другой вариант. Как говорят исследователи, сказки «Колобок» и «Репка» — астрологические сказки. Они — о луне, которая вначале превращается в месяц, а потом наоборот. Оказывается, в сказке про Колобка в первоначальном варианте каждое животное откусывало от колобка по кусочку. Так круглая луна становилась все меньше и меньше. Когда же дошла очередь до лисы, то от колобка осталась одна горбушечка. «Ам» — и она исчезла…
Репка
Традиционное толкование сказки: в большом деле важна взаимовыручка и взаимопомощь. Не стоит пренебрегать даже малой помощью мышки — и она может пригодиться. Вместе дружно можно справиться с любой задачей.
Есть вариант, что это еще одна астрологическая сказка о луне, только в обратном направлении. Месяц постепенно превращается в полную луну. Ребенок начинает фантазировать: глядя на небо, он представляет себе колобка или репку. Окружающий мир для него становится сказочным.
Сказка о курочке Рябе.
Курочка снесла золотое яичко. Его случайно разбила мышка. Почему плачут дед и баба, ведь они сами хотели его разбить, да не смогли? Дело в том, что яйцо оказалось пустым. Яйцо является прообразом всего живого на Земле. Это символ бесконечности жизни, потому что без смерти нет возрождения. Издревле существует сакральный смысл в битье и поедании яиц — не случайно есть такой обычай - на Пасху бить и есть яйца (хотя обряд битья, возможно, связан еще и со смертью Кощея, т.е. зла). В любом случае — яйцо должно было быть полным, мир должен быть наполнен. Курочка успокаивает стариков: «Я снесу вам яичко другое — не золотое, а простое» , т. е. жизнеспособное, из которого возродится жизнь.
Заюшкина избушка
В сказке детям ненавязчиво рассказывается о смене времен года. Лиса — зима, заюшка — лето. Зайчик за помощью обращается к разным животным, которые в жизни без труда могли бы победить лису. Но побеждает петушок — солнышко, которого очень боится лиса — зима.
Вот такие вот смыслы скрыты в русских - народных сказках. Про образы Ивана-дурака и Бабы-Яги можно читать и обсуждать на форуме. Разбираться и копаться можно не один вечер! А лучше всего делать это вместе с ребенком! Может быть, он поймет то, чего взрослые понять не в состоянии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для родителей по интеллектуальному развитию младших школьников.
В рекомендациях заложены советы для заинтресованных родителей, которые хотят видеть своих детей в будущем успешными....
Рекомендации для родителей обучающихся по развитию читательского интереса у детей
Памятки и советы родителям...
Рекомендации для родителей на тему: «Развитие правильных речевых навыков»
Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков ...
Методические рекомендации для родителей по вопросам развития детско-родительских отношений и самостоятельности детей
Методические рекомендации для родителей по вопросам развития детско-родительских отношений и самостоятельности детей...
«Сенсорное развитие ребенка и дидактические игры».
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетичес...
Рекомендации для родителей. Что делать, если ребенок ленится?
Рекомендации родителям. Что делать, если ребенок ленится? Каждому человеку свойственна лень (нежелание что-либо делать). Ребёнок - это растущий организм, который еще манипулирует своими дей...
Консультация для родителей на тему: «Сенсорное развитие ребенка и дидактические игры».
Мир пробуждает любознательность у маленького человечка, желание узнать как можно больше. В этом ему может помочь взрослый. Основой познания мира служит сенсорное развитие, направленное на формирование...